Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории необходимости и случайности, их взаимодействие





Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности.

Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.

Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств.

Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность.

Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.

Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий.

Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что случайности играют определенную роль.

Свобода и необходимость — важнейшие категории диалекти­ки, устанавливающие взаимосвязь между объективной необходи­мостью и сознательной деятельностью людей. Если необходимость (и случайность) существуют в объективном мире независимо от человеческого сознания, то свобода обязательно связана с созна­тельной деятельностью человека.

 

Человек свободен, должен быть свободен, но его свобода бази­руется на познании объективных природных и общественных за­кономерностей; только такое познание позволяет человеку прини­мать решения со знанием дела, успешно преодолевать препятст­вия, порожденные как объективными, так и субъективными условиями.

 

Свобода, игнорирующая объективно необходимые условия, превращается в произвол либо вообще оказывается мнимой сво­бодой. Я думаю, Ф. Энгельс был прав, утверждая в своей работе «Анти-Дюринг», что «не в воображаемой независимости от зако­нов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность при­нимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждения человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе не­знание и выбирающая как будто произвольно между многими раз­ личными и противоречащими друг другу возможными решения­ми, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она как раз должна была бы подчинить себе. Свобода, следовательно, состоит в основанном ка познании необходимостей природы (Natumotwendigkeit) господстве над на­ми самими и над внешней природой; она поэтому является необ­ходимым продуктом исторического развития».

Это энгельсовское понимание свободы давно подвергается критике представителями различных философских школ, особен­но остро - экзистенциалистами. Ж.П. Сартр, А. Камю, многие другие философы полагают, что формула: свобода есть познанная необходимость - по сути, провозглашает фатальную подчинен­ность человека необходимости. Действительно, некоторые так её и воспринимали. В годы фашистской оккупации Франции коллабо­рационисты призывали французов смириться с объективной ситу­ацией, с объективной необходимостью, с реальностью фашистской оккупации. Сартр и Камю это знали, и потому их призыв: свобо­да - это свобода от необходимости, человек свободен в любых ус­ловиях, если осознает себя таковым, - звал к борьбе против окку­пантов, звал к борьбе за свободу.

 

Свобода - это свобода выбора, это прорыв за гра­ницы возможного сегодня. Без стремления выйти за рамки сегод­няшней ситуации, без самодетерминации нет свободы, нет творче­ства. Но в любом случае добиться реализации своих целей можно лишь на основе познания действительности, её законов, её «необ­ходимости», её тенденций: без этого, как бы мы ни были активны, как бы ни чувствовали себя свободными, реально свободными мы не будем.

И тем не менее первое условие, первый признак свободы - гордое чувство, гордое сознание человека: я свободен, я хочу быть свободным, я должен быть свободным.


И кстати сказать: хотеть и быть свободным - трудно. Гораздо проще покориться судьбе, обстоятельствам; на них всегда можно сослаться, оправдывая свою пассивность, бездеятельность.

Однако подлинная жизнь - это жизнь в свободе, это борьба за свободу. Только свободный человек обладает мужеством, волей; только свободный человек - творец, только в свободе рождается музыка, искусство, расцветает дух, культура.

 

Свобода человека имеет границу; она коренится в свободе дру­гих. Я не могу посягать на свободу других, я не должен быть сво­бодным за счет других людей. Ибо ещё Аристотель говорил, что человек, который ни в ком не нуждается, есть либо Бог, имеющий всё в себе самом, либо дикий зверь. И действительно: если не будут свободны все, зачем свобода одному? Или, как рассуждал Ф.М. Достоевский: если не будут спасены все, зачем спасение одному?

14) категории диалектики: возможность и действительность. Понятие вероятности.

Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.

Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета осуществляется - это есть действительность. ВЕРОЯТНОСТЬ — Это понятие тесно связано с понятиями возможности, необходимости и др. Вероятность — это возможность, взятая с ее количественной стороны.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и невозможности.

Вероя́тность — степень (относительная мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события. Когда основания для того, чтобы какое-нибудь возможное событие произошло в действительности, перевешивают противоположные основания, то это событие называют вероятным, в противном случае — маловероятным или невероятным. Перевес положительных оснований над отрицательными, и наоборот, может быть в различной степени, вследствие чего вероятностьневероятность) бывает большей или меньшей [1]. Поэтому часто вероятность оценивается на качественном уровне, особенно в тех случаях, когда более или менее точная количественная оценка невозможна или крайне затруднительна. Возможны различные градации «уровней» вероятности[2].

 

15(категории диалектики: сист,эл-т,структура,ф-ция. Часть и целое,содержание и форма. Принцип системности.

Категории диалектики. «Система» - «структура» - «элемент». Принцип системности в научном познании Категория – наиболее общее фундаментальное понятие той или иной отрасли знаний. У каждой науки есть свои категории. Философские категории- это предельно общие универсальные понятия, отражающих взаимосвязь всех предметов действительности. Философские категории строятся парами, они противостоят друг ругу, но не могут существовать друг без друга. Например, единичное и общее. В категориях систематизируются знания. Группы: категории предметные 2)категории отношения СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТ Элемент – относительно самостоятельная качественно-определенная составная часть сложного целого. Далеко не любая часть вещи – её элемент, а только самая простая, неделимая далее. Элемент позволяет в каждой системе обозначить относит её границы, т.е. меру этой системы. Т.е. элемент задает систему координат, в которой он самая простая часть сложного целого. Макромир-атом, микромир – элементарная частица. Всё это элементы. Структура – относительно устойчивый способ связи между элементами. Система – единство элементов из структуры сложного целого. Классификация систем: материальные (неживые, живые) идеальные (абстрактные) – продукты деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теоремы). По признаку устойчивости все системы делятся на: статичные (устойчивость и сохранение преобладают над изменчивостью) динамичные (наоборот) Покой всегда относителен. По характеру взаимоотношений системы и (ПОСМОТРЕТЬ В ТЕТРАДИ) делятся: открытые (обмениваются со средой веществом и энергией) закрытые (только энергией) Принцип системности в научном познании В современной науке широко применяется системный анализ, а внутри него очень важен структурно-функциональный подход, который позволяет расчленять целостность и выяснять какую роль в данной системе тот или иной элемент (функцию элемента). Каждая функция имеет 2 смысла: роль элемента в системе зависимость, при котором изменение одного элемента системы ведет к изменению других её элементов или всей системы в целом (функциональная связь)


Категории содержания и формы, их взаимодействие.

Любое явление обладает как содержанием, так и формой.

Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему функции.

Форма - этосвязи, существующие между элементами содержания, та организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции.

Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга.

1) Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.

2) Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния содержания.

3) Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.


Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий характер:

1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его развития.

2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет меняется качественно.

Категории ЦЕЛОЕ и ЧАСТЬ

Категория целое характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.

Категория часть характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое.

В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения.

1. Несводимость целого к сумме частей. Целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности и у всех частей вместе. Целое есть нечто большее в качественном отношении, чем сумма качеств всех частей, хотя количественно целое равно сумме частей. К наличию у целого новых, интегративныхсвойств приводит взаимодействие частей, способ связи между ними.

2. Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого. Так, при развитии человека как части социального целого (общества) следует учитывать, что он существует в рамках качественной определенности целого, то есть развивается как общественный человек.

3. Части влияют на целое. Например, от частей зависит функционирование целого: если организм рассматривать как целое, то дисфункция его части (жизненно важного органа) приведёт к нарушению в работе целого.

В социальной философии, например, диалектика целого и части актуальна как проблема взаимодействия общества и личности. Решение этой проблемы осуществляется, исходя из общей диалектики целого и части: общество и личность – начала соотносительные, но не совпадающие, одно не может быть сведено к другому. При гармоничном развитии одно не может быть поглощено другим.

При познании целого и частей необходимо учесть, что целое не может быть изучено вне изучения частей, а части – вне изучения целого, т. к. знание о предмете как целом предполагает знание о его частях, а выделить части предмета невозможно без знания целого.

Метод познания целого может быть рассмотрен как взаимосвязь двух сторон: 1) диалектического расчленения целого и восхождение от конкретного целого (предмета) к абстрактному представлению о частях;

2) диалектического синтеза целого как процесса восхождения от абстрактного представления о частях к конкретному представлению целого.

В начале познания целое предстаёт как чувственно-воспринимаемое, нерасчленённое, эмпирически конкретное; в результате познания целое — это уже не эмпирически конкретное, а конкретное в мышлении, содержащее знание о целом.

С категориями часть и целое связана проблема целостности как обобщенной характеристики уникальности каждой вещи. Идея целостности нередко рассматривается в качестве общефилософского принципа, отражающего важную сторону существования, развития и познания мира.







Date: 2015-09-18; view: 901; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию