Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каково место сознания и познания в социальном управлении?
Социальное управление основывается на сознательной деятельности индивидов. Грань, отделяющая человека от животных, выводит механизм психофизиологической регуляции на качественно иной уровень общественной детерминации. На основании многочисленных экспериментальных исследований доказано, что в реальной обстановке человек действует не по вероятностным законам нервной деятельности биологических организмов, а вопреки им. При социальном управлении не преследуется цель жестко запрограммировать все без исключения виды деятельности человека. Напротив, общество стремится предоставить личности свободу сознательно выбирать и проявлять свою творческую инициативу. Этим обусловлена не только корректировка программы функционирования в сфере управления, но и ее изменения в определенных жизненных ситуациях. Эффективность социального управления зависит, в конечном счете, от того, насколько качественно работает человек-управляющий, насколько обоснованы принимаемые решения, насколько высоки его организаторские способности, действен контроль за выполнением решений. Но при этом следует помнить и то, что эффективность социального управления в не меньшей степени зависит и от человека управляемого, от того, насколько близки и понятны ему управленческие решения, формы стимулирования, методы организации и контроля, насколько ответственно и творчески он относится к делу, которое ему поручено. Эффективность социального управления зависит от научного и технического оснащения человека, органов управления. Тенденция здесь такова, что по мере прогресса науки и техники последние берут на себя определенную, причем все более значительную часть технологии управленческой работы. Вместе с тем эта тенденция не дает ни малейшего повода к утверждению о вытеснении человека из сферы социального управления. Оно всегда представляло и будет представлять рационально-целесообразную, осознанно-творческую деятельность человека, использующего все более научные Социальное управление всегда было, есть и останется в принципе прерогативой человека. Его эффективность в определяющей степени зависит от отлаженности связей, взаимодействий управляющих и управляемых людей, от их взаимного понимания, стремления успешно решать стоящие перед ними задачи и достигать поставленных целей. Личность в процессе управления включена в систему формальных и неформальных отношений. Достоинство формальных отношений – это нейтральность, отсутствие «сугубо личной» заинтересованности, эмоциональной окраски: «удобно – не удобно», «жалко – не жалко». Среди неформальных отношений выделяют симпатии и антипатии. Данные социологических исследований свидетельствуют, что успех в решении практических задач управления более чем на 50% зависит от умения субъекта управления наладить контакты с людьми. Внешними социокультурными факторами, которые влияют на неудовлетворенность работой, выступают: способ управления, политика организации, деятельность администрации, условия труда, характер межличностных (субъект-субъектных) отношений в коллективе, на конкретных рабочих местах; заработок, неуверенность или, напротив, уверенность в стабильности работы, влияние трудовой деятельности на личную жизнь людей и т.п. Внутренними, наиболее существенными компонентами, определяющими активность, направленность и качество участия людей в работе в целом, в социальном управлении – в частности, являются потребности человека. В качестве мотиваторов детерминант человеческого поведения и действия А. Маслоу выделяет следующие: 1. Биологические потребности (жажда, голод, сон, сексуальные). 2. Потребность в безопасности. 3. Социальные потребности: любовь, принадлежность к определенной социальной группе. 4. Потребность в уважении (успех, статус, самоуважение). 5. Потребность в самоуважении. Наиболее сильно осознанная потребность определяет поведение человека до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность уже не является фактором мотивации индивидуального поведения. Первая и вторая группы потребностей – первичные потребности. Удовлетворение их является начальным моментом в жизнедеятельности, отодвигающим временно или постоянно возникновение потребностей более высокого уровня, например, голод отодвигает удовлетворение потребности в уважении Руководитель, ориентированный на конечные результаты деятельности, ищет решения задачи в соответствии с технологическими принципами и вознаграждает работников за превышение предписанных результатов. Руководитель, ориентированный на человека, прежде всего заботится о людях, учитывает не только конечные, но и промежуточные результаты, стремится к повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он делает упор на координацию (согласование) действий, на взаимопомощь, на максимальное участие работников в делах предприятия, поощряет профессиональный рост, инициативу. Управлять во многом означает способствовать успехам других. Рациональность, безусловно – предпосылка, условие и результат процесса социального управления. Однако не всякое управленческое решение обосновывается разумом и зависит от проявления рациональности. Милосердие, к примеру, как содержательный момент подготовки и принятия управленческого решения по своей сути для руководителя любого ранга иррационально, но оно – одна из необходимых, основных черт деятельности руководителя. Рациональность в социальном управлении – это не «чистый разум», а единство разумно-понимающего с эмоционально-волевым. Важны не только вербальное общение и обмен информацией на этом уровне, так как в современных условиях особую значимость приобретает и невербальное общение (жест, мимика, поза и т.д.) управляющих и управляемых. Сознание личности некорректно отождествлять с интеллектом. Оно – сплав мышления, чувств и воли. Сознание есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни, к другим людям Разумное сознание человека, будучи сложным многоуровневым образованием, выступает интегральной способностью саморегуляции жизнедеятельности личности. Специфика формирования личности и участие ее в управлении тесно связаны с возникновением и развитием потребности индивида в прояснении своего «я» Абстрактно-рациональный подход к формированию смыслообразующей сферы деятельности (что часто происходит на практике) существенно тормозит ныне переход российского общества на путь рыночной экономики, снижает эффективность государственного Личностный смысл жизни может быть представлен в качестве элемента индивидуального сознания, выполняющего регулятивную функцию, прежде всего по достижению целей в жизнедеятельности человека. Смысл жизни человека заключается в материальной и духовной культуре общества, а затем уже в виде значения и цели становится достоянием личности и регулятором ее участия в процессах социального управления. Цель становится руководством к действию, и она получает свое организационное оформление в управленческих решениях. Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей, т.е. и управление производством должно быть социальным, социально ориентированным. Личностный смысл жизни следует определять в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результате усвоения культурно-национальных традиций, овладения общечеловеческими ценностями и свободного выбора путей реализации этого приоритетного смысла на практике, в социальной управленческой деятельности. Самоответственность, самоотношения, самодисциплина – важные содержательные компоненты процесса формирования личностного смысла жизни. Одним из критериев, по которому допустимо судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми, в практике управленческой деятельности. К примеру, если позиция японского рабочего выражается вопросом «чем я могу помочь», позиция американского рабочего чаще всего характеризует отговорка «это не мое дело». Усвоение принципов и овладение методами менеджмента вообще, вне органической связи с процессами формирования личностного смысла жизни для практики социального управления, как свидетельствует опыт современного реформирования России, малоэффективное занятие. В каждую историческую эпоху менеджмент – детище и часть национальной культуры, а потому простое копирование западноевропейских и американских способов управления ни к чему дельному не приведет. В этом аспекте весьма показателен пример Японии, умело соединившей достижения западного менеджмента с ценностями национальной культуры и особенностями менталитета народа, достигшей поразительных результатов в развитии науки, технологии, промышленности, в обеспечении высокого жизненного уровня населения. Активность и результативность управленческих решений Date: 2015-09-18; view: 327; Нарушение авторских прав |