Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетическое сознание и его структура





Слово эстетика произошло от греческого слова «эстезис», что означает «ощущения», «чувственное восприятие». Впервые его ввел немецкий ученые Баунгартен и положил тем самым начало 3 сферам духовного мира человека: разум, воля и чувство – свел чувственное восприятие к характеристике двух явлений: прекрасное и искусство как сфера наивысшего проявления красоты.

Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. В это определение входит и прекрасное, возвышенное и другие категории (комическое, трагическое и т.п.).

Сфера искусства, которая развивает и воспитывает чувственность, также является предметом эстетического. Человеческая чувственность – способность суждения; образное мышление, фантазия, сила воображения.

Отличие человека от животных состоит в:

1. целостном восприятии мира, силе воображения;

2. мышлении, понятиях.

Мышление в образах, творческое воображение может быть присуще человеку изначально или воспитано. Простые формы этой способности представлены в искусстве. Для развития способности мыслить необходим такой способ как изучение истории философии, истории развития логических категорий. Для развития человеческой чувственности существует один путь: воспитание вкуса на сокровищах мирового искусства.

Главная черта, развитой человеческой чувственности – видеть в индивидуальном уникальное, единственное в своем роде, всеобщее. Создает такое индивидуальное художник. Специфика искусства состоит в том, что оно развивает всеобщую способность человека.

Основные категории эстетического: прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое и др.

Категория прекрасного является мерой всех других категорий. Прекрасное всегда исторически конкретно. Разные исторические периода знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено.

Категории безобразное, низменное на имеют положительных ценностей для человека.

На становление предмета эстетического влияли такие факторы как: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Все эти факторы действуют сообща, но можно проследит решающее влияние какого-то одного

Существуют этапы в развитии предмета эстетического.

· Первый этап начался в Др. Греции в У1 в. до н.э. и завершился в Новое Время в начале ХУШ в.

· Второй этап ХУШ – середина Х1Х вв. Эстетика утвердилась как самостоятельная необходимая часть философии. Период немецкой классической философии.

· Третий этап начался в середине Х1Х и продолжается до сегодняшних дней. На него влияют позитивизм, социология.

Теория эстетики изучает эстетическую деятельность и эстетическое сознание.

Эстетическая деятельность – деятельность по законам красоты. Самостоятельными формами эстетической деятельность являются искусство и дизайн.

Дизайн – сознательная художественная форма образования предметной среда.

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

1. художественная литература

2. архитектура

3. декоративное искусства

4. живопись

5. графика

6. музыка

7. хореография

8. театр

9. искусство фотографии

10. кино

11. телевидение

12. эстрада

13. цирк.

Функции искусства:

1. Гносеологическая

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

17) иск-во как форма общественного сознания.
Искусство как форма общественного сознания является особым способом социально направленного формирования индивидуаль- ного сознания. Оно позволяет человеку проявить свои способнос- ти, реализовать свои возможности, развиваться эмоционально и интеллектуально, приобщаясь к общечеловеческому опыту, к иде- алам. В мире художественных образов человек поднимается над природой и своей собственной природой.

4. Искусство показывает не только реальную жизнь, но и ее по- тенциал, более значительный по своему содержанию, чем внешние

5.

 

6. проявления жизни. И этот потенциал обеспечивает «вхождение настоящего в будущее», ибо определяет направленность челове- ческих желаний и стремлений, обнажает неудовлетворенные по- требности, указывает, что еще не реализовано, но требует своего осуществления.

7. Искусство как форма общественного сознания выступает регу- лятором человеческого поведения. Эту функцию выполняет и мо- раль, но искусство обеспечивает ее своими средствами. Ключевой ценностью эстетического сознания является красота. В отличие от нравственных норм, ориентированных на определенное поведе- ние, эстетическое сознания через свои художественные образы за- дает определенный настрой на жизнь. Эффективность этого на- строя достигается чувственно-эмоциональной формой образа.

8. Художественный образ принципиально не теоретичен. В нем своеобразно соединены содержание и форма. И это единство есть нечто вроде возможной действительности. Образ несет и знание (информацию), и ценности, и нормативное предписание, но не прямо, а опосредованно, когда видимая незначительная часть

9. «приглашает» почувствовать и пережить невидимое, но предпо- лагаемое и в этом смысле почти реальное содержание. И не толь- ко пережить, но и соотнести с идеалом через эстетическую оценку по шкале: от «прекрасного» до «безобразного». Глаз скользит по вершине «айсберга», а мысль проникает в его подводную часть. Образ провоцирует на диалог писателя и читателя, художника и зрителя, музыканта и слушателя, обеспечивает решение пробле- мы по канонам красоты.

10. Вкусы обсуждают, но о них не спорят, если личная интерпрета- ция эстетического образа не затрагивают интересы других. Воп- рос о том, чьи переживания по поводу просмотренного спектакля истиннее, мои или моего соседа, не имеет смысла, ибо в одном и другом случае формировался свой диалог, формировался художе- ственный образ объективного содержания и субъективного вос- приятия. Этот образ в каждом случае индивидуален, ибо инфор- мация со сцены проходила через ценностные ориентиры инди- вида и снималась в проектируемой реальности образа, где встре- чалась видимая часть спектакля и его невидимая часть, домыслен- ная зрителем и оформленная его возможностями и способ- ностями.

11.

 

12. Специфика искусства как особой формы сознания и его отли- чие от других форм заключается в том, что оно есть творчество тандема: исполнителя и потребителя, где и тот и другой включе- ны в единый механизм сотворчества, хотя они, может быть, ни- когда не встречались, а между ними подчас пролегают целые ис- торические эпохи.

Date: 2015-09-18; view: 867; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию