Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 39 page






§ 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

В XIX в. ведущей областью культуры России становится литература.
Многие ее представители были тесно связаны с освободительным движением или
сами являлись его деятелями, пропагандируя в своих бесцензурных
произведениях, расходившихся во множестве рукописных списков
(стихотворениях, памфлетах, эпиграммах и т. д.), идеи борьбы против
крепостничества, тирании и произвола. Дух оппозиционности и критической
настроенности был присущ и подцензурной литературе, в особенности
литературе критического реализма, которая таким образом становилась одной
из активных общественных сил.
Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая
смена различных эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое
время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму,
а на смену романтизму приходит реализм. Смена этих литературных
направлений происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые
писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям.
Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже
XVIII — XIX вв. В произведениях писателей этого направления
противопоставлялись богатство и нищета, городская цивилизация и идиллия
сельской жизни, иногда звучали и антикрепостнические мотивы. Наиболее
видным представителем сентиментализма в русской литературе был
Н. М. Карамзин. Широкую известность Карамзину-писателю принесла его
повесть «Бедная Лиза» (1790). В ней и других своих произведениях 90-х
годов XVIII в. Карамзин любовно изображал сельскую жизнь, быт и нравы
простых «поселян», рисовал идиллическую картину отношений между помещиками
и крестьянами. Большую популярность получил издаваемый Карамзиным с
1802 г. литературно-общественный журнал «Вестник Европы». Значительны
заслуги Карамзина в развитии русского литературного языка, в освобождении
его от архаики, характерной для классицизма, в приближении его к живой,
разговорной речи.
«Гроза двенадцатого года» и последующие события мирового значения
способствовали утверждению в России нового литературного направления —
романтизма. На формирование и развитие русского романтизма заметное
влияние оказал западноевропейский романтизм, в особенности немецкий,
английский и французский. Выдающимся представителем романтизма в русской
литературе был поэт В. А. Жуковский, который в своих ранних произведениях
отдавал дань и сентиментализму. К представителям романтизма относились
поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев
(Марлинский), А. И. Одоевский. Романтизмом были проникнуты ранние
произведения Пушкина и Лермонтова. Романтизм носил различную окраску. Если
у Жуковского он был насыщен меланхолическими мечтаниями, уходом от острых
жизненных проблем, даже неким налетом мистицизма, то романтизм
декабристов, Пушкина и Лермонтова характеризуется глубоким оптимизмом,
героикой, призывом к борьбе за идеалы свободы и достоинство человеческой
личности, горячим патриотизмом. Именно эта направленность преобладала в
русском романтизме первой трети XIX в.
В 30 — 40-х годах XIX в. в русской литературе утверждается реализм.
Критический реализм займет господствующее положение во второй половине
XIX в. Становление реализма в русской литературе на рубеже 30 — 40-х годов
XIX в. связано с именами А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова,
В. Г. Белинского, А. И. Герцена, а дальнейшее его развитие в 40 — 50-х
годах — с началом творческого пути Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского,
М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, А. Н. Островского,
Л. Н. Толстого. Пушкин по праву считается основателем русского реализма.
Его роман «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией
русской жизни», явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого
поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются его
историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка»,
«Дубровский», «Повести Белкина», исследование «История пугачевского
бунта». Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник
М. Ю. Лермонтов. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву
считается вершиной лермонтовского реализма, во многом созвучного с
пушкинским романом в стихах «Евгением Онегиным».
С особой силой обличительная тенденция проявилась в творчестве
Н. В. Гоголя, который придал русскому реализму ярко выраженную критическую
направленность. Гоголь считается основателем так называемой «натуральной»
школы в русской литературе (этим термином тогда обозначалось литературное
направление критического реализма). 30 — 40-е годы XIX в.
Н. Г. Чернышевский называл «гоголевским периодом» русской литературы. «Все
мы вышли из "Шинели" Гоголя», — образно заметил Ф. М. Достоевский, имея в
виду повесть Гоголя «Шинель», которая оказала большое влияние на развитие
литературы этого направления. Принципы критического реализма нашли
выражение в творчестве Герцена-беллетриста. В романе «Кто виноват?», в
повестях «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка» он в подцензурной форме
показывал, как крепостной строй губит таланты и унижает человеческое
достоинство. В глубоко реалистических пьесах великого драматурга
А. Н. Островского, вступившего в русскую литературу в начале 50-х годов,
обличались «темное царство» купечества с его невежеством, самодурством и
ханжеством, забитость и безысходность бедных людей. С большой
обличительно-сатирической силой в пьесах Островского изображены и типы
самодовольного барства. С неизменным сочувствием драматург изображает
крестьян, ремесленников, бедных мещан, интеллигенцию.
По существу, зачинателем русской литературной критики явился
В. Г. Белинский, который отстаивал общественное назначение русской
литературы, выступал в своих статьях за утверждение в ней принципов
реализма, демократии и подлинной народности.
В 40 — 50-х годах в русской литературе видное место заняла тема
крепостной деревни, ее быта и нравов. Нищета темного и забитого
крепостного крестьянина изображена в повестях Д. В. Григоровича «Деревня»
и «Антон-Горемыка», в рассказе «Бобыль». Крупным событием в русской
литературе было появление в 1847 — 1852 гг. цикла «Записок охотника»
И. С. Тургенева. В них Тургенев обличал произвол, жестокость и лицемерие
помещиков. Им противопоставлены изображенные с большой симпатией
крепостные крестьяне. Сонный и праздный быт помещика провинции показан в
романе И. А. Гончарова «Обломов» (1859). «Обломовщина» стала нарицательным
обозначением всего косного, неподвижного.
Утверждение реализма было связано с борьбой за подлинную народность в
литературе в противовес «официальной народности». В понимании передовых
деятелей культуры подлинная народность означала верность изображения
картин русской жизни, отражение особенностей характера и судеб русского
народа. Писатели-реалисты обращались в первую очередь к народным истокам,
к сокровищам народного творчества. Отсюда они черпали сюжеты, даже приемы
художественного изображения действительности, в своих произведениях они
отражали народные чаяния и идеалы. Яркими примерами этого могут служить
«Руслан и Людмила» и «Русалка» Пушкина.
Народность литературы выражалась и в формировании литературного языка
на основе народной речи. Первая половина XIX в. считается временем
складывания современного русского литературного языка. На смену
тяжеловесному языку XVIII в. пришел литературный язык, который
сформировался в борьбе сторонников «старого» и «нового» стиля. Выработка
норм русского литературного языка была связана с усилением интереса
русских писателей к русской истории, фольклору, народным традициям.
Огромную роль здесь сыграли классики русской литературы И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, но в первую очередь
А. С. Пушкин.
Становление принципов реализма и народности происходило также в
театре, музыке, изобразительном искусстве. В значительной мере здесь
сказывалось влияние литературы.
В истории русского театра, как и в литературе, происходила смена
различных идейно-эстетических представлений. Долгое время на русской сцене
господствовали каноны классицизма с его внешней импозантностью,
парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных
мифологических сюжетов. Но уже в 20 — 30-е годы XIX в. классицизм в театре
был оттеснен романтической школой, для которой была характерна
героико-трагедийная тематика, а в исполнении актеров обращалось внимание
на внутренние переживания героя. Яркие драматические образы были созданы
актером Малого театра (в Москве), сыном крепостного, П. С. Мочаловым. Его
герои — страстные бунтари, вступающие в борьбу с окружающим их миром
бесправия, пошлости, рабской приниженности, за свободу и справедливость. В
творчестве Мочалова ярко отразился процесс «нравственного освобождения
человека» 30-х годов XIX в. Исполнительскую манеру Мочалова отличали
бурная эмоциональность и экспрессия. Выдающимся артистом-трагиком был
В. А. Каратыгин, игравший в Александринском театре Петербурга. Исполняя
роли в трагедиях Шекспира и Шиллера, он, благодаря своей высокой актерской
технике, отрабатывая каждый жест, интонацию, добивался блестящего
исполнительского эффекта и выразительности. В отличие от Мочалова он
придерживался традиций классицизма. В. А. Каратыгин принадлежал к
известной артистической семье Каратыгиных. На сцене петербургских театров
выступали его отец, мать, жена и брат.
С именами Пушкина, Грибоедова, Гоголя связано развитие
реалистического направления в русской драматургии. Ее успеху особенно
способствовали московский Малый и петербургский Александринский театры.
Малый театр, по словам Герцена, «создал правду на русской сцене». Его
называли «вторым Московским университетом». Выдающимся русским актером,
игравшим на сцене Малого театра, был сын крепостного М. С. Щепкин. Свои
лучшие сценические образы он создал в произведениях русской
сатирико-обличительной драматургии (в пьесах А. С. Грибоедова,
Н. В. Гоголя, И. П. Котляревского, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина,
А. Н. Островского). В III отделении Щепкина считали политически
неблагонадежным за то, что, ярко раскрывая своей игрой косность,
продажность и лихоимство бюрократии, он «подрывал» престиж тогдашней
административной системы.
Признанным мастером реалистической сцены в петербургском
Александринском театре был А. Е. Мартынов, игравший преимущественно в
пьесах А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Мартынов был непревзойденным
мастером мимики, движения, обладал виртуозной способностью к
перевоплощению. С поразительным мастерством он передавал драматическую
судьбу придавленного режимом «маленького человека» (дворовых людей, мелких
чиновников, подмастерьев), раскрывал их душевный мир.
Смена идейно-эстетических направлений произошла и в музыке. В первой
половине XIX в. шел интенсивный процесс внедрения в музыку народной
мелодии и русской национальной тематики. В творчестве известных русских
композиторов первой половины XIX в. А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева,
А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова (сочинившего более 200 песен и романсов) и
особенно М. И. Глинки явственно звучат народные мелодии, да и сочиненные
этими композиторами песни и романсы стали глубоко народными. Хорошо
известны слова М. И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники,
только ее аранжируем». Глинка утвердил в русской музыке принципы реализма
и народности. С особой силой она утвердилась в его опере «Жизнь за царя»
(1836), в которой он прославил патриотический подвиг костромского
крестьянина Ивана Сусанина, спасшего избранного на царство Михаила
Федоровича Романова. Глинка показал величие характера Сусанина, его
мужество и стойкость.
Песни, романсы, оперы композиторы писали преимущественно на сюжеты
произведений русских писателей. Вторая опера Глинки «Руслан и Людмила»
(1842) написана по одноименной поэме А. С. Пушкина. Пушкинская «Русалка»
явилась темой для одноименной оперы другого выдающегося русского
композитора — А. С. Даргомыжского. В этой опере, представлявшей собой
образец народно-бытовой музыкальной драмы, проявилась социальная
направленность творчества композитора.
В живописи происходил отход от академизма, оплотом которого была
императорская Академия художеств. Для академизма характерны
библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного
искусства. Вместе с тем необходимо отметить, что русские художники создали
немало выдающихся произведений живописи и скульптуры в духе академизма, а
Академия художеств давала солидную профессиональную подготовку. Лучших
своих воспитанников она обычно отправляла на дальнейшую стажировку в
Италию. Видным представителем академической школы в русской живописи был
А. Ф. Бруни. Его известная картина «Медный змий», над которой он работал
15 лет, изображала библейскую сцену — наказание евреев, возроптавших во
время скитаний после египетского плена на Бога, за что Бог наслал на них
мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине
переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.
Новые тенденции в русской живописи, знаменовавшие собой отход от
академизма, развивались вне стен Академии художеств. Купеческий сын
А. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в.
серию картин, изображавших сельский быт крестьян. Венецианова называют
«отцом русского жанра». Однако в трактовке бытовых сюжетов у Венецианова
ощущаются влияние сентиментализма и идеализация сельской жизни. Таковы
известные его картины «Гумно», «На пашне», «На жатве», «Спящий пастушок»,
портретная галерея крестьян. Значительную роль в утверждении
«деревенского» жанра в русской живописи сыграла «венециановская школа» —
группа учеников Венецианова, которых он обучал живописи в своем имении
Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
Стремление выйти из традиционных форм и приемов академизма проявляли
и художники, принадлежавшие к Академии художеств и сохранявшие в принципе
верность академическому искусству. К ним относится выдающийся русский
художник первой половины XIX в. К. П. Брюллов, воспитанник, а затем
профессор Академии художеств. Его картины и особенно портреты отражают
тяготение художника к реализму. По окончании Академии художеств в 1821 г.
Брюллов до 1835 г. жил и работал в Италии. Природа и искусство этой страны
вдохновили художника на создание многих замечательных полотен (среди них
известна его картина «Итальянский полдень»). Там же в 1830 — 1833 г.
Брюллов создал главное свое произведение — грандиозное полотно «Последний
день Помпеи», явившееся выдающимся событием в русском изобразительном
искусстве того времени. В нем художник передал достоинство, гуманизм и
величие людей в условиях природной катастрофы. Картина произвела
колоссальное впечатление на современников. «И стал "Последний день Помпеи"
для русской кисти первый день», — писал поэт Е. А. Баратынский. Брюллов
создал много портретов своих современников. В этом жанре он шел от
парадного к реалистическому, глубоко психологическому портрету.
Замечательным образцом реалистической живописи портретного жанра является
«Автопортрет» Брюллова (1848).
Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были
О. А. Кипренский и В. А. Тропинин. Кипренский долго жил в Италии. Лучшие
портреты были им написаны в начале XIX в. В портретах Кипренского видно
влияние романтической школы. Кипренский искал в человеке возвышенное
начало, передавал его сложный внутренний мир настроений и переживаний.
Хорошо известен его портрет А. С. Пушкина (1827). В. А. Тропинин был сыном
крепостного крестьянина, он получил свободу лишь в 45-летнем возрасте. Для
портретного творчества Тропинина характерны высочайшее мастерство и
непосредственность изображения, связь изображаемого на полотне человека с
той обстановкой, которая его окружает. Таковы его жанровые портреты:
«Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист» и др.
Значительное место в русской живописи занимает творчество
А. А. Иванова, друга Н. В. Гоголя. В 1831 — 1858 гг. Иванов жил в Италии.
Картина Иванова «Явление Христа народу», которой он посвятил 20 лет
упорного труда, явилась делом всей его жизни. Основная идея этого
монументального полотна — убежденность художника в необходимости духовного
и нравственного возрождения человечества. Современники восприняли эту
картину как ожидание близкого освобождения народа. В толпе, изображенной
на картине, многие видели народ, жаждущий правды и свободы.
Решительный поворот русской живописи к критическому реализму мы
находим в творчестве П. А. Федотова, которого часто называют «Гоголем в
живописи». В небольших жанровых картинах и в крупных полотнах Федотов
высмеивал «темное царство» купечества, армейский быт офицерства, тупую
спесь и цинизм дворянско-чиновничьего мира. Вершиной реалистического
творчества Федотова являются картины «Свежий кавалер», «Сватовство
майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка». Федотов явился
предшественником художников-передвижников, на которых он оказал большое
влияние.
В архитектуре более прочные позиции занимал классицизм, господство
которого продолжалось до 40-х годов XIX в. Он утвердился в России в конце
XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир,
получивший широкое распространение в первой трети XIX в. Ампир опирался на
художественное наследие императорского Рима (откуда и название этого
стиля). Ему присущи парадная монументальность, стройность и строгость
линий. Важную роль в нем играла скульптура, дополнявшая архитектурное
оформление зданий. В стиле ампир в то время возводились роскошные особняки
знати, но преимущественно здания общественного назначения: высших
правительственных учреждений, присутственных мест, дворянских собраний и
клубов, театры, храмы. В эти годы шла интенсивная застройка Москвы и
Петербурга, а также наиболее крупных губернских городов, возводились
усадьбы богатых вельмож, создавались крупные архитектурные ансамбли.
Именно тогда окончательно сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и
Сенатская площади в Петербурге, Театральная в Москве; завершена застройка
центральных частей Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода,
Смоленска и других городов.
Наиболее известными представителями классицизма в русской архитектуре
были А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов,
Д. И. Жилярди. Главными аритектурными сооружениями Воронихина являются
Горный институт и Казанский собор в Петербурге (завершены в 1811 г.), для
которых характерен строгий монументализм. Захаров создал знаменитое здание
Адмиралтейства (1806 — 1823), ставшее важным градостроительным узлом
Петербурга, собор в Кронштадте (1806 — 1817). Он строил также госпитали,
провиантские склады и магазины. Его творчество считается высшей точкой
развития архитектурного стиля позднего классицизма. Выдающимся мастером
позднего классицизма является Карл Росси. По его проектам в Петербурге в
1819 — 1834 гг. были возведены новые здания Сената и Синода, завершившие
планировку Сенатской площади, Главный штаб со знаменитой аркой,
закончивший оформление Дворцовой площади, Михайловский дворец (ныне
Русский музей) и Александринский театр с примыкающей к нему улицей (ныне
улица зодчего Росси). Для архитектурных сооружений К. Росси характерны
классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью. Творчество
Росси как бы завершает господство классицизма в русской архитектуре первой
половины XIX в.
После пожара 1812 г. интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове,
назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений
г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского
ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815),
здания Большого и Малого театров (1821 — 1824). Доменико Жилярди в 1817 —
1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По
его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур
совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление
которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне
1812 г.
30 — 50-е годы XIX в. знаменуют упадок классицизма в русской
архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется
интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического
русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были
возведены Большой дворец (1839 — 1849) и Оружейная палата (1844 — 1851) в
Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и
Петербурге, в 1838 г. начато строительство храма Христа Спасителя в Москве
(завершено в 1883 г.). А. П. Брюллов (брат художника К. П. Брюллова)
культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер —
формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские
Мариинский (1838 — 1844) и Николаевский (1853 — 1861) дворцы, где
архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические
формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре
А. А. Монферрана. Главные его сооружения — Исаакиевский собор (1818 —
1858) и Александровская колонна (1830 — 1834) в Петербурге.
Существенный вклад в развитие материальной и духовной культуры внесли
народные массы. Фольклор и даже произведения народного прикладного
искусства носили остросоциальный характер. В едко-сатирических лубочных
картинках и небольших скульптурных сценках, в пословицах, поговорках,
прибаутках и песнях, сказках и притчах высмеивались пьяные и жадные попы,
сластолюбивые монахи, глупые и жестокие баре, судьи-лихоимцы, воспевались
ум и сметливость простого народа и вместе с тем выражался его протест
против тяжелой доли — гнета, нищеты, бесправия. В исторических песнях и
сказаниях отражались традиции народных восстаний, воспевались их герои —
Разин, Наливайко, воплощались народные идеи о «воле», всеобщем равенстве и
социальной справедливости. Устное народное творчество — важный источник
для изучения социальной психологии угнетенных масс, их общественного
сознания, народных представлений о «добре и правде».
Народное творчество воплотилось в произведениях разнообразных видов
художественных промыслов. Миниатюры Палеха, Холуя и Мстёры, городецкая и
хохломская роспись по дереву, ростовская финифть, вологодские кружева,
гжельская майолика, произведения костромских ювелиров (селений Красного и
Сидоровского на Волге), архангельских косторезов, литейщиков и
гранильщиков Урала украшают музеи и в наши дни.
Своеобразным социальным и культурным феноменом в России эпохи
позднего феодализма является так называемая крепостная интеллигенция. Это
крепостные крестьяне, овладевшие специальными знаниями в сфере науки,
техники, литературы и искусства, которые стали для них профессиональными
занятиями, удовлетворявшими «культурные потребности» своего барина.
Богатые вельможи отправляли для обучения своих талантливых
мальчиков-крепостных в Академию художеств, девочек в балетную школу,
заводили свои «крепостные» театры, как, например, Шереметевы в Кускове и
Останкине или Юсуповы в Архангельском близ Москвы. Эта категория
талантливых, но бесправных актеров, художников, архитекторов, музыкантов,
поэтов внесла значительный вклад в развитие русской культуры. Видное место
в истории русского театрального искусства заняли крепостные актрисы графов
Шереметевых П. И. Жемчугова и Т. В. Шлыкова-Гранатова, в живописи и
архитектуре крепостные тех же помещиков Аргуновы.





§ 3. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА И ТЕХНИКА

К началу XIX в. общеобразовательная школа была представлена
двухклассными и четырехклассными народными училищами. Все они находились
исключительно в городах. Существовали всего три общеобразовательные
гимназии — в Москве, Петербурге и Казани. Действовали также и специальные
учебные заведения: солдатские школы, для дворян — кадетские и шляхетские
корпуса, для детей духовенства — различного типа духовные училища и
семинарии. К началу XIX в. высшими учебными заведениями были Московский
университет, Горный институт в Петербурге, Московская, Петербургская и
Киевская духовные академии.
Потребности экономического развития страны и увеличивавшегося
аппарата управления поставили задачу расширения сети как
общеобразовательных, так и специальных учебных заведений. В 1802 г.
основан Дерптский, в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии Виленский,
в 1804 — 1805 гг. на базе гимназий — Казанский и Харьковский университеты.
Основанный в 1804 г. Петербургский педагогический институт в 1819 г.
преобразован в университет. При Николае I был учрежден в Петербурге новый
Педагогический институт. В начале XIX в. возникли привилегированные
средние учебные заведения гуманитарного направления — лицеи: в 1803 г.
Демидовский в Ярославле, в 1811 г. Царскосельский (при Николае I переведен
в Петербург и назван Александровским), в 1817 г. Ришельевский в Одессе и в
1820 г. Нежинский (в г. Нежине Черниговской губернии).
При Николае I проведена реорганизация и расширение сети низших и
средних учебных заведений, учреждение новых университетов, технических
училищ и институтов. В 1832 г. (после подавления польского восстания
1830 — 1831 гг.) был закрыт Виленский университет, но в 1834 г. основан в
Киеве университет Св. князя Владимира. Вначале при недостатке
преподавательских кадров в университеты приглашались иностранные ученые,
преимущественно профессора из немецких университетов. Большинство их были
преданны науке, честно служили России, которая для некоторых стала второй
родиной. Они содействовали и подготовке русских кадров преподавателей
университетов. Университеты имели четыре отделения (факультета):
нравственных и политических наук (правоведение, политическая экономия,
философия и богословие), словесное (филология, история, статистика,
география), физико-математическое и медицинское. В Петербургском
университете вместо медицинского существовало восточное отделение. При
университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в
университет лиц, получивших домашнее образование или же кончивших уездные
училища.
Расширялось военное образование, главным образом, в виде закрытых
учебных заведений для дворян — кадетских корпусов. В начале XIX в. их
насчитывалось 5, в середине XIX в. — 20. В 1832 г. основана Императорская
военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба, а в 1855 г. —
Артиллерийская и Инженерная академии.
При Николае I фактически было положено основание специальному
среднему и высшему техническому образованию: в 1828 г. открыт
Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1842 г. —
Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба они объединились в
Строительное училище), в 1835 г. в Москве основан Межевой институт, а в
1842 г. в Белоруссии — Горыгорецкое земледельческое училище,
преобразованное в 1854 г. в Земледельческий институт.
В начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений
составляло 130 тыс. человек, в 30-е годы — 245 тыс., в 1856 г. — 450 тыс.
Однако уровень образованности населения еще продолжал оставаться низким. В
начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей, в 30-е годы — на
208, в 1856 г. — на 143. Особенно отставала в этом отношении деревня, хотя
в 40-е годы стали заводить сельские школы в государственной и удельной
деревне, а некоторые богатые помещики устраивали школы в своих имениях. К
1854 г. в государственной деревне числилось 2565 школ с 113 тыс. учеников,
а в удельной — 204 школы с 7,5 тыс. учеников. Данных по помещичьей деревне
не имеется. Но и в государственной и удельной деревне грамотных среди
крестьян насчитывалось не более 5 — 7%; судя по описаниям помещичьих
имений, составленным помещиками по разосланной в 1858 г. анкете, среди
крепостных крестьян грамотность не превышала 1%. Грамотность сводилась к
овладению чтением, письмом и четырьмя правилами арифметики.
Впрочем, уровень образованности состоятельных слоев населения также
оставался еще невысоким. Купцы и мещане часто проходили домашнее
обучение — обычно у местного дьячка или приказчика, у которых основными
«учебными пособиями» были псалтырь и часослов. Но и среди дворян лишь
небольшая часть кончала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса.
Большинство довольствовалось домашним образованием, весьма различным по
своему уровню. Хотя в военных учебных заведениях учились только дети
дворян и офицерский корпус был преимущественно дворянским, офицеров в
армии, имевших специальное военное образование, в годы Крымской войны было
не более 15%.
В первые два десятилетия XIX в. заметны успехи в книгоиздательстве и
развитии периодической печати. И впоследствии, несмотря на суровые
цензурные условия, закрытие властями в конце 30-х годов ряда газет и
журналов как «крамольных», книгоиздательство и периодика продолжали
развиваться, росли тиражи книг и журналов. С начала XIX в. до 1850 г.
количество периодических органов выросло с 44 до 56, названий издаваемых
книг — со 143 до 700. Но особенно заметен был рост печати в последнее
предреформенное десятилетие (1850 — 1860), в течение которого количество
периодических изданий возросло до 2 30, а названий книг — до 2100.
Широкую известность получили издававшиеся в первые десятилетия XIX в.
общественно-политические и литературные журналы «Вестник Европы» (с
1802 г.) Н. М. Карамзина, «Северный вестник» (с 1804 г.) Н. С. Глинки,
«Сын отечества» (с 1812 г.) Н. И. Греча, «Дух журналов» (с 1815 г.), в
которых печатались и декабристы; позднее — «Телескоп» Н. И. Надеждина,
«Московский телеграф» Н. А. Полевого, «Отечественные записки»
А. А. Краевского, «Современник» А. С. Пушкина. Расширялось издание
ведомственных и специальных научных журналов. Газеты имели преимущественно
официально-ведомственный характер. С 1838 г. в губерниях стали выходить
«Губернские ведомости». Они, помимо «официальной части», имели и особые
«прибавления», в которых помещались хозяйственно-этнографические описания,
исторические очерки, тексты старинных документов, литературные
произведения. В 1830 — 1831 гг. в Петербурге выходила «Литературная
газета» А. А. Дельвига, в которой сотрудничали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь,
А. В. Кольцов. В 1840 г. издание ее было возобновлено. Ее сотрудниками
были В. Г. Белинский и молодой Н. А. Некрасов.
В первой половине XIX в. существенных успехов достигла русская наука:
в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии,
географии, в области гуманитарных исследований. Наука развивалась не
только и даже не столько в стенах Российской академии наук. Важнейшими
научными центрами являлись университеты.
Ведущее место в развитии русской науки занимал Московский
университет. Здесь преподавали и вели научную работу такие крупные ученые,
как основатель первой научной школы зоологов-эволюционистов К. Ф. Рулье,
медики Е. И. Дядьковский, И. Е. Грузинов и А. М. Филомафитский, выдающийся
геолог Г. Е. Щуровский, агробиолог и физик, «отец русской агрономии»
М. Г. Павлов, астроном Д. М. Перевощиков — основатель университетской
астрономической обсерватории, филолог и искусствовед Ф. И. Буслаев,
историки М. Т. Каченовский, М. П. Погодин, О. М. Бодянский,
Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев.
В Петербургском университете работали великий русский математик
П. Л. Чебышев, правоведы А. П. Куницын и М. А. Балугьянский (первый ректор
университета), ботаник А. Н. Бекетов и его брат, основатель отечественной
школы физико-химиков Н. Н. Бекетов, экономисты и статистики К. Ф. Герман и
К. И. Арсеньев, историк и этнограф В. И. Ламанский, филолог-славист
И. И. Срезневский. С основанием в 1854 г. факультета восточных языков
Петербургский университет стал крупнейшим центром востоковедения.
С Дерптским университетом была связана деятельность известного
русского астронома В. Я. Струве и знаменитого хирурга Н. И. Пирогова.
Ученые Дерптского университета способствовали организации
геолого-ботанических экспедиций для изучения природных богатств России.
Крупным научным центром был Казанский университет. Здесь работали
великий русский математик, создатель «неэвклидовой геометрии»
Н. И. Лобачевский (ректор университета), выдающиеся ученые-химики
Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров, сделавшие важные открытия в области
органической химии. Велика была роль Казанского университета в
распространении просвещения среди народов Поволжья.
Значительный вклад в развитие русской науки первой половины XIX в.
внесли и ученые Российской Академии наук. Академики М. В. Остроградский и
В. Я. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в
области интегральных исчислений, В. В. Петров, Э. Х. Ленц и Б. С. Якоби —
в учении об электричестве, К. М. Бэр — в области эмбриологии. Исследования
Остроградского и Буняковского получили практическое применение в
астрономии, механике, оптике. Широко использовались в технике открытая
Петровым новая форма перехода электрической энергии в тепловую и
изобретение им электрической дуги, а также изобретение Ленцем
гальванометра, Якоби — модели электродвигателя и первого телеграфного
записывающего аппарата, действовавшего с 1832 г. на телеграфной линии
между Петербургом и Царским Селом. В 1839 г. академиком В. Я. Струве была
основана Пулковская обсерватория под Петербургом.
По инициативе и при участии Академии наук в начале XIX в. были
организованы многочисленные научные экспедиции, результатами которых
явились важные географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах,
проведены геологические, биологические и этнографические исследования в
Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Алтае и в Саянах.
В 1803 — 1806 гг. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн осуществили первое
русское кругосветное плавание, во время которого было открыто множество
новых островов в Тихом и Ледовитом океанах, собраны ценные научные
коллекции. В 1819 — 1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и
«Мирный» под командованием М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена к Южному
полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида и
множество ранее неизвестных островов нанесено на карту. Морские экспедиции
О. Е. Коцебу в 1815 — 1818 и 1823 — 1826 гг., В. М. Головнина в 1817 —
1819 гг., Ф. П. Литке в 1821 — 1829 гг., Ф. П. Врангеля и Ф. Ф. Матюшкина
в 1820 — 1827 гг. в Ледовитом и в северной части Тихого океана установили
точные очертания берегов Северной Азии и Северной Америки.
Центром географических исследований стало основанное в 1845 г.
Русское географическое общество, которое организовало ряд научных
экспедиций, проводило этнографические исследования России и сопредельных
стран и народов, имело свой научный журнал «Известия Русского
императорского географического общества» и издало много ценных
географических, этнографических и статистических сборников. В 1851 г.
открылись Кавказский и Сибирский отделы Русского географического общества,
много сделавшие для экономико-географического и этнографического изучения
регионов и народов Сибири, Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
Развитие гуманитарных наук, главным образом исторической, и
возрастающий интерес к истории — характерное явление в культурной жизни
России и западноевропейских стран в первой половине XIX в. Историческая
наука приобретает большое общественно-политическое значение: в изучении
прошлого искали ответы на злободневные вопросы настоящего. Развитие
исторической науки в России вызвало появление различных научных школ и
направлений в интерпретации исторического процесса, прошлого и судеб
России, возникновение вспомогательных исторических дисциплин — археологии,
археографии, палеографии, нумизматики, геральдики, генеалогии.
Исторические дисциплины заняли прочное место в университетском
преподавании. Учеными-историками были изданы многочисленные специальные
исследования на основе выявления новых, в значительной мере архивных,
источников, и обобщающие многотомные труды по истории России и других
стран, учебные пособия. Началась широкая научная публикация исторических
источников — летописей, актового материала, мемуаров и т. д. Особенно
много сделала созданная в 1834 г. Археографическая комиссия под
руководством П. М. Строева, которая проводила археографические экспедиции
по архивам и библиотекам древних русских городов, выявила и издала многие
тысячи ценнейших исторических памятников в сериях «Полное собрание русских
летописей», «Акты исторические», «Собрание государственных грамот и
договоров» и пр. Именно в первой половине XIX в. в своей значительной
части был опубликован основной корпус письменных источников по российской
истории XI — XVI вв.
Крупное культурное и политическое значение в начале XIX в. имела
12-томная «История государства Российского» Н. М. Карамзина. В 1803 г.
Карамзин получил официальную должность историографа, что давало ему право
доступа к государственным архивам. Первые 8 томов его «Истории» вышли в
1816 — 1817 гг., в 1818 — 1819 гг. было осуществлено повторное,
исправленное и дополненное их издание, в 1821 — 1824 гг. появились
очередные 9 — 11-й тома, последний 12-й том, доводящий повествование до
1611 г., был издан в 1829 г., уже после смерти историка. Труд Карамзина,
прозванного «Колумбом российской истории», создан на основе богатых и
разнообразных источников, многочисленных трудов античных и средневековых
авторов. Особенно ценны обширные документальные приложения, имеющие
большое научное значение, поскольку многие оригиналы публиковавшихся
Карамзиным документов не сохранились.
«История» Карамзина адресовалась широкому кругу читателей. Будучи
убежденным в поучительном, нравственно-назидательном назначении истории,
Карамзин стремился воздействовать на чувства читателя эмоциональными
рассказами о героическом прошлом русского народа, о доблестях его героев.
«История» Карамзина, написанная блестящим литературным языком, проводила
идею необходимости и «благодетельности» самодержавия в России.
Самодержавие, по Карамзину, — движущая сила российского исторического
процесса: русские великие князья и цари объединили Русь, собрали русские
земли в единое целое и этим способствовали могуществу Российского
государства. «Россия всегда спасалась самодержавием» — таков основной
вывод Карамзина. Но вместе с тем он резко выступал против деспотии, сурово
осуждал тиранию Ивана Грозного.
Русские историки после Карамзина рассматривали его исторические
воззрения как устаревшие, а саму его «Историю» как утратившую научное
значение, хотя на деле многие оценки Карамзиным ряда исторических событий
долгое время были господствующими в русской историографии. Тем не менее
«История» Карамзина в XIX в. оставалась наиболее читаемой в широкой
публике. Тома «Истории» Карамзина можно было встретить во многих домашних
библиотеках.
20 — 30-е годы XIX в. отмечены становлением различных школ и
направлений в исторической науке. Видными представителями дворянской
историографии были профессора Московского университета М. П. Погодин и
Петербургского — Н. Г. Устрялов. Погодин, сын крепостного крестьянина, в
молодости критиковавший исторические воззрения Карамзина, в 30-е годы стал
одним из видных приверженцев теории «официальной народности». Основные его
исторические труды содержатся в семитомном издании «Исследования,
замечания и лекции о русской истории» (1846 — 1857). В духе «православия,
самодержавия и народности» Погодин определял и роль исторической науки —
«сделаться охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия». И
тем не менее нельзя отрицать и положительного значения его трудов по
конкретным вопросам русской истории, особенно ее древнего периода, его
вклада в издание документальных памятников. Им собрано богатое
документальное наследие, которым до сих пор пользуются специалисты по
древней и средневековой отечественной истории. Широко был известен в свое
время этот историк и как издатель и публицист.
Профессор Н. Г. Устрялов был автором официально рекомендованных
учебников «Русская история» (1836) и «Историческое обозрение царствования
государя императора Николая I» (1842), в которой он также проводил идеи
«официальной народности», противопоставлял российскую историю
западноевропейской. Устрялов известен своим главным трудом «История
царствования Петра Великого» в десяти томах (1859 — 1863), пятитомным
изданием дневников и мемуаров иностранцев о России начала XVII в., другими
важными публикациями.
В 20-х — начале 30-х годов XIX в. в русской историографии возникла
«скептическая школа», основателем и главой которой считается профессор
Московского университета М. Т. Каченовский. Эта школа требовала строгого
критического отношения к источникам, установления их подлинности и
проверки достоверности сообщаемых ими фактов. Однако эти вполне
справедливые, научные требования переходили рамки объективности — вплоть
до того, что Каченовский подвергал сомнению все сведения в русских
летописях о событиях до XIII в., считая весь период Киевской Руси
«баснословным».
С призывом к научной объективности и целостному взгляду на историю
выступил Н. А. Полевой. Изданную им в 6 томах «Историю русского народа»
(1829 — 1833) он противопоставил труду Карамзина. Полевой отрицал
организующую роль правительственной власти, высказал немало оригинальных
мыслей и оценок в обобщающем труде «Обозрение русской истории до
единодержавия Петра Великого» (1846). Полевой известен как талантливый
журналист, автор повестей и романов на исторические сюжеты, с критической
направленностью против барства.
На 40 — 60-е годы приходится становление историографии в России.
Выдающимся представителем русской историографии был С. М. Соловьев.
Научная и педагогическая деятельность его началась в середине 40-х годов в
Московском университете. Он — автор многочисленных исторических трудов по
русской и всеобщей истории, но особую известность приобрела его знаменитая
29-томная «История России с древнейших времен» (1851 — 1879), доведенная в
своем изложении до событий 1775 г. (Соловьев намеревался довести свой труд
до окончания царствования Екатерины II и выпустить еще 6 томов, но смерть
помешала ему завершить этот труд). В своей «Истории» Соловьев доказывал
закономерность исторического развития общества от родовых отношений к
государственному правопорядку. С. М. Соловьев — крупнейший представитель
государственной школы в русской историографии, рассматривавшей государство
как ведущую силу исторического процесса. Отсюда большое внимание историки
этого направления уделяли изучению изменения государственных форм. Среди
других трудов Соловьева наиболее значительны «История падения Польши»,
«Император Александр I. Политика и дипломатия», «Публичные чтения о Петре
Великом». Труды С. М. Соловьева, содержащие богатейший документальный
материал, сохраняют до сих пор большое научное значение. С. М. Соловьев
оставил интересные автобиографические «Записки о моей жизни».
Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессоров
Московского университета — медиевиста Т. Н. Грановского и основателя
славяноведения в России О. М. Бодянского.
Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний
играли создававшиеся при университетах и Академии наук многочисленные
научные общества: Математическое, Минералогическое, Испытателей природы,
Любителей российской словесности, Истории древностей российских,
Археологическое общество и др. Они объединяли ученых по научным интересам.
Научные общества по гуманитарным дисциплинам привлекали писателей, поэтов,
артистов, художников, публицистов и вообще широкий круг образованных
людей. Крупное научно-просветительское и общественное значение имели
публичные лекции, читавшиеся профессорами университетов по общественным,
гуманитарным и естественным наукам и собиравшие обширную аудиторию.
Возросший интерес к отечественной культуре и истории вызвал к жизни
частное собирательство предметов культуры и старины: древних рукописей,
старопечатных книг, картин, гравюр, монет, археологических находок и пр.
Создавались ценные частные коллекции, которые потом легли в основу многих
музейных собраний. Хорошо известна деятельность крупного мецената
Н. П. Румянцева, коллекция которого послужила основой Румянцевского музея
и при ней библиотеки (ныне Российская государственная библиотека в
Москве), графа А. И. Мусина-Пушкина, в коллекции которого находился
единственный древний список «Слова о полку Игореве». Хорошо были известны
частные картинные галереи богатых меценатов Н. Б. Юсупова,
А. С. Строганова, литератора П. П. Свиньина, директора Почтового
департамента Ф. И. Прянишникова, купца К. Т. Солдатенкова. В их собраниях
находились ценнейшие произведения русского и зарубежного искусства,
которые впоследствии поступили в Румянцевский и Русский музеи.
К 30 — 40-м годам XIX в. относится начало систематического изучения
народного творчества. В собрании и изучении фольклора много сделали
славянофилы С. Т., К. С. и И. С. Аксаковы, но особенно П. В. Киреевский.
Однако из-за цензурных условий николаевского времени издание собранных
Киреевским «Песен» могло появиться лишь в 60 — 70-х годах XIX в. Хорошо
известна многолетняя деятельность В. И. Даля, начатая еще в 20-е годы
XIX в., по составлению «Словаря живого великорусского языка», вышедшего
уже в 60-е годы в 4 томах, в которых содержалось свыше 200 тыс. слов. Даль
собрал и издал также ценные сборники пословиц, поговорок и загадок
русского народа.
Много сделало для систематического описания культуры и быта народа
Русское географическое общество, которое разработало и разослало в
различные районы страны подробные анкеты с вопросами. Им было собрано с
мест свыше 5 тыс. рукописей о быте, нравах, обычаях разных местностей
России. Наиболее интересные описания оно систематически публиковало в
своих периодических изданиях и отдельными сборниками.


§ 4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ

Новые явления в социально-экономическом и культурном развитии России
в первой половине XIX в. оказывали свое влияние и на повседневный быт.
Наиболее значительные изменения в бытовой жизни населения происходили в
городах и крупных торгово-промышленных селениях промышленно развитых
регионов страны. Менее всего новые веяния в быту затронули глухую
провинцию с господствующим патриархальным укладом жизни. Степень изменений
в быту во многом также зависела от сословного и имущественного положения
разных слоев населения. «Верхи общества» были более подвержены разным
новшествам, нежели угнетенная масса трудового народа. Однако и здесь
многое зависело от общественного положения и имущественного состояния того
или иного сословия. Например, быт столичного дворянства разительно
отличался от образа жизни провинциальных обломовых, коробочек и
собакевичей; быт «капиталистого» мужика-отходника, торговца,
предпринимателя резко разнился от быта массы темного и забитого
крестьянства глухих деревень. Кроме того, различия в бытовом укладе во
многом диктовались историческими традициями, национальными и религиозными
особенностями их жизни.
С ростом торгово-промышленной деятельности менялся облик русского
города, хотя строй городской жизни в России первой половины XIX в. носил
еще много феодальных черт. Сохраняя еще свое административно-политическое
значение как центра губернии, или уезда, города, особенно крупные,
постепенно становятся и центрами сосредоточения промышленности и торговли.
В силу этого менялась демография и социальная структура города. Основную
массу его жителей представлял уже не прежний «посадский» люд, а большей
частью пришлый из деревни и постепенно становившийся «городским» жителем
мастеровой, лавочник, подрядчик или «разнорабочий», занятый в сфере услуг.
На окраинах крупных городов возникали фабрики и заводы, а рядом с
фабричными корпусами — рабочие казармы. Менялся и внешний облик крупных
городов, в которых наряду с торгово-промышленными зданиями возводились
многоэтажные «доходные» дома. В «доходные» дома превращались и многие
старые дворянские особняки, сдаваемые внаем новому
владельцу-предпринимателю.
Еще более резко стал различаться сравнительно благоустроенный центр
города, где преимущественно проживало дворянство, чиновничество,
купечество, от неблагоустроенных окраин, где рабочий люд ютился в
переполненных казармах, бараках и даже «в тех самых фабриках и заведениях,
где работает», как отмечалось в тогдашних обследованиях городов. Так, в
обследовании быта рабочих столичного Петербурга в 40-е годы отмечалось,
что прямо на фабриках или мастерских «или огораживается для кроватей
какой-нибудь темный, душный угол, или рабочие спят на полу и верстаках,
даже на столах... Обыкновенной подстилкой служит дрянной тонкий войлок или
еще чаще простая рогожа, часто даже не бывает и вовсе никакой подстилки:
спят прямо на досках». Не лучше были условия в казармах и «наемных»
помещениях — в проведенных обследованиях отмечались необычайная «теснота,
духота и сырость, одним словом все, что только разрушает здоровье
человека».
Мелкие провинциальные, преимущественно уездные и заштатные города с
числом жителей не более 5 тыс. человек (а это свыше 80% городских
поселений в то время) в большинстве своем мало чем отличались от больших
сел по своему внешнему виду. Десяток-другой немощеных улиц, застроенных
одно-, двухэтажными деревянными домами; несколько церквей, здания
присутственных мест, торговых рядов — единственные каменные сооружения в
небольших провинциальных городах.
Верхи привилегированных сословий обыкновенно проживали в Москве,
Петербурге и крупных губернских городах. В них сосредоточивалась научная,
литературная и театральная жизнь страны, устраивались великосветские
приемы, балы, литературные вечера. Важным культурно-бытовым явлением были
литературные салоны. Широкую известность получили салоны З. А. Волконской,
Е. А. Свербеевой и А. П. Елагиной в Москве, А. П. Хвостовой и
А. О. Смирновой-Россет в Петербурге, которые посещали Пушкин, Гоголь,
Жуковский, Чаадаев, Герцен, Белинский.
Среди столичного дворянства и верхов нарождающейся буржуазии широко
распространялись новейшие европейские моды в одежде, интерьере жилищ,
самом образе жизни. Новые веяния проникали и в среду богатого
провинциального дворянства, но мало затронули мелкопоместных владельцев,
которые не имели средств «следить за модой», живя на небольшие доходы со
своих поместий или на скудное чиновничье жалованье. В купечестве и
духовенстве больше было приверженности к старому, традиционному быту.
Патриархальный быт и нравы этих сословных групп ярко изображены в русской
художественной литературе.
Хозяйственно-бытовой уклад жизни основной массы крестьянства не
претерпел существенных изменений. Сохранился в неизменном виде тот же цикл
крестьянских сельскохозяйственных работ, традиционные семейные отношения и
общинные порядки, что и в предшествующую эпоху. Еще крепки были
патриархальные устои крестьянской семьи, всячески поддерживаемые общиной.
От воли отца или старшего в семье («большака») всецело зависели заключение
браков их детей, распорядок рабочего дня, распределение работ между
членами семьи, отпуск на заработки. Руководствуясь традиционным
распорядком, община назначала общественные работы, «судила и рядила»,
устанавливала опеку над сиротами и престарелыми, вмешивалась в семейные
распорядки, разрешала или запрещала разделы семей, следила за очередностью
в отбывании рекрутской повинности. В силе была патриархальная коллективная
ответственность за поступки каждого члена общины, своя система поощрений и
наказаний, устройство общих деревенских праздников и коллективных
«помочей» без всякой платы, за исключением «угощения», семьям в постройке
избы, некоторых срочных полевых работах и пр.
Феодально-крепостнический гнет был главной причиной тяжелого
материально-бытового положения крестьянства. Современников поражала
крайняя бедность русских помещичьих деревень особенно там, где были
малоплодородные земли и отсутствовала возможность «сторонних» заработков:
убогие избы под соломой, часто топящиеся по-черному, бедность внутреннего
убранства: деревянные некрашеные столы, лавки и полати, скудная утварь —
деревянная и глиняная посуда, домотканая одежда, традиционные лапти.
Крайне низким был уровень медицинской помощи на селе. По всей России
насчитывалось не более 10 тыс. лиц медицинского персонала. Почти все они
сосредоточивались в городах. Крестьяне, как правило, лечились «домашними
средствами» либо прибегали к услугам знахарей и знахарок, костоправов.
Особенно тяжело приходилось в деревне детям и женщинам с грудными детьми.
Беременная женщина выполняла тяжелые физические работы практически до
самого момента родов. От непосильного физического труда в страдную летнюю
пору у кормящей матери часто пропадало молоко. Его заменял «рожок» —
тряпица с жеваным ржаным хлебом. Тяжелый изнурительный труд начиная с
детского возраста, плохое питание и неудовлетворительное состояние
врачебной помощи приводили к необычайно высокой детской смертности: более
половины из числа родившихся детей умирало, не дожив до пяти лет. Только
благодаря высокой рождаемости на селе обеспечивался прирост населения.
Несмотря на тяжелые материально-бытовые условия, новшества проникали
и в деревню, в первую очередь в деревню центрально-промышленных губерний.
Здесь курные избы почти повсеместно уже уступили место «белым», т. е. дым
при топке шел из избы не через волоковое окно, а через печную трубу. Более
разнообразным стало внутреннее убранство в избах: в богатых крестьянских
домах появились стулья, комоды, зеркала, стенные часы, лубочные картинки.
Но и у крестьян среднего достатка домотканая одежда заменялась покупной из
ситца; женщины сменили сарафан на юбку, девушки стали пользоваться
купленной в городе или у офеней-коробейников парфюмерией — духами,
румянами, белилами, помадой, туалетным мылом. У мужчин валяную шляпу
сменил картуз «с блестящим козырьком», в моду входили кумачовые рубахи,
сапоги вместо лаптей. Молодежь привозила из города гитары и гармоники, а
также усваивала нравы и привычки города.
В домах отдельных зажиточных крестьян появились значительные по тому
времени библиотеки. Например, ярославский крестьянин Савва Пурлевский
вспоминает, что в доме его отца была «порядочная» библиотека, сам он
«целые ночи напролет просиживал за книгами». Другой крестьянин той же
губернии Николай Полушин вспоминал о своем деде как о «человеке книжном»,
оставившем домашнюю библиотеку в 2 тыс. томов. Крестьяне выписывали
газеты, а иногда и «толстые» журналы, а некоторые сами писали статьи в
журналы. Некоторые из них являлись авторами книг о своем крае, оставили
интересные мемуары. Таковы крестьяне села Угодичи Ярославской губернии
А. Артынов и Е. Грачев, слободы Мстёры Владимирской губернии
А. И. Голышев, села Павлова Н. П. Сорокин и села Большое Мурашкино
Нижегородской губернии М. Бякин.
Современники отмечали влияние промыслового отхода в города на
повышение культурного уровня крестьян. «Посещение городов развивает
умственные способности крестьян и мало-помалу искореняет некоторые
предрассудки и поверья», — говорилось, например, в «Описании Московской
губернии» (1849). Отмечалось также, что промысловый отход в города
развивал в крестьянине самостоятельность, дух «непокорства». Так, в
«Статистическом обозрении Ярославской губернии за 1815 год» говорилось:
«Город научает его (крестьянина) свободно мыслить и слишком легко судить о
вещах. Он не хочет уважать власти, над ним поставленной, бывает даже
невежлив по отношению к высшим себе».
В крупных промышленных селах, таких, как Иваново, Вичуга, Мстёра
Владимирской губернии, Павлово и Богородское Нижегородской, Кимры
Тверской, Гжель Московской и многих других, где крестьяне жили главным
образом за счет промыслов и торговли, а не земледелия, ломка
патриархального быта была особенно заметной уже в крепостную эпоху.
Подобные села по характеру занятий жителей и даже по внешнему виду
представляли собой поселения городского типа. Но именно в них наблюдались
особенно заметные имущественные различия, которые отражались и на
материально-бытовом укладе их жителей. Наблюдательный сенатор
Г. Х. Капгер, ревизовавший в 1861 г. Владимирскую губернию, писал:
«Владимирская губерния не без основания считается самою промышленною и
торговою местностью в империи, но было бы весьма неверно заключать отсюда
о зажиточности в ней всех вообще крестьян... Промышленные и торговые села,
как, например, село Иваново, слобода Мстёра и село Вача, отличаются
бедностью массы рабочего населения при огромном часто богатстве частных
лиц». Отсюда он делает вывод, что «существование у крестьян каких-либо
промыслов не всегда служит мерилом их благосостояния».
Условия труда и быта крестьян-ремесленников промысловых сел были
далеко не из легких. Нещадно эксплуатируемые ростовщиками,
посредниками-«заглодами», в суровой конкурентной борьбе с собратьями по
ремеслу, они вынуждены были напрягать все силы, увеличивая рабочий день и
ограничивая свои потребности. Например, ножевщики и замочники села Павлова
работали по 18 часов в сутки в грязных затхлых лачугах. «Многие из них
работают в сырых подземельях», — писал современник. Не случайно среди них
были распространены профессональные легочные заболевания. Владимирские
шубники и овчинники работали в смрадных и душных избах, воздух которых был
пропитан квасцами, чрезвычайно вредными для здоровья. А. Забелин,
изучавший тогдашний быт сапожников Корчевы и Кимр, писал: «Вы не встретите
ни одного из этих рабочих со здоровым цветом лица: все они народ
сгорбленный, бледный, худой, как будто только что вышедший из больницы
после тяжкой болезни».
Культура народов России первой половины XIX в. — важная часть
общемирового культурного процесса. За это время в России были созданы
выдающиеся шедевры литературы, музыки, живописи, архитектуры, сделаны
фундаментального значения научные открытия, заложены прочные основы для
расцвета культуры России в последующий период ее «золотого века».

 

 







Date: 2015-09-18; view: 296; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию