Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каково значение природной, биологической составляющей в структуре личности?
Для реализации человеческих потенций в процессе формирования и развития личности безусловно большое значение имеют природные, телесные, биологические, нейродинамические задатки, генофонд человека. Так, у однояйцовых близнецов, для которых характерна полная идентичность наследственных признаков, вдвое чаще (72 против 34) встречаются случаи сходного социального или асоциального поведения (см.: Амебах. Генетика. М., 1966. С. 178). Биологическое, входя в структуру личности, очеловечивается, выступает как социально-значимое качество. Последнее в решающей степени зависит от контекста исторического времени жизни, поля действия отдельного человека, а также от его социального статуса. Проблема соотношения социального и биологического включает в себя важнейшие вопросы эволюции биосферы нашей планеты, стихийного и разумного регулирования отношений человека Сфера распространения и эволюции жизни – биосфера – существует более двух миллиардов лет. Эволюция человека в пределах биосферы проходит стадии био- и антропогенеза. В процессе дальнейшего становления человека вступает в действие другой тип эволюции, основанный на передаче от одного поколения к другому приобретенного исторического опыта, техники, знания, культуры Постепенно человеческое общество становится в биосфере могущественным фактором, изменяющим с возрастающей быстротой как структуру самих основ биосферы, так и свою собственную биологическую и социальную природу. Таким образом, человек, будучи объектом и вершиной эволюции биологического и социального миров, постепенно становится субъектом и ведущим фактором преобразования своей среды и всех форм жизни на Земле. Позднейшее преобладающее развитие социального не вытеснило биологическое. Биологические закономерности сохранили свою природу так же, как химические и физические уровни развития материи. Успехи современной генетики придали вопросу о соотношении наследственного и приобретенного в психическом развитии личности острый дискуссионный характер. Дискуссии о взаимосвязи наследственного, врожденного и приобретенного в психическом развитии личности многократно повторялись с различными вариациями в зависимости от уровня развития биологических, психологических и социальных научных дисциплин. Благодаря успехам современной генетики, нейрофизиологии Известно, что любое внешнее воздействие определяет психическое явление и соответствующее поведение лишь опосредствованно, через индивидуальные свойства личности, и поэтому эффект каждого воздействия извне обусловливается историей развития личности. С.Л. Рубинштейн, развивая проблему соотношения внешнего и внутреннего, указывал, что чем выше мы поднимаемся от неорганической природы к органической, от живых существ к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним. Еще в конце 50-х годов в отечественной философии и психологии велись жаркие дискуссии по вопросу о соотношении внешних (социальных) и внутренних (биологически унаследованных) условий, определяющих динамику психического процесса. Высказывались мнения, что человеку присущи природные задатки, которые «безлики» и «неспецифичны» по отношению к исторически возникшим видам человеческой деятельности. Что же касается «специфически человеческих способностей», то они формируются лишь в индивидуальном онтогенетическом, а не наследственном развитии. Доминировала также мысль, что представление о том, что способности человека строятся лишь извне, было бы очевидно несостоятельным. Трудно защищать мысль о наличии у человека человеческих и нечеловеческих способностей. В человеке – если он в самом деле человек – все человечно. Современная гуманитаристика уже и не сомневается, что если в наследственных задатках вовсе нет ничего специфически человеческого, социального, которое затем привносится извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к чисто биологическим, не специфически человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то вроде животного. Мы полагаем, что человек с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза. Он, прежде всего, обнаруживает биологическую готовность в своем онтогенетическом становлении усваивать культурно-исторические достижения общества. Детство является порождением эволюции и этапом реализации унаследованных задатков человеческой личности. Общеизвестно, что у низших животных период детства почти отсутствует. Чем выше на эволюционной лестнице находится вид животного, тем длительнее у него детство. Немощность, беззащитность и бедность возможностей ребенка является генетическим условием его последующего богатства. Процесс формирования личности в раннем периоде жизни детей совершается настолько легко, быстро и эффективно, что производит впечатление спонтанного развертывания. Это еще раз подтверждает наличие у них сугубо человеческих биологических задатков, которые реализуются под непрерывным воздействием социальной среды. Date: 2015-09-18; view: 270; Нарушение авторских прав |