Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия А. Н. Радищева
На рубеже 18 – 19 вв. под влиянием идей Просвещения в русской общественно-политической и философской мысли зарождается радикально-революционная традиция, игравшая значительную роль в отечественной философии.
Первым представителем подобной революционной традиции можно считать Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802), философа, политического мыслителя, поэта и писателя. Радищев получил образование в Пажеском корпусе в Петербурге, а затем был направлен для продолжения обучения в Лейпцигский университет. В годы пребывания в Лейпциге Радищев изучает труды французских и немецких просветителей, усваивает передовые идеи о правах и свободах человека, о необходимости ограничения власти монархов. Во время своего пребывания в Лейпциге Радищев пережил потерю своего друга внезапно скончавшегося Фёдора Ушакова. Внезапная смерть товарища направила мысли Радищева на решение вопроса об отношении к смерти и о возможности человеческого бессмертия. По возвращении из-за границы Радищев делает успешную карьеру, он становится руководителем петербургской таможни. В 1790 г. Радищев в домашней типографии опубликовал написанную в форме путевых заметок книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», содержащую радикальную критику крепостного права и абсолютизма с гуманистических позиций. Во включённой в текст книги оде «Вольность» Радищев фактически призывал к насильственному, революционному свержению самодержавия.[1] Екатерина II назвала Радищева за его республиканские устремления «бунтовщиком хуже Пугачёва». Радищев был приговорён Сенатом к смертной казни, однако Екатерина заменила казнь ссылкой в Сибирь. Именно в сибирской ссылке Радищев пишет своё главное философское произведение – работу «Мысли о человеке, его смертности и бессмертии». В этом произведении Радищев противопоставляет взгляды сторонников бессмертия души и их противников, приводя все возможные аргументы за и против. В первых двух частях этого трактата Радищев приводит доводы мыслителей, отрицающих возможность бессмертия души. Как правило, это философы, придерживающиеся материалистических воззрений. Они доказывали, что душа имеет естественное происхождение, связана с телом и после смерти тела существовать не может. Однако в 3-й и 4-й частях труда Радищев так же подробно приводит аргументы защитников бессмертия души. Это в первую очередь теологи и философы-идеалисты, которые доказывали, что душа представляет собой особую сущность, кардинальным образом отличающуюся от тела. Соответственно, душа с телом никак не связана и может сохранять своё существование и после смерти тела. Собственная философская позиция Радищева по решению этого вопроса однозначно им самим не заявляется, что порождает между исследователями творчества Радищева споры. Философские интересы Радищева, как видно из вышесказанного, сосредоточены на проблемах антропологии. Человек вписан в природный универсум, будучи генетически связан с ним. Однако человек, по мнению Радищева, отличается от всех других существ тем, что он «есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе». То есть на первый план выносятся качества человека как нравственного сознательного существа. Человек может безгранично совершенствоваться в добре или развращаться в порочности. В теории познания Радищев выступал с позиций сенсуализма, приоритета чувственного знания и опыта. После смерти Екатерины II Радищев был возвращён из сибирской ссылки, а в начале правления Александра I был включён в комиссию по составлению законов. Однако представленные Радищевым проекты оказались настолько радикальны, что ему намекнули на возможность новой ссылки. Разочаровавшись в возможности реформ и не находя своим предложениям поддержки, Радищев в 1802 г. покончил жизнь самоубийством. Date: 2015-09-18; view: 1356; Нарушение авторских прав |