Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христос: харизма как благодать





 

Иисус Христос – абсолютный, хрестоматийный пример харизматического лидера. Человек, обладавший практически всеми свойствами харизматика, о которых мы говорили в этой книге. Конечно, говоря о Христе, мы всегда говорим не столько о реальном человеке – о котором известно не так уж много, – сколько об образе, сложившемся в культуре. Однако именно этот образ и лежит в основе его харизмы. Давайте изучим этот харизматический миф внимательнее.

 

Личность. Личные качества Христа анализировать непросто, в том числе потому, что в его образе человеческая природа переплетается с божественными чертами. Его харизма есть благодать в полном смысле этого слова. Из Евангелий мы знаем о таких чертах Христа, как мудрость, доброта и сострадание, однако в этих качествах нет чего-то специфически харизматического. При этом мы видим и такие лидерские качества, как способность развивать новые, революционные идеи, стойкость (перед искушением), готовность отдавать миру больше, чем брать (сама жертва, ставшая основанием христианской религии).

 

Христос – человек внутренне свободный, которого совершенно не тревожат общепринятые в его время моральные принципы и правила этикета (отсюда его конфликт с фарисеями). Он – личность независимая, убежденная в правильности своих идей, не желающая полагаться на другие авторитеты. И при этом не боящаяся продемонстрировать слабость и эмоции. А мотивы Христа – в чистом виде миссионерские.

 

Миссия. Сверхзадача Христа – это спасение, а точнее, поиск пути к спасению. «Я есть путь, истина и жизнь», – говорит он, согласно Библии. В других фрагментах священных текстов он также характеризует себя как «свет миру», «воскресение и жизнь», «пастырь добрый», «судья» и так далее. По существу, его миссия – это революция, ниспровержение старых устоев, установление новой веры и новой правды. Хотя Христос призывал «любить врагов ваших», он пророчит борьбу, противостояние («Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех») и конец света. Причем миссия Христа адресована сразу двум группам его адептов: сторонникам, которые поддерживали его на протяжении земной жизни, и верующим, поклонявшимся ему после его смерти.

 

Биография. Христос и здесь «выбивает» максимум очков: он – сын Божий, появившийся на свет в результате непорочного зачатия; рождение его сопровождалось знамениями (Вифлеемская звезда). Это харизма чужака, существа «не от мира сего». Христос сам указывал на свое неземное происхождение, характеризуя себя как «хлеб небесный», «Альфа и Омега», «от начала Сущий» и так далее. Многие детали биографии Христа затуманены (элемент тайны, столь важный для лидера), но «харизматические» подробности очевидны. Это факт ускользания от смерти: бегство его семьи в Египет от царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев в Вифлееме. Это ранняя одаренность и необычайный ум, которые, как говорили, заметили в мальчике учителя. Это его крещение и озарение, которое Иисус пережил в пустыне, претерпев три искушения дьявола. Это зона дискомфорта: гонения, суд, бичевание, страдания на кресте. И это, разумеется, второе прохождение через смерть: в буквальном смысле смерть и возрождение.

 

Внешность. Канонический образ Христа (его изображения на иконах) разительно отличается от типичной внешности иудея того времени. Мужчины, жившие на Ближнем Востоке, в основном брили голову и носили тюрбаны. Христос, если верить имеющимся изображениям и жизнеописаниям, скорее напоминал современного хиппи: непокрытая голова, длинные волосы, бородка, худощавый, даже изможденный человек. Ну а его мифологический образ включает стигматы в прямом смысле этого слова – раны от распятия.

 

Имидж. Образ Христа опирается на ряд необычных свойств, чрезвычайно важных для харизматического влияния. Это его аскетизм: христианство вообще зародилось и долгое время существовало как аскетическая религия. Иисус сам отказался от постоянного заработка и имущественных благ, умерщвлял плоть в пустыне, странствовал по Иудее, полагаясь на помощь незнакомцев, и требовал подобного от своих последователей:

 

«…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Христос демонстрировал сверхспособности: превращал воду в вино, накормил пятью хлебами несколько тысяч человек, воскрешал мертвых и тому подобное.


 

Коммуникация. Христос был умелым оратором и пропагандистом. Он много проповедовал и в Иерусалиме, и других частях Иудеи, выступал с яркими речами. Демонстрировал и непредсказуемость: вступился за блудницу и предложил, чтобы камнями ее побивали лишь те, кто сам не видит за собой греха и грешных желаний. А подкреплял свою проповедь эпатажными поступками. Тут можно вспомнить его скандальное поведение в иудейских храмах (изгнание торговцев и покупателей, нелестные эпитеты в адрес священников).

 

Ритуалы. Прежде всего, Иисус научил своих последователей молитве «Отче наш», до сих пор главной христианской молитве. Среди других ритуалов, учрежденных им, – евхаристия, вкушение тела и крови Христовых (повторное переживание событий Тайной вечери). Кроме того, приход Христа утвердил в числе обязательных христианских ритуалов крещение. Эти ритуалы и укрепляют единство верующих, и заставляют их переживать близость к своему лидеру даже после его смерти.

 

Как можно убедиться, личность и образ Христа – яркая и очевидная демонстрация всех элементов харизматического мифа. И по большому счету, здесь нет ничего удивительного: на формирование и культивирование этого мифа у христианской религии ушло две тысячи лет. Правда, многие другие исторические или культурные фигуры за это время или забылись, или утратили изрядную часть своей харизмы (точнее, харизмы своего образа). Иисус же и сейчас может считаться примером абсолютной харизматической личности, оказывающей сильнейшее влияние на своих последователей.

 







Date: 2015-09-18; view: 443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию