Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №2. 1. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов





ЛИТЕРАТУРА

 

1. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

2. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

3. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

4. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

5. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

6. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

7. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

10. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993, №8.

 

СЕМИНАР 2

ТЕМА: «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И ПРОБЛЕМЫ»

 

1. Философия буддизма.

2. Философия Конфуция и конфуцианство.

3. Материализм Древней Греции и Древнего Рима.

4. Философия Сократа – интеллектуальный морализм.

5. Основные философские проблемы в метафизике Аристотеля.-

6. Проблемы судьбы, жизни и смерти в работах Эпикура.

 

Доклады:

1. Платон - выдающийся мыслитель своей эпохи.

2. Плюрализм древневосточной философии и ее основные проблемы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аристотель. Соч. в 4-х томах, т.2. М; 1974.

2. Платон. Соч. в 4-х томах, т.4., Государство, М; 1986.

3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира. М; 1997. –

4. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, М., 1995

5. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

6. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

7. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

10. Древнеиндийская философия. М; 1972.

11. Древнекитайская философия. М; 1976.

 

СЕМИНАР 3

ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

1. Общая характеристика эпохи Средневековья. Философия Августина Блаженного.

2. Религиозный характер философской мысли Средневековья. Философские проблемы христианства.

3. Философия Фомы Аквинского: проблема разума и веры.

 

Доклады:

1. Этапы становления средневековой философии.

2. Средневековая философия и современность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии: В 4т. М., 1969-1976. Т.1.

2. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии. – 1995. N 3.

3. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу // Вопросы философии. – 1995.- N 3

4. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

5. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

6. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

7. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

8. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

9. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

10. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

11. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

12. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск., 2000.

 

СЕМИНАР 4

 

ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

1. Общая характеристика исторической эпохи периода классической философии.

2. Классическая философия и наука в период зарождения буржуазных отношений.

3. Проблема научного метода в философии: эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р. ДЕКАРТ).

4. Человек, общество, государство в трудах Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы.

5. Формирование субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.

 

Доклады

1. Учение Декарта об идеях.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

2. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

3. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

4. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

5. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

6. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

7. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

10. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М.; 1990.

 

СЕМИНАР 5

 

ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

 

1. Социально-исторические предпосылки и особенности идеологии Просвещения.

2. Философские взгляды Ф.Вольтера (деизм, идея социального прогресса).

3. Философские взгляды Ж. – Ж. Руссо.

4. Французский материализм ХVIII: Механико-материалистическая картина мира, общества, человека.

 

Доклады:

1. Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо.

2. Человек в философии материализма ХV111 века.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

2. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

3. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

4. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

5. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

6. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

7. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

10. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М.; 1990

11. Мир философии: Книга для чтения, М., 1990. Т.1. С.429(Д. Дидро о познании); Т.2, С. 183-186 (Ф.Вольтер о свободе воли).

12. Спиркин А.Г. Философия. М., 2006. 735с.

14. Введение в философию. М., 1989. Т.1. Гл. 11. Разд. 7.

 

 

СЕМИНАР 6

ТЕМА: «КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

И.КАНТ, Г.В.Ф.ГЕГЕЛЬ, Л.А.ФЕЙЕРБАХ»

1. Разработка проблем диалектики в философии И.Канта.

2. Дуалистический характер философии И.Канта.

3. Основные проблемы «критической» философии И.Канта.

4. Объективный идеализм и панлогизм гегелевской философской системы.

5. Основные законы диалектики Гегеля.

6. Разработка категориального аппарата И.Кантом и Ф.Гегелем.

7. Диалектика процесса познания в философии Гегеля.

 

Доклады:

 

1. Общая характеристика классической немецкой философии и ее значение для развития мировой философской мысли и культуры.

2. Философия И.Канта: основные этапы и проблемы.

3. Философская система и диалектический метод. Ф.Гегеля.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

2. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

3. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

4. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

5. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

6. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

7. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

10. Мир философии. В 2-х томах; М; 1987. Фрагменты из сочинений. Философов И.Канта, Ф.Гегеля Л. Фейрбаха.

11. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

12. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М; 1998 (или любое издание).

13. Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. В 2-х томах, М; 1954.

 

СЕМИНАР 7

 

ТЕМА: «МАТЕРИАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ Х1Х ВЕКА

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРАКТИКИ: НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ

 

1. Основные идеи философии марксизма (истории; развитие диалектики)

2. Марксистский гуманизм: за и против (социальная сущность человека; проблема свободы).

3. Развитие марксистской философии В.И.Лениным.

4. Концепция человека в иррационализме и философии жизни Х1Х века (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)

 

Доклады и сообщения

 

1. Идейно – теоретические и социальные предпосылки возникновения марксизма.

2. Философия Ницше и рационализм.

3. Иррациональная философия ХIХ века

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

2. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

3. "Введение в философию" в 2-х частях (под. ред. Фролова И.Т.), часть I, М:1999.

4. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

5. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

6. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

7. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000

10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. Собр. Соч. Т.18.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. 2-е изд.

12. Сербиенко В.В. Иррационализм: Л.Шестов. М,: 1996. Курс лекций.

 

СЕМИНАР 8

ТЕМА: «РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ: В.С.СОЛОВЬЕВ, Н.А.БЕРДЯЕВ»

1. Философские воззрения Ф.М.Достоевского.

2. Философия Л.Н.Толстого.

3. Философия "цельного знания" В.С.Соловьева.

4. Учение В.С.Соловьева о любви.

5. Концепция В.С.Соловьева "оправдания добра".

6. Н.А. Бердяев о рабстве и свободе воли.

7. Учение Н.А.Бердяева о трех формах свободы.

8. Бердяев о человеке и личности.

9. Свобода и творчество как необходимое условие развитие личности в философии Н.А.Бердяева.

 

Доклады

 

1. Общая характеристика философии "серебряного" века: основные представители и основные проблемы.

2. Философия славянофилов

3. Философия западников.

4. Философия Всеединства В.С.Соловьева.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

2. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

3. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

5. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

6. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000 *

7. Лосский Н.О История русской философии. М.: 1994.

8. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. – М.: 1998.

9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

10. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.

11. Соловьев В.С. Смысл любви. Соч. в 2-х томах, М; 1988, т.2.

12. Соловьев В.С. Оправдание добра. Там же. Т.1.

13. Зайцев В.В. Человек в философии Н.А. Бердяева. Научное издание. 1998

 

 

СЕМИНАР 9

 

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА»

 

1. Условия формирования и особенности философии ХХ века.

2. Позитивистские тенденции в философии ХХ века.

3. Проблема человека в философии экзистенциализма.

4. Русская религиозная философия ХХ века (Н.А. Бердяев) и русский космизм (В.И. Вернадский).

 

Доклады и сообщения

 

1. Философия экзистенциализма.

2. Позитивная философия и этапы ее становления.

3. Русские космисты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в философию. М., 1989. Т.1. Гл. 1V.

2. Гиренок Ф.И. Русские космисты // Философия и жизнь.-1990. №2

3. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. С. 327 – 357.

4. Конт Огюст Дух позитивной философии. Ростов – на – Дону: 2003.

5. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

6. Мир философии: Книга для чтения. М., 1990. Ч.1. С. 126. С. 118 – 126. Хайдеггер). С. 257 – 265 (О. Конт). Ч. 2. С.497 – 512 (В. Вернадский).

7. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

8. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

9. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

10. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

11. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

12. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

13. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

 

 

СЕМИНАР 10

 

ТЕМА: «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ»

 

1. Философская категория материи. Развитие понятий «субстанция» и «материя» в истории философской мысли.

2. Материя и движение, время и пространство.

3. Определение философской категории «материя». свойства материи.

4. Виды и структурные уровни организации материи в современном естествознании.

5. Классификация форм движения и их взаимосвязь.

6.Развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

 

Доклады и сообщения

1. Современная научная картина мира.

2. Современная религиозная картина мира.

3. Биосферный уровень организации материи.

4. Пространство и время человеческого бытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в философию. М., 1989. Т.1. Гл. 1V.

2. Гиренок Ф.И. Русские космисты // Философия и жизнь.-1990. №2

3. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. С. 327 – 357.

4. Конт Огюст Дух позитивной философии. Ростов – на – Дону: 2003.

5. Канке В.А. Философия Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.; 2000.

6. Мир философии: Книга для чтения. М., 1990. Ч.1. С. 126. С. 118 – 126. Хайдеггер). С. 257 – 265 (О. Конт). Ч. 2. С.497 – 512 (В. Вернадский).

7. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии. Уч. Пособие. М.: 1999.

8. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

9. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

10. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

11. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

12. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

13. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

СЕМИНАР 11

 

ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ»

 

1. Происхождение и сущность сознания с позиции разных философских систем.

2. Сознание и самосознание. Формы самосознания.

3. Сознание и бессознательное.

4. Сознание и язык. Проблема коммуникации.

5. Творческая активность сознания. Поиск управленческого решения.

 

Доклады и сообщения

1. Космос и сознание.

2. Человеческое «Я» и логика мышления.

3. Сознание и личность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. – 2000.- N 10.

2. Гаврюшин Н.К. Самосознание как таинство // Вопросы философии. – 1996.- N 5.

3. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. – 2000. –N 10.

4. Основы современной философии. Учебник для вузов. Редкол. М.Н. Росенко.

5. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. – 1992.- N 11

6. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

7. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

8. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

9. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

10. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000.

 

 

СЕМИНАР 12

 

ТЕМА: «ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА»

 

1. Проблема познаваемости мира в истории философии.

2. Современные представления о сущности и смысле познания.

3. Проблема истины в гносеологии Истина как процесс. Критерии истины.

4. Научное познание, его специфика и строение.

5. Этика науки.

Доклады и сообщения

1. Истина, заблуждение, вера.

2. Смысл и истоки научных революций.

3. Познание и понимание.

 

Проблемные вопросы

1. Что такое агностицизм и есть ли в нем, на Ваш взгляд, рациональное зерно.

2. Поразмышляйте: «Самообман, ложь – великие свойства жизни. Что они важнее истины, об этом писал еще Ницше. Не верили. Теперь очевидно для всякого, если немного задуматься. Но мышление наше – бездумное. И это спасает от истины, знание которой трагедия». (Кутырев В.А. Разум против человека. Ниж. Новг., 1999. С.141.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в философию. Т.2. Гл. Х11.

2. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

3. Ильин В.В. Теория познания. М., 1994.

4. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М., 1976.

5. Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. – 1995.- N 7.

6. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

7. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

8. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

9. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

10. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000

 

 

СЕМИНАР 13

 

ТЕМА: «ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА»

1. Общество как специфическое образование, как социальная форма движения материи. Натуралистические, идеалистические и материалистические теории общественного бытия.

2. Специфика социального познания. Специфика социальных законов.

3. Общественно – историческая практика и деятельность как специфический способ существования общества. Материальная жизнь общества, ее структура и социальная роль.

4. Учение о социальной структуре общества.

5. Гражданское общество и государство. Концепции возникновения государства, его сущность и роли в жизни общества.

 

Доклады и сообщения

1. Поиски определений общества в истории философии.

2. теоретические модели общества.

3. Свобода и ответственность

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 1999.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000

4. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. – 1991. – N 7.

5. Сорокин П.А. Историческая необходимость. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992

7. Куда идет Россия? Под. Общ. ред. Т.И. Заславской.- М., 2002.

8. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

9. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

10. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

11. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

 

 

СЕМИНАР 14

 

ТЕМА: «ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»

1. Единство и многообразие истории человечества. Прогресс и регресс в истории. Субъекты, источники и движущие силы общественного развития. Личность и массы. Свобода и необходимость.

2. Формационная концепция исторического развития. Ограниченность формационного подхода.

3. Цивилизация как форма существования и развития общества.

4. типы цивилизаций. Основные признаки традиционной и техногенной цивилизаций.

5. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры.

 

Доклады и сообщения

1. Николай Бердяев и Карл Ясперс «О назначении истории»

2. «Русская идея» в ее историческом развитии.

3. Кризис мировой цивилизации на рубеже ХХ – ХХ1 веков и пути его разрешения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 1999.

2. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

3. Сорокин П.А. Историческая необходимость. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Данилевский И Я. Россия и Европа. М., 1992.

5. Коломийцев В. Цивилизация ХХ1 вв.: Некоторые современные концепции // Свободная мысль. 1998. N 4.

6. Лужков Ю М. Возобновление истории: Человечество в ХХ1 веке и будущее России. – М., 2002.

7. Куда идет Россия? Под. Общ. ред. Т.И. Заславской.- М., 2002.

8. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

9. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

10. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

11. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

12. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

13. Основы философии: Учебное пособие для вузов. Под. Ред. Е.В. Попова. М., 1997.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

СЕМИНАР 15

 

ТЕМА: «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»

 

1. Духовная жизнь общества (духовные потребности, духовные ценности. Духовная деятельность).

2. Общественное сознание и его структура. Общественное, коллективное и индивидуальное сознание. Уровни общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и общественная идеология.

3. Формы духовного освоения действительности: моральное сознание, смена нравственных норм и ценностей в переходные периоды, общечеловеческое в морали; политическое и правовое сознание; религиозное сознание, религиозные ценности и свобода совести; эстетическое сознание, эстетическое чувство в структуре личности.

 

Доклады и сообщения

1. Проблема формирования духовности в трудах русских философов (С. Франк, Н. Бердяев, В. Соловьев.)

2. Характер сознания русского народа в трудах Н.О. Лосского.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 1999

2. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

3. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

4.Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

5. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

7. Духовное производство. Отв. ред. В.И. Толстых. М., 1981.

8. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

9. Лужков Ю М. Возобновление истории: Человечество в ХХ1 веке и будущее России. – М., 2002

 

 

СЕМИНАР 16

 

ТЕМА: «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ»

1. Возникновение и развитие философской антропологии.

2. Человек в историческом развитии. Понятие личности и индивидуальности. Природное и социальное в структуре личности.

3. Философская антропология в поисках решения проблемы человека.

 

Доклады и сообщения

1. Представления о современном человеке в различных культурах.

2. Будущее человечества в представлении русских космистов.

3. Н.А. Н.А. Бердяев о свободе и предназначении человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеев Н.Н. Человек во вселенной и на Земле // Вопросы философии. – 1990. –N 6.

2. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Т.1. М., 1990. Т.2. М., 1995.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

5. Ильин И.А. О новом человеке // Слово. N 3 – 4. 1993. С. 18 – 24.

6. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. N 6 С. 69 – 121.

7. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

8. Ярышкин В.П. Историческое развитие человека. Саратов, изд – во Сарат. Ун - та, 1992.

9. Сушко С.А. Человек и ценности в философии Н.А.Бердяева Ф.Ницше // Вестн. Моск. ун – та. Сер. 7. Философия. 1991. N 6. С. 61 – 70.

10. Лужков Ю М. Возобновление истории: Человечество в ХХ1 веке и будущее России. – М., 2002.

Практические занятия (МЗС и ФЗС)

Занятие 1

Тема: «Учение о бытии, природе, материи»

Доклады и сообщения

1.Философское решение проблемы бытия – зеркало мировой эпохи.

2. Современная научная картина мира.

 

Проблемные вопросы

1. Как понимал бытие Гесиод:

«Прежде всего во Вселенной Хаос зародился

И следом широкогрудая Гея.

Так же – Эрот, что меж всех бессмертных богов отличается».

2. Разделите данные высказывания на две группы и укажите основания такого деления:

«Мир есть не – Я, созданное нашим Я», - говорил Фихте.

«Мир есть абсолютная идея», - говорил Гегель.

«Мир есть воля», - говорил Шопенгауэр.

«Мир есть понятие и представление», - говорил Шуппе.

3. Укажите основание такого понимания двух видов бытия:

а) Неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (линия Парменида).

б) Изменчивое, претерпевающее, постоянное, становление (линия Гераклита).

4. Определите характер отношения между двумя суждениями из ленинского определения материи:

а) Материя независима от нашего сознания.

б) материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

5. Какая категориальная характеристика времени здесь отражена:

«Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его».

(С.Я. Маршак)

 

Литература

 

1. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М. 1963.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континиума // Вопросы философии – 2000.-№6.

4. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм Полн. Собр. Соч. Т.18.(гл.2, 3, 5).

6. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391 – 404, 562 – 564.

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: М.: Высш. шк., 2003.

8. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. - №5, 2000г.

9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

10. Моисеев Н.Н. Тектология Богданова – современные перспективы // Вопросы философии. – 1995. - №8.

11. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

12. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: уч. Пособие. М.; 2002.

13. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. – 2-е изд. 2004.

14. Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

 

Занятие №2

Тема: «Общество как объект познания»

Доклады и сообщения

1. Поиски определения общества в истории философии.

2. Специфика социального познания. Специфика социальных законов.

Проблемные вопросы

1. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (К.Маркс «К критике политической экономии». Предисловие. //Соч. Т.13.С.7). Прав или нет Маркс в том, что материальные, экономические условия жизни людей определяют содержание их идей и тип духовной деятельности? В чем уязвимость концепции Маркса, по мнению критиков? Если решающую роль играют идеи, то чем они обусловлены?

2. В чем отличие законов общества от законов природы?

3. Каковы источники саморазвития общества?

4. Всегда ли производство обуславливает прогрессивную направленность развития общества?

5. Объясните смысл понятий «вызов» и «ответ» в концепции А.Тойнби.

6. Каковы модели общества в трех мировых религиях: христианстве, исламе, буддизме?

Литература

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 1999.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Брянск.; 2000

4. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. – 1991. – N 7.

5. Маркс К., немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т.3.

6. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.101-122.

7. Сорокин П.А. Историческая необходимость. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992

9. Куда идет Россия? Под. Общ. ред. Т.И. Заславской.- М., 2002.

10. Философия: Учебник / Под общ. ред. Л.Н. Москвичева. Изд-во РАГС. 2003.

Date: 2015-09-18; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию