Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация в праве: понятие и виды





 

Систематизация - упорядочивание действующих законов и иных нормативных правовых актов (приведение юридических норм в согласованную систему).

Систематизация нормативных правовых актов позволяет, во-первых, быстро отыскать нужный документ, проследить его изменение, дополнение или отмену; во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; в-третьих, совершенствовать действующую систему законодательства*(99).

 

Схема 15

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды систематизации нормативных правовых актов │

└─┬────────────┬────────────────┬────────────────┬────┘

▼ ▼ ▼ ▼

┌────────┴─┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌─────┴───────┐

│ Учет │ │ Инкорпорация │ │ Консолидация │ │ Кодификация │

└──────────┘ └──────────────┘ └──────────────┘ └─────────────┘

 

Учет - деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных правовых актов, а также создание поисковой системы, с помощью которой осуществляется возможность оперативно находить нужную правовую информацию.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами в соответствии с потребностями в правовой информации.

Сведения о нормативных правовых актах можно получить из официальных сборников актов, а также информационно-поисковых систем.

Как правило, выделяют следующие виды учета: журнальный, картотечный и учет нормативных актов с помощью ЭВМ.

Журнальный учет - наиболее простой вид учета нормативных актов. Он состоит в том, что в учреждении ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту в журнале присваивается особый номер, в порядке этих номеров хранятся сами нормативные акты.

Картотечный учет - более удобная и совершенная форма учета по сравнению с журнальной. На каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в ней фиксируются все реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дата принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован. В картотеке также могут быть отметки об отмене, изменении, дополнении акта и т.д. Карточки хранятся в картотеке и могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке.

Учет нормативных актов с помощью ЭВМ. Наиболее эффективный и современный способ учета. Суть автоматизированной информационно-правовой поисковой системы сводится к тому, что правовая информация (тексты нормативных правовых актов) вводится в память ЭВМ и выдается по запросу пользователя. При введении нормативного правового акта в память ЭВМ каждый акт рубрицируется, т.е. относится к соответствующей рубрике согласно Единому систематическому классификатору и индексируется согласно данному классификатору. Запрос осуществляется по ключевым словам, индексам или реквизитам нормативного правового акта*(100).


Инкорпорация - подготовка и издание сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить широкий круг субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

В сборниках и собраниях нормативных правовых актов акты публикуются в соответствии с последующими изменениями и дополнениями, в том числе в новой редакции. Прежде чем поместить акт в сборник, осуществляется его обработка, в результате чего из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и вносятся последующие изменения и дополнения, а также исключаются части, не содержащие нормативных предписаний.

Необходимо учитывать, что происходит внешняя обработка текста акта, не влияющая на его нормативное содержание. Данный признак инкорпорации есть основное его отличие от кодификации и консолидации.

В зависимости от того, каким органом, учреждением либо организацией был подготовлен сборник или собрание нормативных актов, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную)*(101) и неофициальную.

Официальной инкорпорацией является сборник или собрание нормативных правовых актов, подготовленных и изданных правотворческим органом либо утвержденным им или официально одобренным для издания иным органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров, при обращении в правоохранительные органы и т.д.

Официозной инкорпорацией является сборник или собрание, готовящиеся по поручению правотворческого органа, но издающиеся без его официально выраженного утверждения на издание.

Неофициальная инкорпорация - сборники или собрания, издающиеся научными учреждениями, коллективами без передачи полномочий правотворческими органами.

Консолидация - объединение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт (Свод законов Российской империи, Свод законов СССР).

Новый акт полностью заменяет акты, в него вошедшие, имея при этом собственные реквизиты, что свидетельствует о том, что консолидация является одной из разновидностей правотворческой деятельности государственных органов.

По мнению В.М. Сырых, различия инкорпорации и консолидации проявляются в следующем.

1. Инкорпорация - это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях, а консолидация является правотворческим методом. Таким образом, они относятся к различным сторонам правовой деятельности государства.

2. Инкорпорация и консолидация различаются по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится в основном научными учреждениями и юридическими издательствами, консолидация же может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов.

3. Инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных правовых актов; вошедшие в него акты не утрачивают самостоятельного значения, тогда как при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный правовой акт*(102).

Кодификация - систематизация действующего законодательства, направленная на упорядочивание юридических норм в процессе правотворчества. В процессе кодификации нормы перерабатываются, отменяется устаревший правовой материал, а также устраняются противоречия в нормах, результатом чего является единый, цельный, согласованный акт - кодекс (Налоговый кодекс, Жилищный и т.д.). Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и ответственный вид систематизации законодательства.


Необходимо учитывать, что кодификацию имеют право осуществлять только специальные органы и кодифицированный акт является основным среди иных актов, действующих в данной сфере.

- всеобщая - перерабатывается значительная часть законодательства (например, Свод законов);

- отраслевая - переработка определенной сферы законодательства или отрасли права;

- специальная - переработка норм определенного правового института.

Считается, что кодификация как один из видов систематизации действующего законодательства наиболее перспективна применительно к нормативно-правовой базе Российской Федерации.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое правотворчество? Соотношение понятий"правотворчество" и "правообразование" (формирование права).

2. Принципы правотворчества.

3. Виды правотворчества. В чем проявляются особенности непосредственного правотворчества?

4. Стадии правотворческого процесса.

5. Законотворчество и его стадии. Исключительное ведение органов законодательной власти субъектов Федерации.

6. Понятие и признаки нормативного правового акта. По каким основаниям классифицируются законы?

7. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.

8. Каким образом определяется действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц?

9. Понятие и виды систематизации законодательства.

10. Инкорпорация и консолидация.

 

Список литературы

 

1. Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М., 2005.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008.

3. Баранов В.М. Концепция законопроекта. Н. Новгород, 2003.

4. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени. СПб., 1995.

5. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. N 2.

6. Власенко Н.А. Законодательная технология. Опыт. Теория. Правила. Иркутск, 2001.

7. Законотворчество в РФ / под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.

8. Кабрияк Р. Кодификации. М., 2007.

9. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 1998.

10. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2001.

11. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995. N 3.

12. Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

13. Метшин И.Р. Правовая система республики в составе РФ. М., 2002.

14. Нашиц А. Правотворчество (теория и законодательная техника). М., 1974.

15. Научные основы советского правотворчества / отв. ред. Р.О. Халфина. М., 1981.

16. Поленина С.В., Колдаева С.В. О своде законов Российской Федерации. М., 1997.

17. Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. М., 2005.

18. Российское законодательство: проблемы и перспективы / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1995.

19. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003.

20. Тенилова Т.Л. Время в праве. Н. Новгород, 2001.

21. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: теория, практика, методика. Екатеринбург, 2001.

22. Правотворческая политика в современной России / под ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова, А.П. Мазуренко. Саратов. Минеральные Воды. 2009.

23. Законотворческий процесс. Научно-практическое пособие. М., 2000.

24. Якубов А.Е. Обратная сила закона. СПб., 2003.

 







Date: 2015-09-18; view: 444; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию