Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем состоит формационное, цивилизационное и технологическое основание периодизации истории?
К концу XX и началу XXI столетия можно выделить три подхода в объяснении истории. Первая, разработанная К. Марксом концепция поступательного развития общества от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, иными словами – формационная периодизация истории. Эта концепция достаточно широко разработана в советской литературе 60-80-х годов XX в. Суть ее в линейном поступательном развитии общества на основе развития материального способа производства. В детерминированности социальных, политических и духовных процессов материальными. Здесь важное методологическое значение имеет основной социологический закон об определяющей роли способа производства всех сфер общественной жизни. Формационный подход дает возможность выявить основные этапы, которые проходило общество в своем развитии, какова структура каждого из этапов развития общества. (См. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6–8; Маркс К. – П.В. Анненкову // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.27. С. 401–412; Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полн. собр. соч. T. I. M., 1956. С. 236–266). Вторая в своей сущности есть выражение теорий исторического круговорота, где каждая страна, каждое социальное образование проходят ряд циклических этапов развития. Свое логическое завершение эта концепция получила у Данилевского-Шпенглера – Тойнби как концепция локальных, замкнутых культур, цивилизаций. Иногда этот подход называется цивилизационным, ибо центральным понятием данных теорий являются понятия «культура», «цивилизация». Цивилизация Здесь необходимо уточнить содержание понятия «цивилизация». Оно употребляется главным образом в трех значениях. Первое, которое дал в свое время Ф. Энгельс, понимается как этап Содержательный анализ понятий «цивилизация», «цивилизованность» проводит Н.В. Матрошилова в книге «Рождение и развитие философских идей» (М., 1991. С.17–38 и в работах других авторов). Думается, что разводить формационный и цивилизационный подходы в теоретическом анализе общества не стоит, ибо они дополняют друг друга. Формационный показывает непрерывность исторического процесса и выявляет то общее, что характерно для конкретного этапа развития общества, а цивилизационный – то особенное, что различает отдельное общество на определенном этапе развития истории человечества. Имеется и третья концепция общественного развития, основанная на так называемом технологическом детерминизме. Эта концепция получила свое развитие с середины 50-х годов XX столетия (Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1; Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993, № 2). Суть ее заключается в том, что критерием определения уровня развития страны, нации, народа выступает уровень развития техники и технологии, который приводит к адекватным изменениям в социальной структуре общества, определенному уровню развития знания, определенному укладу жизни, определенной ментальности, духовности. Перспективы развития общества, анализируемого с помощью этого методологического принципа, даны в книге Режабека Е.Я. «Капитализм: проблемы самоорганизации». Ростов-н/Д., 1993. С. 278–302. Если в методологии марксизма в качестве критерия общественного развития исследуются объективные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе материального производства, то в теориях культур таковым критерием выступает культура в основном как духовный феномен развития общества. Это не означает, что материальные продукты культуры авторами данных концепций игнорируются. В теориях же технологического детерминизма (индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества) в качестве основного критерия периодизации общества выступает уровень развития науки, техники и их информационного арсенала. Думается, что неприятие какой-либо из концепций как ненаучной не имеет под собой оснований, так как в совокупности каждая из них раскрывает специфику одной из сторон целостного исторического процесса. Попытку синтезировать формационную, цивилизационную и индустралистскую концепции в анализе общества предприняли – и, как нам кажется, достаточно аргументировано – авторы курса лекций изданного РАГС. («Философия». Курс лекций. М.: Изд-во РАГС. 2001. С. 334–350). Date: 2015-09-18; view: 356; Нарушение авторских прав |