Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пятая республика во Франции
Начало этого периода приходится на 1958 г. и связано с возвращением к власти генерала де Голля и с проведением конституционной реформы. В январе 1946 г. де Голль ушел с поста главы правительства, поскольку Национальное собрание отказалось поддержать его предложение о фактическом переходе Франции к режиму президентской республики с широкими полномочиями президента. В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире (война за независимость Алжира продолжалась с 1954 по 1962 г., завершилась подписанием с Францией в марте 1962 г. соглашений в Эвиане о прекращении военных действий и предоставлении Алжиру независимости) Национальное собрание призвало к власти генерала де Голля, 1 июля утвердило его главой правительства и наделило чрезвычайными полномочиями. Правительство в срочном порядке подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов избирателей и в октябре 1958 г. вступил в силу. Конституция 1958 г. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Его полномочия определены ст. 5 – 19 Конституции. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета, а также принимает их отставку. Президент председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры и подписывает обсужденные в Совете министров нормативные акты правительства. Он является главой вооруженных сил, имеет право назначения на высшие гражданские и военные должности. Президент имеет право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его Конституционному совету для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению. Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделен значительными прерогативами в области внешней политики. В соответствии со ст. 16 президент имеет право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению, когда “институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено…”. В то же время Конституция 1958 г. предусматривает ряд гарантий против установления единоличной власти президента – автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п. Такие полномочия президента, как назначение правительства, роспуск Национального собрания, передача законопроектов на референдум, введение в действие исключительных полномочий и ряд других осуществляются им единолично (ст. 8, первый абзац, 11, 12, 16, 18, 57 и др.). Остальные акты президента “контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости – ответственными министрами” (ст. 19). Следовательно, премьер-министр и министры несут за них формальную политическую ответственность перед парламентом. Конституция 1958 г. отказалась от политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли незначительную часть. В 1962 г. была принята поправка к Конституции, согласно которой президент избирается на всеобщих выборах простым большинством голосов. Президент назначает премьер-министра и по его представлению остальных членов правительства. В государственном механизме Пятой республики правительству отведено второе место. В соответствии со ст. 20 оно “определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы. Оно несет ответственность перед Парламентом в условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными статьями 49 и 50”. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности. Следовательно, внешняя исполнительная власть в конституции недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер осуществляет повседневное руководство внутренней политикой и обладает определенной автономией. На третье место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Они практически равноправны. Национальное собрание избирается прямым голосованием сроком на пять лет, Сенат – путем косвенного голосования коллегией выборщиков сроком на девять лет и каждые три года обновляется на одну треть. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Французской республики, а также французов, проживающих за пределами страны. Пятый раздел Конституции (ст. 34 – 51) посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством. В нем отчетливо закреплена доминирующая роль правительства. Оно обладает значительными полномочиями по контролю за законодательным процессом. Правительственные законопроекты должны рассматриваться в первую очередь. Правительство имеет право использовать целый ряд средств по отклонению внесенных в парламент поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта парламенту устанавливается определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимается, он может быть введен в действие правительственным декретом. Конституция 1958 г. устанавливает ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие “резолюции порицания”, которая обязывала бы правительство уйти в отставку, обставлено многочисленными условиями (ст. 49). Таким образом, хотя система органов по Конституции 1958 г. обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Конституция Пятой республики провозглашала судебную власть “хранительницей личной свободы”. Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом. Развитие политической системы Франции в 60 – 90-х гг. ХХ в. Определяющей тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства и одновременно освободился от какого-либо соперничества со стороны законодательной власти. Полная зависимость премьера и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства стали характерной чертой Пятой республики в 60 – 70-х гг. Одновременно центром принятия государственных решений стала личная канцелярия президента. Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики стала и дальнейшая централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов. Однако в 1973 – 1976 гг. голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно усилилось влияние левых сил. В 1972 г. Французская коммунистическая партия и Социалистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Одним из требований этой программы было восстановление роли и престижа парламента. Она также предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований и решение других вопросов. В 1981 г. Социалистической партии при поддержке коммунистов удалось завоевать пост президента (Ф. Миттеран), получить абсолютное большинство мест в парламенте и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления и упразднило традиционную должность префекта, ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Своеобразная расстановка политических сил в правительственной власти сложилась в пору правления социалиста Ф. Миттерана (1986 – 1988 гг. и в 1993 – 1996 гг.), когда главой правительства назначался представитель оппозиционной (консервативной) партии, получившей большинство голосов в парламенте. Это сотрудничество соперничающих группировок на высшем правительственном уровне получило название бицефальной (двухголовой) правительственной системы, а концепция разделения властей получила новое истолкование – сосуществование властей. Политические события 80 – 90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным, хотя срок пребывания президента у власти сократился. В результате проведенного в 2001 г. референдума срок полномочий президента ограничен пятью годами. Значительную роль на развитие политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. В 1992 г. Конституция Пятой республики дополнена XV разделом – “Европейский союз” (ст. 88-1, 88-2, 88-3, 88-4), все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства “коммунитарного права” (права Европейского союза) над национальным правом.
Date: 2015-09-18; view: 496; Нарушение авторских прав |