Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние сельского хозяйства. Крестьяне и помещики. Кризисные явления в крепостном хозяйстве





В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. определялось процессами разложения феодально-крепостни­ческих форм хозяйства и созреванием новых, капиталистических от­ношений. Это был важный период в переходе от феодализма к ка­питализму, в создании глубинных предпосылок для отмены впос­ледствии крепостного права.

К началу XIX в. Россия представляла собой огромную конти­нентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь и Дальний Восток) и часть Северной Америки (Аляску). В первой половине XIX в. территория ее еще более расширилась — с 16 млн. до 18 млн. кв. км за счет присоединения Финляндии, части Польши, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казах­стана, Приамурья и Приморья. Население возросло (вследствие ес­тественного прироста и в результате присоединения территорий) с 37 млн. до 74 млн. человек, т. е. вдвое.

Огромные пространства, большое разнообразие природных, эко­номических и этнических условий, даже местных традиций накла­дывали отпечаток на социальную структуру населения и на характер экономического развития страны.

Состояние сельского хозяйства. Крестьяне и помещики. Кризисные явления в крепостном хозяйстве.

В первой половине XIX в. Россия была преимущественно аграрной страной: 9/10 ее населения составляло крестьянство, а сельское хо­зяйство являлось преобладающей отраслью экономики. Развитие сель­ского хозяйства в то время происходило медленно и экстенсивно, т. е. путем расширения посевных площадей, которые за полвека вы­росли на 53%, в основном за счет вновь осваиваемых районов юга и востока России. Урожайность хлебов в течение всей первой по­ловины XIX в. оставалась на невысоком уровне: примерно сам-три, т. е., например, при посеве двух пудов собиралось шесть пудов. Весьма частым явлением были неурожаи, вызывавшие голодовки населения и падежи скота. Среди сельскохозяйственных культур пре обладали «серые» хлеба — рожь, овес, ячмень. В центрально-черно­земных губерниях, в Поволжье, на Украине, в Предкавказье значи­тельным был удельный вес пшеницы, которая уже в первой половине XIX в. превратилась в товарную культуру, рассчитанную как на внешний, так и на внутренний рынок. На Украине широкое рас­пространение получили посевы сахарной свеклы, используемой в са­хароварении. В 40-е годы в центральных губерниях, Белоруссии и Прибалтике возросли посевы картофеля, который стал «вторым хле­бом» для крестьянина и важным техническим сырьем для пищевой и хлопчатобумажной промышленности. В центральных, северных и се­веро-западных губерниях значительный удельный вес в посевном клине занимали лен, а в черноземных — конопля. Это были хотя и трудоемкие, но доходные рыночные культуры. Господствующей сис­темой земледелия было традиционное трехполье: яровые — озимые — пар. При такой системе урожайность поддерживалась не только удобрениями, но и чередованием культур.

Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животновод­ство, скот разводился главным образом «для домашнего употребле­ния». Но в ряде губерний (Ярославской, Тверской и Вологодской, а также в Прибалтике и степной полосе России) развивалось и товарное животноводство, продукция которого шла на внутренний и внешний рынок.

Однако в первой половине XIX в. в сельском хозяйстве России наблюдаются определенные сдвиги. Интенсивно осваиваются юг Украины, степное Предкавказье и Заволжье. Расширяются посевы технических культур — льна, конопли, табака и пр. Внедряются и различные технически более совершенные орудия труда и механизмы: молотилки, веялки, сеялки, жатки.

Складываются и очаги торгового земледелия и животноводства: в степной части юга России и Заволжье — зернового хозяйства и тонкорунного овцеводства, в Крыму и Закавказье — виноградарства и шелководства, около крупных городов — торгового огородни­чества. Крупным центром торгового огородничества являлся Рос­товский уезд Ярославской губернии. Пойменные земли около озера Неро, вблизи Ростова, стали «колыбелью русского огородничест­ва». Продукция ростовских огородников шла на внутренний и внешний рынок.

Крестьянство было основной производящей категорией населения страны. Оно подразделялось на три сословные группы: помещичьих, удельных и государственных. Помещичьи крестьяне составляли самую большую категорию крестьянства. Перед отменой крепостного права их насчитывалось более 23 млн. человек обоего пола, в том числе 1,5 млн. дворовых и 540 тыс. работавших на частных фабриках и заводах. Удельный вес крепостных крестьян по отношению ко всему населению страны в начале XIX в. составлял 40%, к середине XIX в. он несколько снизился — до 37%. Основная масса крепостных на­ходилась в центральных губерниях страны, а также в Литве, Бело­руссии и на Украине. Здесь они составляли от 50 до 70% населения, в то время как в северных и южных степных губерниях — только от 12 до 2%. Совсем не было крепостных в Архангельской губернии, а в Сибири их насчитывалось всего около 4 тыс. человек.

Формы и размеры феодальной эксплуатации крестьян в значи­тельной мере определялись экономическим обликом региона и в силу этого характером крестьянского хозяйства. В центрально-промыш­ленных губерниях с их относительно высоким развитием промысловых занятий крестьян помещики предпочитали отпускать своих крепост­ных на оброк. Здесь на оброке находилось в среднем 65% крестьян, а в некоторых губерниях (Ярославской и Костромской) — до 90%. В земледельческих губерниях, где помещики считали более выгодным расширять барскую запашку, крестьяне преимущественно находились на барщине. В целом же по стране находившиеся на барщине крестьяне к 1861 г. составляли 71%.

Численность второй значительной категории крестьян — государ­ственных— к середине XIX в. составляла 19 млн. человек обоего пола. Положение их было лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официально считались «свободными сельскими обывателями». Основная масса этих крестьян была сосредоточена в северных и центральных губерниях России, на Левобережной и Степной Украине, в Поволжье, Приуралье и Сибири. Государство предоставляло им в пользование земельные наделы, за которые крестьяне обязаны были помимо государственных податей и сборов нести и феодальные повинности в виде денежного оброка.

«Промежуточное» положение по своему правовому и хозяйственному статусу занимали удельные крестьяне, принадлежавшие императорской фамилии, или «уделу». Это бывшие дворцовые крестьяне, которые получили свое наименование удельных в 1797 г., когда для управления землями и крестьянами, принадлежавшими царствующему дому, был создан Департамент уделов. Удельных крестьян к середине XIX в. насчитывалось около 2 млн. человек обоего пола. Они несли в пользу царской семьи оброк помимо уплаты государственной подушной подати и отбывания натуральных повинностей. Основная часть удель­ных крестьян находилась в губерниях Среднего Поволжья и в При­уралье.

Главным привилегированным и господствующим сословием было дворянство. Оно было освобождено от всех податей и повинностей, даже от обязательной службы, имело преимущества в получении чинов и наград, занятии должностей в гражданской и военной службе, получении образования, но главная привилегия дворянства заключалась в его исключительном праве владеть крепостными кре­стьянами.

В начале 30-х годов XIX в. насчитывалось 127 тыс. дворянских семей, или около 500 тыс., человек (примерно 1% населения страны). Однако не все дворяне были помещиками, а лишь те, кто владел населенными поместьями. Таковых тогда насчитывалось 109 тыс. семей. Большинство их — 76 тыс. семей (70%) относилось к числу мелкопоместных, владевших каждый менее чем 100 душами мужского пола, а более половины мелкопоместных имели каждый около 7 душ в среднем на имение. Но с другой стороны выделялись крупные магнаты — Шереметевы, Юсуповы, Воронцовы, Голицыны, Гагари­ны, владевшие каждый десятками тысяч крепостных и сотнями тысяч десятин земли.

Ко второй четверти XIX в. уже со всей очевидностью опреде­лилось, что возможности развития помещичьего хозяйства, основан­ного на крепостном труде, были исчерпаны. С этого времени на­блюдаются кризисные явления в помещичьем хозяйстве. В первую очередь они проявились в заметном падении производительности барщинного труда. Это было обусловлено рядом причин. По мере превращения крестьянского хозяйства из натурального в мелкото­варное, вследствие роста его рыночных связей, крестьянин все сильнее ощущал на себе тяготы барщины и всеми способами саботировал ее. Усилились жалобы помещиков на «нерадение» и «лень мужика» на барской работе. «Взглянем на барщинскую работу. Придет крес­тьянин сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дальше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить», — писал видный публицист и круп­ный помещик А. И. Кошелев. Другая причина — возрастание сопро­тивления крестьян расширению барщины в связи со стремлением помещика увеличить производство хлеба на продажу. Таким образом, крепостное хозяйство, базировавшееся ранее на натуральном своем характере, в новых рыночных условиях уже не могло нормально функционировать.

Серьезные трудности переживали и оброчные помещичьи име­ния. Ранее, при отсутствии конкуренции, крестьянские промыслы, с которых и уплачивался оброк, были выгодны и давали возрас­тавший доход помещику. Но по мере развития этих промыслов, породивших конкурентную борьбу и падение заработков крестьян-промысловиков, сократились и оброчные поступления. Это про­явилось в росте крестьянской недоимочности по оброчным пла­тежам. Показателем упадка помещичьего хозяйства был и рост задолженности помещиков, особенно характерный для второй чет­верти XIX в. Если к началу XIX в. в залоге в кредитных учреж­дениях было всего 5% крепостных крестьян, то к 50-м годам — уже свыше 65%. Многие помещичьи имения, обремененные дол­гами, шли с молотка.

Следует иметь в виду, что речь идет о кризисе лишь помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, а не экономики вообще, которая продолжала развиваться, но уже совершенно на иной ос­нове — с применением найма или в форме мелкого товарного про­изводства крестьян и горожан. Более успешно развивались промыш­ленность и торговля. Именно в них раньше и интенсивнее форми­ровались новые, капиталистические отношения. Однако крепостное право оказывало тормозящее влияние и на сельское хозяйство, и на торговлю и промышленность. Крепостная зависимость крестьян существенно ограничивала их предпринимательство и тормозила раз­витие рынка наемной рабочей силы.

Date: 2015-09-18; view: 900; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию