Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Практическая топономика
Так же, как вокалисту ставят голос, а музыканту руку, необходима пространственная постановка актера в театре. И сегодня остается актуальной неудовлетворенность М.АЛехова, высказанная им еще в 1927 году: «Чувство сценического пространства незнакомо актеру. Он не различает правой стороны от левой. Не различает во всей полноте авансцены и глубины, прямых и кривых линий, по которым он ходит. Он не научился еще "рисовать" своим телом фигуры и линии в сценическом пространстве» [36]. Исправить подобный недостаток — одна из целей практической топономики. Педагог, который приступает к преподаванию изложенных в данной работе положений посредством упражнений, необходимых в том или ином виде художественного творчества, обычно сталкивается с необходимостью убедить учеников в том, что кроме таланта еще нужен систематический, порой рутинный и даже механистический труд, т.е. постоянный тренаж. «Приходилось ли вам встретить руководство к сценическому искусству, — пишет С.М.Волконский, — которое бы не подчеркивало необходимость упражнения?...Да, необходимость упражнения признается, но, когда ищущие руководства просят правил, тогда говорят, — "Правила? Боже упаси! Остерегайтесь шаблона, рецепта, это убивает дух"...» [8]. И в другом месте: «Школа Вот еще предмет вечных споров: школа или талант? Что нужнее? Еще один из тех праздных вопросов, которые не составляют вопроса. Да, что нужнее для движения корабля — парус или ветер? Что нужнее для актера — школа или талант? Может быть, можно некоторые вопросы ставить, но, право же, отвечать на них нельзя» [6]. Но и через полвека о том же самом вынужден будет писать, например, С.В.Гиппиус: «Иногда говорят: в искусстве нет и не может быть вообще никаких правил и законов!.. При этом недобрым словом поминают Сальери, который "музыку разъял, как труп" и "поверил алгеброй гармонию". Указывают и на иные безуспешные попытки раскрыть законы творчества. Приводят известную поговорку, мол, талант — как Деньги: если он есть — так есть, а если его нет — так нет....Однако никакие доводы, поговорки, анекдоты и цитаты не могут подтвердить невозможное, — что вообще никаких законов нет, потому что законов не может не быть, раз есть явления действительности....Неталантливому актеру не помогут никакие законы творческого процесса. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его» [10]. Тотальное мнение (особенно среди начинающих артистов и художников) о том, что искусство — это непознаваемая стихия, приводит к ужасающему падению уровня профессиональной технической оснащенности. Плоские, непоставленные голоса, убогий жест, постоянный крик, маскирующие ничтожность чувства в театре или примитивные, банальные композиция и колорит в живописи — увы, это стало повсеместной нормой. Так почему же, начиная с Леонардо да Винчи и Ф.Ланга и до наших дней, приходится, чаще всего безуспешно, убеждать тех же актеров или художников в необходимости знания человеческой природы? К слову говоря, отрицательное отношение к фразе Сальери «Я музыку разъял, как труп» (А.С.Пуш-кин) основывается на простом незнании того, что здесь имеется в виду подвижничество великих мастеров живописи эпохи Возрождения. Известно, что, например, великий Леонардо засыпал от усталости в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. «Убедить можно лишь того, кто хочет убедиться», — заметил как-то Н.Г.Чернышевский. Почему же те, кто обучается искусству, не хотят убеждаться? Думается, все дело в бытовавшей до сих пор неверной установке «следовать природе» в процессе обучения художественному творчеству, изучая ее в отрыве от этого творчества. Не только в практике, но и в теории искусства сложился удивительный феномен. Если ученые, изучающие психологию, черпают доказательства ее положений, например, в литературе или в театре, то многие теоретики этих и других видов искусств считают, что знание, к примеру, той же психологии может им только навредить. Так, в диссертационных работах в области искусствоведения только сегодня стали переходить от описательной формы к научной аргументации. Иначе говоря, теория искусства лишь в наши дни, правда неспешно, пытается стать наукой в истинном понимании этого слова. Трудно себе представить, но изучение психологии в театральных школах России за всю их историю практически никогда не входило в программу обучения! Сегодняшний выпускник театральной школы не может назвать даже вид темперамента своего персонажа, так как чем отличается, например, холерик от сангвиника ему неведомо. Введение психологии на некоторых факультетах РАТИ-ГИТИС, благодаря подвижничеству профессора А.Л.Гройсмана, и сегодня рассматривается как некоторая экзотика. Причин тому много. И среди них подсознательный страх психологически необразованного преподавателя актерского мастерства (вдруг ученик задаст вопрос про тот же темперамент, например, а «мастер» оконфузится!). Итак, среди изучающих искусство по-прежнему мало тех, кто желает глубоко изучать природу человека. Повсеместно главным критерием эстетики является популяризация своего (актер, художник) или чужого (искусствоведы) «нутра». И это на фоне глубоких и по-научному точных исследований лучших мастеров искусства от Леонардо и Ланга до К.С.Станиславского и С.М.Эйзенштейна! Но попробуем найти всему этому хотя бы предварительное объяснение. Главная «классическая» ошибка, думается, заключается в том, что изучение законов искусства и законов природы у нас чаще всего разделено на две, порой мало связанных между собой, дисциплины. Автор в своей практике попытался поступить иначе: не сочетать раздельное изучение природы и специальных элементов актерского мастерства, но использовать изучение основ творческой профессии как метод изучения природы человека. Здесь большую помощь автору оказал замечательный театральный педагог и единомышленник А.В.Гребенкин. Как показала его и автора данной работы практика, мнение о том, что актер и лень ума — синонимы, оказалось не более, чем многовековым мифом. В этом автора еще раз убедили занятия топономикой как со студентами театральной школы, так и с профессиональными, опытными артистами1. Однако при определенной модификации возможно овладение практической топономикой не только артистам драмы или балета, но также всем тем, кому она может пригодиться при общении с аудиторией или просто в быту, при деловых контактах например. Предварительное знакомство с топономикой имеет смысл начинать с тренировки всех четырех видов внимания, о которых мы говорили в этой работе. Здесь преподавателю необходимо подключить свою фантазию, продумать методику практической реализации теоретических положений. Так, например, для тренировки косвенного внимания в сценических условиях автор данной работы ввел условные понятия «глаз на затылке», «глаз на виске» и т.п. Эта терминология позволяет точнее определить вектор внимания, не совпадающий с направлением взора. Приступая к изучению топономики как практической дисциплины, следует отнестись ко всему изложенному в данной работе как к сценарию занятий, на которых ученики проигрывают, как бы пропуская через себя, все основные этапы формирования психологического пространства. Так, уже на первом занятии по теме «Вертикаль» ученики попеременно распределяются на «родителей» и «младенцев», совершая все необходимые манипуляции: «пеленание» и «кормление» ребенка, переворачивание его на живот и т.п. При этом за проигрыванием каждого этапа следует анализ учениками своего самочувствия. В результате этого делаются выводы, содержащиеся в соответствующем разделе теории топономики. Так изучались и остальные разделы данной работы: «Сагитталь», «Горизонталь» и «Эгональ». Учащиеся постепенно переходили из одномерности вертикали к полнообъемному топономному тексту. 1 Приоритет изучения топономики как практической дисциплины принадлежит кафедре хореографии РАТИ-ГИТИС (зав. кафедры н.а. России, профессор Е.П.Валукин) и Актерско-педагогическому колледжу образовательного Центра Измайлово (худ. рук. кандидат педагогических наук А.В.Гребенкин). Например, при изучении сагиттального периода ученики выполняли упражнение на «самозапрет», получившее название «муки совести». Разыгрывается этюд, обстоятельства которого — забытые кем-то деньги, лежащие на столе. Один из учеников должен решить — взять ему эти деньги или нет, т.е. совершить поступок, прямо связанный с моральными принципами. Ему в этом этюде подыгрывают еще два ученика, выполняющие роль «внутренних голосов». Первый располагается перед столом и стоящим за ним основным исполнителем. Его задача — уговорить взять деньги. Второй — за спиной основного исполнителя. Его задача прямо противоположная — не разрешить пойти против совести, т.е. не брать эти деньги. Общая же задача «внутренних голосов» заключается в том, чтобы победить и заставить основного исполнителя подчиниться одному из них. Главный исполнитель, естественно, некоторое время колеблется, потом совесть побеждает, и он уходит, оставив чужие деньги на столе. Автор должен признаться, что сам не ожидал эффекта, который произошел после того, как «внутренние голоса» первый раз поменялись местами. Оказалось, что если «можно, возьми!» звучало сзади, а «нельзя, это нечестно!» — спереди, исполнителю этюда взять «чужие» деньги оказалось значительно легче. Некоторые ученики под влиянием сценической веры, данной им от природы, позволяли своему персонажу взять-таки чужое и удалиться. Так, на этом примере ученики убеждались, что 1) топонома самозапрета расположена сзади, а соблазна — спереди; 2) стоит эти топономы искусственно поменять местами, как моральные принципы, усвоенные с детства, ослабевают. При изучении же горизонтали как вектора выбора был использован простой прием. Сначала несколько одноцветных предметов (кубики, шашки и т.п.) складывались учеником в вертикальную пирамиду. При этом такой же предмет другого цвета укладывали где-то близко к центру этой пирамиды. Предлагалось выбрать иначе окрашенный предмет. Разумеется, стоило только ученику потянуть его на себя, как пирамида (т.е. модель ситуации выбора) разрушалась. Затем те же предметы располагались на столе по сагиттали от ученика. Иначе окрашенный предмет располагался в общей цепочке на некотором удалении. Выяснялось, что его выбрать тоже нелегко, так как приходилось тянуться, затрачивая определенное усилие. Когда же все предметы располагались по горизонтальной линии перед учеником, выбор осуществить было проще простого: лишь взять нужный предмет в руку. Здесь упомянуты только некоторые упражнения. Их количество может быть достаточно большим, стоит только под этим углом зрения обратиться к страницам данной книги и, разумеется, подключить свою фантазию. Практическое изучение каждого раздела топономики рекомендуется подразделить на три части. Первая часть — проигрывание основных эпизодов, воспроизводящих те ситуации, при которых формируется стереотипный ассоциативный ряд переживаний, закрепляемых в значениях основных топоном. Вторая часть — этюды, в которых ученики придумывают и разыгрывают ситуации на тему вертикальных, сагиттальных и горизонтальных (включая их сочетание в плоскости и объеме) отношений между людьми на основе своих жизненных наблюдений. Третья часть — ученики проигрывают этюды на основе произведений живописи, а также ситуаций из литературных произведений, отвечающих той или иной теме топономики. При выполнении каждого упражнения или этюда в творческих учебных заведениях большое внимание необходимо уделять их эстетичности. «У нас, по-видимому, думают, что красота есть некоторая приправа, которой не мешает иной раз подпустить, — пишет С.М.Волконский. — Вот я играю просто, а вот в этом эффектном месте, давай сделаю "красиво". И обыкновенно это "красиво" сводится к двум-трем шаблонным позам и движениям из репертуара теноров. Не эту красоту я разумею. Я разумею ту красоту, которая присуща движению, когда оно целесообразно, ибо движение не может быть некрасиво, раз оно отвечает назначению» [6]. Как дополнение к названным упражнениям можно рекомендовать и другое, названное автором «Я слушаю музыку». Оно особенно полезно для развития навыков по созданию партитуры объектов внимания. Известно, что при прослушивании музыки мы не фиксируем взгляд лишь в одной точке, но попеременно переводим его от одной топономы к другой. Это подсознательное действие в упражнении должно выполняться вполне осознанно. При выполнении этого упражнения ученик садится на стул, расположенный на авансцене лицом к зрителям. Согласно заранее подготовленной партитуре объектов внимания, варьируя все его три вида — прямое, косвенное и сублимированное, — ученик последовательно распределяет внимание в пространстве, обращая его то к одной, то к другой топономе, согласно его отношению к музыкальному произведению. При этом обязательно соблюдается необходимое условие: переключение внимания должно быть оправдано музыкальной композицией. Если нет музыкального события (изменения мелодии, ритма, перехода в иную тональность и т.д.), нет и перевода внимания с одной топономы на другую. В принципе, содержание этого этюда чем-то напоминает хореографию, только задача его не в поиске пластики, адекватной музыке, но в такой же музыкально оправданной «хореографии» внимания — «перцепографии»1, если так можно сказать. Разумеется, при выполнении данного упражнения возможен и импровизационный его вариант. Однако опорные топономы — первичная, кульминационная и финальная — в любом случае должны быть определены заранее. Когда таким или подобным образом будут изучены все «векторные» этапы топономики, ученики приступают к усвоению основ мизансценического действия, где весь предыдущий материал предстает в едином комплексе. И кроме того, учитывается все, что было приведено в конспекте работы Н.Тарабукина. Перед тем как остановиться непосредственно на упражнениях, посвященных мизансценическому действию, необходимо уточнить ряд вопросов, связанных с понятием импровизации. Как показал опыт, обучение основным приемам коллективной мизансценической импровизации имеет смысл начинать с этюдов, в которых участвуют три человека и создается априорная драматическая ситуация классического «любовного треугольника». Для участия в этюде приглашаются или две ученицы и один ученик, или, наоборот — два ученика и одна ученица. Первые (простейшие) этюды строятся по теме «третий лишний». За определенное количество поочередных переходов по точкам мизансценической сетки (например, по три перехода для каждого участника) ученики должны выразить все основные этапы развития такого «треугольника» — исходную, кульминационную и финальную мизансцены, а также промежуточные этапы мизансценического действия. Всякому изменению мизансцены тем или иным участником этюда должны предшествовать: — вертикальная «пристройка»; — выбор вектора устремленности и формирование вертикально-сагиттальной плоскости; — и наконец, разрешение ситуации выбора (горизонталь) с окончательным формированием трехмерности своего визуального невербального поведения. Следующий этап — разыгрывание как мизансценическое действие сюжетных линий известных литературных произведений, лучше тех, что также содержат «любовный треугольник»: «Горе от ума», «Анна Каренина», «Евгений Онегин» и т.д. Перцепция — восприятие. Таким образом, в общем-то несложные упражнения способны подготовить учеников к пониманию сущности того, что на самом деле есть объемность сценической композиции. В качестве примеpa последовательного создания «невербального» композиционного объема в сценическом искусстве рассмотрим пролог к торжественному вечеру, посвященному 120-летию РАТИ-ГИТИС, созданный одним из выдающихся хореографов, народным артистом России Е.П.Валукиным. Этот пролог, состоящий из трех, органически переходящих друг в друга основных частей — полонеза, вальса и танго, — был построен на основе трех доминирующих векторов: вертикали (доминанта вертикальных пристроек полонеза), сагиттали (доминанта векторных устремленностей в вальсе) и горизонтали (пластически развернутое общение в танго). Вертикаль как социальный вектор и одновременно экспозиция общения здесь поднялась на уровень художественного образа социальности. В доминанте вертикали Е.П.Валукиным была вскрыта самая существенная историко-культурная доминанта Польши в период распространения полонеза. То же можно сказать и о «сагиттальном» вальсе, и об аналитично-темпераментном «горизонтальном» танго. Характерно, что в силу своего таланта и профессионального мастерства Е.П.Валукин создал временную последовательность своей композиции в полном соответствии с последовательностью формирования возрастных и исторических этапов координат психологического пространства. Обратившись к примеру из творчества Е.П.Валукина, уместно вспомнить и слова С.М.Эйзенштейна: «В произведении искусства мы непременно должны иметь процесс в развернутом виде: этот древний образ мышления и образ действия закрепляется в нем определенной закономерностью форм. Закономерностью, тянущейся из глубины столетий и проходящей от актерского жеста до сложнейших структур произведений» [37]. Таким образом, сопоставляя «механику» названных упражнений, этюдов и приведенный пример из сферы танцевального искусства, легко убедиться, что в конечном итоге можно тренировать полноценное объемное невербальное мышление — необходимое условие художественного творчества. Date: 2015-09-05; view: 317; Нарушение авторских прав |