Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы социальной помощи и призрения в античных государствах





Древняя западная, или античная, цивилизация характеризуется определенным территориальным ареалом, культурным типом и особой моделью общественного устройства. Такие античные государства, как Древняя Греция и Рим, сыграли важную роль в мировой истории, продемонстрировав высокий уровень культуры, возможности демократии и филантропии, а также организованных начал призрения.

Истоки античной Греции уходят в критскую государственность рубежа III—II тыс. до н.э. Известен один из правителей этого государства — царь Минос. В середине II тыс. до н.э. сюда, на остров Крит, вторглись из материковой части Греции воинственные племена микенцев (ахейцев). На рубеже II—I тыс. до н.э. критр-микенское общество пришло в упадок. Возрождение и интенсивное развитие Древней Гре-


 


' Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 частях. Ч. 1. М., С. 37.


1 Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 частях. Ч. 1. М., 1980. С. 31.


 




ции связано с периодом архаики (VIII—V в. до н.э.), за которым последовал классический период (V— первая половина IV в. до н.э.). В то время Греция состояла практически из двух тысяч самостоятельных городов-государств (полисов), каждый из которых имел свои вооруженные силы, чеканил монету. Верховным органом власти в большинстве полисов было народное собрание свободных граждан. Возвысившаяся на севере Греции в середине IV в. до н.э. Македония подчинила вскоре своему влиянию все греческие полисы, а также начала устанавливать контроль над другими сопредельными территориями. Так было положено начало эпохе эллинизма, длившейся до второй половины I в. до н.э. После смерти полководца и правителя Александра Македонского греко-македонская империя распалась на ряд государств, во главе которых стояли греки (эллины). В 30 г.'до н.э. римляне окончательно покорили эллинистические государства, превратив их в провинции своей державы.

История Древнего Рима берет начало с его основания в 753 г. до н.э. Позже Рим из небольшой крепости стал влиятельным городом-государством, расширяя постепенно контроль за территорией Апеннинского полуострова. В ранний период римской истории (VIII— начало VI в. до н.э.) правителем государства был царь, который для получения согласия народа на войну и изменения законов не реже двух раз в год созывал народное собрание граждан. Родоначальники 300 родов, заложивших основание государства, составляли римский сенат. Пять веков (начало VI в. — 31 г. до н.э.) в Древнем Риме было республиканское правление. В то время начинается процесс значительного расширения территории государства. В период империи (конец I в. до н.э. — 476 г. н.э.) Рим становится крупнейшей мировой державой, но затем начинается его ослабление и во второй половине V в. н.э. — падение под ударами вестготов, вандалов и других «варварских народов», вторгшихся в пределы империи.

Древняя Греция и Рим были регионом, в котором сложилось классическое рабство. Здесь рабы являлись основной производительной силой. Рабовладельческий характер общественного устройства сказался на социальной сфере, на практике социальной помощи. Она приобрела преимуществен-


но классовую направленность. Основным ее объектом стали свободные граждане, а рабы были ее лишены. Влияние античной филантропии, меценатства, зарождавшегося государственного призрения распространялось на полноправных членов общества.

Определенные изменения в классовый характер социальной помощи в античных государствах были внесены в последний период Римской империи в связи с распространением христианства. Оно зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе учения о спасении людей через веру в искупительную силу сына Божьего Иисуса Христа, принявшего за людской грех страшную казнь, а затем воскресшего. Это учение провозглашало равенство всех людей перед Богом, объявляя одной из религиозных заповедей помощь нуждающимся и бедствующим. Филантропия становилась разновидностью богоугодного дела, а оказание социальной помощи не ограничивалось лишь свободными гражданами. В соответствии с христианской моралью все люди — дети божьи, поэтому все, включая несвободных, достойны понимания, сочувствия, сострадания и поддержки.

В античной Греции и Риме оказывалась разнообразная благотворительная помощь нуждавшимся. Важнейшими ее компонентами были: филантропическая раздача беднякам из числа свободных граждан хлеба, денег, одежды; зарождение меценатства как покровительства науки и искусства со стороны состоятельных людей и др.


В роли филантропов в эпоху античности выступали некоторые правители и богатые люди. Выдающимся представителем и лидером афинской демократической системы в V в. до н.э. был полководец, первый стратег Перикл. Он из своих частных средств в праздничные дни раздавал беднякам хлеб, одежду, деньги. Так же поступал и римский правитель Октавиан (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), получивший от сената титул Августа и провозглашенный в 27 г. до н.э. императором. Из собственных средств он многократно раздавал народу денежные подарки, не обходя в таких раздачах и малолетних детей, хотя до его правления мальчики допускались к массовым раздачам подарков лишь с одиннадцати лет. В неурожайные годы Август часто раздавал гражданам и хлеб. В докумен-


 



3. П. Я. Циткипов



те I в. н.э. «Деяния божественного Августа», составленном в виде своеобразного отчета самого императора о своем правлении, отмечалось, что при крайнем недостатке хлеба он в несколько дней при помощи собственных средств освободил весь народ от страха и угрожавшей ему опасности голода. Такая угроза была в Риме в 23 г. до н.э. вполне реальной. Император Август неоднократно подчеркивал, что денежные, хлебные и вещевые подарки для народа он раздавал из личных средств, из собственного, а не государственного имущества. Эти раздачи нередко приурочивались к праздникам, раз-Личным массовым представлениям, после которых на арену иногда выкладывали куски мяса, бесплатно раздавали кур, уток, плащи и др.

Вместе с филантропической раздачей подарков из личных средств и имущества правителей в античных государствах существовала практика выдачи свободным гражданам государственных хлебных пайков, денежных компенсаций из казны на посещение театральных представлений и приобретение необходимых для жизни вещей и продуктов. Такие раздачи носили не столько филантропический, сколько политический характер, касались не только бедных, а практически всех свободных граждан. По мнению исследователя проблем социальной помощи Гергарда Ульгорна, жившего в XIX в., мотивы раздач хлеба, денег, вещей из казны и государственного имущества были не гуманного, а политического характера. «В раздаваемом хлебе и дарах, — писал он, — народ получал свою долю в добыче, отнятой у покоренных народов»1.

Многие состоятельные жители Греции и Рима тратили свои личные сбережения на устройство праздников, активно участвовали в общественных сборах денег, вещей, продуктов. Финансово поддерживая организацию торжественных городских мероприятий, богатые люди получали общественное признание. Нередко во время праздников при скоплении огромного количества людей назывались громко имена щедрых дарителей.

1 Ульгорн Г. История общественного призрения бедных//Трудовая помощь. 1903. № 5. С. 628.


Семьи заслуженных людей в Риме, именуемые нобилями, нередко раздавали мелкие деньги, одежду, продукты бедным и обнищавшим из числа свободных граждан. Людей, искавших у нобилей поддержки и занятий для себя, называли тогда клиентами. Это понятие сейчас широко закрепилось в практике социальной работы, означая, действительно, людей, нуждающихся в помощи и поддержке. В Древнем Риме клиенты дожидались в передней дома нобиля, когда он выйдет, чтобы получить у него оплачиваемое поручение или милостыню. Порой их кормили бесплатно за господским столом, раздавали монетки, а из вещей давали старые плащи.


Помогая бедным из числа свободных людей, правители и-состоятельные граждане античных государств жестоко относились к рабам. Особой суровостью к подневольным людям отличались римляне. Рабам, живущим в больших имениях (виллах), хозяева не позволяли даже обзаводиться семьями. За малейшие провинности рабов заковывал и в цепи, сажали в тюрьмы. Римские рабовладельцы оправдывали свою жестокость тем, что рабы — иноверные чужаки, которых в страхе можно удержать лишь суровостью. На чрезмерную жестокость рабы отвечали побегами и восстаниями. Особенно мощным было выступление рабов во II в. до н.э. на Сицилии, где к рабам присоединились обнищавшие свободные люди. Три года римские армии не могли их одолеть. Взяв все же верх над восставшими, римляне распяли на крестах около 20 тыс. рабов.

Говоря о жестокостях рабовладельцев, следует отметить, что среди них были люди, проявлявшие сострадание к невольникам. Случалось и так, что в некоторых богатых семьях одни относились с пренебрежением и суровостью к рабам, а другие — с сочувствием и жалостью. В книгах «Исторической библиотеки» римского писателя и историка I в. до н.э. Дио-дора Сицилийского приводился такой пример. Описывая события крупнейшего восстания рабов в Римской империи, он сообщал, что в сицилийской Энне жил состоятельный и надменный человек Дамофил. Он и его жена Мегаллида с исключительной жестокостью относились к своим рабам. Однако их дочь, напротив, была человеколюбивой и сострадательной к рабам, которым она всегда старалась помочь по мере воз-


 




можности. Она имела обыкновение утешать рабов, наказанных плетьми ее родителями, и своей гуманностью, помощью им заслужила их горячую любовь. Когда на Сицилии восстали рабы, то они учинили расправу над своими истязателями, но пощадили дочь Дамофила и Мегаллиды, помня о ее человеколюбии и сострадании к обездоленным невольным. «Во время восстания, — писал Диодор Сицилийский, — ее прежняя доброта вызывала сострадание к ней у тех, которые раньше испытали ее доброту: не только никто не осмелился наложить на девушку руки, но все они сохранили неприкосновенной от всякого оскорбления ее юность. Восставшие рабы выбрали из своей среды надежных людей, из которых самым усердным был Гермий. Они отвели девушку в Катану и передали ее родственникам...»1

В античную эпоху зародилась и такая форма благотворительной помощи, как меценатство, означавшее покровительство искусства и науки. Само это название идет от имени Гая Цильния Мецената — одного из видных деятелей Рима, ближайшего друга императора Августа. Некоторые современники называли Мецената головою императора. Покидая столицу империи, Август оставлял Рим на этого человека, которому подчинялись консулы и сенат, хотя сам он никогда не занимал выборной должности. Меценат не только давал мудрые советы императору, выполнял важные его политические и дипломатические поручения (вел переговоры с Марком Антонием и др.), но отличался безупречным вкусом в поэзии, проявлял щедрость к людям искусства и науки.


В эпоху Октавиана Августа особенно модной была поэзия. Во многих домах тогда имелись литературные произведения, написанные на папирусах, пергаменте, восковых дощечках. Стихи писали многие римляне, включая известных политиков, военачальников, жрецов. Литературной деятельностью занимался и Меценат. Из его собственных сочинений до нас дошли небольшие отрывки прозы и стихов. Меценат был страстным коллекционером. Он собирал не только драгоценные изделия из камня, золота, но и произведения искусства. С его коллекцией могли ознакомиться многочисленные го-


сти, посещавшие дом Мецената. Этот дом был одним из самых роскошных дворцов того времени. Здесь проходили пышные застолья, выступали известные поэты.

Литературный кружок Мецената объединял лучших поэтов и талантливых литераторов того времени — Горация, Вергилия, Пропорция и др. Их Меценат щедро одарял, оказывал всяческое покровительство и защиту.

Поэты и художники получали по милости Мецената почетные и выгодные должности. На их нужды он тратил свои личные средства, преподносил дорогие подарки, жаловал из собственных поместий земельные участки и рабов. Позже имя Мецената как покровителя деятелей искусства и науки стало нарицательным.

В античных государствах наряду с благотворительной помощью стали формироваться и элементы государственной поддержки нуждающимся. К их числу можно отнести: создание приютов для обездоленных и странствующих; организацию общественных работ; заботу об изувеченных солдатах, семьях воинов, стариках и др.

Призрение определенной части бедных, сирот осуществлялось в античных государствах в специальных приютах. Особые помещения, где бедные могли найти себе приют на ночь, в Древней Греции существовали в Афинах, Родосе, в других городах.

Приюты — «гостиницы» для странствующих имелись в Афинах, Коринфе. Здесь путники могли отдохнуть и найти ночлег, но о своем пропитании они должны были позаботиться сами. По сложившейся у древних греков традиции, странствующие люди пользовались в те времена состраданием и поддержкой. Помочь путнику и угостить его считалось обязанностью каждого добропорядочного гражданина. Это отношение прослеживается в гомеровской «Одиссее», в которой повествуется о возвращении на родину (остров Итаку) одного из участников троянской войны, царя Одиссея. В поэме сообщалось, что царский сын, увидев странника, пошел ему навстречу, лично приветствовал за правую руку, предлагая пройти в дом и утолить голод. При этом он негодовал в сердцах, что путнику пришлось его дожидаться за порогом.


1 Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузнецова. М., 1987. С. 76.




В той же поэме «Одиссея» говорилось, что забота о путнике не ограничевалась предоставлением временного приюта и пропитания. Ему предлагалось остаться в этих местах и посильным трудом зарабатывать на жизнь.

Приюты для бедных, странствующих, детей-сирот функционировали и в Древнем Риме. Здесь также поощрялась практика опеки над сиротами. С III в. до н.э., со времени правления Аппия Клавдия, в Риме сложилась традиция поощрять опекунов сирот досрочным выдвижением в консулы.

Некоторые императоры и состоятельные люди Рима учреждали сиротские приюты в честь своих покойных жен. Например, Антоний Пий, правивший в период наивысшего экономического подъема римской средиземноморской державы (середина II в. н.э.), в память о своей супруге Фаустине открыл приют для содержания и воспитания бедных детей. В память жены Юлии Маммеи учредил сиротский приют основатель римской династии Северов Септимий Север, правивший с 193 по 211 г. н.э.

Кроме императоров сиротские приюты в Древнем Риме учреждали и частные лица. Одним из них был некто Плиний. В поздний период Римской империи в сиротские приюты принимались как дети граждан, так и лиц, не пользовавшихся правом гражданства. Однако функционировавших приютов имелось крайне недостаточно. Особенно тяжела была участь брошенных детей-калек. Таких сирот нередко оставляли на городских овощных рынках в расчете на то, что им не дадут умереть с голоду сострадательные торговцы. Сюда же на овощные рынки иногда приносили и вполне здоровых младенцев из бедных и многодетных семей. Их клали возле колонны. Они или погибали, или становились рабами подобравших их людей.

Одной из форм социальной помощи в античных государствах, осуществлявшейся путем привлечения к массовым строительным работам большого количества свободных бедняков, была организация общественных работ. В Древней Греции она получила широкое распространение при афинском правителе Перикле (V в. до н.э.). Он предоставлял рабочей массе, не занятой военной службой, возможность заработать необходимые средства для безбедной жизни за счет государствен-


ных средств (общегреческой казны), направленных на строительство мощных архитектурных сооружений, дорог, водопровода, каналов и других работ общественной значимости. Одним из таких объектов был знаменитый Афинский акрополь, вызывавший восхищение жителей других городов.

Политические оппоненты и противники Перикла упрекали его за то, что тот тратит на строительство и украшение городов средства общегреческой казны, собранные для ведения войн и защиты союзников. Он отвергал эти обвинения, полагая, что в условиях, когда страна достаточно обеспечена всем необходимым для ведения войны, правомерно использовать поступающие от союзников деньги на широкомасштабное городское строительство.

Общественные работы, рассчитанные на длительное время и привлечение большого числа свободных бедняков, проводились не только в Афинах. Они организовывались и в таких греческих городах, как Сиракузы, Коринф и др. При осуществлении широкомасштабных строительных работ требовались разные ремесла.

Применялись общественные работы и в античном Риме. В начале III в. до н.э. при Аппии Клавдии обедневшие свободные граждане привлекались для сооружения Дорог в разные концы Италии, включая знаменитую Аппиеву дорогу, для строительства водопровода в Риме, проведения на значительных территориях страны осушительных мероприятий.

Широкий размах общественные работы получили в правление римского императора Августа. Им были учреждены даже специальные должности: попечители общественных работ на городских постройках, на сооружении дорог, на водопроводах, а также попечители о русле реки Тибр и др.

В античных государствах проявлялась определенная забота о раненых военнослужащих и семьях погибших воинов. В Афинах раненые воины, если они не обладали никаким имуществом, пользовались общественным призрением. В частности, они получали из государственных средств компенсационное пособие, позволявшее обеспечить скромное существование. Подобная практика применялась и в Древнем Риме. Но здесь в отличие от Греции «компенсационный фонд» формировался не только государством, но и самими воен-


 




нослужащими. Это по сути дела были зачатки страховых механизмов. Такое подобие касс легионеров позволяло накапливать средства не только для поддержки раненых воинов, но и для помощи семьям погибших военнослужащих.

Уважительное отношение к старости, сострадание к немощи, забота о состарившихся родителях были во многом характерны для древнегреческого и древнеримского обществ. Известно, что в Афинах и особенно в Спарте важнейшие вопросы жизнедеятельности решали старейшины. В Спарте сразу после рождения сына отец приносил его в назначенное место, где заседали старейшины, которые и определяли его судьбу. В их присутствии решался вопрос о наказании провинившихся и др.

В Греции состарившиеся люди очень часто привлекались в качестве педагогов мальчиков с семилетнего возраста. Греческий педагог был не столько учитель в современном понимании этого слова, сколько воспитатель ребенка. Он учил своего воспитанника правильному поведению, хорошим манерам, сопровождал в школу, а в случае непослушания мог использовать и розги. Многие пожилые и искалеченные люди, включая даже рабов, в Афинах и других греческих городах-полисах становились такими педагогами своих питомцев до их юношеского возраста. Как-то Перикл сказал о рабе, сломавшем ногу: «Вот еще одним педагогом больше».

Состарившиеся, увечные люди и в Древнем Риме часто трудоустраивались в сфере педагогики, работая в школах грамоты. Некоторые из них, не способные по старости или болезни к прежнему своему труду, открывали начальные школы. Тогда учредить школу здесь мог любой. Официального разрешения на это не требовалось. Родители сами определяли, какому учителю доверять своих детей. И в этом вопросе простолюдины не были строгими судьями.

Для престарелых людей характерны житейская мудрость, здравый подход к возникающим проблемам, осмысленность в принятии решения. Именно поэтому в Афинах и Спарте членом ареопага1 и геронты2 мог стать человек, достигший

1 ареопаг—совет родовой знати в Афинах, являвшийся высшим органом
власти в архаическую эпоху;

2 геронты — совет родовой знати в Спарте, пользовавшийся в архаический
период истории значительной полнотой власти.


60 лет, а в Риме высший государственный орган власти назывался сенатом (что в переводе е латинского означает старый, старец), т. е. собранием старых и уважаемых людей.

В Афинах бедные состарившиеся граждане, которые не могли по состоянию здоровья зарабатывать средства для своего существования, получали небольшое пособие. Оно обеспечивало им скудное существование, спасая от нищеты и необходимости просить подаяние. Размер этого и других пособий определялся в Афинах Советом пятисот, являвшимся постоянной комиссией народного собрания.

Вместе с филантропией, меценатством, началом государственного призрения в античных странах появились и ростки общественного призрения в форме различных объединений взаимопомощи. В Афинах, например, действовали союзы ремесленников, мелких торговцев и др., которые обеспечивали своих сочленов в случае обеднения и обнищания. Такие добровольные союзы и товарищества были и в Древнем Риме, где широкое распространение получили дружеские кружки, объединявшие бедных граждан, вольноотпущенных и даже рабов. На первое место здесь выдвигалась действенная взаимопомощь между друзьями, формировались особые моральные нормы поведения.

Дружеские кружки в сельской местности объединяли людей не только для взаимопомощи, но и для общего, времяпровождения. Часто на собраниях простых людей, именуемых в Римской империи «коллегиями», обсуждались насущные проблемы их жизни, а затем все вместе садились за хорошо накрытый стол. На нужды кружков и коллегий простые люди отписывали чарть своих завещаний. В книге известного российского специалиста по античности Г.С. Кна-бе «Древний Рим — история и повседневность» -приводятся ссылки на сохранившиеся многочисленные надписи римских граждан, завещавших часть своих денежных средств на то, чтобы «их односельчане или члены их коллегий устраивали регулярно совместные трапезы»1.

Среди добровольных объединений, функционировавших в Риме, были и так называемые «похоронные товарищества».

1 Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность: Очерки. М., 1986. С. 139-140.


 




Они создавались для обеспечения их членов приличным погребением. В них вступали не только бедные граждане, но и рабы, получив соответствующее разрешение от хозяев. За счет небольших ежемесячных членских взносов эти товарищества обладали необходимым для своей деятельности капиталом.

Как уже отмечалось, в античную эпоху рабовладельческий способ производства был определяющим. И это нашло отражение в социальной сфере, в практике социальной помощи. Государственная власть если и заботилась о бедных, раненых воинах, семьях военнослужащих, престарелых и других людях, то лишь свободных гражданах. Рабы были вне рамок этой помощи. Считалось, что раб принадлежит хозяину-рабовладельцу, который пускай и заботится о нем. О том, как последние «заботились» о своих невольниках, свидетельствуют многочисленные выступления рабов.

В поздний период античности отношение к рабам менялось, становилось более терпимым и мягким. Некоторые господа отпускали их на свободу, многие разрешали рабам вступать в различные товарищества и союзы взаимопомощи.

Ослаблению классового характера социальной помощи в последние века античности способствовало раннее христианство. Несмотря на гонения со стороны властей, христианство распространилось с начала I в. н.э. во многих провинциях Римской империи. Возникшее как движение угнетенных масс за лучшую и праведную жизнь, оно завоевывало души все большего числа людей. Важнейший христианский завет любви был понятен и близок многим. По этому завету верующий человек должен в каждом без различия видеть ближнего и считать своим долгом помогать и поддерживать любого нуждающегося, страждущего.

С христианством применительно к позднему периоду Римской империи связаны два основных направления социальной помощи: общинное призрение бедных и церковная благотворительность. Первое из них характерно для периода раннего христианства, когда церковь еще не имела официального государственного статуса. Второе направление христианской социальной помощи стало активно развиваться после принятия императором Константином в 313 г. Ми-


ланского эдикта о свободе христианского вероисповедания. С того времени христианство стало официальной государственной религией.

В ранних христианских общинах возникла особая форма общинного попечения о бедных. Руководителем призрения бедных был епископ, а его помощниками — многочисленные диаконы. Престарелые, немощные, больные общинники, которые были не способны сами зарабатывать себе на хлеб, получали необходимую помощь (продуктами, одеждой, деньгами). Нуждавшиеся в постоянной и длительной поддержке получали из общинной кассы ежемесячные пособия. В каждой христианской общине имелся лист со списком бедных ее членов. В роли своеобразных социальных работников тогда выступали диаконы. Они непосредственно помогали нуждающимся, учитывая их потребности. Диаконы старались предоставить каждому из них именно ту помощь, в которой те нуждались. Как справедливо заметил исследователь XIX в. Гергард Ульгорн, в ранних христианских общинах была обеспечена индивидуализация призрения. Благодаря этому диаконы знали, кому из списка бедных еще продолжительное время нужно помогать материально, выдавать пособие, а кто уже восстановил свою трудоспособность и ему следует подыскать соответствующую работу.

Особая забота в христианских общинах проявлялась о сиротах. За их содержанием и воспитанием наблюдал лично епископ, решая возникавшие в связи с этим вопросы.

После обретения христианством в первой половине IVв. н.э. в Римской империи статуса официальной государственной религии начинает снижаться роль общинного призрения о бедных. Одновременно с этим активизируется деятельность церкви. Формируется особый вид социальной помощи — церковная благотворительность.

Вместо небольших христианских общин с хорошо отлаженной и управляемой системой общественного призрения теперь стали формироваться массовые общины, состоявшие из многих тысяч и десятков тысяч людей. В данном случае членство в общинах приобретало формальный характер. Если раньше добровольные взносы и пожертвования шли на нужды конкретных бедных, больных и нуждавшихся в помощи


 




членов этой же малой христианской общины, то теперь добровольные пожертвования трансформировались в обязательные взносы формальных членов гигантской общины, уплачивавшиеся духовенству.

Средств и финансовых возможностей для социальной помощи у официальной государственной церкви, ее епископов стало теперь больше. В 321 г. император Константин предоставил христианской церкви официальное право «принимать дары для верных». Наряду с привилегиями церковь получила дополнительные средства и имущество, предназначавшиеся ранее для языческого культа, а также значительные земельные владения (церковные имения), доходы от которых множили церковное богатство. От всех этих средств значительные суммы христианская церковь направляла тогда на благотворительные нужды. В Риме и находившихся в зависимости от него церквях на нужды бедных выделялась примерно одна четвертая часть церковных доходов.

Благотворительная деятельность церкви осуществлялась по средствам, во-первых, раздачи милостыни, во-вторых, создания целой сети богоугодных заведений, всевозможных убежищ для призрения бедных, странников, больных, сирот, вдов. Раздача милостыни носила массовый характер. Поданным Ульгорна, только в одной Александрии при Иоанне Златоусте в особые списки получателей милостыни было внесено 7800 имен. Тогда же в городе Антиохии была оказана помощь трем тысячам вдов и девиц. В Риме, в различных частях города были открыты на средства церкви специальные дома (диаконии), находившиеся в ведении диаконов. В этих домах бедные получали бесплатную пищу.

Общинное призрение бедных, построенное в период раннего христианства на принципе ее индивидуализации, было заменено массовой раздачей милостыни всем просящим. Практически никто не разбирался в том, попадала ли она тем, кто в ней нуждался, или нет. При таком подходе создавались предпосылки для злоупотреблений на благотворительном поприще, когда не желавшие трудиться получали от церкви милостыню, а людям, неспособным себя обеспечить из-за старости, инвалидности, болезни такая помощь могла и не достаться. Стало возникать «профессиональное» нищенство, приобрет-


шее со временем массовый характер. В христианских же общинах никто не терпел нужды, нищих там просто не было. Практика помощи и взаимопомощи, берущая начало в первобытнообщинном строе, получила свое развитие в государствах древнего мира. Важнейшими звеньями механизма помощи нуждавшимся в странах Древнего Востока были государственные нормы социального законодательства и частная филантропия. Особую роль в деле оказания помощи играли семья и сельская община. В античных странах в отличие от традиционных обществ Востока государственная социальная помощь и общественное призрение начали приобретать системный характер. В государствах древнего мира впервые появились социальные учреждения, формы социальной помощи, общественного призрения и благотворительности, которые получили свое дальнейшее развитие не только в эпохи средневековья и нового времени, но и в период новейшей истории.

Контрольные вопросы к теме III

1. Межличностная, семейная и общинная помощь людей в
условиях первобытнообщинного строя.

2. Социальные функции территориальных общин в государ
ствах Древнего Востока.

3. Социальное законодательство в странах Древнего Вос
тока.

4. Зачатки филантропии в древних государствах Востока.

5. Частная филантропия и меценатство в античных госу
дарствах.

6. Формирование элементов государственной социальной по
мощи в Древней Греции и Риме.

7. Появление ростков общественного призрения в античных
государствах.

8. Церковная благотворительность на позднем этапе исто
рии Древнего Рима.


 



11








Date: 2015-09-18; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию