Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие промышленности. Дореформенный город. Состояние транспорта. Внутренняя и внешняя торговля ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для России первой половины XIX в. было характерно широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промышленности. В сфере обрабатывающих отраслей промышленности, изготавливавших продукцию для массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. В 50-х годах XIX в. на их долю приходилось до 4/5 производства таковой продукции. Наиболее широкое распространение мелкая, крестьянская, промышленность получила в центрально-промышленных губерниях России — Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской, в которых практически в каждом селении крестьяне соединяли земледелие с какими-нибудь промысловыми занятиями: ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением посуды, одежды и обуви, домашней утвари. Было немало деревень и целых промысловых округов, в которых эти занятия играли главную роль в крестьянском хозяйстве, а в крупных торгово-промышленных селах земледелие вообще отсутствовало. Такие известные промысловые селения, как Иваново и Тейково Владимирской губернии, Павлове и Ворсма Нижегородской, Кимры Тверской, превращались в крупные центры текстильной, кожевенной и металлообрабатывающей промышленности. Мелкая крестьянская промышленность служила базой для становления крупного капиталистического производства в форме мануфактуры — сначала в виде раздачи мануфактуристом работы рассеянным по деревням надомникам, а затем и соединения работников в одном заведении, где при сохранении ручной техники вводилось детальное разделение труда между работниками. В сфере мелких промыслов накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих для крупной промышленности, выделялись представители будущей промышленной буржуазии. Династии известных фабрикантов — Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Гарелиных — вышли из крепостных крестьян-кустарей. Показателем роста неземледельческих занятий крестьянства было расширение промыслового отхода. И здесь ведущее место занимали губернии центрально-промышленного региона, где промысловый отход принял массовый характер уже в конце XVIII века. К середине XIX в. отсюда на заработки в Москву и Петербург уходило до 30—40% взрослого мужского населения. Промысловый отход служил важным фактором складывания рынка рабочей силы для промышленности, а также роста городского населения. Количество промышленных предприятий в России с 1800 по 1860 г. возросло с 2 тыс. до 15 тыс., а число рабочих с них с 211 тыс. до 560 тыс. Преобладали, однако, мелкие предприятия, с числом рабочих в каждом не более 10—15 человек/Удельный вес наемного труда в обрабатывающей промышленности к середине XIX в. достиг 82%. Горнодобывающая промышленность, основанная еще при Петре I и работавшая на казну, базировалась преимущественно на крепостном труде. Для повышения доходности своих имений ряд помещиков стал заводить вотчинные мануфактуры и переводить своих крестьян с барской запашки на заводскую барщину, особенно ненавистную крестьянам. В первой половине XIX в. число таких крестьян увеличилось с 14 тыс. до 90 тыс. Казна стремилась поддержать помещичье предпринимательство путем предоставления кредита и выгодных заказов. Первая треть XIX в. характеризуется дальнейшим ростом капиталистической мануфактуры, а вторая треть — началом перехода от мануфактуры к фабрике, т. е. к крупному производству, основанному на машинной технике. Этот переход связан с промышленным переворотом. Он имеет две стороны: 1) техническую — систематическое применение машин и 2) социальную — формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Обе эти стороны находятся в процессе постоянного взаимодействия и взаимосвязаны. Начальная стадия промышленного переворота, которую большинство историков и экономистов относят к 30—50-м годам XIX в., характеризуется созданием материально-технической базы, а завершающая — глубокими изменениями в социальных отношениях. Раньше всего этот процесс начался в текстильной (в первую очередь хлопчатобумажной) промышленности, позднее — в горнодобывающей. Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду, ибо только рабочий, свободно продающий свою рабочую силу, более заинтересованный в результатах своего труда и к тому же с более высокой профессиональной подготовкой, был в состоянии освоить сложные машины. Поэтому применение машин служило важным фактором увеличения доли наемного труда. В связи с переходом к машинной технике производительность труда уже к 50-м годам XIX в. выросла в три раза, и на долю машинного производства приходилось уже 2/3 продукции всей крупной промышленности. Но темпы технической и социальной перестройки промышленности задерживал крепостной строй. Фабричное производство заняло господствующее положение уже после 1861 г.—примерно к 80-м годам XIX в. Важным показателем развития капиталистических отношений в дореформенной России явилось начало процесса формирования новых социальных групп — наемных рабочих и буржуазии. Однако наемные рабочие в крепостную эпоху существенно отличались от пролетариата пореформенного времени. В первой половине XIX в. наемные рабочие были представлены преимущественно помещичьими и государственными крестьянами, ушедшими на оброк, но находившимися в феодальной зависимости и связанными с сельским хозяйством, с деревней. Такой рабочий испытывал двойную эксплуатацию — феодальную (со стороны своего помещика) и капиталистическую (со стороны нанявшего его предпринимателя). Помещик в любой момент мог вернуть отпущенного на фабрику крестьянина в деревню, посадить на барщину, перевести в дворовые. Не мог свободно распоряжаться собой и государственный крестьянин, прикрепленный к своему наделу и связанный с общиной. Буржуазия крепостной эпохи отличалась от буржуазии эпохи капитализма. Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой, представленной гильдейским купечеством и «торгующими крестьянами» — богатыми крестьянами, получившими специальные свидетельства («билеты») на право торговли. Удельный вес собственно промышленной буржуазии был еще невелик, причем она в то время обычно соединяла промышленное предпринимательство с торговлей. Русское купечество имело ряд феодальных привилегий: оно было освобождено от податей, телесных наказаний, а купцы первых двух гильдий — и от рекрутства. Царизм поощрял купеческое предпринимательство, защищал его высокими покровительственными пошлинами от конкуренции иностранных товаров. Как было сказано, нередким явлением для крепостной России было то, что предприниматель являлся по своему социальному положению крепостным крестьянином, и на него так же давила крепостная зависимость, как и на работавших у него по найму помещичьих крестьян. Крепостная зависимость и сословная неравноправность разбогатевших крестьян-фабрикантов сильно сковывали их торгово-промышленную деятельность. Поэтому они шли на большие материальные жертвы, чтобы выкупиться на волю и приписаться если не в купцы, то к мещанскому сословию. Так, известный фабрикант Савва Морозов выкупился на волю у своего помещика Рюмина в 20-х годах за 17 тыс. рублей — сумму, равную годовому оброку с 2 тыс. крепостных крестьян. Несколько десятков фабрикантов села Иванова в те же годы заплатили владельцу этого села графу Шереметеву более миллиона рублей, при этом в его собственность перешли все их фабрики, которыми они стали пользоваться уже на правах аренды у помещика, также дорогостоящей. Однако помещики не всегда соглашались отпускать на волю богатых крепостных, приносящих им оброки за целую вотчину. Существенным показателем социально-экономического развития страны был рост городского населения. За первую половину XIX в. его численность увеличилась вдвое (с 2,8 млн. до 6,1 млн. человек), однако удельный вес его продолжал оставаться небольшим — всего 8% по отношению ко всему населению в середине 50-х годов. В начале XIX в. насчитывалось 630 городов, в середине XIX в. — 1032. Среди них преобладали небольшие города. Так, в 1811 г. 5/6 городов имели менее 5 тыс. жителей каждый и только 19 городов — более чем по 20 тыс. жителей. Особенно выделялись обе столицы — Москва (270 тыс.) и Петербург (336 тыс.). За полвека численность жителей Москвы возросла до 460 тыс., а Петербурга — до 540 тыс. человек. Рост городского населения происходил за счет притока крестьян, приходивших на заработки. Основными видами транспорта в России того времени были водный и гужевой. Главной водной артерией была Волга. В составе ее грузопотоков преобладающее место занимал хлеб, который направлялся из поволжских губерний к Москве и Петербургу. Волга играла крупную роль в транспортных связях со Средней Азией и Ираном. Большое транспортное значение имели Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днестр, Дон. В обслуживании внутренних водных путей в 30—40-е годы XIX в. было занято до 450 тыс. человек. Волга и Нева, Днепр и Западная Двина были соединены каналами. Однако пропускная способность их была невелика. Первый пароход появился в 1815 г. на Неве, а в 1817 г. на Волге и Каме. К 1860 г. на внутренних водных путях России насчитывалось уже около 400 пароходов. Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобождалось время от полевых работ. В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных дорог. Они соединили Петербург с Москвой и Варшавой, Москву с Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. К 1860 г. в России насчитывалось 9 тыс. верст шоссейных дорог, что для ее огромных пространств было ничтожно мало. Первая железная дорога длиной в 25 верст была построена в 1837 г. и соединила Петербург с Царским Селом. В 1839 г. в стратегических целях была построена железная дорога между Веной и Варшавой, а в 1859 г. она была продолжена до Петербурга. В 1843—1851 гг. при огромной затрате сил и средств была построена Петербургско-Московская железная дорога, имевшая большое экономическое и стратегическое значение. Всего в 1861 г. в России насчитывалось около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий. Хозяйственная специализация регионов страны, развитие товарно-денежных отношений, рост городов и промышленности способствовали расширению внутреннего рынка. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственная продукция и изделия крестьянских промыслов. К середине XIX в. все больший удельный вес во внутренней торговле стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной. Повысилась роль ярмарок — ежегодно собиравшихся на определенное время и продолжавшихся от нескольких дней до нескольких недель торгов. В то время в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок, в основном мелких сельских. Наиболее крупных, с оборотом свыше 1 млн рублей, тогда числилось 64 ярмарки. Среди них особенно выделялись Нижегородская, Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Контрактовая в Киеве и Коренная близ Курска. Нижегородская ярмарка считалась «всероссийским торжищем». Сюда стекались товары не только со всей России, но и из стран Востока. В городах стала развиваться постоянная (магазинная) торговля. В конце XVIII— первой половине XIX в. в наиболее крупных городах были построены богатые гостиные дворы, а в Москве и Петербурге — модные магазины. Особенно широкое развитие получила розничная торговля вразнос. Предприимчивые коробейники закупали на ярмарках ткани, галантерею, мелкие предметы домашнего обихода и разъезжались с ними в самые отдаленные, глухие углы, реализуя товар не только за деньги, но и путем обмена на лен, полотно и пр. Расширялись и внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в России хлеб и сырье; развивающаяся российская промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке, красках и пр. Для внешней торговли России был характерен активный торговый баланс — превышение вывоза над ввозом, что обусловливалось и протекционистской таможенной политикой правительства. На долю европейских стран приходилось свыше 9/10 внешнеторгового оборота России. Главным торговым партнером ее была Англия (свыше 1/3 российского экспорта и импорта приходилось на эту страну). Если для европейских стран Россия выступала преимущественно в качестве поставщика сырья и полуфабрикатов, покупателя промышленных товаров, то для Ирана, Средней Азии, Турции, Китая и других азиатских стран, наоборот, она являлась поставщиком промышленной продукции, главным образом тканей и металлических изделий. Из этих стран в Россию ввозились чай, шелк, хлопок, шерсть, кожи. Торговля России с европейскими странами велась через Балтийское и Черное моря. Особенно возрастала роль черноморских портов в связи с усилением вывоза помещичьего хлеба на продажу за границу.
|