Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть ТРЕТЬЯ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ХVII
В современной философии изучение истории философии Если история науки обычно отличается от теории науки (космологические взгляды Птолемея – это не более чем факт истории астрономии и физики, поскольку его взгляды устарели уже после открытий Коперника), то философия часто включает свою историю Философское знание остается актуальным несмотря на смену эпох. При этом сохраняются смыслы понятий и концептуальная наполненность прежних философских систем. Они не отвергаются новыми теоретическими построениями. Вопрос лишь в том, для чего именно оно нам нужно и каким образом мы к нему относимся. Философия – это особая сфера человеческой мысли. С точки зрения проблем, которые она решает, ее можно считать универсальной. Философия возникла приблизительно одновременно в Китае, Индии и Греции. Поэтому философию можно считать и многообразной, и одновременно монолитной, единой. Она всегда является выражением самых важных вопросов, которые волнуют всех людей без исключения. Однако конкретный философ предлагает такое решение бытийных и познавательных проблем, которое пригодно лишь для определенного времени. Выделение исторических, культурных типов философии, а также мировоззренческих типов позволяет нам упорядочить то многообразие идей и решений, которые мы обнаруживаем в философских текстах. Существование философии как самостоятельного явления связано прежде всего с Древней Грецией. Само название «философия» происходит от древнегреческого слова, которое означает «любовь к мудрости». По этой причине неправильно было бы говорить о том, что существует единая мировая философия. Так, например, восточная философия длительное время развивалась самостоятельно, в отрыве от европейской традиции. А следовательно, восточная философия – это особое явление, которое неуместно привязывать к европейской философии. Русская философия также самобытна: у нее свои задачи, свои методы их решения, и с точки зрения преемственности философского знания русскую философию нельзя сводить к западной философской традиции. Основная задача, которая стоит перед историей философии Невозможно учесть все типологические основания философии, поэтому назовем наиболее масштабные принципы, определяющие историю философии в качестве самостоятельной дисциплины. Культурный принцип: философия зависит от культуры, представляет собой ее концентрированное выражение и в то же время оказывает на нее влияние. Именно эта общая закономерность лежит в основании противопоставления европейской В то же время нельзя говорить о целостности западной или восточной философии. Так, индийская философия существенно отличается от китайской (хотя в них есть и пересечения), а древнегреческая философия – от философии Средних веков. Однако в самом общем смысле противопоставление восточной и западной (европейско-американской, или просто европейской) философии остается верным. Исторический принцип: философия является выражением духа эпохи. Именно это легло в основу общего деления философии на древнюю, средневековую, философию Нового времени Типологический принцип: типы философии можно выделить и в зависимости от того, как решается основной вопрос философии – вопрос о том, что первично – мышление или бытие. Это совершенно особый способ упорядочения философских учений, который отличается как от культурного, так и от исторического принципа. Идеализм и материализм, рационализм и иррационализм в одинаковой степени присущи любой философской системе, независимо от ее культурной или исторической принадлежности. Онтологический аспектосновного вопроса философии заключается в следующем: что первично в мире – бытие или сознание? Согласно первому решению, которое получило название идеализма, первичным признаются мышление, дух, а не бытие. Кроме того, существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и идеалистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, которые склоняются к такому промежуточному решению, получили название дуализма. Основателем дуализма считается французский философ Нового времени Рене Декарт. Гносеологический аспект основного вопроса философии формулируется иначе: что первично в процессе познания – бытие или сознание? Первое решение получило название рационализм, оно предполагает признание первичным не бытия или материи, Второе гносеологическое решение основного вопроса философии состоит в том, что в процессе познания первичным является бытие. Философские направления, которые принимают эту точку зрения, получили название эмпиризма. У истоков этого философского направления стоял английский философ Нового времени Фрэнсис Бэкон. Имеется и третий вариант ответа на этот вопрос, вообще отрицающий возможность познания мира, – иррационализм. Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр считал, что мир не имеет внутренней логики, а следовательно, он не может быть познан. Грубо говоря, поскольку мир не упорядочен, то не может существовать В современной философии основной вопрос звучит в ином смысловом подтексте: как сориентировать практическое применение знания, чтобы при этом сохранить саму природу, человеческую цивилизацию, человека и способствовать их развитию?
Date: 2015-09-18; view: 308; Нарушение авторских прав |