Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспортной экспедиции





ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ДОГОВОРА

 

В.С.КАМЕНКОВ,

Председатель Высшего Хозяйственного

Суда Республики Беларусь,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Республики Беларусь,

председатель Белорусского

республиканского союза юристов

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 25 февраля 2008 г.

 

Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон ТЭД) <1> предусматривает претензионный порядок урегулирования споров, возникающих из договоров транспортной экспедиции. В ст. 30 Закона ТЭД указано: "До предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции с физическим лицом, заключенного в соответствии со статьей 9 настоящего Закона), обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности".

--------------------------------

<1> Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" (ред. от 26.12.2007) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.12.2007, N 305, 2/1397.

 

Таким образом, приведенная выше правовая норма обязывает только клиента (юридическое лицо и индивидуального предпринимателя) предъявлять претензию к экспедитору, а последний при необходимости может непосредственно обращаться в соответствующий суд. Наверное, поэтому отдельные авторы расценивают такое правило как ущемляющее интересы клиента: "Еще одним нововведением, предусмотренным Законом "О транспортно-экспедиционной деятельности", ухудшившим положение клиента, является установление в области транспортно-экспедиционных отношений для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность, обязательного претензионного порядка урегулирования споров" <2>.

--------------------------------

<2> Морозова Н.В. Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции // Транспортное право, 2004, N 4.

 

Надо заметить, что клиент (физическое лицо), пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. В интересах клиента (юридического лица и индивидуального предпринимателя) без соблюдения претензионного (досудебного) порядка в хозяйственный суд могут обратиться прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.

Имеется еще одно положение в законодательстве по этому поводу, требующее некоторого пояснения. Еще раз обратимся к ст. 30 белорусского Закона ТЭД, где сказано: "обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции". Отсюда вытекает, что если в договоре транспортной экспедиции предусмотрено право клиента обращаться к экспедитору непосредственно в суд, то претензионный порядок для него не обязателен.

В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК) <3> изложена несколько иная позиция: "Если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка". Это положение следует понимать следующим образом: если в законодательном акте или договоре не предусмотрен претензионный порядок, то можно (в данном случае клиенту) непосредственно обращаться в суд. На этом основании можно сформулировать общее правило для сторон, заключающих договор транспортной экспедиции: в договоре необходимо правильно и точно отразить (а не умолчать) свою волю в отношении претензионного (досудебного) порядка урегулирования возможных споров.

--------------------------------

<3> Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 N 219-З "Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь" (ред. от 11.07.2007) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 18.07.2007, N 170, 2/1348.

 

В свою очередь в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (далее - Правила ТЭД) <4> порядку предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции, посвящена пятая глава (пункты 36 - 40).

--------------------------------

<4> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1766 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2007, N 6, 5/24472.

 

В названных правовых нормах Правил ТЭД определено, в частности, что в претензии клиента должны быть указаны: суть предъявляемого требования, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. Претензия, переданная экспедитору без приложения необходимых документов, возвращается заявителю в срок не позднее пятнадцати дней со дня ее получения с указанием причины возврата.

Претензии клиента к экспедитору предъявляются в следующие сроки в случае, если:

в перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входит организация перевозки грузов, не являющейся смешанной, - в течение сроков предъявления претензии перевозчику, установленных на том виде транспорта, которым осуществляется перевозка;

в перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входит организация смешанной перевозки грузов и известен вид транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии, - в течение сроков предъявления претензии перевозчику, установленных на этом виде транспорта;

в перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входит организация смешанной перевозки грузов и не известен вид транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии, - в течение сроков предъявления претензии перевозчику, установленных на том виде транспорта, которым осуществлялась доставка груза в конечный пункт назначения, определенный договором транспортной экспедиции.

Срок предъявления претензии исчисляется по правилам предъявления претензий к перевозчику, действующим на соответствующих видах транспорта.

Однако такая отсылочная норма не совсем корректна, поскольку в договоре перевозки фигурируют иные субъекты, иные правоотношения, основания и т.д. Кроме того, сроки эти различны, а не унифицированы.

Например, в Уставе железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1196 (далее - УЖТОП) предусмотрено, что к Белорусской железной дороге претензии об уплате неустойки могут быть предъявлены в течение 45 дней, остальные претензии - в 6-месячный срок (п. 140 УЖТОП).

В соответствии с Воздушным кодексом Республики Беларусь (далее - ВК) сроки предъявления претензий к перевозчику, вытекающие из воздушной перевозки груза, определяются авиационными правилами. А в подп. 30.1.2 Правил <5> указано, что в случае причинения вреда грузу лицо, имеющее право на его получение, должно предъявить перевозчику письменную претензию немедленно по обнаружении вреда, но не позднее 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки в доставке претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение получателя или уполномоченного им лица. В случае утраты груза претензия к перевозчику должна предъявляться в течение двух лет со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, либо со дня прекращения перевозки.

--------------------------------

<5> Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные Министерством гражданской авиации СССР 03.01.1986 N 1/И, применялись в части, не противоречащей Воздушному кодексу Республики Беларусь от 11.01.1999 N 240-З.

 

В КВВТ <6> указано: "Претензии к перевозчику (буксировщику) могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

--------------------------------

<6> Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24.06.2002 N 118-З (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2008) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.12.2007, N 305, 2/1397.

 

возмещения ущерба за утрату груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта - по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки;

возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу), просрочку доставки груза или багажа, возврата излишне уплаченных провозных платежей - со дня выдачи груза или багажа;

просрочки доставки пассажиров - со дня окончания перевозки внутренним водным транспортом;

буксировки судов, плотов или иных плавучих объектов - со дня окончания буксировки;

недостачи однородных массовых грузов, перевозимых наливом, навалом или насыпью и обезличенных при перевозке внутренним водным транспортом, - со дня подписания акта ежегодной сверки расчетов;

иных случаев, возникающих в связи с выполнением перевозки внутренним водным транспортом, - со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии" (ст. 160).

Российский Закон ТЭД <7> включает похожие правовые нормы, которые одновременно уточняют и отличаются от норм белорусского Закона ТЭД. Так, в ст. 12 российского Закона ТЭД говорится, что право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. Таким образом, круг лиц, имеющих право на предъявление претензии к экспедитору, четко обозначен и расширительному толкованию не подлежит.

--------------------------------

<7> Федеральный Закон Российской Федерации от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (принят ГД ФС РФ 11.06.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.07.2003, N 27 (ч. 1), ст. 2701.

 

Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку претензии, вытекающие из договора перевозки, может предъявлять более широкий круг лиц. И каждый из транспортных кодексов или уставов может иметь свои особенности по этому кругу лиц.

Так, согласно УЖТОП в зависимости от оснований право предъявить претензии к Белорусской железной дороге имеют: грузоотправитель; грузополучатель; предъявитель багажной квитанции; предъявитель выданного организацией Белорусской железной дороги коммерческого акта о недостаче, повреждении (порче) багажа; предъявитель выданного организацией Белорусской железной дороги акта общей формы о просрочке в доставке багажа, а также законные представители перечисленных лиц (п. 136 УЖТОП).

В ВК <8> Право на предъявление претензий и (или) исков имеют (ст. 120):

фрахтователь, грузоотправитель или пассажир - в случае неподачи воздушного судна или подачи его с опозданием;

грузополучатель или грузоотправитель - в случае утраты груза;

грузополучатель - в случае недостачи, повреждения (порчи), просрочки в доставке или задержки в выдаче груза;

предъявитель багажной квитанции - в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа или просрочки в его доставке;

фрахтователь, грузоотправитель, грузополучатель или пассажир - в случае взимания провозных платежей в завышенном размере;

государственные органы, организации и граждане в соответствии с законодательством.

--------------------------------

<8> Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 N 117-З (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2008) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.12.2007, N 305, 2/1397.

 

По сроку для предъявления претензии и моменту определения данного срока российский Закон ТЭД также имеет отличия. "Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях" (ст. 12 российского Закона ТЭД).

Обязанность экспедитора рассмотреть предъявленную ему претензию в тридцатидневный срок одинакова в белорусском и российском законодательстве. Правда, российский Закон ТЭД называет и момент исчисления этого срока - со дня получения претензии, а белорусское законодательство об этом умалчивает.

Имеется и еще одно преимущество российского Закона ТЭД в отношении клиента: он позволяет экспедитору принять для рассмотрения претензию клиента по истечении установленного законом срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Ни белорусский, ни российский Закон ТЭД не определяют последствия пропуска срока для предъявления претензии. Не предусматривают каких-либо последствий в этом случае и процессуальные законы (ХПК, ГПК, АПК РФ). Для хозяйственных и общих судов имеет значение лишь сам факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен законодательным актом или договором. В случае несоблюдения этого порядка исковое заявление оставляется без рассмотрения (ст. 151 ХПК). Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без рассмотрения, вновь подать в хозяйственный суд исковое заявление.

Хозяйственный суд рассмотрел дело по иску предприятия "А" к индивидуальному предпринимателю "И" о взыскании штрафа за подачу транспортного средства при отсутствии необходимых документов на него <9>. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, хозяйственный суд решил, что иск надлежит оставить без рассмотрения, исходя из следующего. Согласно п. 4 ст. 96 (ныне ст. 151) ХПК хозяйственный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором. Как следует из представленного искового заявления, материалов, приложенных к нему, основанием материально-правовых требований истца является неисполнение ответчиком условий заключенного договора N 114 о транспортно-экспедиционном обслуживании при перевозках грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и оформленного в его исполнение договора-заказа на перевозку. Пункт 6.10 договора регламентирует обязанность предъявления претензий, возникающих при исполнении указанного договора.

--------------------------------

<9> КонсультантПлюс за 2003 год.

 

Проанализировав содержание заявленной ответчику претензии, хозяйственный суд сделал вывод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, предусмотренного договором. Указанная претензия включала другие требования, но не содержала требования об уплате штрафа за подачу транспортного средства при отсутствии необходимых документов на него, и оно ответчиком по существу не рассматривалось.

Представляется, что последствия пропуска срока на предъявление претензий экспедитору должны быть урегулированы в законодательстве или разъяснены в нормативных постановлениях судебной власти. Во всяком случае это обстоятельство не должно служить препятствием для обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов. Логика рассуждения здесь может быть такова. Важен сам факт предъявления претензии. Даже пропустив срок для предъявления претензии, клиент не утрачивает право предъявить претензию. Значит, сохраняется и право на обращение в суд, которое должно рассматриваться как приоритет. В одном из постановлений Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь подчеркнул следующее. Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, ХПК, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. В связи с этим не допускается отказ в принятии искового заявления (заявления) по спору, который подлежит рассмотрению в хозяйственном суде по основаниям, не предусмотренным ХПК, а также другими законодательными актами, в том числе по мотивам пропуска срока исковой давности, ненадлежащего способа защиты или формы обращения <10>.

--------------------------------

<10> Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.11.2006 N 16 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.12.2006, N 207, 6/666.

 

Вполне обоснованно законодательство не определяет некой очередности при выяснении отношений между клиентом, экспедитором и перевозчиком (если это разные лица). Каждый из них вправе заявить свои требования другому, если считает, что его права нарушены. "Законодатель не устанавливает очередности предъявления требований между перевозчиком, экспедитором и клиентом. Это вполне естественно, так как право клиента на предъявление претензии (иска) к экспедитору не может быть ограничено условием, что при этом экспедитор должен первоначально предъявить претензию (иск) к перевозчику. Клиент вообще может не знать, по чьей вине, экспедитора или перевозчика, произошло нарушение договора транспортной экспедиции" <11>.

--------------------------------

<11> Морозова Н.В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции // Законодательство и экономика, 2005, N 4.

 

"Иск к экспедитору может быть предъявлен в случае получения полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензию либо в случае неполучения ответа в тридцатидневный срок" (ст. 30 Закона ТЭД).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, белорусским Законом ТЭД устанавливается почему-то в десять месяцев (ст. 31). Не указан и срок, с которого следует исчислять данный срок.

В российском Законе ТЭД для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13). Здесь тоже не совсем понятно изложен момент начала течения срока. Надо полагать, что "день возникновения права на предъявление иска" совпадает с "днем, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права".

Имеются и другие коллизии, требующие их устранения и внесения определенности в порядок регулирования конфликтных ситуаций по договору транспортной экспедиции.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию