Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постоянная составляющая вертикали





Все вертикальные слова объединяет наличие некоего вертикального коэффициента, косвен­но указывающего на победу или поражение в борьбе с силой земного тяготения (подъем, взлет или приземленность, падение). Иначе говоря, во всех этих сло­вах содержится образ проявления энергии внешнего мира и ее влия­ние на человека — вертикальный энергетический конфликт. В этом конфликте, и это находит свое отражение в «вертикальных» словах, человеку отведена роль постоянного преодоления.

Во всех словах, относящихся к трем этапам речевой вертикали, можно выделить обобщающую их постоянную эмоциональную ок­раску — в некотором роде постоянную составляющую.

В данном случае постоянной составляющей будет тот или иной подразумеваемый уровень на вертикали, который возник благода­ря преодолению или подчинению силы тяжести и относительно ко­торого существует определенная вертикальная деятельность.

У каждого из нас постоянно присутствует две невидимые психо­логические вертикальные оси: внешняя и внутренняя.

Внешняя вертикаль асимметрична.. Она выходит вверх (из те­мени) и вниз (между ног). Высота ее практически бесконечна. Даже тогда, когда мы находимся в закрытом помещении, она пронзает все потолки и крыши. Низ же ее, на каком бы уровне (этаже) мы не на­ходились, всегда-у нас непосредственно под ногами. «Обратите вни­мание на то, что жест вниз ограничен (земля), а жест вверх не ог­раничен (небо); как великолепна философия: всякое падение пре­дельно, всякий полет беспределен...» [6]. В этом высказывании С.М.Волконского, кроме замечательно верного наблюдения содер­жится и типичное заблуждение, так как ведущими ассоциациями верха и низа он считает небо и землю. То, что они являются произ­водными, мы только что показали.

Где лежит граница между верхом и низом? Известно, что все рас­стояния, определяемые «на глаз», человек мысленно измеряет ют кончика своего носа (в этом случае результат измерений наиболее то­чен). Поэтому предположим, что верх это все, что выше носа, а низ, соответственно, все, что ниже. Выражения «задрать нос», «повесить нос», «держать нос по ветру» ясно указывают на основную точку отсчета.

«Нос термометр страсти», приводит это дельсартовское за­мечание С.М.Волконский {6].

Исходный уровень, расположенный на уровне кончика носа, есть знак своего Я. Любое знаковое движение головы как бы переносит это Я в ту или иную сторону пространства.

Вежливый поклон при встрече — это знак, основанный на сме­щении относительно постоянной составляющей вниз. Гордо вски-

нутая голова — это знак, основанный на смещении относительно по­стоянной составляющей вверх.

Можно упасть на колени, униженно согнуть спину, стыдливо опустить глаза (или, наоборот, подпрыгнуть от радости, запроки­нуться от хохота, закатить глаза вверх от восхищения) — здесь при­сутствует всего один знак низа (или, наоборот, верха), так как все они основаны на смещении по вертикальной оси относительно уже известной нам постоянной составляющей (своей или собеседника), а приведенный ряд лишь показывает его разную энергетику.

Такая вертикальная постоянная составляющая, не всегда явно обнаруживаемая в слове, вполне очевидна в вертикальной панто­мимике.

Наличие в нашей речи ансамбля слов с вертикальной ассоциа­цией — это своеобразный перевод с языка, свойственного всему жи­вому, языка тела. Мы уже говорили о том, что основой этого языка является конкретное действие в ином контексте и ставшее потому знаком.

Действия ребенка, направленные на преодоление силы тяжести как важный акт самоутверждения, а также проходящие по вертика­ли взаимоотношениями со взрослыми, со сверетниками, с младши­ми детьми и с предметами во время игр — все нашло свое отражение в нашем внеречевом визуальном языке общения.

Процесс формирования вертикальных ассоциаций не заканчива­ется в детстве, но продолжается в течение всей жизни на основе личного опыта, благодаря общественной памяти и на основе фор­мирования современных нам ассоциаций. Комплекс таких ассоциа­ций постоянно обогащают произведения визуального искусства и литература. В качестве примера приведем ансамбль вертикально-векторных ассоциаций в стихотворении А.С.Пушкина:

«Я памятник себе ВОЗДВИГ нерукотворный, [ВЕРХ]

К нему не зарастет народная ТРОПА, [НИЗ]

Вознесся ВЫШЕ он главою непокорной

Александрийского столпа..

ВЕЛЕНЬЮ Божию, о муза, будь ПОСЛУШНА, [СНИЗУ-ВЕРХ]

Обиды не страшась, не требуя венца; [СНИЗУ-ВВЕРХ]

Хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО [НАРАВНЕ]

И не ОСПОРИВАЙ глупца». [СВЕРХУ-ВНИЗ]

 







Date: 2015-09-05; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию