Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что есть материя как философская категория?
Все многообразие материалистических концепций ориентировано на монистический взгляд на мир, а в качестве субстанции (основы мира) в них выступает понятие материи. Вопрос о материи, ее свойствах, формах существования является коренным вопросом философии и естествознания. Это объясняется тем, что понятие материи наиболее глубоко выражает уровень знаний людей о мире, обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания. В античных учениях под материей понималось какое-то конкретное вещество (первоначало). Основу всего существующего, считали материалисты, составляют конкретно-чувственные природные начала (вода, воздух, огонь, земля). Вершиной античного учения о материи явилась атомистическая концепция Демокрита, согласно которой все тела природы состоят из мельчайших, неделимых, различных по массе частиц-атомов, движущихся в пустоте. Практически почти в неизменном виде учение Демокрита дошло до конца XIX в. Имело место учение о материи Аристотеля. Материя, по Аристотелю, есть всеохватывающая, неделимая субстанция, заполняющая все пространство. Но материя у него косная, инертная, не способная к саморазвитию. Активным началом выступает форма, формой всех форм является бог. Античные философы – Платон, пифагорейцы – считали, что основу всего существующего составляют не материальные начала, Линию объективного идеализма проводили средневековые схоласты (в духе Аристотеля, очищенного от материализма). Гегель признавал существование материи, но считал ее инобытием духа, то есть производной от абсолютной идеи, которая порождает внешний мир. Субъективные идеалисты, в частности Беркли, не признавали объективного существования материи. Материя есть комплекс наших ощущений (Мах). Лишь в философски нового времени (XVII-XVIII вв.) материю начали рассматривать более абстрактно в непосредственной связи Философия имеет дело не с изучением конкретного строения действительности, а с логикой развития понятий, отражающих мир Философское определение материи, наиболее полно учитывающее материалистические традиции в истории философии и естествознании, отрицающего субстратное понимание, сформулировано в марксистской философии, где материя рассматривается как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается этими ощущениями, существуя независимо от них. Такое понимание материи предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. Оно позволяет провести границу между материализмом и идеализмом Следует различать философское понимание материи и естественнонаучные представления о материи. Конкретные представления о строении материи, о ее отдельных (частных) свойствах, формах изменяются, расширяются, углубляются, но философское понимание материи сохраняется, как бы ни изменялись знания Наука открывает и описывает все новые виды и состояния материи, и это в определенных условиях, при определенных обстоятельствах может привести к кризисам при объяснении новых явлений. Примером такого кризиса может служить ситуация, возникшая в физике в конце XIX – начале XX вв. Это было время революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о строении материи. Открытие электрона свидетельствовало о сложном строении атома, а это привело к истолкованию делимости атома как возможности исчезновения материи. Кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самыми этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю, отождествлявшими материю с неразрушимыми, неделимыми атомами в качестве «первокирпичиков» ее неизменной основы. С открытием делимости атомов исчезает не материя как таковая, а лишь тот предел, до которого наука могла в то время познать и раскрыть тайны материи. Философское понимание материи составляет фундамент научного миропонимания. Если окружающий человека мир существует объективно, то для того, чтобы быть и ориентироваться в нем, изменять его, надо исходить не из субъективных пожеланий, воли правителя или надежд на божью милость, а из реальной действительности, из объективного положения вещей, объективного характера природных и общественных связей. Человеку необходимо В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Система – это нечто целое, состоящее из совокупности элементов, которые сами со своими связями между собой образуют единство. Признак целостности свидетельствует о принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойства составляющих ее элементов и о зависимости каждого элемента от его места в системе. Date: 2015-09-18; view: 351; Нарушение авторских прав |