Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности библейских представлений о помощи нуждающимся





Христианство как одна из мировых религий возникло в начале I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мес-


сионистских сект Восточного Средиземноморья. Оно.отно-сительно быстро сложилось в самостоятельную религию с соответствующими атрибутами (вероучение, богослужение, церковная организация). Однако главную духовную книгу христианства, Библию, начали писать задолго до утверждения этой религии.

Первая часть Библии (Ветхий завет) создавалась на протяжении более тысячи лет до н.э. на древнееврейском языке. Ветхозаветный канон формировался постепенно с XV по V в. до н.э. Первым собирателем этих книг считается Ездра, живший в V в. до н.э. Наряду с христианами Ветхий завет признают святой книгой иудеи.

Вторая часть Библии (Новый завет) написана в I в. н.э. на греческом языке и относится к священным книгам христиан. Перевод ее на древнеславянский язык был осуществлен Кириллом и Мефодием в IX в.

В Библии сформулированы и систематизированы суждения о милосердии, человеколюбии и благотворительности. Причем в Новом завете они получили свое развитие, новую трактовку.

Ветхозаветная мораль, как и библейская в целом, исходила из принципа милосердного отношения к обездоленным и бедным. «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, — сказано в Ветхом завете, — то не возвращайся взять его; пусть он останется пришельцу, (нищему) сироте и вдове, чтобы Господь Бог благословил тебя во всех делах рук твоих, Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть останется пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть останется пришельцу, сироте и вдове»(Библия. М., 1995. С. 193).

В ветхозаветных книгах Библии говорится о покровительстве бедных Господом. А это означает, что, помогая им, благотворитель делает богоугодное дело. «Благотворящий бедному, — гласит Святое писание, — дает взаймы Господу, и Он воздает ему за благодеяние его»(Библия. М.,1995. С. 609).

Милостыня в ветхозаветном представлении рассматривается не только как подаяние нуждающимся, но и как сочув-


ствие, доброе и внимательное отношение к ним. Не случайно здесь говорится: «отвечай нищему ласково, с кротостью», а при необходимости и «поддержи его своею рукою».

Однако в Ветхом завете мораль милосердия соседствует с призывами к мщению за обиды и зло. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, — говорится там, — тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Библия М., 1995. С. 121). Кроме этого, Ветхий завет проводит идею избранного народа, идею приоритетной помощи не вообще нуждающимся, а единоверцам. Подтверждением тому служат следующие библейские высказывания: «Если даешь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.., не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост» (Библия. М., 1995. С. 76, 192).

Новый завет, формируя основы христианской морали, по-новому подходит к некоторым аспектам проблемы милосердия и человеколюбия. Прежде всего здесь нет идеи избранного Богом народа, а значит, нет различий между бедными, нуждающимися разных народов и не проповедуется необходимость первостепенной помощи «бедному из народа Моего».

В Новом завете отвергается ветхозаветный принцип мщения за зло. Здесь говорится о том, что не следует отвечать на зло злом, а нужно добром побеждать врага, прощая зло. «Вы слышали, — говорится в Новом завете, — что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю Вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Библия. М., 1995. С. 1016).

Новый завет учит людей уметь прощать всех, независимо от веры и принадлежности к какому-либо народу. Прощать нужно не только словом, но и сердцем. Примером здесь для


 




верующих является сам Иисус Христос. По этому поводу написаны прекрасные стихи крупнейшим поэтом прошлого века, нашим соотечественником Борисом Пастернаком.


Учись прощать. Молись за обижающих, Зло побеждай лучом добра, Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена, И сердце словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью твоей. Прощение рождается любовью В борении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта,

Великодушье лечит как бальзам.

Кровь на Кресте за всех пролита.

Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.

Христианская мораль всепрощения вовсе не означает проповеди безнаказанности. Она исходит из того, что не надо людям подменять Бога и пытаться за него наказывать лиц, творящих прегрешения и даже злодеяния. В Новом завете, в послании к римлянам святого Апостола Павла говорится: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Бо-жию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам — говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Библия. М., 1995. С. 1239).

Новый завет поднимает уровень социальной значимости милосердия и благотворительности, видя в этом не только желательное и угодное Богу деяние, но и средство духовного очищения, путь к подлинному совершенству. В Новом заве-


те говорится, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. На вопрос юноши-ученика о том, как достичь совершенства духовного и войти в жизнь вечную, Иисус Христос ответил,что нужно соблюдать основные заповеди и быть милосердным до жертвенности. «Если хочешь быть совершенным, — отмечал он, — пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Библия. М., 1995. С. 1037).

В соответствии с христианской моралью особо почитаемой является тайная милостыня, когда не известны ни имя, ни лик благотворителя. «Смотрите, — сказано Иисусом Христом в библейском писании, — не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когдатворишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Библия. М., 1995. С. 1017).

Традиции тайной милостыни исторически формировались во многих христианских странах. Восприняты они были и православными людьми нашей страны. Особо чтимой тайная милостыня считалась в церковно-приходской жизни императорской России. Часто только после смерти благотворителя прихожане узнавали имя жертвователя.

В «золотой век» российской благотворительности (вторая половина XIX — начало XX в.) состоятельные люди осуществляли немало тайных пожертвований, помогая бедным, сиротам, престарелым, инвалидам и др. В одной из публикаций журнала «Родина» приводится пример такого анонимного вклада, направленного на нужды обездоленных детей. В 1895 г. неизвестное лицо передало благотворительному обществу «Синего креста», специализировавшемуся на помощи детям, большую усадьбу «Затишье», что находилось недалеко от станции Плюсса Варшавской железной дороги. По воле благотворителя здесь предполагалось устроить детскую сельскохозяйственную колонию. 17 апреля 1896 г. это социальное учреждение стало функционировать. Первыми воспитанниками детского


 









Date: 2015-09-18; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию