Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы основные подходы в объяснении общества?
Понятие «общество» является важнейшей основополагающей категорией социальной философии, теоретической социологии, истории, этнографии, психологии и других наук, изучающих человека Данное понятие употребляется в многообразных аспектах. Во-первых, как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Во-вторых, как определенный этап человеческой истории (определенная историческая целостность, конкретная общественно-экономическая формация, культурно-историческая ступень). В-третьих, как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В-четвертых, как структурно или генетически определенный тип общения. Перед ищущей философской мыслью всегда стояли вопросы: Каким образом люди связаны в общество? Какова природа этих связей и возникающих между ними отношений? Что определяет Во-первых, натуралистический подход, сторонники которого выводили общественное устройство из природных закономерностей (географическая среда, климатические условия, наличие источников сырья и пр.) и особенностей человека как определенной биологической популяции со своими особенностями (раса, пол и др.). Действительно многие проявления общественных образований давали реальную возможность для выводов о том, что климатические условия, рельеф местности, место расположения определяют реальное состояние общества и возможности для удовлетворения потребностей. Таким же образом абсолютизация расовых, возрастных, демографических характеристик приводили к тому, что особенности того или иного общественного устройства выводились, исходя из особенностей той или иной расы, свойств и особенностей людей. В подобном понимании общественной жизни очевиден метафизический подход к анализу этой жизни и к такому пониманию общества, как простой совокупности индивидов, а не как целостной самоорганизующейся системы отношений между людьми. Во-вторых, идеалистический подход, сторонники которого усматривали в качестве фактора, объединяющего людей в единое целое, те или иные идеи, верования, мифы. Выразителями идей всегда выступали социальные лидеры, вожди, которым приписывалось реальное творчество истории. В этом случае также доминирует метафизическая абсолютизация конкретного социального явления. В-третьих, материалистический (вернее сказать диалектико-материалистический) подход, сторонники которого утверждают, что людей связывают в социальный организм не общая идея, общий бог, технологии, а те отношения, которые составляют реальное бытие людей и выступают «социальной материей», являясь их реальным жизненным процессом. Материалистическое понимание истории делает упор на объективность процессов, происходящих в обществе, на принципах детерминизма, согласно которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим» (К. Маркс). Материалистическое понимание истории не отрицает роли субъективного фактора в истории и свободы воли, но предполагает каждый раз исследовать корни, причины или объективные условия, которые решающим образом оказывают влияние на содержание деятельности людей. Научная состоятельность данного подхода Сущность общественных связей и отношений, объединяющих людей, вещи и идеи в единое, многомерное целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей Но к материалистическому пониманию истории человеческая мысль шла через заблуждения и идеалистическую интерпретацию истории исторического процесса и объяснению истинной природы общества. Локальная ограниченность общественных образований государственными рамками приводила к тому, что на протяжении значительного исторического периода общество практически отождествлялось с государством. Особенно это характерно для античности Следуя платоновской традиции сведения общества к его государственной форме, Аристотель рассматривает в качестве основного типа общественных отношений «господства и подчинения», ибо, Для философии средневековья характерно теологическое понимание общества. Так, крупнейший теоретик раннего христианства Аврелий Августин в работе «О граде (или государстве) божьем» отмечал: «Весь человеческий род, жизнь которого от Адама до конца настоящего века, есть как бы жизнь одного человека, управляется по законам божественного промысла...». (См.: Антология мировой философии. T. I, § 4.2. М., 1969. С. 605.) Философская парадигма, обосновывающая объединение людей в сообщество та же, что В философии Нового времени исходным в понимании общества становится концепция «естественного состояния». В частности, Т. Гоббс, исходя из традиционного отождествления общества и государства, считал, что «естественное состояние», изначально присущее человеку – это стремление к абсолютной свободе, равенству как способности взаимного нанесения равного ущерба, естественному желанию зла друг другу. Все это делает в качестве исходного отношения между людьми естественное состояние «войны всех против всех», а «все крупные и прочные людские сообщества берут свое начало не во взаимной доброжелательности, а во взаимном страхе людей» (Гоббс. Соч. в 2-х т. T. I. M., 1989. С. 287). Такое состояние грозит ему самоистреблением. Отсюда жизненная необходимость для всех людей – сменить естественное состояние на состояние гражданское, государственное посредством общественного договора – взаимного отказа граждан от посягательств на свободу, собственность и жизнь друг друга. Новация Гоббса состоит в том, что он говорит об обществе не как о договоре граждан с сувереном (государственный договор), а о договоре граждан между собой (общественный договор). Сущность концепции общественного договора раскрыта в работах Гоббса «О гражданине» и «Левиафан, или Материя, форма, власть государства церковного и гражданского» (Гоббс, Т. Соч. в 2-х т. М., 1989, 1991). Различные варианты естественного влечения людей к объединению мы видим у последователей Гоббса Б. Спинозы и Д.Локка. Так, первый отмечает, что по естественному ходу вещей благодаря разуму люди приходят к согласию и желают быть руководимыми как бы единым духом, стремясь к гражданскому состоянию (Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв. в 2-х т. Т.2. М., 1957). Второй же показывает, что хозяйственная жизнь толкает людей к созданию гражданского общества (Локк Д. Соч. в 3-х т. Т.З. М., 1988). Итальянский мыслитель Джамбатисто Вико – основатель теории круговорота в историческом процессе – допускал существование божественного начала, от которого исходят законы истории. Но в то же время он указывал, что общество развивается в силу внутренних закономерных причин. Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Вико своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, в которой он стремится найти существенно общее и повторяющееся в истории разных стран и народов. Таким общим выступают повторяющиеся циклы, состоящие из трех эпох: «века богов», отраженного в теогонических мифах (безгосударственность, подчинение жрецам), «века героев», отраженного В работе «Основание новой науки об общей природе наций» Вико отмечает, что «гражданский мир» с самого начала был основан на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей: «Плебеи стремятся изменить Государство, они всегда его изменяют, а благородные всегда стремятся сохранить его». В XVIII в. Б. Мандевиль стремился доказать, что в гражданском состоянии мотивы поведения людей столь же своекорыстны, сколь и «естественны». С его точки зрения, общество возникает не как результат договора, учитывающего общее благо, а как естественный механизм, соединяющий насущные потребности каждого человека Значительный вклад в развитие теории об обществе внесли французские материалисты XVIII в., считавшие, что люди являются продуктом той среды, в которой они живут. Исследователи искали законы развития общества в природе человека, основы которой усматривали в разуме. Все несчастья и лишения людей (общественная несправедливость, рабство и прочее) объяснялись заблуждениями, невежеством, отсутствием просвещения. Так, Поль-Анри Гольбах писал: «Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав, человек, живя Дальнейшее развитие идей о природе общества мы находим И. Кант рассматривает задачу разрешения противоречия между этическим и естественным состоянием общества как развернутый во времени процесс воспитания человеческого рода. Велика заслуга классика немецкой философии Г. Гегеля Сен-Симон, развивая принципы А. Смита, стал рассматривать общество, взятое в политических рамках отдельного государства, как промышленное предприятие, имеющее цель доставить каждому члену общества, соответственно его вкладу, возможно больше удобств и благосостояния. У Сен-Симона рационалистические воззрения XVIII в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества в конечном счете сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, он полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система, согласно Сен-Симону, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя. Таким образом, Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося организма. Он же, вслед за своим соотечественником М. Кондорсе, развивает идею всемирной истории как поступательного движения человечества от низших форм В середине XIX в. теоретический итог социально-политической и этической концепций понимания общества развивает основоположник позитивизма и социологии О. Конт. При этом с помощью понятий «социальная статика» и «социальная динамика» резюмируются два центральных мотива теоретических размышлений об обществе в английской и французской социальной философии конца XVII – первой половины XIX в. – идея прогресса и идея социального порядка. Идея прогресса нашла у Конта выражение в законе трех стадий и концепции поступательного развития разумности и симпатии в человеческом роде, целью которого является полное слияние человека с Человечеством как единственным достойным поклонения божеством. Собственно контовская трактовка общества есть продолжение этической направленности процесса существования Идея экономической детерминации, законосообразности Попытка найти действительного субъекта общественной жизни приводит К. Маркса к выводу, что гегелевское определение тотальности принадлежит не государству как таковому, а общественно-политической системе, взятой в единстве всех ее сфер. И обратившись к изучению английской политической экономии, Маркс делает вывод, что базисным образованием целостности для всех общественных отношений является сфера частного интереса – сфера экономики. Поэтому в рамках диалектики органической целостности мы неизбежно будем вынуждены тщательно исследовать, какие были С развитием капитализма материальные условия общественной жизни развились настолько, что познание материальной основы и реальных движущих сил исторического процесса с очевидностью стало возможным, потому что, во-первых, придавая процессу производства общественный характер, капитализм устанавливал прочные связи между различными отраслями производства, что создавало предпосылки для анализа развития материального производства как такового, независимо от его особых форм. Вместе с тем промышленный переворот со всей очевидностью обнаружил огромную роль производства в развитии общественной жизни. Во-вторых, с развитием капитализма исчезает изолированность отдельных стран и народов. Различные страны втягиваются В-третьих, переход к капитализму, связанный с бурными революционными переворотами во всех сферах жизни от производства до идеологии, резким столкновением различных классов общества, ярко обнаружил, что общество развивается, а не стоит на месте, что в истории борются мощные общественные силы, что не воля людей, а столкновение, борьба классов двигает развитие общества. В обществе отчетливо выделились два основных класса: буржуазия В-четвертых, уже в борьбе против землевладельцев в буржуазных революциях и, особенно в борьбе пролетариата против буржуазии, выявились ее экономические основы, обнаружился тот факт, что эта борьба вызывается экономическими причинами. Это, естественно, заставляло искать причины исторических событий Таким образом, капитализм, произведя переворот в условиях жизни людей, создал объективные предпосылки для проникновения в сущность исторического процесса, для познания его законов. Рационалистическая традиция, свойственная классической философии, начиная с Нового времени, стремилась выявить основные детерминанты общественного развития и возможности социального познания, его границы и возможности. Это логически нашло свое завершение в марксизме. Новые реалии, присущие обществу в конце XX в. и начале XXI в. с объективной необходимостью требуют разработки новых подходов в анализе общественных процессов. Все чаще и чаще исследователи обращают внимание на то, что современное обществознание не в состоянии адекватно отразить те сложные процессы, которые происходят в современном обществе. И причиной этого является следование классическим традициям рационализма в познании общественных явлений. В частности, В.В. Ильин выделяет основные методологические принципы, которые сдерживают развитие современного обществознания: а) монизм; б) фундаментализм; в) редукционизм; г) линейность; д) динамизм; е) элементаризм. И здесь же он предлагает основные принципы постклассической методологии социального познания. Таковыми выступают: а) плюрализм; Понимание общества как целостности, тотальности выступает определяющим в современном понимании социальных систем. Это, естественно, не означает, что такое понимание является застывшим и неизменным, оно само есть продукт развития, результат длительного исторического процесса, который может быть правильно понят лишь тогда, когда процесс, породивший соответствующий результат, рассмотрен во всех решающих звеньях как со стороны возникновения, так и со стороны перехода одного исторического этапа Генетическое развитие системы от прошлого через настоящее Становление самоорганизации во многом определяется характером взаимодействия случайных и необходимых факторов системы и ее среды. Система самоорганизуется не гладко и линейно, не неизбежно. Самоорганизация переживает и переломные моменты – точки бифуркации. Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации, роль случайных факторов резко возрастает. В переломный момент самоорганизации принципиально неизвестно, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности и организации. «Согласно синергетике, чтобы потенция к самоорганизации обнаружила себя в полной мере, противоположность порядка хаосу должна постоянно возрастать. В результате достижений синергетики жестоко детерминистическая картина мира рухнула, обнаружила свою несостоятельность в применении к процессам самоорганизации и саморазвития». (Режабек Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ. 1993. С. 5). Синергетика, с точки зрения авторов ее разрабатывающих, дает возможность увидеть мир по-другому. Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития. Во-вторых, в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы. В-третьих, для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. В-четвертых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать со сложными системами и как эффективно управлять ими. В-пятых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста (Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. № 12. С. 4–5). Понятие организации синергетика связывает со сложным переплетением связей гетерогенных элементов, с большим охватом корреляциями разных подразделений одной и той же системы, с уплотнением когерентных отношений внутри системы. Ключевые понятия синергетики – нелинейность и самоорганизация. Нелинейный мир – это мир с иными, отличающимися от привычных, закономерностями образования целого из частей, направленности течения процессов. Согласно таким представлениям в основе устойчивого Обоснование нелинейности общественной эволюции требует признания того обстоятельства, что общественная жизнь полна неожиданностей, поворотов, связанных с выбором направления дальнейшего развития, с его альтернативностью.
Date: 2015-09-18; view: 858; Нарушение авторских прав |