Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шакарим Кудайбердиев





Шакарим Кудайбердиев - великий казахский акын, проповедовавший просветительские и гуманистические идеи, активно участвовавший в общественно-социальной, духовной, культурной и литературной жизни, прозаик, переводчик, историк и философ. В некоторых источниках его называют "Шах-карим". Поэт родился у подножия Шынгыстау Абайского района нынешней Восточно-Казахстанской области. Отец Шакарима, Кудайберды, родился от Кунке, старшей жены Кунанбая. Шакарим и Абай - близкие родственники.

Шакарим в семь лет остался без отца и воспитывался у своего деда, Кунанбая. Дед любил и баловал внука. Сам Шакарим, вспоминая детство, сожалеет, что вырос без образования, так как дед жалел внука и не хотел давить на него. Но способный ребенок, хоть и поздно, приобщился к наукам, занялся сам своим образованием. Вместе с изучением наследия своего народа, он знакомился и с литературой других стран. Как и Абай, он старался познать законы развития природы и общества. По совету Абая Шакарим стал сочинять стихи. Познакомившись с казахской и русской интеллигенцией, поэт занимался общественно значимой деятельностью еще до Октябрьской революции.

Поэзия завладела всем существом Шакарима, в его произведениях отражены взгляды на природу, мир, религию и другие общественные явления. Хотя он и стал "кажы" после поездки в Мекку, он не был ни религиозным фанатиком, ни аскетом или нигилистом.

 

Спецификой казахской философии традиционно является ее интровертивная направленность, ориентированность на проблему человеческой экзистенции, духовный поиск смысложизненных оснований бытия человека. Данная тенденция имплицитно проявляется в творчестве казахских акынов и в профессиональных философских изысканиях мыслителей как средневекового периода, так и в Новое время. Духовная ориентированность национального философского сознания сохраняется и в начале двадцатого века, прежде всего в творчестве таких знаковых фигур казахской философско-этической мысли, как Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев.

Шакарим являет собой уникальное явление философской рефлексии, в котором совмещаются теологические представления, синкретизм и мистицизм, передовые научные и антропологическое знания. Главным предметомфилософствования Шакарима является человек, именно к нему сводятся духовные поиски и размышления мыслителя. Философ мучительно ищет путь становления человека духовным, данная цель определяется им главным содержанием человеческой экзистенции, оправданием бытия индивида в универсуме, развивающемся согласно духовным законам, вложенным в него Абсолютом.

В центре философско-этических размышлений Шакарима Кудайбердиева стоит признание идеи Творца и бессмертия души. По мнению современного казахстанского философа О.А.Сегизбаева, философия Ш.Кудайбердиева представляет собой теологический гуманизм, так как она «всецело направлена на то, чтобы дать теологическое обоснование необходимости очеловечивания человека» [1; с.386].

Сущность человека, его природу и назначение Ш.Кудайбердиев определяет в знании, и прежде всего в знании истины, что является приобретаемым качеством человека. Знание истины не ограничивается чисто рациональным знанием, так как кроме научных познаний здесь необходимы проникновение нравственного начала, знание добродетели. Знание истины предполагают, по мнению философа, «осведомлённость в науках и различных религиях»2, раскрепощение разума и беспристрастие, что даётся через здравый рассудок и критическое оценивание любой научной концепции и религиозного учения.

Философия Ш.Кудайбердиева представляет такой способ мышления, которому присущи толерантность, приятие любой концепции, поиск истины через критическое осмысление каждой формы мировоззрения, выбор того типа мышления, который соответствует собственным убеждениям, личностному ценностному коду на основе веры в высшие идеалы. Философу присуща интеллектуальная гибкость, он отвергает догматизм, который сравнивает с арканной привязью. Пристрастие, по мнению мыслителя, сковывает мыслительную деятельность человека, делает его мировоззрение однобоким и одномерным.

Сам Ш.Кудайбердиев в своём труде «Три истины», исследуя доводы «за» и «против» идеи Творца и бессмертиядуши, показывает знание философии различных школ и направлений, естествознания и эзотеризма, так как глубоко убеждён, что исследующий должен быть осведомлённым в разных религиях и науках, знать, что по этому поводу высказывал тот или иной учёный.

В стремлении Шакарима Кудайбердиева к познанию разнообразных учений и мировоззрений, к единению науки, философии, религии, эзотеризма в поисках истины, оправдания нравственности и духовности как высших законов человеческого бытия проявляется особый стиль философского сознания. В философии Ш.Кудайбердиева налицо мировоззрение, которому присуще целостное рассмотрение проблемы человека и бытия, уникальное учение с характерными ему многогранностью и глубинностью.


Ш.Кудайбердиев убеждён, что истина не познаётся только лишь чувствами, они переменчивы и обманчивы. Верное познание даёт только разум, так как «истину человек видит и воспринимает не просто глазами, а глазами разума» [3; с.25]. Разум в единении с нравственной волей даёт человека, поведение которого отличается разумностью и нравственностью. Философ убеждён, что знание добродетели должно совпадать с поступками человека, что и составляет мудрость, так как «о мудрости и уме разумного, о мощи сильного, о виртуозности мастера мы судим по их делам» [3; с.27].

Рассматривая все доводы за и против идеи Творца и бессмертия души, Ш.Кудайбердиев считает, что от решения этого вопроса зависит как судьба отдельного человека, так и человечества в целом, так как в его основе лежит проблема признания приоритетности нравственного начала в природе человека. Решение проблемы идеи Творца и бессмертия души ориентирует человека, согласно Ш.Кудайбердиеву, на руководство добром в своих поступках не ради Творца, а ради сотворённого им мира и самого человека.

Казахский мыслитель оперирует философской категорией причинности, доказывая идею Творца. Используя закон сохранения материи, Ш.Кудайбердиев считает, что «если следовать науке, то ничего из существующего не создаётся и не движется само по себе. Этому необходима причина, должна быть коренная беспричинная причина и эта беспричинная и есть Создатель» [3; с.22]. Все материальные тела причинно обусловленны, а значит, сотворены. Первопричиной всего сущего является Создатель, который всё создаёт по законам целесообразности, гармонии и меры. Человек, познавая через конечное бесконечное, т.е. законы мироздания, преломляя их через своё сознание, становится целостным и мудрым. Излагая концепцию первопричины, Ш.Кудайбердиев выступает как сторонник теологии.

Рассматривая закон сохранения материи, Ш.Кудайбердиев считает, что телесная субстанция человека на протяжении жизни находится в процессе постоянного развития и изменения. И после физической смерти тело не исчезает бесследно, а меняет форму. Душа человека тоже изменяется вместе с телом, переживает процесс психогенеза, в котором «переходит от низких ступеней развития к более высоким в процессе перерождений»[3; с.31]. Он убеждён, что свойства души ничего не имеют общего со свойствами тела, она неизменна в отличие от телесной субстанции. Аргументы в пользу существования души Ш.Кудайбердиев ищет не в науке и даже не в религии, считая её недостаточной и слабой в познании тайн происхождения всего сущего, а в оккультных знаниях. Обращение к оккультизму и эзотеризму Ш.Кудайбердиева связано с целью доказать, что Создатель, как бесконечное, недоступен чувственным восприятиям, т.е. конечному, как беспричинная причина возникновения всего сущего, и что душа представляет собой вечно преобразующуюся субстанцию, бессмертную и бестелесную.


Свою концепцию, с выделением категории совести, и.Кудайбердиев противопоставляет атеистическому материалистическому мировоззрению. При этом совесть выступает не как этическое понятие, а как философская категория. Именно совесть, по убеждению философа, способна разрешить вопросы человеческого бытия, науки и философии, а также возродить духовность в человеке.

Ш.Кудайбердиев определяет совесть как «единство человеческой скромности, справедливости и доброты» [3; с.28]. Совесть позволяет сохранить человеку человечность и личное нравственное достоинство. В итоге философ приходит к выводу, что совесть есть высшее желание и потребность души, так как «душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддаётся порче, а с каждым разом всё совершенствуется, идёт к возвышению. Это потому что она делает для себя обязательными такие причины, которые ускорили бы её возвышение» [3; с.28]. Причиной же, ведущей к возвышению души, по мнению Ш.Кудайбердиева, является нравственная чистота человека, его помыслов и дел. Обеспечить ее может именно совесть — как высшее нравственное чувство, преграда к аморальным поступкам и начало стремления к добродетели. Совесть также является мерой нравственности человека, так как её наличие лишь для создания общей человеческой личины или полное отсутствие совести делают человека не способным установить разницу между добром и злом, добродетелью и пороком.

.

Выход из данной ситуации казахский мыслитель видел в духовности, которая вернет веру человека в собственные силы, ликвидирует социальную апатию и безысходность масс, повернет индивидуальное и общественное сознание к духовным ценностям, а личность — к созидательной деятельности на собственное и общественное благо. Казахский философ в просвещении и обращении масс к культуре видел путь становления духовности, главенствующей в жизни и деятельности человека и общества, что, в свою очередь, подготовит условия для осознания и востребованности индивидуальным и общественным сознанием жизненной необходимости социальных преобразований.

Таким образом, духовность является центральной проблемой философии Шакарима Кудайбердиева.Духовность определяется им как основа, очеловечивающая человека, и условие, придающее общественному развитию гуманизированную направленность. Пути становления человека и общества духовными казахский мыслитель видел в силе просвещения, воспитания и культуры, свет которых одухотворяет сознание личности гуманистическими ценностями, нравственно оздоровляет социального индивида, способствует общественному прогрессу, так как он во многом детерминируется уровнем развития сознания членов общества, человеческим фактором в целом.

На основе изучения различных концепций и направлений мысли философ создаёт собственное учение, в основе которого идея духовного возрождения человека через укоренение в нём такого нравственного чувства, как совесть.Совесть, по мнению Ш.Кудайбердиева, появляется в человеке через развитие в нём веры в идею Творца и бессмертия души. Вслед за своим духовным учителем и наставником Абаем Кунанбаевым Шакарим Кудайбердиеврассматривает религиозное учение ислама, просвещение и стремление к созидательному труду как средства нравственного возрождения человека.


Категория духовности в философии Шакарима Кудайбердиева обретает характер всеобщности и универсальности в силу ее общечеловеческой значимости. Духовность определяется им как универсальная мера человечности и культуры в индивиде. Ее отсутствие во внутреннем измерении индивида определяется казахским мыслителем как показатель и критерий антигуманизма и бескультурья человека, что, в принципе, лишает его универсальной человекозначимой природы, заключаемой во всеобщих смыслах духовности, способствующих очеловечиванию индивида, его возвышению над своей природно-инстинктивной основой, что качественно отличает человека от материально-природного бытия, его процессов и явлений.

В целом, несмотря на теологический и мистический характер философии Шакарима Кудайбердиева, его концепция духовности обладает не абстрактным гуманизмом, а реальными чертами, приближенными к социальной действительности и антропологическим проблемам, в частности, проблемам экзистенции и смысложизненных ориентиров человека. Вопреки теологическому гуманизму казахского философа и ученого, истекающего из его мировоззренческих убеждений, философская рефлексия мыслителя на предмет духовности созвучна современным философским парадигмам, стремящимся обозначить гуманистический контур человеческого бытия, аксиологическое измерение его микрокосма.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 1719; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию