Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе

тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08, кандидат педагогических наук Соловьева, Наталия Николаевна

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-budushchikh-pedagogov-professionalnogo-obucheniya-dizain-v#ixzz3hkkbn2S3

 

Оглавление диссертации

кандидат педагогических наук Соловьева, Наталия Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Особенности профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), лежащие в основе их подготовки

1.2. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)».

1.3. Учебно-исследовательская деятельность как основа развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).

1.4. Педагогические условия и модель развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Критерии и показатели развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) на основе компетентност-ного подхода. —.

2.2. Основные этапы развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).

 

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-budushchikh-pedagogov-professionalnogo-obucheniya-dizain-v#ixzz3hkkkdjJa

 

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе"

Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования заставляют искать новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов — выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессионально-образным мышлением.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. В качестве основной цели профессионального образования выступает подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, ориентирующегося на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту и развитию. «Сегодня становление конкурентоспособного российского производства зависит, как показывает практика, в значительной мере от развития и широкого распространения отечественной дизайнерской культуры» [288,5]. В настоящее время существующая система профессионального дизайнерского образования еще проходит стадию формирования в связи с тем, что дизайн в России как самостоятельная, новая область творчества по историческим меркам появился сравнительно недавно. Существующее на данный момент количество и качество подготовленных педагогов, работающих в области дизайна, не может удовлетворить возникшую в обществе потребность в услугах дизайнеров. Это резко увеличивает потребность в специалистах в области дизайна, повышает требования к их профессиональным качествам и к качеству подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) для работы в средних специальных и высших учебных заведениях.

Сейчас под дизайн-образованием понимают целенаправленный процесс формирования личности специалиста, обладающего умением осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и творческое развитие в условиях специально созданной образовательной среды.

В последние десятилетия подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна ведется по нескольким направлениям, в том числе в рамках дополнительной специализации к специальностям 030800 — Изобразительное искусство, 052400 - Дизайн, 052300 — Декоративно-прикладное искусство. С конца 90-х гг. XX в. — начала XXI в. в ряде вузов (Уральском государственном профессионально-педагогическом, Челябинском государственном педагогическом, Чувашском государственном педагогическом университетах и др.) начинается подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Специальность 030500.04 — Профессиональное обучение (дизайн) утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. 03. 2000 г. Необходимо отметить, что в подготовке педагогов профессионального обучения (дизайн) еще не сложилась четко сформулированная методология и методика обучения, еще нет определенных, устоявшихся традиций.

Подготовка педагогов профессионального обучения (дизайн) отличается от подготовки педагогов других специальностей и от подготовки дизайнеров-профессионалов. Профессиональное обучение в области дизайна ориентировано на выпуск дизайнеров-исполнителей, на группу рабочих профессий; на подготовку специалистов СПО по отраслевой дизайн-подготовке и дополнительные квалификации для специалистов среднего и высшего уровня образования. Обязательным является получение соответствующей рабочей профессии (дизайнер-исполнитель); освоение методов проектирования собственных методик, интеграция психологопедагогических и дизайн-ориентированных специальных компонентов образования, проектно-педагогическая деятельность.

Подготовка педагогов профессионального обучения носит «бипрофес-сиональный характер, то есть образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов по двум направлениям профессиональной деятельности: педагогической и проектной» [288, 21].

Реализация программы подготовки педагогов профессионального обучения на базе художественно-графического факультета (специальность 050501. 65 - 04 - Профессиональное обучение (дизайн), которая ранее имела шифр 030500. 04) позволяет придать обучению будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)практикоориентированный характер как в освоении специализированных знаний и умений в области дизайна, так и в области педагогики и методики преподавания дизайна.

Новые экономические условия требуют постановки вопроса о расширении, укреплении творческого начала во всех сферах жизнедеятельности человека. «Эта задача выдвигается в ряд наиболее актуальных и перспективных. Ей придается особый практический смысл и требуется новый уровень теоретического осмысления, поскольку истоки формирования творческих качеств личности лежат в основном в системе профессионального образования. Образование, в том числе и проектно-художественное, преследует создание основы для личного роста будущего специалиста» [81,60].

Педагогический процесс в вузе должен помочь студентам раскрыть свои задатки и способности. Для этого должны быть созданы определенные условия. Развитие творческого потенциала, самореализация личности будет полной в случае реализации ее личностных амбиций, включая и полученное образование, служебное положение и творческуюсамостоятельность. Самореализация как один из факторов развития имеющегося творческого начала понимается как процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности. Развитие творческих способностей будущего педагога профессионального обучения (дизайн) достигает наибольшей результативности в процессе обучения. Дизайн требует методически обоснованной, последовательной и целенаправленной системы обучения, которая соответствует профилю специальности. Профессия «педагог профессионального обучения (дизайн)» предполагает наличие способности к самосовершенствованию и самореализации, а среди основных видов профессиональной дизайн-деятельности — аналитическая, экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, в основе подготовки к которым, как мы считаем, лежит учебно-исследовательская деятельность (УВД).

Дизайн на современном этапе превратился в критерий конкурентоспособности и является одним из признаков роста национальных экономических систем. Поэтому актуальным является внедрение в производство * результатов деятельности отечественных дизайнеров при формировании определенной дизайнерской культуры среди россиян. Возможно это через активное распространение проектной культуры (дизайна) как «интегратив-ного проявления проектной культуры, предъявляющей свои специфические требования к структуре и содержанию образования» [287, 8].

Для этого необходимо формирование профессионалов-дизайнеров, обладающих набором определенных профессиональных компетенций как «общих способностей специалиста по мобилизации в профессиональной деятельности своих знаний, умений, а также обобщенных способов действия» [4, 264].

Сегодня, по мнению профессора, академика Международной Академии акмеологических наук А.К.Марковой, компетентность профессионала чаще всего определяют как «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [5, 31].

Это в свою очередь влечет за собой построение системы, осуществляющей подготовку специализированных педагогических кадров — педагогов профессионального обучения (дизайн).

Творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) — это сложное полифункциональное образование, так как одним из важнейших компонентов их подготовки является положение о том, что педагоги профессионального обучения (дизайн) должны и сами участвовать в творческой деятельности и в то же время учитьдругих этой деятельности. В их творческий потенциал входят те компоненты, которые связаны с творчеством в области дизайна, и те компоненты, которые связаны с педагогической деятельностью. Нахождение гармоничного единства профессиональной и педагогической составляющей является специфической задачей подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн).

Так как творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, то развитие творческого потенциала тесно связана с процессами самообразования, самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации, следовательно, его развитие возможно только на основе активного творческого саморазвития студента уже в процессе обучения в вузе.

Основой осуществления творческой деятельности является работа студентов в научно-творческой дизайн-студии во внеучебное время и введение элементов самостоятельного творчества в учебные дисциплины.

Учитывая эти обстоятельства, представляется, необходимым развитие у педагогов профессионального обучения (дизайн) творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности. Целесообразность использования учебно-исследовательской деятельности в развитии творческого потенциала студентов-дизайнеров педагогическоговуза обусловлена и ее направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности педагога профессионального обучения (дизайн).

Для того, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, мы опираемся на совокупность теоретических положений по проблемам обучения творчеству, формированию и развитию творческой личности (Г.С.Альтшулер, Т.А.Барышева, М.А.Верб, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.И.Красило, Б.М.Неменский, Г.К.Селевко, Б.Д.Эльконин, А.С.Шведерский, И.С.Якиманская и др.); концепции обучения художественному проектированию и формированию индивидуального стиля деятельности (Б.Г.Бархин, Р.Бофилл, П.Е.Решетников, Е.А.Розенблюм,

A.В.Степанов, И.Г.Фихте и др.).

Характеристика исследовательской деятельности как специфического способа учения представлены в работах В.И.Андреева, И.Я.Лернера, Н.КШосталюк, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, А.В.Хуторского и др.

Проблемы формирования специалиста через использование потенциала научно-исследовательской деятельности рассматриваются в трудах Л.Ф.Авдеевой, И.Л.Дагите, З.Ф.Есарева, М.В.Ковалевой, П.Ф.Кравчук, П.Н.Осипова, Н.В.Сенченко, Т.И.Торгашиной, Ф.Р.Филиппова,

B.Н,Шостаковского, Н.С.Шумиловой, Н.М.Яковлевой и др.

Исследования по проблеме организации самостоятельной и учебноисследовательской работы студентов велись Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, П.Н.Андрияновым, С,И.Архангельским, А.А.Вербицким, Л.А.Казанцевой, А.А.Кирсановым, Е.А.Корчагиным, А.Н.Леонтьевым, М.И.Махмутовым, Р.А.Низамовым, П.И.Пидкасистым, Э.Я.Пономаревым, Ф.Л.Ратнер.

Вопросы организации учебного процесса в высшей школе рассматривались С.И. Архангельским, В.П.Беспалько, С.И. Зиновьевым, А.Г.Молибогом и др.

Совершенствование учебной деятельности в высшей школе исследовались в трудах ученых-педагогов Ю.К.Бабанского, С.Я.Батышева, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкого, Т.А.Ильиной, Н.В.Кузьминой, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина и др.

Выявлению особенностей личностного и профессионального становления обучающегося в процессе обучения посвящены исследования Л.К.Гребенкиной, Н.Г.Григорьевой, Э.Ф.Зеер, Л.Н.Куликовой, Е.Л.Федотовой, Е.Н.Шиянова.

Исследование проблемы личности и творчества в различных аспектах рассматриваются Б.Г.Анаьевым, В.Г. Афанасьевым, С.С.Батениным, М.С.Каганом, Л.Н.Коганом (соотношение творчества и целостности личности); К.А.Абульхановой-Славской, Д.Б.Богоявленской, В.Д.Небылицыным (творчество и активности познания); И.С.Кон, А.В.Петровским (творчество и самореализация); Л.С.Выготским, А.Н.Лентьевым, С.Л.Рубинштейном (творчество и деятельность) и др.

Формирование профессиональной подготовленности будущего педагога к педагогической деятельности исследовали Е.В.Бондаревская, Л.А.Волович, Г.И.Ибрагимов, И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер, А.А.Кирсанов, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др.

Роль творчества в формировании будущих учителей исследуется в работах Ю.К.Амелиной, С.Н.Архангельского, Е.В.Бондаревской, И.Ф.Исаева, В.А.Кан-Калика, Ю.Н.Кулюткина, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, Н.Ф.Талызиной, Е.Н.Шиянова и др.

Развитие творческого потенциала изучались Г.С.Альтшуллером, Г.В.Глотовой, В.М.Жураковским, А.М.Матюшкиным, В.Н.Николко, В.Г.Рындак.

Проблемы специальной подготовки будущих учителей области «искусство» средствами и возможностями изобразительного искусства, формирование у них творческой личности рассматриваются такими художниками-педагогами, как Н.Н.Анисимов, В.П.Зинченко, С.Е.Игнатьев, З.И.Калмыкова, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, В.А.Моляко, П.И.Пидкасистый, Н.Н.Ростовцев, И.М.Рязанцева, Т.И.Шамова, Е.В.Шорохов и др.

Теоретические проблемы развития дизайн-образования рассматривается такими учеными, как Т.В.Белько, Ю.А.Горюнова, К.С.Данилова, Ю.С.Сомов, А.Г.Толкачева и др.

Формирование у студентов педагогических вузов творческих способностей средствами дизайн-деятельности рассматривается в трудах Н.В.Квач, Е.В.Никитиной, С.Г.Пищева и др.

Содержание, форма, структура и принципы подготовки педагога профессионального обучения по специальности «профессиональное обучение (дизайн)» представлены в исследованиях С.М.Кожуховской, В.П.Климовой, В.В.Соловьевой и др.

Значительное влияние на наше исследование оказали работы, связанные с подготовкой будущего педагога в области дизайна и дизайнеров (Э.М.Андросова, Н.В.Воронов, С.М.Михайлов, С.М.Кожуховская, Ю.В.Назаров, В.Ф.Рунге, А.В.Тимарцев, ЕЛЗ.Ткаченко, Л.М.Тухбатуллина и др.).

Таким образом, проблема развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности актуальна в социальном, теоретическом и практическом планах. Анализ научной литературы, требований к профессиональной подготовке и накопленного опыта профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в высших учебных заведениях России, наше исследование показывает, что в разработке общих теоретико-методологических проблем и частных методик по использованию учебно-исследовательской деятельности и созданию педагогических условий развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) и его реализации не уделяется достаточного внимания. Нам удалось определить противоречие между необходимостью развивать творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности и отсутствием теоретических и методических разработок, обеспечивающих его развитие. С учетом вышеизложенного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы должны быть педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.

Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе».

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) в системе высшего образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.

Цель исследования — определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.

Гипотеза исследования: эффективное развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе будет возможно при реализации следующих педагогических условий:

1. Построение образовательного процесса на основе выявления особенностей профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), обуславливающие необходимость развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки.

2. Подготовка преподавателей к развитию творческого потенциала студентов с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.).

3. Разработка модели поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, основанной на совместной проектно-творческой деятельности преподавателя и студента, предполагающей поэтапный характер процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения.

4. Сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности (с поуровневым усложнением учебных проектов) с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии.

5. Осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентност-ном подходе критериев и показателей уровня его развития.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), определяющие специфику развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки.

2. Раскрыть сущность и содержание понятия «творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)».

3. Обосновать возможность использования учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн).

4. Определить и научно обосновать критерии и показатели уровней развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе, позволяющие осуществить его мониторинг.

5. Разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.

Методологическую основу исследования составили: философские и психологические подходы и концепции понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский); основные положения проблемы творчества применительно к педагогическим явлениям и процессам (В.И.Звягинский, В.А.Кан-Калик, А.С.Косогова, Н.Д.Кузьмина, Н.Д.Никандров); развитие творческого потенциала (Г.С.Альтшуллер, Г.В.Глотова, В.М.Жураковский, А.М.Матюшкин, В.Н.Николко, В.Г.Рындак); формирование профессиональной подготовленности будущего педагога к педагогической деятельности (Е.В.Бондаревская, Л.А.Волович, Г.И.Ибрагимов, И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер, А.А.Кирсанов, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др.); теории профессионального самоопределения (Э.Ф.Зеер, Н.Э.Касаткина, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, JI.М.Митина, П.Н.Осипов и др.); исследования по проблеме организации самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов (Г.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, П.Н.Андриянов, С,И.Архангельский, А.А.Вербицкий, Л.А.Казанцева, А.А.Кирсанов, Е.А.Корчагин, А.Н.Леонтьев, М.И.Махмутов, Р.А.Низамов,

П.И.Пидкасистый, Э.Я.Пономарев, Ф.Л.Ратнер); (теории развития мотивации учебной деятельности личности студентов (Б.С.Алишев, Л.И.Божович,

A.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, А.К.Маркова, А.В.Хуторской, Р.Х.Шакуров и др.); важность творческого взаимодействия в развитии творческого потенциала будущего педагога (В.И.Андреев, М.М.Бахтин,

B.А.Кан-Калик); идеи формирования специальных способностей в области изобразительного искусства и дизайна (А. С.Боголюбов, Е.И.Игнатьев, В.В.Корешков, В.С.Кузин, С.П.Ломов, И.М.Рязанцева, В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский, Н.М.Сокольникова, Б.М.Теплов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова, БЛ.Юсов и др.).

Теоретической основой диссертационного исследования выступили следующие концепции: концепции психологических и социально-педагогических особенностей студенческого возраста (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, И.С.Кон, А.Маслоу,

А.К.Маркова, Ж.Пиаже, К.Роджерс и др.); концепции профессиональной компетентности будущих специалистов (Л.И.Гурье, Д.Заводчиков, И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер, В.В.Кондратьев, Л.В.Росновская); методы диагностики творческого развития личности (Д.Гилфорд, П.Торренс, Е.А.Туник, Е.А.Климов и др.).

Методы исследования: а) анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ базовых понятий исследования, моделирование; изучение, анализ, обобщение передового педагогического опыта; анализ результатов познавательной, исследовательской и творческой деятельности студентов-дизайнеров; б) педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы устного и письменного опроса; тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами и преподавателями художественно-графического факультета; в) математические методы обработки полученных результатов.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Обоснована роль учебно-исследовательской деятельности в развитии творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), которая заключается в формировании и развитии знаний, умений, качеств личности, обеспечивающих возможность самостоятельной творческой дизайнерской деятельности, а такженаправленности на творческое саморазвитие, которые реализуются за счет: наличия комплексной научной проблемы; активности педагога, работающего совместно со студентами, в разработке проблемы; связи теории с практикой; стимулирования художественно-творческого интереса студентов к теме исследования; сочетания индивидуального и коллективного творчества студентов при создании дизайн-проектов; организации работы каждого студента с учетом его творческого потенциала и способностей; активного участия студентов в научно-практических конференциях, олимпиадах, выставках и т. д.; привлечения студентов к работе в студенческой научно-творческой студии.

2. Определены и обоснованы педагогические условия поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе: построение образовательного процесса на основе выявления особенностей профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), обуславливающие необходимость развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки; организация подготовки преподавателей к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.); разработка и внедрение в учебный процесс модели поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, основанной на совместной проектно-творческой деятельности преподавателя и студента, предполагающей поэтапный характер процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения; сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности с поуровневым усложнением учебных проектов с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии; осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетент-ностном подходе критериев и показателей уровней его развития.

3. Разработана модель поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, описывающая специфику целей и задач, совместную деятельность преподавателя и студента, содержание и основные этапы, методы, формы и средства, позволяющие развивать творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе;

4. На основе компетентностного подхода разработаны критерии и показатели развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), позволяющие осуществлять мониторинг на его основных этапах. В качестве критериев выступают: системные знания в области дизайна и способность применять их на практике; готовность к управлению своим поведением в жизненных и профессиональных ситуациях в соответствии с системой ценностных ориентаций, выступающих в качестве норм; способность дизайнера осуществлять профессиональную деятельность на высоком творческом уровне; способность к установлению межличностных отношений, взаимодействию с соучастниками творческого процесса по созданию продуктов дизайнерской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет научные представления о влиянии учебно-исследовательской, деятельности на развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)», уточнено понятие «творческий потенциал будущего педагога профессионального обучения (дизайн)»,, что способствует дальнейшему развитию понятийно-терминологического аппарата теории профессионального образования. Обоснованы педагогические условия и модель поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения, (дизайн). Результаты исследования развивают научное представление о развитии творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно пополнило методику профессионального образования в ее части развития творческого потенциала будущих педагогов; профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, что способствует совершенствованию качества профессиональной подготовки.

Предложенные авторская программа по учебной дисциплине «Конструирование оборудования интерьера», программа работы студенческой научно-творческой дизайн-студии «Red Go», курс лекций для молодых преподавателей, работающих в области дизайн-образования, позволяют совершенствовать развитие творческого потенциала педагогов профессионального обучения (дизайн), используются в подготовке студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по специальностям 050501. 65 — 04 «Профессиональное обучение (дизайн) (квалификация педагог профессионального обучения)», 030800 «Изобразительное искусство (квалификация учитель изобразительного искусства)».

Разработанные и внедренные в практику обучения на художественно-графическом факультете ЧГПУ им. И. Я. Яковлева педагогические условия поэтапного развития творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности позволяют более эффективно осуществлять подготовку педагогов в области дизайна.

Материалы исследования могут быть рекомендованы к использованию в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов профессионального обучения (дизайн).

Положения, выносимые на защиту.

1. Учебно-исследовательская деятельность способствует развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), так как она максимально приближена к будущей профессиональной деятельности, обеспечивает возможность самостоятельной проектно-творческой деятельности и направленность на творческое саморазвитие.

2. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности предполагает совместную проектно-творческую деятельность преподавателя и студента, что требует организации подготовки преподавателей к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.).

3. Процесс развития творческого потенциала педагогов профессионального обучения (дизайн) в ходе учебно-исследовательской деятельности имеет поэтапный характер, с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения; предполагает различное на каждом этапе сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности (с поуровневым усложнением учебных проектов) с внеучебной деятельностью в студенческой научнотворческой дизайн-студии, осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентностном подходе критериев и показателей уровней его развития.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования; использованием комплекса методов исследования, адекватных ее целям и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, объективностью полученных экспериментальных результатов, личным опытом работы в высшем учебном заведении в качестве преподавателя, применением методов математической статистики для обработки и подтверждения результатов эксперимента, его надежности и валидности.

Организация, этапы и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» в три этапа (с 2004 по 2010 годы). При этом был использован личный опыт работы диссертанта в качестве преподавателя дисциплин «Конструирование оборудования интерьера» и «Спецпроектирование».

На первом этапе (2004-2005 гг.) — констатирующем — шло изучение психолого-педагогической литературы, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности проблемы, изучался опыт подготовки студентов ХГФ — будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в вузах России, осуществлялся анализ нормативных документов высшего профессионального образования: Федеральных законов Российской Федерации «Об образовании», Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебных планов и программ по спецдисциплинам, определялась степень сформированности творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности; определялись экспериментальная и контрольная группы студентов. В этот период была сформулирована гипотеза исследования, определены цели и задачи, разрабатывалась методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2006-2007 гг.) - формирующим — отрабатывались и проверялись теоретические и практические идеи исследования на занятиях по дисциплинам «Конструирование оборудования интерьера», «Спецпроектирование», «Формообразование» и др. и работе студенческой научно-творческой дизайн-студии «Red Со» по экспериментальной программе, осуществлялась проверка гипотезы и обобщение полученных экспериментальных данных, их математическая обработка, были определены и систематизированы педагогические условия развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности; изучалась динамика изменения показателей готовности будущих педагогов профессионального обучения дизайн) к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) обобщались, систематизировались данные формирующего этапа экспериментальной работы; статистическая обработка результатов, их теоретическая интерпретация и обобщение; анализировались, формулировались выводы; внедрялись в практику методические рекомендации; проводилось оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования периодически докладывались и анализировались на кафедре дизайна и методики профессионального обучения, кафедре декоративно-прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства; на научных сессиях докторантов, аспирантов ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», на международной научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза» (Чебоксары, 2007), на всероссийских научно-практических конференциях: «Школа. Учитель. Искусство» (Москва — Чебоксары, 2005), «Оптимизация системы эстетического образования» (Чебоксары, 2006), «Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна» (Магнитогорск, 2007), «Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза» (Чебоксары, 2007), на республиканской научно-практической конференции «Дизайн-образование: моделирование, технологии, интеграция» (Чебоксары, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования в информационном пространстве современного общества» (Канаш, 2009), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и др.

Материалы авторских курсов, разработанных в ходе исследования, были внедрены автором в учебный процесс ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация объемом 233 с. состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 323 наименований, 19 приложений, содержит 18 рисунков, 10 таблиц.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика профессионального образования", Соловьева, Наталия Николаевна

Основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования.

1. Специфика профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн) заключается в том, что педагог профессионального обучения (дизайн) в процессе обучения студентов должен активно участвовать в совместной со студентами творческой деятельности в области дизайн-проектирования, демонстрируя студентам образцы профессиональной творческой деятельности и развивая их творческие возможности, для чего ему необходим высокий творческий потенциал.

2. Проанализировав различные подходы к определению понятия «творческий потенциал», особенности профессиональной деятельности и требования к подготовке педагогов профессионального обучения (дизайн), мы пришли к выводу, что творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) - интегральная характеристика, включающая в себя следующие компоненты: 1) знания, навыки, позволяющие осуществлять дизайнерскую деятельность; 2) направленность личности на творческую деятельность в области дизайна, достижение успеха в ней и самосовершенствование; 3) креативные качества, дающие возможность осуществлять процессыдизайнерской деятельности; 4) коммуникативные качества, дающие возможность работая в команде на разных позициях осуществлять процесс совместного творчества при выполнении дизайн-проектов.

3. Учебно-исследовательская деятельность является эффективным инструментом развития творческого потенциала, соответствующим содержанию их будущей профессиональной деятельности. Она позволяет в процессе обучения осуществлять творческие дизайнерские проекты, приближенные к профессиональным, тем самым формируя и развивая системные знания и навыки в области дизайна и способность применять их на практике, мотивы и цели профессиональной деятельности, стремление к профессиональной самореализации в области дизайн-деятельности, креативность, способность реа-лизовывать совместные дизайн-проекты.

4. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе эффективно происходит в рамках предложенной модели, что было доказано в ходе экспериментального исследования. При этом на начальном этапе осуществляется развитие творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности в рамках занятий по учебным дисциплинам общепрофессионального и специального цикла, используются теоретические (аннотирование, рецензирование, составление тематического тезауруса и матрицы идей) и практические (тренировочные, графические и практические работы) методы. На втором этапе развития творческого потенциала учебно-исследовательская деятельность осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время путем участия в работе студенческой научно-творческой дизайн-студии совместно с преподавателями реализуя сначала небольшие (такие, как дизайн полиграфии) проектные задания или помогают выполнять проекты старшекурсникам. Выполненные проекты представляются на внут-риуниверситетских, городских, региональных, всероссийских конкурсах. На третьем этапе развитие творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности осуществляется во внеучебное время, в процессе самостоятельнойдеятельности в студенческой научно-творческой дизайн-студии по выполнению более сложных дизайн-проектов (дизайн интерьера).

5. В ходе исследования подтверждена эффективность реализации педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн):

1). Построение образовательного процесса на основе выявления особенностей профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн).

2). Организация подготовки преподавателей к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.).

3). Разработка и внедрение в учебный процесс модели поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, основанной на совместной проектно-творческой деятельности преподавателя и студента при решении поставленных целей и задач и предполагающий поэтапный характер процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения.

4). Сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности (с поуровневым усложнением учебных проектов) с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии.

5). Осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентност-ном подходе критериев и показателей уровней его развития.

По результатам диссертационного исследования разработаны курс лекций для молодых преподавателей, внесены изменения в программу учебной дисциплины «Конструирование оборудования интерьера», разработана программа студенческой научно-творческой дизайн-студии.

Вместе с тем наше исследование не решает данную проблему полностью. Требуют дальнейшего решения особенности организации процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в учебно-исследовательской деятельности, подготовка преподавателей к развитию профессиональных компетенций на занятиях по дизайну, учет особенностей комплексного использования форм и методов учебно-исследовательской деятельности на занятиях и во внеаудиторное время и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С введением нового поколения стандартов, в рамках реального включения в систему дизайн-образования, разработана новая специальность 030500.04 Профессиональное обучение (дизайн), квалификация - педагог профессионального обучения. Специальность утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. 03. 2000 г.

Отличительными особенностями профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн) являются: бипрофессионализм; наличие двух видов деятельности: педагогической (включающей в себя теоретическое и производственное обучение, воспитательную, методическую, экспериментально-исследовательскую и другие функции) и дизайн-проектирование (включающего в себя проектную, производственно-управленческую, аналитическую, экспериментально-исследовательскую функции). Это приводит к необходимости развития в процессе обучения широкого спектра качеств, обуславливающих их готовность к профессиональной деятельности, в основе которого лежит алгоритм учебно-исследовательской деятельности; способность к самосовершенствованию и самореализации; наличие определенных качеств личности, таких как: а) мо-тивационные (отношение к учебно-исследовательской деятельности, уровень сформированности исследовательского интереса, желание и стремление добиться успеха); б) операционные (умственные приемы и операции); в) организационные (умения и способность применять приемы самоорганизации); г) технические (умения и способности применять соответствующие технические приемы); д) коммуникативные (умения и способности применять приемы сотрудничества); сформированное профессиональное мышление: образность, системность, инновационность; навыки исследовательской деятельности. Но системообразующим компонентом их профессиональной деятельности является творчество, а важнейшей профессиональной характеристикой — творческий потенциал.

На основе анализа профессиональной деятельности педагога профессионального обучения (дизайн) мы выявили, что эта профессия связана с постоянным поиском и созданием чего-то нового. Это такой вид деятельности, который предусматривает слияние различных видов и форм подготовки; требующая формирования определенных качеств личности, таких как творческая активность, оригинальность мышления, способность и стремление в процессе деятельности вносить новизну. Важной составляющей, на наш взгляд, является стремление к исследовательской деятельности, способность к выдвижению и комбинированию идей, смелость в принятии решений, способностьсамосовершенствоваться, саморазвиваться.

Необходимо подчеркнуть, что характер деятельности педагога профес-сиионального обучения (дизайн) предполагает активизацию творческого процесса, как одну из составляющих его профессиональной деятельности и, соответственно, необходимо выделение учебно-исследовательской деятельности как основы развития их творческого потенциала.

В процессе исследования нами проанализированы различные подходы к определению понятий «творчество» и «творческий потенциал». Мы приняли за основу подходы Г. С. Альтшуллера, В. М. Жураковского, А. М. Матюш-кина, В. Н. Николко, дополненные исследованиями Г. В. Глотовой и В. Г. Рындак и рассматриваем творческий потенциал как интегральную характеристику, органически присущую человеку и отражающую возможности личности осуществлять творческую деятельность, т.е. актуализировать свои сущностные, творческие силы в реальной преобразовательной практике.

Помимо анализа различных подходов к определению понятия «творческий потенциал», мы изучили специфику профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), лежащую в основе их подготовки, и требования к подготовке будущего педагога профессионального обучения (дизайн), зафиксированных вГОСТ, что позволило нам уточнить понятие «творческий потенциал» применительно к педагогам профессионального обучения (дизайн). Под творческим потенциалом будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) мы понимаем интегральную характеристику, включающую в себя следующие компоненты: 1) знания, навыки, позволяющие осуществлять дизайнерскую деятельность; 2) направленность личности на творческую деятельность в области дизайна, достижение успеха в ней и самосовершенствование; 3) креативные качества, дающие возможность осуществлять процессы дизайнерской деятельности; 4) коммуникативные качества, дающие возможность работая в команде на разных позициях осуществлять процесс совместного творчества при выполнении дизайн-проектов.

В развитии творческого потенциала особая роль принадлежит учебно-исследовательской деятельности. В результате анализа применения учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения (в том числе в историческом контексте, на различных этапах становления отечественной высшей школы) установили, что учебно-исследовательская деятельность эффективна для формирования новых исследовательских и творческих качеств студента. Мы рассмотрели различные подходы к определению учебно-исследовательской деятельности и взяли за основу определение исследовательской деятельности студентов Е. Ю. Гирфановой, П. Н. Осипова, которые рассматривают исследовательскуюдеятельность студентов как форму организации образовательной работы, связанную с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов научного исследования. Исходя из анализа различных подходов к определению «учебно-исследовательская деятельность», мы полагаем, что к учебно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) можно отнести поисково-исследовательскую, проектную, творческую деятельность в области дизайна, предполагающие на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс, затем — самостоятельную исследовательскую деятельность студентов по изучаемой проблеме в учебное и внеучебное время.

Учебно-исследовательская деятельность студентов, обучающихся на кафедре дизайна и методики профессионального обучения художественно-графического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева представляет собой комплексную систему интенсификации учебного процесса посредством внедрения во все виды учебной работы студентов элементов научной работы, направленных на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов. Учебно-исследовательская деятельность становится основой формирования и развития творческого потенциала будущего педагога профессионального обучения (дизайн) и позволяет в будущем активно включаться в профессиональную деятельность.

Исходя из особенностей использования учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки педагогов профессионального обучения (дизайн) и анализа сущности их творческого потенциала, мы выявили педагогические условия поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе: построение образовательного процесса на основе выявления особенностей профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения (дизайн), обуславливающие необходимость развития их творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки; организация подготовки преподавателей к развитию творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности с использованием активных форм и методов обучения (семинары, круглые столы, мастер-классы, участие совместно со студентами в проектировании интерьеров и др.); разработка и внедрение в учебный процесс модели поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности, основанной на совместной проектно-творческой деятельности преподавателя и студента, предполагающей поэтапный характер процесса развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), с соответствующими каждому этапу целями, задачами, содержанием, формами, методами и средствами обучения; сочетание в образовательном процессе учебной проектной деятельности с поуровневым усложнением учебных проектов с внеучебной деятельностью в студенческой научно-творческой дизайн-студии; осуществление мониторинга процесса развития творческого потенциала на всех его этапах с использованием основанных на компетентностном подходе критериев и показателей уровней его развития.

Процесс развития творческого потенциала успешно происходит в учебно-исследовательской деятельности и состоит из трех этапов. На каждом из этапов предусмотрены свои адекватные поставленным задачам формы, методы и средства обучения. В результате происходит развитие творчески саморазвивающейся личности профессионала — педагога профессионального обучения (дизайн), обладающего предметной, аксиологической, преобразовательной и социально-коммуникативной компетенциями. Нами разразрабо-тана модель поэтапного развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности (рис. 4).

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что учебно-исследовательская деятельность способствует повышению активности студентов при решении как профессиональных задач в области дизайна, так и задач на уровне личностного саморазвития, развитию творческого потенциала, являющегося важнейшим профессионально значимым качеством педагогов профессионального обучения (дизайн).

Для успешного развития творческого потенциала студентов-дизайнеров определены критерии и показатели развития творческого потенциала, рассмотрены основные его этапы на примере специальности «Дизайн интерьера» в рамках дисциплины «Конструирование оборудования интерьера» и работы студенческой научно-творческой дизайн-студии «Red Со»; приведены результаты экспериментальной работы, подтверждающие эффективность разработанных педагогических условий.

Эксперимент проводился на базе кафедры дизайна и методики профессионального обучения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Общее количество студентов и преподавателей, участвовавших в эксперименте, составило 287 человек.

На констатирующем этапе эксперимента нами были изучены Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 050501.65 - 04 «Профессиональное обучение (дизайн), учебные планы, программы по специальным дисциплинам; изучен опыт работы художественно-графических факультетов педагогических вузов по совершенствованию профессиональной подготовки будущих преподавателей дизайна; с помощью анкетирования выявлены отношения студентов и преподавателей ХГФ к.развитию творческого потенциала будущих педагогов профессио

• е ь г нального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности; проведена диагностика начального уровня развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Было проведено анкетирование 34 преподавателей художественно-графического факультета, непосредственно занятых преподаванием предметов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)». Многие из опрошенных педагогов высшей школы в той или иной степени понимают наличие проблемы в необходимости развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности на этапе освоения профессии, хотя научная и практическая значимость данной проблемы в должной степени ими еще не осознана. Проведенный опрос показал, что понимание необходимости использовать учебно-исследовательскую деятельность в области преподавания дизайна различно у отдельных преподавателей и напрямую зависит от стажа работы в вузе, научных предпочтений. Для изучения отношения студентов к учебно-исследовательской работе и выявления ее роли в учебном процессе нами было проведено анкетирование студентов первого и третьего курсов. У студентов оказались в наличии достаточно сформированные представления о необходимости изучения и использования навыков учебно-исследовательской работы для успешного освоения учебных предметов. Однако понимания необходимости использования приемов учебно-исследовательской работы у большинства респондентов не наблюдается.

В формирующем эксперименте приняло участие 80 (контрольная группа) и 75 (экспериментальная группа) студентов. Студенты экспериментальной группы в процессе изучения учебных дисциплин под руководством педагогов выполняли самостоятельные исследования, участвовали в работе Студенческого научного общества, вовлекались в активную работу в студенческой научно-творческой дизайн-студии, регулярно выезжали на выставки, олимпиады, конкурсы, проводимые в пределах и за пределами республики.

Проведение экспериментальной работы предполагает определение основных критериев, показателей и уровней развития у будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности. Критерии развития нами рассматриваются в русле построения компетентностной модели субъекта-профессионала, лежащей в основе проектирования профессиональной подготовки (по JI. В. Росновской). В качестве критериев развития нами определены: предметная, аксиологическая, преобразовательная и социально-коммуникативная компетенции; разработаны их показатели и уровни усвоения (репродуктивный, стимульно-продуктивный, эвристический и креативный). Для определения уровня развития по указанным критериям использовались известные методики, способные дать достоверную информацию.

193 i

До начала формирующего эксперимента нами был выявлен уровень развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в контрольной (табл. 3, рис. 11) и экспериментальной (табл. 4, рис.12) группах второго курса.

По завершении начальной диагностики в рамках формирующего эксперимента нами на художественно-графическом факультете осуществлялась определенная организационно-методическая работа. Так, проводился цикл лекций с молодыми педагогами, работающими со студентами-дизайнерами, который включал в себя вопросы и проблемы использования потенциала учебно-исследовательской деятельности на занятиях и во внеаудиторной деятельности (прил. 19.). На лекциях подробно рассматривались виды учебно-исследовательской деятельности, их возможности при использовании различных форм и методов обучения; говорилось о необходимости выработки навыков у студентов работы с текстом, о возможностях инновационных технологий в исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), о влиянии учебно-исследовательской деятельности на развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Особо подчеркивалась необходимость для развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) участие их в учебно-исследовательской работе преподавателей факультета, проблемных группах, кружках, секциях научного общества художественно-графического факультета.

Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) предполагало использование всех возможностей учебно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки на всех этапах обучения. Анализ учебного плана 050501. 65 - 04 -Профессиональное обучение (дизайн) показал, что на начальном этапе обучения (1-2 курсы) интегрирующим предметом учебного плана является

Конструирование оборудования интерьера». Нами была пересмотрена учебная программа и составлен новый ее вариант, содержащий глубоко продуманную технологию реализации учебно-исследовательской работы в учебном процессе. Изучение предмета проходит с 4 по 6 семестр, что позволяет использовать знания, полученные на занятиях отдельных предметов. Дисциплина «Конструирование оборудования интерьера» является развитием программы курсов «Физика и химия цвета. Колористика», «Инженерная графика», «Проектирование», «Эргономика» и «Формообразование».

Целью разработанной программы является ознакомление студентов с методикой организации предметно-пространственной среды с учетом социальных, информационных, эргономических, конструкторских, технологических, бионических, психо-физиологических и художественно-композиционных аспектов формирование основ проектной деятельности, овладение приемами графической подачи выполняемых работ, привитие исследовательских умений и навыков.

Следующая ступень формирующего этапа экспериментальной работы состояла из ряда целенаправленных мер по дальнейшему развитию творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности. Начало экспериментальной работы показало, что на завершающих этапах развития творческого потенциала будущего педагога профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении большее внимание необходимо уделять инновационным формам работы. В связи с этим именно студийная форма организации самостоятельных внеаудиторных занятий позволит продолжить развитие мотивации развития творческого потенциала студентов, расширит умения самостоятельной творческой деятельности, повлияет на формирование профессионала - будущего педагога профессионального обучения (дизайн). Поэтому организация дизайн-студии - творческого объединения студентов - будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) — является еще одним шагом в развитии творческого потенциала будущих дизайнеров профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Анализ полученных результатов показал, что "на третьем этапе (4-5 курсы) экспериментальной работы проходило дальнейшее развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности. Происходило это на основе приобретенных теоретических знаний, практических умений и развитых на определенном уровне критериев творческого потенциала. Содействовали этому и формы работы, которые позволяли развить творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Так, помимо учебно-исследовательской работы (курсовые работы и выпускные квалификационные работы), производственной и педагогической практик, использовалась и внеаудиторная учебно-исследовательская деятельность в рамках студии «Red Со» и Студенческого научного общества ХГФ. На основе этого развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в высшем учебном заведении достигло определенного требуемого уровня.

Проведение формирующего этапа эксперимента положительно сказалось на развитии творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в процессе учебно-исследовательской деятельности (табл. 9, табл. 10). Так, в экспериментальной группе креативного уровня после завершения экспериментальной работы достигли 53,3 % студентов, тогда как креативного уровня развития в контрольной группе достигли всего 6,3 % студентов. На эвристическом уровне в экспериментальной группе по завершении формирующего эксперимента оказались - 33,3 % студентов, в контрольной — 43,7 %. На стимульно-продуктивном - в экспериментальной 13,3 %, а в контрольной — 50 % исследуемых. На репродуктивном уровне развития к студентов не наблюдалось.

Данные результатов эксперимента по оценке развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в процессе учебно-исследовательской деятельности в вузе подтвердили эффективность разработанных условий.

Таким образом, результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной работы, дают основание утверждать, что развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-исследовательской деятельности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели, что показано на рис. 18.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Соловьева, Наталия Николаевна, 2010 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. — 335 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Личность как субъект деятельности / Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия // Составитель В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.

4. Агранович-Пономарева, Е. С. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий / Е. С. Агранович-Пономарева, Н. И. Аладова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-352 с.

5. Алексеев, М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии, № 3, 2006. — С. 3-18.

6. Альтшулер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшулер. — М.: Советское радио, 1979. — 195 с.

7. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев.-Т.1. — М.: Педагогика, 1980. 386 с.

8. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Б. Г. Ананьев. — Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. С. 7-94.

9. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урби-на. СПб.: Питер, 2001. - 686 с.

10. Ю.Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

11. П.Андреев, В. И. Педагогика творческого развития: Инновационный курс Текст. / В. И. Андреев. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996.-576 с.

12. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. — М.: Высшая школа, 1981.-240 с.

13. Андриенко, А. В. Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: Дис. канд. пед. наук / А. В. Андри-енко. — Красноярск, 2001. 220 с.

14. Анисимов, П. Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования: Монография / Под ред. д-ра экономических наук, проф. В. М. Зуева // П. Ф. Анисимов. Казань: ИСПО РАО, 1999.-141 с.

15. Анциферова, JI. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия // Составитель В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 855 с.

16. Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1976.-198 с.

17. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1976.-199 с.

18. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.

19. Архангельский, С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1975.


<== предыдущая | следующая ==>
Кулинарная опера | Скоро ученые узнают, из чего состоит шоколад

Date: 2015-09-18; view: 558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию