Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ремесло. Торговля





Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI — начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Русские ремесленники XI—XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные.

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10—30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII—начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.


Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.

Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX—X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. —89. Расцвет древнерусских городов падает на XI— XII вв.

Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI—XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.

Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр... Городскую знать составляло боярство.

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.

Первые русские князья. Первым русским князем был Рюрик. В 862 году Рюрик сел править в Ладоге. Затем он основал Новгород. После смерти Рюрика в 879 году власть захватывает Олег, который правил от имени малолетнего сына Рюрика — Игоря. В 882 году Олег предпринимает поход на Киев. Он обманом выманивает киевских князей (Аскольда и Дира) из города и захватывает Киев. Под властью Олега образуется государство восточных славян во главе с варягами. Главный город Киев. Управление осуществлялось за счет сбора дани. Это было ещё пока протогосударство. Но некоторые государственные функции все же были. Олег отбил у хазар 2 славянских племени, северян и радимичей. Обеспечил безопасность торговых путей на Восток и на Балканы. Также Олег вел активные и успешные войны с Византией, целью которых был грабеж и обеспечение льгот для купцов. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю (912-945), который продолжал политику Олега. Он вел войны с Византией, но в то же время с ней был заключен союз против Хазарии. При Игоре мы узнали как производится сбор дани с подвластных земель: полюдье осуществлялось с осени до весны. С дома (семьи) собирали мед, воск, меха, лён. Фиксированной дани не было и превышение полномочий Игоря привело к убийству его древлянами.


Дальше княжила жена Игоря княгиня Ольга (945-962). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ольга установила фиксированный размер дани и погосты — места её сбора. В 957 году Ольга заключила военный союз с Византией против Хазар и предположительно приняла личное крещение в Византии. Сын Игоря и Ольги — Святослав (962-972) был ярым язычником. Он проводил мощную внешнюю политику. Он подчинил себе княжество вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Святослав, уходя на войну, послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей. Так же Святослав предпринял ряд походов на Византию. После одного из которых по приказу Византии был убит печенегами.

 

Князь и дружина. Большинство ученых связывает возникновение княжеских дружин в Восточной Европе с разрушением старой племенной структуры в ходе миграционного движения, охватившего славянский этнос в 5-7вв. С этим же процессом они связывают усиление роли военных предводителей дружин - князей по отношению к категориям родоплеменной знати, более тесно связанных с родовым строем – родовым и племенным старейшинам, жреческой прослойкой. При этом, однако, не учитывается, что само определение «князь» изначально обозначало не столько военного предводителя, сколько судью и жреца. Хранителя древнего кона, свода небесных правил. (Читайте статью «Кон и закон», размещенную на этом сайте.) Именно таким хранителем благочестия предстает перед нами былинный князь Владимир, которого невесть почему принято считать былинным аналогом вполне реального Владимира Святого. Былинный Владимир скорее представляет собой фигуру священного правителя, живого бога, чем доблестного воителя. А его дружина состоит из боготуров, то есть божественных быков, которые служат не столько князю, сколько Богу. Иное дело дружинники Рюриковичей, которые далеко не случайно называют себя русами. Напомню в этой связи, что дружинники франкских королей именуются в дошедших до нас хрониках антрустионами. Если отбросить латинизированное окончание, то получатся антрусы или русы-анты. Что лишний раз указывает на происхождение Меровингской династии, выходцев с Дона. (Читайте книгу «Имя Бога», размешенную на этом сайте).

В начале 9 века на Дону и Северском Донце возникает в результате распада Хазарского каганата Русский каганат, преемник легендарной Русалании. (Читайте статьи «Русалания» и «Русский каганат», размещенные на сайте.) Которому предстоит стать передаточным звеном от древних государственных образований, существовавших на территории нашей страны к Киевской Руси.
Как известно, родоплеменному строю предшествовал строй кастовый, но и с возникновением новых отношений касты отнюдь не перестали существовать, а с переходом от родовой к соседской общине их роль должна была резко усилиться. На мой взгляд, дружинники Рюриковичей как раз и принадлежали к воинской касте русов, причем выходцев как с южных берегов Балтики, так и с Дона. Дело в том, что Русский каганат был разгромлен в результате нашествия венгров и его уцелевшие защитники примкнули к варягам Олега. Об этом говорят и договоры Олега и Игоря с Византией, где названы по именам члены их дружин. Причем среди этих имен встречаются, наряду со славянскими, имена кельтские и «иранские». Я не случайно взял в кавычки последнее слово, поскольку русаланов, населявших Русский каганат, многие ученые относят к изначально ираноязычным племенам, хотя признают, что их языком в описываемую эпоху скорее всего был язык славянский. Однако на мой взгляд русаланы они же ясы, они же языги – прямые потомки индоевропейцев, населявших побережье Азовского моря с незапамятных времен. По мнению Ю. Д. Петухова именно с побережья Азовского моря начали свой поход как будущие иранцы, так и будущие индийцы-арии. Именно поэтому мы находим сходство как имен собственных так и отдельных слов, перешедших от русаланов к славянам, не только в иранских языках, но и в санскрите. Этим же обстоятельством можно объяснить тот факт, что византийские и арабские авторы указывают одновременно и на сходство русов и славян, и на их различия. К девятому веку различия в языке и обычаях между славянами и русаланами практически исчезли, что, однако, не помешало Константину Багрянородному дать два варианта названия Днепровских порогов, как на языке славян, так и на языке русов, вызвавших столь ожесточенные споры среди историков. Думаю, так называемые русские названия порогов принадлежали именно русаланам и уже во времена выше означенного византийского императора являлись архаикой. Таким образом, говоря о дружинниках киевских князей из династии Рюриковичей, мы должны иметь в виду, что по крайней мере в первые десятилетия существованиях Киевской Руси, они набирались в большинстве своем из родов русов, как балтийского, так и донского происхождения. И часть киевского боярства ведет свое начало из этих же родов.
При этом надо учитывать, что к приходу варягов-русов Рюрика во многих славянских землях уже сложились органы управления. По сути речь должна идти не о союзах племен, а о государственных образованиях, где сложились вполне дееспособные органы управления. В частности наши летописи упоминают светлых князей и градских старцев. В последних многие историки не без оснований видят земских бояр, то есть бояр, представляющих местную знать, старейшин родов и племен, возвысившихся над простыми общинниками. К этой местной знати и их дружинникам можно с полным правом отнести слова историка А.А. Горского:


«Таким образом, возникновению дружин способствовали коренные изменения как на уровне общины (переход от родовой к соседской), так и синхронные изменения на уровне более крупных общностей, т.е. ломка всей родоплеменной структуры славянского общества».

Таким образом в Киевской Руси мы видим два вида дружинников – с одной стороны русов, принадлежащих к касте воинов, с другой потомков общинников, избравших воинскую профессию по призванию. Первые доминировали в дружинах Великих князей, вторые – в дружинах светлых князей, которые с укреплением династии Рюриковичей превращались в бояр. Кроме светлых князей в формирование боярского сословия в Киевской Руси участвовали как ближайшие к Великому князю дружинники-русы, так и старейшины родов и племен. Вероятно, разность в положении дружинников ощущалась долгое время иначе трудно объяснить почему киевляне делят дружинников на «своих» и «чужих». Речь идет о событиях, приведших к изгнию из Киева князя Изяслава в 1068 году. Вот что пишет об этом летописец:

«Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор.» («Повесть временных лет»)

Некоторые историки сделали из этого места в летописи далеко идущие выводы, противопоставив дружину Изяславу и превратив ее в орудие местной знати против всевластия Великих князей, что, на мой взгляд, не совсем верно. Часть дружины, так называемые «свои», состоящая из представителей местных общинников, вполне могла поддержать киевлян в их выступлении против Изяслава, зато потомки русов шли за своим князем как правило до конца. Удивляться такому положению не приходится, дружинников-общинников, будем называть их так, связывал с вождем договор о найме, тогда как связь дружинников-русов с князем была сакральной и освещалась именем Богов. И изменить своему князю русы могли только в одном случае – если тот отрекался от веры предков. В дружине Святослава подавляющее большинство составляли русы, именно поэтому он, что называется, с порога отверг предложение матери, княгини Ольги, о крещении. Однако его сын Владимир не только крестился сам, но и крестил свою дружину. Причем этот акт не вызвал особых протестов со стороны последних. Казалось бы прошло всего несколько десятилетий, а картина поменялась разительно. Но такому поведению дружинников Владимира есть простое объяснение – в массе своей они были именно общинниками. Напомню читателю, что Святослав потерпел поражение в Византии, там полегла значительная часть его дружины. Уцелевших добили уже вместе с князем у Днепровских порогов. Причем есть все основания полагать, что руку к гибели князя и его верных русов приложил воевода Свенельд, предводитель варягов-наемников, большинство из которых были христианами.(Подробности этой истории читайте в статьях «Князь Игорь» и «Князь Святослав») Эта трагедия не могла не отразиться на составе дружины князя Ярополка, советником при котором состоял все тот же Свенельд. Скорее всего, потомков погибших русов просто оттерли от князя варяги-наемники и дружинники-киевляне. Этот тихий переворот обернулся для Ярополка катастрофой.(Читайте статью "Князь Ярополк") Он был убит родным братом, а его дружина перешла на службу к Владимиру. Ситуация невозможная для дружинника-руса, который как правило погибал вместе со своим князем, но вполне заурядная для дружинника-наемника, служившего за плату, и дружинника-общинника, который как правило ориентировался на местную старшину. Видимо, Владимир осознавал опасность, исходящую от качественно изменившейся дружины. Именно этим объясняется его попытка возвеличить Перуна, бога воинов и дружинников, над другими богами и тем самым возродить утерянную сакральную связь между дружиной и князем. Однако попытка оказалась неудачной. Перун был покровителем касты русов прежде всего, а дружинники Владимира являлись плоть от плоти породивших их земель, по преимуществу Киевской и Новгородской. И в Киеве, и в Новгороде Перун, конечно, почитался, но почитался в ряду других богов. Связь дружины с князем в результате проведенной Владимиром реформы не только не окрепла, но скорее даже ослабла. Что неизбежно вело к ослаблению власти Великого князя, который не мог теперь рассчитывать на безоговорочную преданность своего окружения. Прервалась нить многие столетия связывающая религиозными чувствами князя-сара (а именно сарами или, если угодно, царями называли своих правителей-жрецов русаланы) и дружинников-русов. Теперь дружинники превратились в простых наемников, готовых служить тому, кто больше заплатит, да еще и подверженных влиянию местных старейшин и волхвов. Скорее всего, принятие христианства Владимиром диктовалось в том числе и не в последнюю очередь этим обстоятельством – вернуть утраченную сакральную связь между князем и дружиной и тем самым поднять авторитет Правителя в глазах народа. А христианская религия византийского образца с ее железной формулой «Один Бог на небе, один царь на земле» давала ему такую возможность. Насколько Владимиру удалось вернуть утраченные связи с дружиной, это тема отдельного разговора. Но то, что христианизация проходила в Киевской Руси далеко не столь гладко, как об этом написано в учебниках, это факт, который с каждым годом оспаривать становится все труднее. (Читайте об этом в статьях «Князь Владимир» и «Князь Ярослав», размещенных на этом сайте)

Качественные изменения, произошедшие в составе княжеской дружины, привели и к изменению статуса дружинника. Если русы постоянно жили при князе и получали часть дани или захваченной добычи, то теперь дружинники все чаще получают за службу земельные наделы. Возрастает роль бояр, владеющих вотчинами, но живущих как правило в городах. И возрастает она за счет их собственных дружин, которые играют все более весомую роль в городах по мере того, как слабеет власть Великого князя, а непомерно разросшийся род Рюриковичей ведет между собой борьбу за лучшие земли распадающийся империи. Князья все более превращаются во временщиков, занятых не столько обустройством своих уделов, сколько бесконечными попытками отторгнуть удел чужой. В этой связи вновь изменяется статус княжеского дружинника – он теряет связь с породившей его землей, зато теперь практически неразрывно связан со своим князем. Успех князя – это его успех, поражение князя – повод его покинуть. В любом случае княжеский дружинник становится вновь для горожан «чужим», а «своими» остаются естественно дружинники бояр, постоянно живущих в городе. Более того, города обзаводятся и своими дружинами, готовыми вместе с ополчением постоять за родной город во время княжеских усобиц. Дружинник все больше превращается в наемника, воюющего за плату, за добычу – по сути в ландскнехта удачи. А основная ноша по защите державы перекладывается на плечи простого ополченца – крестьянина и ремесленника. В результате во время татаро-монгольского нашествия, при обилии военных профессионалов на Руси, некому оказалось дать отпор хорошо организованному войску неприятеля.

Славяне, финно - угры и тюрки. Финно-угры, к которым ныне относятся живущие в России удмурты, карелы, мордвины, коми, ханты, манси, саамы и другие народы, говорят на языках урал-алтайской (или уральской) семьи языков, которые, согласно одной из наиболее распространенных теорий, имеют родство с тюркскими и монгольскими языками. Политический союз угров с тюрками берет свое начало еще со времен древних гуннов. Не случайно в современной Венгрии получила преобладание теория о тюркском происхождении мадьяр, чем и было продиктовано проведение там в 2012 г. Международного гунно-тюркского курултая. В первые века нашей эры, в том числе в годы правления Атиллы (вождь гуннов в 434-453 гг.), в состав союза племен гуннов входили как тюркские, так и угорские племена, впоследствии сыгравшие роль в этногенезе венгерского, а также ряда восточнославянских народов.

В дальнейшем финно-угры утратили свою политическую роль в регионе, так как (за исключением осевших в Центральной Европе венгров и оформивших свою государственность лишь многие столетия спустя финнов) не создали крупных государственных образований, а входили в состав Золотой Орды, различных тюркских ханств и славянских княжеств. Как результат – финно-угры подверглись значительной ассимиляции. В настоящее время (2012 г.) общее число представителей финно-угорских народов оценивают всего в 25 миллионов человек, из которых на территории Российской Федерации живут не более 5 миллионов. То есть ныне финно-угорские народы сильно уменьшились в численности и занимают гораздо меньшие территории Евразии, но это не значит, что миллионы угров исчезли бесследно.

В результате процессов естественной ассимиляции они влились в состав русского и соседних тюркских народов Евразии. Именно поэтому многие татары и русские Поволжья, Урала, Псковщины, севера и центра России несут в себе черты т.н. уральской расы, к которой относятся большинство финно-угров. Поясним, что уральская раса объединяет в себе черты европеоидной и монголоидной рас (уплощенное лицо, чуть раскосые глаза, сравнительно широкий, вздернутый нос и т.д.), но не является их смесью, поскольку сформировалась в эпоху, когда еще разделение на монголоидную и европеоидную расы не произошло окончательно.

Таким образом, уральская раса древнее как европеоидной, так и монголоидной. Финны, эстонцы, часть русских и татар несут в себе черты уральской расы. Поэтому рядовому западноевропейцу, немцу или англичанину зачастую бывает непросто по внешним признакам отличить друг от друга русских, финно-угров и тюрок. Например, иногда довольно трудно по внешности отличить поволжского русского от мордвина или чуваша. К тому же, представители этих народов схожи не только внешне, но и по поведению, культуре и особенностям менталитета. Причем схожесть эта обусловлена не только “русификацией” национальных меньшинств России, но также протекавшей на протяжении столетий значительной тюркизацией и “финно-угризацией” самих русских.

Если называть вещи своими именами, определенная часть русского этноса, то есть миллионы русских людей, живущих ныне в России, генетически являются потомками тюрок или же финно-угров (коми, удмуртов, карелов, мордвы и т.д.), которые в результате ассимиляции обрусели и стали называть себя “русскими”. Указанный факт постепенной смены этнической идентификации вполне обычен для процессов этногенеза не только русского, но и большинства других народов мира.

В заключение хочется отметить, что Евразийский союз народов, при всей его пестроте и многообразии, в любом случае будет отмечен тюрко-славяно-угорской доминантой, в которой будет преобладать в основном тюрко-славянский элемент, ибо современные российские финно-угры значительно ассимилированы этими двумя общностями. Это произойдет не только потому, что тюрки и славяне составляют костяк этого союза, но и потому, что самый многочисленный этнос, проживающий на этом пространстве, а именно русские, сам является продуктом плодотворного этнокультурного синтеза славянских, тюркских и финно-угорских элементов. Территориальная близость, многовековые контакты русских с тюрками-кипчаками и финно-уграми сформировали сходную этнокультурную среду, когда близость между народами региона носит характер единого цивилизационного пространства, обусловленного общим историческим прошлым, а также близостью культуры и менталитета этих народов.
Общее количество тюрок, проживающих в мире, равно примерно 170, а русских – примерно 133 миллиона человек. Поэтому, когда мы говорим о славянском факторе как об одном из основных в формировании Евразийского союза, то, не отрицая роли остальных восточнославянских народов, мы имеем в виду прежде всего русских. То есть, в случае реализации евразийского проекта русские неминуемо “обречены” играть в ней одну из основных ролей. В этом смысле весьма интересен сам этнический облик русского этноса, который сформировался в средние века путем смешения славянских, тюркских, финно-угорских, балтийских, скандинавских и иных элементов. То есть сам русский народ является продуктом этнокультурных интеграционных процессов, протекавших на протяжении последнего тысячелетия на территории Евразии.

Славяно-тюркский характер русской культуры формировался в результате исторического взаимодействия и смешения русских и тюрок на территории Киевской Руси, Золотой Орды, русских княжеств, Московского царства, а также на иных территориях, по мере постепенного расселения русских и освоения ими обширных земель Урала, Поволжья и Сибири.

Именно этими интеграционными процессами объясняется то, что русские, татары, чуваши и другие народы, живущие по соседству друг с другом в центральной части России, на Урале и в Поволжье, очень близки друг к другу как генетически, так и по внешнему облику, особенностям менталитета, быта и культуры. Чисто внешне как тюркоязычные татары, так и живущие по соседству с ними славяноязычные русские имеют в своем облике черты европеоидной, монголоидной и уральской рас, а также, частично, лапоноидного антропологического типа. То есть немалая часть русских Поволжья в культурном плане и генетически ближе к своим соседям татарам и финно-уграм, нежели к живущим в отдалении славянским народам – например, полякам.

Русь и Волжская Булгария. История взаимоотношения Древней Руси и Волжской Булгарии на ранней стадии их существования и на сегодняшний день остается полностью не изученной. Долгое время подход историков был исключительно односторонним и связано это, в первую очередь, с ограниченным количеством источников. Из письменных это были русские летописи, на страницах которых дана, в основном, отрицательная оценка русско-булгарских отношений [4]. Только комплексное изучение всех имеющихся источников, а это письменные восточные и русские, фольклорные, археологические, эпитафические и нумизматические, дают возможность детально изучить историю взаимодействия двух государств.

Судя по восточным источникам, булгары долго находились в экономической и политической зависимости от Хазарского каганата [7]. Это замедляло становление Волжской Булгарии. Однако следует отметить, что для формирования булгарской государственности большое значение сыграло их местонахождение на серединной магистрали Великого Волжского торгового пути, соединяющего арабский Восток с северо-западом Европы. Очень скоро булгары становятся торговыми посредниками между связанными торговлей столь отдаленными регионами, и это непосредственным образом повлияло на формирование булгарской феодальной верхушки и развитие многих отраслей экономики, игравших существенную роль в государственном экспорте [2].

В начале Х в. основу ее экономики составляли развитое сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Причем два первых типа деятельности практически обслуживали последний. Продуктивное земледелие на территории Волжской Булгарии было возможно потому, что почвенный покров здесь представлен мощными массивами черноземных почв на открытых степных пространствах, чередующихся с лесами [2, с. 67]. Персидский историк и путешественник Ибн-Русте писал: «Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие» [7, с. 19]. По свидетельству Ибн-Фадлана, лично побывавшего в Волжской Булгарии в составе посольства багдадского халифа в 922 году, «их пища – это просо и мясо лошади, но и пшеница, и ячмень у них в большом количестве» [5, с. 45].Одно из первых свидетельств о мирных взаимодействиях Руси и Волжской Булгарии находится в Лаврентьевской летописи, которая под 1024 г. сообщает о голоде в Суздальской земле, который был предотвращен в результате продовольственной помощи со стороны булгар [4, стб. 145].

Волжская Булгария была страной ремесел, продукция которых также служила важной статьей экспорта. Изделия булгарских мастеров, в частности, ювелирные, использовались как обменный эквивалент у народов Севера и Пермского края на дорогостоящий на Востоке мех соболя, куницы, бобра и горностая [2, с. 29].

В Х в. столица Волжской Булгарии, город Булгар, был не просто ремесленно-торговым центром, а главным складочным пунктом, куда в большом количестве свозились меха, воск, мед, рабы. Здесь происходили столь крупные торговые операции, что на булгарском базаре в большом количестве вращались арабские дирхемы [2, с. 31].

Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью никогда не были ровными. Летописи чаще всего повествуют о столкновениях, но не мало страниц в них уделено мирным контактам. Первое летописное упоминание о Булгаре относится к 985 году, когда киевский князь Владимир Святославович (будущий креститель Руси) явился в Булгарию во главе огромной дружины и союзного торкского воинства. В генеральной битве русы одержали победу, но, глядя на булгарских пленных, дядя князя, Добрыня, обращаясь к Владимиру Святославичу изрек следующую фразу: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозяхъ; сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников» Уже на следующий год, 966, летописец фиксирует прибытие в Киев большого булгарского посольства. Подписывается обширный договор о торговле, и вскоре устанавливается сухопутный торговый путь Булгар – Киев [6]. Некоторые исследователи считают, что послы привезли в Киев булгарскую невесту князя. Точка зрения вполне логичная, так как в средневековой международной практике обязательным было подтверждение мирного договора брачным союзом между правителями или их детьми [3]. Мы знаем из летописных источников, что одной из жен князя Владимира в его дохристианский период жизни была болгарыня.

Но заключение договора и брачный союз не стали единственными в становлении русско-булгарских отношений. Зная, что киевский князь язычник булгарские послы предложили свою веру [4, с. 83], после чего следует легендарный выбор религии, закончившийся принятием Русью византийского христианства. Есть источники, утверждающие, что Владимир не сразу отверг ислам, исповедуемый булгарами, но направил в Булгарию ответное посольство с целью более основательно изучить вопрос. Из Булгара посольство отправилось в Хорезм, о чем сообщают арабские историки [1]. Все выше изложенное говорит об очень непростых взаимоотношениях между Древней Русью и Волжской Булгарией на ранней стадии их существования.

 

Византия и Русь. Большое влияние на развивающее русское государство, а в осбенности на его культуру, оказала великая Византия.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). Основу среди населения этого государства составляли греки.
В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византийская империя занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви. В Византийской империи, особенно в Константинополе, было очень много замечательных храмов, в которых находились прекрасные фрески, иконы и мозаики. Новые территории византийцы покоряли не только с помощью завоеваний, но и сильным культурным воздействием. Они так же отличалась умением прекрасно вести дипломатию. иевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.

Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги.

Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.

После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог - дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др.
В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.

Владимир Святославович. — князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году выбрал православноехристианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории). По мнению исследователей былинного эпоса Владимир Святославович является одним из прообразов собирательногобылинного персонажа Владимир Красное Солнышко. Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских и Волынскихсвятых.

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовалсяДревлянской землёй с центром в Овруче.[11] Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.[12]

Крещение Руси. — введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения[1]. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году[2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990[1][3][4][5] или 991 году[5]).

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках[

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Росию[28].

"Повесть временных лет" (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 императора Михаила (852 год).

Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…

Повесть временных лет пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию, что вполне естественно, учитывая, что её автор был монахом. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (Мал. 2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (ст.-слав. отвѣржении жидовьстѣ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (ст.-слав. цесарь жидовескъ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха Адама.

Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих). Любопытно, что в отношении лиц Троицы, которая раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно, используется термин подобосущенъ. Бог обладает хотѣньем спасти тварь. Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окруженииангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи), обителью которых является бездна.

Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.

После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие. Крещённым полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.

Русь в конце X - первой половине XII в. Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X—XII вв. была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим кредиторам или хозяевам оговоренное количество зерна, мяса, рыбы, овощей, птицы, холстов.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси было появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. На начальном этапе существования Древнерусского государства, несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранялась традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Городское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя (особенно если функции князя сводились лишь к организации отпора врагу в случае войны). Однако право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

Ярослав Мудрый. Своего расцвета Древнерусское государство достигло при Ярославе Мудром (1019—1054). По его инициативе был введен первый из дошедших до нас кодекс законов государства — «Русская правда». Он предусматривал, в частности, штраф за убийство господина — 80 гривен (огромную по тем временам сумму), холопа — 5 гривен. Если же раба убил сам хозяин, то ему не грозило ничего, кроме церковного покаяния. В этот период заметно укрепились и международные позиции Руси. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов.

Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Достаточно стабильным было внешнеполитическое положение государства. Хотя непрерывно шла борьба с печенегами, а затем и с половцами, победа всегда была на стороне Руси.







Date: 2015-09-18; view: 1468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию