Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мировоззрение Абая Кунанбаева («Слова назидания
У казахских просветителей, у всего казахского народа в истории культуры значимое место занял великий писатель, мыслитель-демократ, композитор — Абай Кунанбаев (1845—1904). Поэмы, философские прозы, слова назидания, переводы и песни — все это его творческое наследие. Абай — основоположник реалистической письменной казахской литературы. Благодаря своему таланту, глубине мысли и состраданию к своему народу прославился великий Абай Кунанбаев. Его важнейшее произведение философского характера — «Слова назидания». Абай — является квинтэссенцией казахской философии, с полным правом можно назвать философом, мыслителем, поднявшим национальную философию к новым высотам [3, с. 138]. Он размышлял над проблемой человека, который на Востоке и есть главный философский вопрос, развивал учение о нравственных качествах, выдвигал гуманистические принципы нравственного совершенствования, полагая, что без духовного роста человека любая деятельность в этом мире теряет свой смысл. Поэт-философ изучал эстетические проблемы, тесно переплетенные с этическими, рассматривал вопросы о познавательных способностях человека и их особенностях в казахском национальном образе мира Мировоззрение Абая многогранно и сложно. Но, на наш взгляд, у Абая Кунанбаева наиболее очевидна близость к деизму. Например, в сорок третям слове назидания он пишет «слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, человек получает представление о внешнем мире». Но и параллельно с этим в тридцать восьмом назидательном слове пишет, что Аллах сотворил животных, людей, машины и даже фабрики. С одной стороны, он считает, что окружающий мир существует объективно, независимо от сознания человека, а с другой, что все в мире сотворил Аллах. Он превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг ее беспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против ее проповедников и защитников, всякого рода служителей религиозного культа и благочестивых богословов мусульманской мечети. Отношения Абая к религии послужили для писателя несколько стихотворений, где отчетливо проявлены ирония и сарказм по отношению к формализму и фальши в вероисповедании, к фигурам ханжествующих священнослужителей. Это такие стихотворения, как «Абралыға», «Көзiнен басқа ойы жоқ». Глубокая боль за судьбу женщины-казашки в условиях неправильно воспринятого казахами шариата выражена в поэтическом шедевре «Қара қатынға». Однако целенаправленный анализ всего поэтического наследия Абая приводит нас к выводу, что в действительности он был весьма далек от противостояния исламу, в религиозной тематической сфере мотивы иронии и сарказма крайне редки и всегда адресно направлены к конкретным личностям, которые, видимо, представляли для поэта наглядный образец ханжества и духовной слепоты [1, с. 36]. Абай, прекрасно знавший Коран, историю ислама, культовую специфику и содержательность ритуала, не мог не откликнуться, когда видел примеры грубого невежества и фанатизма аульных мулл. Так, в стихотворении «Абралыға» поэт иронически восклицает: «Мен жасымнан көп көрдiм Мұсылманды, кәпiрдi Абралыдай көрмедiм Намаз бiлмес пақырды. Кира әтiн, оқытып Көрiп едiм, шатылды. Ниет қыла бiлмейдi, Не қылады нәпiлдi» Почти в каждом втором стихотворении поэта мы находим такие слова, как «құдай», «тәңiр», «алла», то есть традиционные имена бога. Функциональность подобной лексики, ее смысловая нагрузка свидетельствуют о нарастании в творчестве поэта тенденций мировоззренческого характера. Абай, получивший религиозное воспитание и образование, учитывал идею сотворения богом мироздания. Человек должен в этой космической «песчинке — на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой. Он пишет: «В душу вглядись глубже, сам собою побудь: Я для тебя загадка, я и мой путь! Знай, потомок, дорогу я тебе открывал. Против тысяч сражался, не обессудь!» «Познай сам себя» — это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя — и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит прежде всего из религиозной философии. Цель науки, считает Абай, сводится к постижению истины, к способности отличать полезное от вредного, наука должна «очеловечивать человека», учить тому, чтобы человек мог осознавать свои поступки и меру ответственности за них.
Абай убежден, что нравственность человека не зависит от природы, она связана с воспитанием. В «Словах назидания» он неоднократно подчеркивает эту мысль
Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность — это выражение Вселенского мироздания Души. И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой. Творчество Абая было одним из первых ярких примеров обогащения не только содержания, но и формы культуры казахского народа за счет освоения демократических элементов русской культуры. Абай – выдающийся просветитель, пропагандировавший в своих произведениях прогрессивно-демократические идеи, и великий поэт, сделавший крупный шаг вперед в художественном развитии своего народа. Созданные им прекрасные стихи и мелодии не имели ранее ничего подобного в казахской поэзии и музыке. Казахская литература в лице Абая не могла бы подняться на большую высоту без воплощения в себе новых идей. Поэтические строки Абая красивы не только стройностью, лаконичностью и созвучием, но и заключенными в них мудрыми мыслями, выражающими его социальные воззрения. Это значит, что творческое восприятие Абаем прогрессивных идей русской культуры создало духовные предпосылки как идейного, так и художественного обогащения культуры казахского народа.
Date: 2015-09-18; view: 4671; Нарушение авторских прав |