Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каковы внутренние закономерности развития науки?





 

Детерминация науки в конечном итоге общественным бытием, потребностями и уровнем развития общественной практики не исключает, а полагает наличие собственных, внутренних закономерностей ее развития. К таким закономерностям относятся следующие.

Закон экспоненциального развития науки, сформулированный впервые Ф. Энгельсом в 1844 г.: «...Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она… растет в геометрической прогрессии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 568).

С конца XVII в. некоторые параметры науки возрастают пропорционально: объем научной деятельности в целом (число открытий, объем научной информации, количество занятых в науке людей) удваивается за 10–15 лет. Последние 50 лет число научных работников увеличивалось на7 % в год, а прирост населения на земле составлял 1,7% в год. Число ныне живущих ученых составляет 90% от их числа за всю историю науки. (Следует, однако, отметить, что в 70-х г. XX века в ряде развитых стран показатели роста науки стали снижаться: начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения науки).

Закон кумуляции знания (или преемственность в развитии науки) обеспечивает ее функционирование как фактора социального наследования, как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами.

Смена стилей научного мышления: наблюдение как особый способ получения знаний в античности; затем эксперимент и аналитический подход в эпоху нового времени; целостный многосторонний охват изучаемых объектов в современной науке.

Сочетание экстенсивных и интенсивных подходов и этапов
в развитии науки.
Проявляется в смене преимущественно количественно-качественных изменений глубокими преобразованиями коренного качества – ломке устоявшихся картин мира, стилей мышления ученых, старых теорий и замене их новыми, что является признаком революций в науке. Например, развитие науки, связанное с именами Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и др. – интенсивный этап в развитии науки, когда на смену геоцентрической картине мира пришла гелиоцентрическая, механистическая. После этого на протяжении примерно 150-200 лет развитие науки шло на базе механистической картины мира (т.е. в экстенсивной форме, хотя это сопровождалось очень важными качественными изменениями).

В конце XIX – начале XX в. произошла «новейшая» революция в естествознании, когда была разрушена механистически-мета­физическая картина мира и создана электромагнитная (диалектическая) картина. Этот интенсивный этап в науке сменился экстенсивным, продолжавшимся до середины XX в., затем началась научно-техническая революция, и наука вновь вступила в интенсивный этап своего развития.

Следует иметь в виду, что в развитии науки постоянно происходят скачки, различные по масштабу революционные преобразования – т.е. научные революции в отдельных науках, в ряде родственных отраслей ее, в сферах науки и общенаучные революции, охватывающие всю (совокупную) науку. С последним типом научных революций связаны интенсивные этапы ее развития.

Общенаучная революция – это коренное преобразование всей системы познавательной деятельности, качественное изменение характера, содержания и социальных функций науки как элемента культуры и особой сферы человеческой деятельности. История знает две такие общенаучные революции: первая происходила
в XVI-XVIII вв., вторая – в конце XIX – первой половине XX в. Последняя переросла в революцию научно-техническую и продолжается в ее лоне в наши дни.

Сочетание дифференциации и интеграции наук. С одной стороны, происходит процесс образования, отпочкования все новых и новых отраслей знания.

Например, от философии отпочковались такие науки, как политология, социология, логика, эстетика, этика и др., из физики выделились в относительно самостоятельные такие отрасли знания, как ядерная физика, физика твердого тела и др. Наряду с этим идет процесс объединения, интеграции наук: возникают комплексные научные дисциплины (кибернетика), науки на стыке ряда наук (биофизика, физическая химия, биохимия и т.д.). В плане развития указанной закономерности современные науки все более переходят от предметной к проблемной ориентации.

Возрастание интегрирующей роли методологических научных дисциплин, знания логики и методологии научного исследования. Философия, логика, математика, кибернетика вооружают науку системой единых методов. Возрастает роль системного подхода.

Математизация науки.

Возрастание относительной самостоятельности и творческой активности в развитии науки: наряду с точным подходом – интуитивные, эвристические подходы и приемы; рост влияния внутренних стимулов развития науки (престиж, любознательность, борьба мнений в науке, соперничество и т.д.).

 

Date: 2015-09-18; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию