Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимые предпосылки существования и развития общества. Общество и природа
Природа – необходимая среда и источник ресурсов существования общества. Процесс взаимодействия общества и природы характеризуется, прежде всего, понятием «материальное производство», суть которого мы как раз и понимаем, как преобразование людьми вещества и энергии природы с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, контролируемый и регулируемый обмен веществ между обществом и природой. Основа этого процесса – труд, т.е. уникальный тип связи человека с окружающим миром, в результате которого этот мир осознанно и целенаправленно преобразуется с помощью специально, систематически создаваемых и совершенствующихся орудий труда. Принципиально выделяет человека из животного мира как раз то, что отмечалось еще Ф. Энгельсом: «… животные в лучшем случае собирают, тогда как люди – производят»; человек приспосабливает окружающую среду к своим возможностям и потребностям. Таким образом, человек существует в искусственной среде, которую создает сам, изменяя природную среду, целенаправленно и осознанно с помощью созданных им орудий труда, которые к настоящему моменту преобразовались в сложный искусственный мир разнообразной техники и технологий. Традиционно, начиная с Демокрита, измененная осознанной и разумной деятельностью человека среда называется «второй природой». Основа материального бытия – «первая природа» - неживая, неорганическая, неодухотворенная – естественная природная среда, неосвоенная человеком. Наряду с ней материальное бытие представлено искусственной неживой и неодухотворенной «второй природой», техносферой: оболочкой, которую человек помещает между собой и внешним миром. Что касается фауны и флоры (биосферы), то в настоящее время они, в большей или меньшей степени, вовлечены человеком в процессы его жизнедеятельности. Первое и главное, что следует отметить в характеристике взаимодействия общества и природы, - это зависимость общества от природы. Какие же аспекты взаимосвязей общества и природы выделяются в философии? Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество, с точки зрения материалистической традиции, - результат эволюции природы. Процесс антропогенеза и социогенеза может осуществляться только при определенных природных условиях. Известно, что древнейшие цивилизации возникли отнюдь не на территориях Крайнего Севера. Процесс формирования человека, его современного внешнего облика, мозга, сознания, языка, способности к труду - это одновременно и процесс формирования общества, связей, отношений между людьми. Основой выделения человека и общества из природы был переход от присущей животным деятельности, присваивающей материалы природы, от приспособления животных к среде, к предметной, орудийной деятельности человека, изменяющей природу в соответствии со своими потребностями. Животное только пользуется природой и производит в ней изменения лишь в силу своего присутствия. Человек же не довольствуется тем, что дает ему природа в готовом виде, и вносимыми изменениями «заставляет природу служить своим целям». В этом плане можно полностью согласиться с поэтом С.Щипачевым, который писал: Природа! Человек твое творенье. И этой чести у тебя не отберут. Но на ноги поставил с четверенек И человеком предка сделал труд... Во-вторых, онтологическая связь, т.е. связь существования. Природа - основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. Общество на всех этапах своего развития может существовать лишь в совокупности с природой, через использование и преобразование вещества природы. Т.е. природа - условие существования человека и общества и поле его преобразовательной деятельности. Онтологический аспект взаимодействия общества и природы связан также с влиянием биологической, телесной природы самого человека на социальную жизнь, которое концентрированно выражено в понятии «народонаселение». Народонаселение, его численность, рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни людей, источник трудовых ресурсов, субъект потребления. В-третьих, духовная связь, связь познания. Природа - предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности (возможности релаксации, психоэмоционального восстановления, подчас пробуждения творческих сил) до конца осознанное только сегодня, когда железобетонный пейзаж стал повседневным интерьером большинства горожан. Мы рассмотрели три вида наиболее существенных связей общества и природы: генетическую, онтологическую и духовную (гносеологическую). В чем конкретно проявляется взаимосвязь социального и природного? С одной стороны, природа, безусловно, влияет на общество, это влияние исторически изменчиво и проявляется в следующих формах: - природа является бытийственной основой для существования общества, выступает в качестве предпосылки и условия развития общества, т.к. именно в ней человек черпает энергию и вещества для построения не только второй природы, но и поддержания жизни собственного организма; - благоприятные природные факторы (климат, географическое положение, наличие ресурсов) способствуют ускоренному общественному развитию, а неблагоприятные, суровые его тормозят: неслучайно человеческая цивилизация возникает и до нашего времени наиболее успешно развивается в зонах благоприятного, умеренного климата; - именно природными факторами во многом определялись специализация хозяйственно-экономической деятельности, размещение производства, специфика общественного разделения труда, характер расселения людей (в настоящее время, однако, влияние данного фактора ослабевает); - несмотря на научно-технический прогресс человечества, неосвоенная, непокоренная природа существует как независимая от воли человека арена действия слепых разрушительных сил: землетрясения, наводнения, цунами, лавины и т.д. ежегодно уносят не менее 250 тысяч человеческих жизней, наносимый мировой экономике ущерб исчисляется 30 млрд. долларов ежегодно. Человек умудряется усугублять ситуацию собственной бесконтрольной деятельностью; - естественная цикличность природных изменений, таких как смена времен года, дня и ночи, фазы луны и солнечной активности, во многом до сих пор определяют жизненные ритмы человека и общества в целом. С другой стороны, с самых ранних стадий развития человеческого общества, оно оказывало существенное влияние на природу, пытаясь благоустроить, приспособить под собственные нужды среду обитания. Антропогенное влияние на природу все более возрастает с развитием человеческой цивилизации. Сегодня человек становится фактором глобального масштаба. В каких формах проявляется антропогенное воздействие?: - для поддержания своего существования общество пользуется веществом и энергией природы, т.е. естественными ресурсами. Если солнечная энергия, например, является непрерывно возобновляемым ресурсом, то полезные ископаемые, виды растений и животных, плодородные почвы и т.д. бесконтрольно изымаются человеком из природы; - антропогенное воздействие на природу настолько велико, что, будучи самовосстанавливающейся, самоочищающейся системой, природа, тем не менее, с ним уже не справляется – загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы - следствие развития материального производства. Уровень загрязнения близок к катастрофическому: только 1 – 2% используемого природного ресурса остается в конечном продукте, остальные 98% становятся отходами. Человек производит и использует вещества и материалы (пластмассы, синтетические волокна и др.), свойства которых не известны природе и вредны для организмов биосферы. С негативным воздействием, связанным с загрязнением окружающей среды не справляются и адаптационные способности самого человека, о чем свидетельствует рост аллергических, профессиональных заболеваний, появление новых болезней; - техносфера все более прогрессирует. Ставший, как отмечал Вернадский, «геологической силой» человек масштабно и качественно структурно изменяет окружающую среду, к сожалению не всегда задумываясь об отдаленных последствиях своих действий, – повороты рек, искусственные острова, осушение естественных морей, изменение ландшафта и климата – сегодня это стало реальностью. Человек вмешивается в стихийные природные процессы – намеренно или случайно провоцируя сходы лавин, цунами, снегопады, дожди и т.д.; - человек своей деятельностью активно воздействует на биосферу – клонирование животных, а в недалеком будущем, несомненно, и себе подобных; искусственное оплодотворение, регулирование рождаемости, изменение продолжительности жизни человека, прежде всего, в развитых странах; создание новых видов организмов с использованием генной инженерии, восстановление популяций редких видов животных и растений. Таким образом, мы видим, человек активно вмешивается в жизнь природы, все более увеличивается состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу человеческой деятельности. Спецификой нашего времени становится глобальное и интенсивное воздействие общества на окружающую среду, влекущее глобальные, подчас, негативные последствия, позволяющие говорить о глобальном экологическом кризисе. Нарастает дисгармония в системе «человек – общество – природа». Непосредственная зависимость человека от природы осознавалась давно, она находила свое отражение в языческих верованиях, когда силы природы обожествлялись, обретали имена божеств. Явлениям природы нередко придавались и придаются черты знамений судьбы человека и общества. Зависимость человека, общества от природы находила отражение и в литературе, искусстве с древнейших времен, также как и в трудах античных мыслителей, например, Платона, Демокрита, Гиппократа, Страбона. Обратный процесс - влияние общества на природу в ранних источниках не нашел заметного отражения, что объясняется тем, что общество того периода не располагало еще материальными возможностями, позволяющими оказывать сколько-нибудь значительное воздействие на природу и существенно ее изменять.
Date: 2015-09-18; view: 1052; Нарушение авторских прав |