Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие промышленности. Дореформенный город. Состояние транспорта. Внутренняя и внешняя торговля





Для России первой половины XIX в. было характерно широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промыш­ленности. В сфере обрабатывающих отраслей промышленности, из­готавливавших продукцию для массового потребления, мелкие крес­тьянские промыслы занимали господствующее положение. В 50-х годах XIX в. на их долю приходилось до 4/5 производства таковой продукции. Наиболее широкое распространение мелкая, крестьянская, промышленность получила в центрально-промышленных губерниях России — Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской, в которых практически в каждом селении крестьяне соединяли земледелие с какими-нибудь промысловыми занятиями: ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением посуды, одежды и обуви, домашней утвари. Было немало деревень и целых промыс­ловых округов, в которых эти занятия играли главную роль в крес­тьянском хозяйстве, а в крупных торгово-промышленных селах зем­леделие вообще отсутствовало. Такие известные промысловые селе­ния, как Иваново и Тейково Владимирской губернии, Павлове и Ворсма Нижегородской, Кимры Тверской, превращались в крупные центры текстильной, кожевенной и металлообрабатывающей про­мышленности. Мелкая крестьянская промышленность служила базой для становления крупного капиталистического производства в форме мануфактуры — сначала в виде раздачи мануфактуристом работы рассеянным по деревням надомникам, а затем и соединения работ­ников в одном заведении, где при сохранении ручной техники вво­дилось детальное разделение труда между работниками. В сфере мелких промыслов накапливались капиталы, готовились кадры обу­ченных рабочих для крупной промышленности, выделялись пред­ставители будущей промышленной буржуазии. Династии известных фабрикантов — Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Гарелиных — вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Показателем роста неземледельческих занятий крестьянства было расширение промыслового отхода. И здесь ведущее место занимали губернии центрально-промышленного региона, где промысловый отход принял массовый характер уже в конце XVIII века. К середине XIX в. отсюда на заработки в Москву и Петербург уходило до 30—40% взрослого мужского населения. Промысловый отход служил важным фактором складывания рынка рабочей силы для промыш­ленности, а также роста городского населения.

Количество промышленных предприятий в России с 1800 по 1860 г. возросло с 2 тыс. до 15 тыс., а число рабочих с них с 211 тыс. до 560 тыс. Преобладали, однако, мелкие предприятия, с числом рабочих в каждом не более 10—15 человек/Удельный вес наемного труда в обрабатывающей промышленности к середине XIX в. достиг 82%. Горнодобывающая промышленность, основанная еще при Петре I и работавшая на казну, базировалась преимущественно на крепостном труде. Для повышения доходности своих имений ряд помещиков стал заводить вотчинные мануфактуры и переводить своих крестьян с барской запашки на заводскую барщину, особенно ненавистную крестьянам. В первой половине XIX в. число таких крестьян уве­личилось с 14 тыс. до 90 тыс. Казна стремилась поддержать помещичье предпринимательство путем предоставления кредита и выгодных за­казов.

Первая треть XIX в. характеризуется дальнейшим ростом капи­талистической мануфактуры, а вторая треть — началом перехода от мануфактуры к фабрике, т. е. к крупному производству, основанному на машинной технике. Этот переход связан с промышленным пере­воротом. Он имеет две стороны: 1) техническую — систематическое применение машин и 2) социальную — формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Обе эти стороны находятся в процессе постоянного взаимодействия и взаимосвязаны. Начальная стадия про­мышленного переворота, которую большинство историков и эконо­мистов относят к 30—50-м годам XIX в., характеризуется созданием материально-технической базы, а завершающая — глубокими изме­нениями в социальных отношениях. Раньше всего этот процесс на­чался в текстильной (в первую очередь хлопчатобумажной) промыш­ленности, позднее — в горнодобывающей. Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду, ибо только рабочий, свободно продающий свою рабочую силу, более заинтересованный в резуль­татах своего труда и к тому же с более высокой профессиональной подготовкой, был в состоянии освоить сложные машины. Поэтому применение машин служило важным фактором увеличения доли на­емного труда. В связи с переходом к машинной технике произво­дительность труда уже к 50-м годам XIX в. выросла в три раза, и на долю машинного производства приходилось уже 2/3 продукции всей крупной промышленности. Но темпы технической и социальной перестройки промышленности задерживал крепостной строй. Фаб­ричное производство заняло господствующее положение уже после 1861 г.—примерно к 80-м годам XIX в.

Важным показателем развития капиталистических отношений в дореформенной России явилось начало процесса формирования новых социальных групп — наемных рабочих и буржуазии. Однако наемные рабочие в крепостную эпоху существенно отличались от пролетариата пореформенного времени. В первой половине XIX в. наемные рабочие были представлены преимущественно помещичьими и государствен­ными крестьянами, ушедшими на оброк, но находившимися в фе­одальной зависимости и связанными с сельским хозяйством, с де­ревней. Такой рабочий испытывал двойную эксплуатацию — фео­дальную (со стороны своего помещика) и капиталистическую (со стороны нанявшего его предпринимателя). Помещик в любой момент мог вернуть отпущенного на фабрику крестьянина в деревню, по­садить на барщину, перевести в дворовые. Не мог свободно распо­ряжаться собой и государственный крестьянин, прикрепленный к своему наделу и связанный с общиной.

Буржуазия крепостной эпохи отличалась от буржуазии эпохи капитализма. Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой, представленной гильдейским купечеством и «торгующими крестьянами» — богатыми крестьянами, получивши­ми специальные свидетельства («билеты») на право торговли. Удель­ный вес собственно промышленной буржуазии был еще невелик, причем она в то время обычно соединяла промышленное предпри­нимательство с торговлей.

Русское купечество имело ряд феодальных привилегий: оно было освобождено от податей, телесных наказаний, а купцы первых двух гильдий — и от рекрутства. Царизм поощрял купеческое предпри­нимательство, защищал его высокими покровительственными пош­линами от конкуренции иностранных товаров.

Как было сказано, нередким явлением для крепостной России было то, что предприниматель являлся по своему социальному по­ложению крепостным крестьянином, и на него так же давила кре­постная зависимость, как и на работавших у него по найму поме­щичьих крестьян. Крепостная зависимость и сословная неравноправ­ность разбогатевших крестьян-фабрикантов сильно сковывали их торгово-промышленную деятельность. Поэтому они шли на большие материальные жертвы, чтобы выкупиться на волю и приписаться если не в купцы, то к мещанскому сословию. Так, известный фаб­рикант Савва Морозов выкупился на волю у своего помещика Рюмина в 20-х годах за 17 тыс. рублей — сумму, равную годовому оброку с 2 тыс. крепостных крестьян. Несколько десятков фабрикантов села Иванова в те же годы заплатили владельцу этого села графу Шереметеву более миллиона рублей, при этом в его собственность перешли все их фабрики, которыми они стали пользоваться уже на правах аренды у помещика, также дорогостоящей. Однако помещики не всегда со­глашались отпускать на волю богатых крепостных, приносящих им оброки за целую вотчину.

Существенным показателем социально-экономического развития страны был рост городского населения. За первую половину XIX в. его численность увеличилась вдвое (с 2,8 млн. до 6,1 млн. человек), однако удельный вес его продолжал оставаться небольшим — всего 8% по отношению ко всему населению в середине 50-х годов. В начале XIX в. насчитывалось 630 городов, в середине XIX в. — 1032. Среди них преобладали небольшие города. Так, в 1811 г. 5/6 городов имели менее 5 тыс. жителей каждый и только 19 городов — более чем по 20 тыс. жителей. Особенно выделялись обе столицы — Москва (270 тыс.) и Петербург (336 тыс.). За полвека численность жителей Москвы возросла до 460 тыс., а Петербурга — до 540 тыс. человек. Рост городского населения происходил за счет притока крестьян, приходивших на заработки.

Основными видами транспорта в России того времени были водный и гужевой. Главной водной артерией была Волга. В составе ее грузопотоков преобладающее место занимал хлеб, который на­правлялся из поволжских губерний к Москве и Петербургу. Волга играла крупную роль в транспортных связях со Средней Азией и Ираном. Большое транспортное значение имели Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днестр, Дон. В обслуживании внутренних водных путей в 30—40-е годы XIX в. было занято до 450 тыс. человек. Волга и Нева, Днепр и Западная Двина были соединены каналами. Однако пропускная способность их была невелика. Первый пароход появился в 1815 г. на Неве, а в 1817 г. на Волге и Каме. К 1860 г. на внутренних водных путях России насчитывалось уже около 400 пароходов.

Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобождалось время от полевых работ. В первой половине XIX в. началось стро­ительство шоссейных дорог. Они соединили Петербург с Москвой и Варшавой, Москву с Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. К 1860 г. в России насчитывалось 9 тыс. верст шоссейных дорог, что для ее огромных пространств было ничтожно мало. Первая железная дорога длиной в 25 верст была построена в 1837 г. и соединила Петербург с Царским Селом. В 1839 г. в стратегических целях была построена железная дорога между Веной и Варшавой, а в 1859 г. она была продолжена до Петербурга. В 1843—1851 гг. при огромной затрате сил и средств была построена Петербургско-Московская железная дорога, имевшая большое экономическое и стратегическое значение. Всего в 1861 г. в России насчитывалось около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий.

Хозяйственная специализация регионов страны, развитие товар­но-денежных отношений, рост городов и промышленности способ­ствовали расширению внутреннего рынка. Основными товарами, об­ращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственная про­дукция и изделия крестьянских промыслов. К середине XIX в. все больший удельный вес во внутренней торговле стала занимать про­дукция крупной обрабатывающей промышленности, преимуществен­но текстильной. Повысилась роль ярмарок — ежегодно собиравшихся на определенное время и продолжавшихся от нескольких дней до нескольких недель торгов. В то время в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок, в основном мелких сельских. Наиболее крупных, с оборотом свыше 1 млн рублей, тогда числилось 64 ярмарки. Среди них особенно выделялись Нижегородская, Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Контрактовая в Киеве и Коренная близ Курска. Нижегородская ярмарка считалась «всероссийским тор­жищем». Сюда стекались товары не только со всей России, но и из стран Востока. В городах стала развиваться постоянная (мага­зинная) торговля. В конце XVIII— первой половине XIX в. в наиболее крупных городах были построены богатые гостиные дворы, а в Москве и Петербурге — модные магазины. Особенно широкое раз­витие получила розничная торговля вразнос. Предприимчивые ко­робейники закупали на ярмарках ткани, галантерею, мелкие предметы домашнего обихода и разъезжались с ними в самые отдаленные, глухие углы, реализуя товар не только за деньги, но и путем обмена на лен, полотно и пр.

Расширялись и внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в России хлеб и сырье; развивающаяся российская промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке, красках и пр. Для внешней торговли России был характерен активный торговый баланс — превышение вывоза над ввозом, что обусловливалось и протекцио­нистской таможенной политикой правительства. На долю европейских стран приходилось свыше 9/10 внешнеторгового оборота России. Главным торговым партнером ее была Англия (свыше 1/3 россий­ского экспорта и импорта приходилось на эту страну). Если для европейских стран Россия выступала преимущественно в качестве поставщика сырья и полуфабрикатов, покупателя промышленных товаров, то для Ирана, Средней Азии, Турции, Китая и других азиатских стран, наоборот, она являлась поставщиком промышленной продукции, главным образом тканей и металлических изделий. Из этих стран в Россию ввозились чай, шелк, хлопок, шерсть, кожи. Торговля России с европейскими странами велась через Балтийское и Черное моря. Особенно возрастала роль черноморских портов в связи с усилением вывоза помещичьего хлеба на продажу за границу.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 1690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию