Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категории необходимости и случайности, их взаимодействие
Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности. Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что случайности играют определенную роль. Свобода и необходимость — важнейшие категории диалектики, устанавливающие взаимосвязь между объективной необходимостью и сознательной деятельностью людей. Если необходимость (и случайность) существуют в объективном мире независимо от человеческого сознания, то свобода обязательно связана с сознательной деятельностью человека.
Человек свободен, должен быть свободен, но его свобода базируется на познании объективных природных и общественных закономерностей; только такое познание позволяет человеку принимать решения со знанием дела, успешно преодолевать препятствия, порожденные как объективными, так и субъективными условиями.
Свобода, игнорирующая объективно необходимые условия, превращается в произвол либо вообще оказывается мнимой свободой. Я думаю, Ф. Энгельс был прав, утверждая в своей работе «Анти-Дюринг», что «не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждения человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими раз личными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она как раз должна была бы подчинить себе. Свобода, следовательно, состоит в основанном ка познании необходимостей природы (Natumotwendigkeit) господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом исторического развития». Это энгельсовское понимание свободы давно подвергается критике представителями различных философских школ, особенно остро - экзистенциалистами. Ж.П. Сартр, А. Камю, многие другие философы полагают, что формула: свобода есть познанная необходимость - по сути, провозглашает фатальную подчиненность человека необходимости. Действительно, некоторые так её и воспринимали. В годы фашистской оккупации Франции коллаборационисты призывали французов смириться с объективной ситуацией, с объективной необходимостью, с реальностью фашистской оккупации. Сартр и Камю это знали, и потому их призыв: свобода - это свобода от необходимости, человек свободен в любых условиях, если осознает себя таковым, - звал к борьбе против оккупантов, звал к борьбе за свободу.
Свобода - это свобода выбора, это прорыв за границы возможного сегодня. Без стремления выйти за рамки сегодняшней ситуации, без самодетерминации нет свободы, нет творчества. Но в любом случае добиться реализации своих целей можно лишь на основе познания действительности, её законов, её «необходимости», её тенденций: без этого, как бы мы ни были активны, как бы ни чувствовали себя свободными, реально свободными мы не будем. И тем не менее первое условие, первый признак свободы - гордое чувство, гордое сознание человека: я свободен, я хочу быть свободным, я должен быть свободным. И кстати сказать: хотеть и быть свободным - трудно. Гораздо проще покориться судьбе, обстоятельствам; на них всегда можно сослаться, оправдывая свою пассивность, бездеятельность. Однако подлинная жизнь - это жизнь в свободе, это борьба за свободу. Только свободный человек обладает мужеством, волей; только свободный человек - творец, только в свободе рождается музыка, искусство, расцветает дух, культура.
Свобода человека имеет границу; она коренится в свободе других. Я не могу посягать на свободу других, я не должен быть свободным за счет других людей. Ибо ещё Аристотель говорил, что человек, который ни в ком не нуждается, есть либо Бог, имеющий всё в себе самом, либо дикий зверь. И действительно: если не будут свободны все, зачем свобода одному? Или, как рассуждал Ф.М. Достоевский: если не будут спасены все, зачем спасение одному? 14) категории диалектики: возможность и действительность. Понятие вероятности. Категории возможности и действительности, их взаимосвязь. Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета осуществляется - это есть действительность. ВЕРОЯТНОСТЬ — Это понятие тесно связано с понятиями возможности, необходимости и др. Вероятность — это возможность, взятая с ее количественной стороны. Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и невозможности. Вероя́тность — степень (относительная мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события. Когда основания для того, чтобы какое-нибудь возможное событие произошло в действительности, перевешивают противоположные основания, то это событие называют вероятным, в противном случае — маловероятным или невероятным. Перевес положительных оснований над отрицательными, и наоборот, может быть в различной степени, вследствие чего вероятность (и невероятность) бывает большей или меньшей [1]. Поэтому часто вероятность оценивается на качественном уровне, особенно в тех случаях, когда более или менее точная количественная оценка невозможна или крайне затруднительна. Возможны различные градации «уровней» вероятности[2].
15(категории диалектики: сист,эл-т,структура,ф-ция. Часть и целое,содержание и форма. Принцип системности. Категории диалектики. «Система» - «структура» - «элемент». Принцип системности в научном познании Категория – наиболее общее фундаментальное понятие той или иной отрасли знаний. У каждой науки есть свои категории. Философские категории- это предельно общие универсальные понятия, отражающих взаимосвязь всех предметов действительности. Философские категории строятся парами, они противостоят друг ругу, но не могут существовать друг без друга. Например, единичное и общее. В категориях систематизируются знания. Группы: категории предметные 2)категории отношения СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТ Элемент – относительно самостоятельная качественно-определенная составная часть сложного целого. Далеко не любая часть вещи – её элемент, а только самая простая, неделимая далее. Элемент позволяет в каждой системе обозначить относит её границы, т.е. меру этой системы. Т.е. элемент задает систему координат, в которой он самая простая часть сложного целого. Макромир-атом, микромир – элементарная частица. Всё это элементы. Структура – относительно устойчивый способ связи между элементами. Система – единство элементов из структуры сложного целого. Классификация систем: материальные (неживые, живые) идеальные (абстрактные) – продукты деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теоремы). По признаку устойчивости все системы делятся на: статичные (устойчивость и сохранение преобладают над изменчивостью) динамичные (наоборот) Покой всегда относителен. По характеру взаимоотношений системы и (ПОСМОТРЕТЬ В ТЕТРАДИ) делятся: открытые (обмениваются со средой веществом и энергией) закрытые (только энергией) Принцип системности в научном познании В современной науке широко применяется системный анализ, а внутри него очень важен структурно-функциональный подход, который позволяет расчленять целостность и выяснять какую роль в данной системе тот или иной элемент (функцию элемента). Каждая функция имеет 2 смысла: роль элемента в системе зависимость, при котором изменение одного элемента системы ведет к изменению других её элементов или всей системы в целом (функциональная связь) Категории содержания и формы, их взаимодействие. Любое явление обладает как содержанием, так и формой. Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему функции. Форма - этосвязи, существующие между элементами содержания, та организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции. Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга. 1) Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания. 2) Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния содержания. 3) Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание. Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий характер: 1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его развития. 2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма. Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет меняется качественно. Категории ЦЕЛОЕ и ЧАСТЬ Категория целое характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами. Категория часть характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое. В диалектике целого и части следует учитывать следующие положения. 1. Несводимость целого к сумме частей. Целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности и у всех частей вместе. Целое есть нечто большее в качественном отношении, чем сумма качеств всех частей, хотя количественно целое равно сумме частей. К наличию у целого новых, интегративныхсвойств приводит взаимодействие частей, способ связи между ними. 2. Любая часть несет в себе черты качественной определенности целого. Так, при развитии человека как части социального целого (общества) следует учитывать, что он существует в рамках качественной определенности целого, то есть развивается как общественный человек. 3. Части влияют на целое. Например, от частей зависит функционирование целого: если организм рассматривать как целое, то дисфункция его части (жизненно важного органа) приведёт к нарушению в работе целого. В социальной философии, например, диалектика целого и части актуальна как проблема взаимодействия общества и личности. Решение этой проблемы осуществляется, исходя из общей диалектики целого и части: общество и личность – начала соотносительные, но не совпадающие, одно не может быть сведено к другому. При гармоничном развитии одно не может быть поглощено другим. При познании целого и частей необходимо учесть, что целое не может быть изучено вне изучения частей, а части – вне изучения целого, т. к. знание о предмете как целом предполагает знание о его частях, а выделить части предмета невозможно без знания целого. Метод познания целого может быть рассмотрен как взаимосвязь двух сторон: 1) диалектического расчленения целого и восхождение от конкретного целого (предмета) к абстрактному представлению о частях; 2) диалектического синтеза целого как процесса восхождения от абстрактного представления о частях к конкретному представлению целого. В начале познания целое предстаёт как чувственно-воспринимаемое, нерасчленённое, эмпирически конкретное; в результате познания целое — это уже не эмпирически конкретное, а конкретное в мышлении, содержащее знание о целом. С категориями часть и целое связана проблема целостности как обобщенной характеристики уникальности каждой вещи. Идея целостности нередко рассматривается в качестве общефилософского принципа, отражающего важную сторону существования, развития и познания мира. Date: 2015-09-18; view: 901; Нарушение авторских прав |