Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какова взаимосвязь понятий «природа» – «общество»?
Прежде всего, соотнесем, сопоставим понятия природы и общества. В истории цивилизации понятия природы и общества подобно другим философским категориям претерпевали существенную трансформацию, употреблялись в различных значениях. И в современной философии эти понятия используются неоднозначно. Природа, земная и космическая, – та часть материального мира, которая не создана человеком, независима от него и существует до появления общества. Материальным является и само общественное бытие. Человек является продуктом и субъектом общественно-трудовой деятельности. Фактически «природа» – это одно из наиболее широких понятий. Оно охватывает все существующее, т.е. бытие, частью которого является и сам человек. В истории философии и естествознания чаще употребляется понятие «природа» для обозначения земных естественных (зачастую и геологических, физических) условий существования человека и общества. В этом аспекте под природой понимается естественная среда обитания человечества, и в этом смысле она противопоставляется понятию «общества». «Природа в самом общем смысле есть существование вещей, подчиненное законам» (И. Кант). В широком смысле общество – обособившаяся часть природы. Понятие общества обозначает всю совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество, как качественно новая материальная система, проявляется в функционировании и развитии, воспроизводстве социальных организаций, институтов, групп, классов, наций, межнациональных общностей и др. В узком смысле под обществом понимают исторически конкретный тип социальной системы (например, «рабовладельческое общество») или определенную форму социальных отношений (например, гражданское общество, противопоставленное государству). Общество, будучи закономерным результатом развития природы, возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на природу, но одновременно общество всегда испытывало и испытывает обратное воздействие со стороны природы. Эта диалектическая взаимосвязь природы и общества носит сложный, противоречивый характер. Исторически взаимодействие природы и общества менялось. Но сегодня возникли наиболее острые противоречия в связи Часть природы, которая оказывалась вовлеченной в процесс производства и качественного изменения человеком, французский ученый Ж.Э. Реклю обозначил понятием географический среды. Причем не только Реклю, но и ряд других ученых высказывали и обосновывали мысль о приоритетности географического фактора в развитии общества, рассматривая бедность и богатство естественных условий как важнейшую причину, определяющую ход цивилизационной истории. Такой подход в науке под названием географического детерминизма использовался для оправдания политики отдельных государств, направленной на захват чужих территорий и расширение «жизненного пространства» для населения своей страны. Содержание и форма конкретных механизмов взаимосвязи природы и общества производны от исторически сложившихся способов производства. Вопрос о конкретных формах взаимосвязи природы и общества сегодня приобретает особое теоретическое Ныне перед человечеством стоит проблема выживания. Поэтому все политические, социальные и экономические явления следует рассматривать с позиции необходимости решения этой проблемы. Она требует от каждого из людей нового уровня социальной ответственности, понимания перспектив развития цивилизации, четкого знания, куда и зачем идет человечество. Философия, как духовная квинтэссенция современности, обязана активно участвовать в выработке решения жизненно важной глобальной проблемы взаимодействия природы и общества. Первое, самое общее представление о взаимосвязи природы По мере цивилизационного развития роль общества и значение искусственной среды в жизни человека последовательно возрастают. Можно сказать, что в результате антропогенного воздействия человека на природу искусственная среда наступает и вытесняет сегодня естественную. Ныне географам остается только мечтать о чистой географической среде, ибо ее просто не существует. Но существуют техногенные ландшафты и техногенная среда (ежегодно человечество производит техномассу в количестве 1013– 1014т). Само познание природы зависит не только от восприятия природы человеком, но и от познания человеком самого себя. Естествознание, исследующее условия возникновения искусственной среды, вводит в свой понятийный аппарат представление о человеке как Естественная среда – это не только материальные условия жизнедеятельности, она – исходный пункт производства. Она – объект, при взаимодействии с которым возникают определенные практические, познавательные, эстетические и нравственные отношения, т.е. с ней связана и физическая, и духовная жизнь человека. Человек, отражающий природу в своем сознании и ставящий перед собой цели, является субъектом различных видов деятельности. Жизнь человека, равно как и среда его жизни, – это не свойство знания, наоборот, люди сначала должны жить, а потом уж они способны что-то знать о среде своей жизни, т.е. необходимо рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни. Это нужно особенно помнить и учитывать при философском анализе проблем человека. Подчеркнем, что социальная экология – область социологии, исследующая закономерности взаимодействия общества и природы (социология. М., 1990. С. 186).
Каково содержание понятий Под влиянием идей, появившихся в конце XIX – начале ХХ в. Сегодня, когда, остро стоит вопрос о сохранении биосферы, жизни на Земле, остановимся на проблеме эволюции биосферы Полезно помнить, что природный субстрат является необходимой материальной предпосылкой, полем деятельности, природной «ипостасью» любой человеческой вещи, машины, системы машин и т.д. и никакая научно-техническая революция не изменит того обстоятельства, что природная составляющая – атрибут любой социальной вещи. Но тогда любые предметы материальной культуры, поскольку они природные тела, преобразованные человеком, подчинены, детерминированы естественными закономерностями: механическими, физическими и т.д., сохраняющими качество данного природного субстрата. Однако, создавая предметы материальной культуры, человек преследует свои цели, которые вовсе не совпадают с закономерностями воспроизводства природного тела данных предметов, что, конечно, не отменяет закономерностей, которые продолжают действовать, но часто – действовать разрушительно. История показала, что, вырывая, в том числе и в прямом смысле слова, природные тела, органические и неорганические, из сложившихся естественных связей, получая их в своих целях Став частью биосферы, человек изменяет ее, приспосабливая Факты свидетельствуют, что в век НТР возрастают последствия разрушительного вторжения человека в биосферу, ведущего к обеднению естественных богатств, масштабному загрязнению окружающей среды, к ломке сложившихся в живой природе связей между биоценозами, отдельными видами и популяциями флоры и фауны. И если на ранних этапах цивилизационного развития последствия деятельности людей не носили рокового характера и природа успевала самовосстанавливаться после нанесенного ей ущерба, то, начиная со времени интенсивного промышленного производства, последствия человеческой деятельности приобретают глобальный, часто катастрофический характер.
|