Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые итоги





В сагиттальный период, так же как и в верти­кальный, в подсознании каждого из нас фор­мируется некоторая совокупность общих (стереотипных) ассоциа­ций, связанных с конкретным и ограниченным набором однотип­ных по содержанию проявлений внешнего мира.

Часть этих ассоциаций относится к набору под условным назва­нием «фронт», другая «тыл». Вместе они объединены тем, что можно назвать сагиттально-ассоциативным комплексом, т.е. подсоз­нательной сагитталыо.

Этот комплекс начинает возникать с первых дней самостоятель­ных, целенаправленных движений ребенка и находит свое подкреп­ление со временем в его партнерских взаимоотношениях с предме-

тами, со взрослыми и, особенно, со сверстниками, а позднее со все­ми элементами внешней среды, включая сферу культуры.

Мы определили здесь три основные этапа.

Первый этап начинается с периода активного ползанья и ощу­щения своей все возрастающей независимости от взрослого, за­канчиваясь началом самостоятельного и уверенного прямохожде-ния. К этому моменту все ассоциации, связанные с вертикалью, уже вошли «в плоть и кровь», а сагиттальные только начинают форми­роваться. Поэтому естественно, что некоторые формы приобрете­ния пространственного опыта переносятся из вертикального в са­гиттальный период.

Главная из них — импульсивность поступков и иерархический принцип значимости: далеко — близко, доступно — недоступно, достижимо или недостижимо и т.д.

В сагиттали, так же как и в вертикали, иерархичность значений тесно связана с количеством затраченной энергии. Разница за­ключается в том, что если в вертикальном периоде энергия — это конкретная физическая сила воздействия, то в сагиттали — это внутренняя, эмоционально-образная сила действия.

На втором этапе сагиттальные ассоциации закладываются на уровне спонтанного неориентированного маршрута и потому есть не более, чем ощущение своего иррационального сагиттально-дина­мического Я (в отличие от социального вертикально-статического).

«Освобождение от родительского влияния становится возмож­ным только тогда, когда человек достигает независимости, т.е. при­обретает умение жить "включенным" в настоящее, действовать спон­танно и достигать близости с другими людьми. Некоторые счастли­вые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство "включенности" в настоя­щее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предва­рительное планирование, — спонтанность», — пишет Э.Берн [4].

Значение сагиттали как абстрактной независимости вступает в конфликт «борьбы за свободу» с вертикалью, успех которой визу­ально проявляется в диагональном векторе: чем меньше угол этого вектора по отношению к сагиттали, тем выше степень свободы. Это обстоятельство, кроме всего прочего, еще более закрепляет весь вертикальный комплекс ассоциаций.

Третий этап наступает с момента самостоятельного достижения объекта и до начала аналитической манипуляции с двумя объекта­ми, т.е. до того момента, когда происходит начало овладения гори­зонталью, о чем будет сказано позднее.

Как и во время овладения вертикалью ребенок сначала методично бросает предметы вниз, а затем, подражая взрослым — вверх, так и в

сагиттальном периоде происходит нечто подобное: казалось бы, бес­смысленное методичное перемещение игрушки от себя и к себе на самом деле есть овладение вторым измерением, т.е. объективизация психологической сагиттали.

 







Date: 2015-09-05; view: 358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию