Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чинопоследование панихиды





 

Панихида начинается обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».

Читается псалом 90‑й: «Живый в помощи Вышняго…»[40].

В этом псалме, в частности, псалмопевец изображает Божественное охранение верной души усопшего: Он избавит тебя от сети ловцов и от слова мятежного, плечами Своими оградит Он тебя, под крылами Его безопасен будешь; щитом покроет тебя истина Его.

Если в жизненных проблемах мы всегда можем прибегать к покровительству Божию, обещанному Христом всякому верующему в этом псалме, то и в моменты перехода души в мир иной нам особенно нужно просить заступления для беспомощного сейчас сродника. Псалом изображает мирную и спокойную жизнь человека, живущего под покровом Всевышнего. Благодаря этому покрову Божией благодати, умершего не могут смутить никакие страшные явления открывающейся ему загробной жизни: За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби: избавлю его и прославлю его.

Затем следует великая ектенья, а священник читает тайную молитву следующего содержания:

«Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Твоему миру! Сам, Господи, упокой душу скончавшегося раба Твоего (имя его) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как Благой и Человеколюбивый Бог, прости ему всякое согрешение, совершенное им или словом, или делом, или мыслию; потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха: Един Ты без греха; правосудие Твое – правосудие вечное и слово Твое – истина»[41].

После этого следует возглас священника: «Потому что Ты, Христе Боже наш, Воскресение, Жизнь и Упокоение усопшего раба Твоего (имя его), и Тебя прославляем с Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь».

Смысл прошений собственно об усопших, произносимых в Великой ектенье на церковнославянском языке, может быть легко понят из русского перевода данных молитвословий:

Помолимся Господу об оставлении согрешений скончавшегося, да незабвенна будет память о нем.

Помолимся Господу о упокоении, мире и доброй памяти всегда незабвенного раба Божия (имя его).

Помолимся Господу, чтобы Он простил ему всякое согрешение, намеренное и ненамеренное.

Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) мог без осуждения предстать перед страшным Престолом Господа славы.

Помолимся Господу о тех, которые плачут, скорбят, ждут утешения от Христа.

Помолимся Господу, чтобы скончавшийся был избавлен от всякого мучения, скорби и душевных страданий и был вселе́н там, где все́ исполнено света Лица Божия.

Помолимся, чтобы Господь Бог наш упокоил душу его в месте светлом, радостном, мирном, там, где праведники пребывают.

Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) вступил в среду [42] Авраама, Исаака и Иакова.

После ектеньи поется Аллилуиа (трижды), в это же время диакон произносит стихи: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Души их во благих водворятся».

Затем произносятся следующие тропари:

«Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего: на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога нашего».

«Слава, и ныне»; Богородичен: «Тебе и Стену и Пристанище имамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Его же родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение».

Аллилуиа – этими словами небожители восхваляют Господа, а стихи, произносимые диаконом, изображают будущее блаженство истинно верующих во Христа.

Словами последующих тропарей выражается трепетное ожидание Господа, грядущего к нам и подающего всем полезное своим мудрым человеколюбием, а также надежда на заступничество Божией Матери и ее помощь.

После этого поется 118‑й псалом (17‑я кафизма), обозначаемый в богослужебных книгах словом «Непорочны»[43].

Особенность пения здесь 17‑й кафизмы заключается в том, что она разделяется не на три «Славы», а на две половины, или «статии». В первой половине к каждому стиху присоединяется припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего». Последние стихи – (92‑й и 93‑й) первой половины «Если бы не закон Твой был моим утешением, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня».

В этой кафизме изображается блаженство тех, кто поступал по закону Господню.


Вот некоторые стихи кафизмы в русском переводе:

«В сердце мое заключил я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою…

Эго слово находится в первом стихе псалма 118: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни».

Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих…

Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои бла́ги…

Да приидут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему…

И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое…

Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать…

Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему…

Руки Твои сотворили меня и устроили меня, вразуми меня и научусь заповедям Твоим…

Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему…

Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца…

Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю…

Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю…

Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь…

Все повеления Твои признаю́ справедливыми, всякий путь лжи ненавижу…

Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина…

Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить…

Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня…

Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое…

Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне…

Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл».

После первой половины 118‑го псалма звучит, ектенья:

«Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй» после каждого прошения.

«Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному».

«Яко да Господь Бог наш учини́т душу его, идеже праведнии упокояются».

«Милости Божией, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим».

Хор: «Подай, Господи».

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Между тем священник тайно читает молитву.

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему дарова́вый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже́ болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме́ (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина»… и возглашает:

«Яко Ты еси Воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…».

Затем начинается чтение второй статии, перед каждым стихом которой поется прошение: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)».

Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим).

При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи:

«Святых лик обре́те источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.


Агнца Божия пропове́давше и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати.

В путь узкий хо́ждшии прискорбный, вси в житии Крест, яко яре́м вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовал вам почестей и венцов небесных.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, уще́дри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая́ паки жителя мя сотворяя.

Древле убо от не су́щих создавый мя и образом Твоим Божественным почты́й, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися».

Эти новозаветные стихи (8 «тропарей непорочных» с припевом к каждому стиху из 118 псалма: «Благословен ecu, Господи! Научи мя оправданием Твоим»), произносимые от лица усопшего, изображают таинственную судьбу человека. Вот перевод этого диалога:

«Сонм святых обрел источник жизни и дверь райскую, да обрету и я путь покаянием; я погибшая овца, воззови и спаси меня, Спасе.

Агнца Божия проповедавшие и закланные, как агнцы, и преставившиеся, святые, к вечной нестареющей жизни, прилежно молите, мученики, Того даровать нам прощение грехов.

Господь обращается к усопшим, оставшимся верными ему:

Вы, прошедшие узкий и прискорбный путь и взявшие (на себя) в жизни крест как иго, и последовавшие за Мною по вере, придите, насладитесь почестями, которые Я вам приготовил, и венцами небесными».

И верная душа отвечает своему Спасителю:

«Я образ неизреченной Твоей славы, хотя и ношу язвы прегрешений; даруй щедроты Твоему созданию, Владыко, и очисти Твоим благоутробием и возврати мне желанное отечество, делая меня опять жителем рая.

Издревле создавший меня из небытия и почтивший Своим Божественным образом, за преступление же заповеди опять возвративший в землю, из которой я взят был, возведи меня в Свое подобие, чтобы получить образ древней красоты».

И далее: «Боже! Упокой раба Твоего и всели его в раю, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! Упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его».

«Слава» – «Благоговейно воспеваем Трисиятельное Единого Божества, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня».

«И ныне» – «Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, Ты, через Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Да найдем (обретем) и мы через Тебя Рай».

После этого прославляется Пресвятая Троица: Безначальный Отец, Сын, Собезначальный Отцу, и Божественный Дух, а также совершается молитвенное восхваление Пресвятой Богородицы и трижды поется: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».


С этими прошениями души усопшего соединяют свою молитву его близкие:

«Упокой, Боже, раба Твоего (рабы Твоя) и учини его («я» – их) в рай, идеже ли́цы святых, Господи, и праведники сияют яко светила; усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоя) упокой, презирая его (их) вся согрешения».

Все совершаемое Богом для нас, даже прекращение нашей жизни или жизни близкого нам человека – совершается для нашего блага, которое может быть нам далеко не очевидно. И мы должны за все благодарить Господа и нашу Ходатаицу перед Ним – Пресвятую Богородицу.

Затем следует малая заупокойная ектенья и по возгласе – седален [44]:

«Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче».

«Слава» – и поют конец этого седальна: «И вся, яже в ве́дении…».

«И ныне» – Богородичен: «От Девы возсия́вый миру, Христе Боже, сы́ны света То́ю показавый, помилуй нас».

Читаемый далее 50‑й псалом имеет цель сосредоточить наше внимание на собственном греховном недостоинстве.

После 50‑го псалма читается заупокойный канон, который, как и другие, разделяется на три части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектеньями и особыми стихирами.

Канон составлен из девяти песней, каждая из которых состоит из нескольких тропарей, содержащих моления к конкретному лицу или лицам. Тропари канона расположены в следующем порядке.

1. Первый тропарь содержит нашу молитву о усопших к святым мученикам, пролившим кровь свою и претерпевшим бесчисленные муки ради Господа.

2. Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наше моление ко Господу за умерших, упоминающие Божественную

Премудрость, которой мы сотворены, Его благость и милосердие, Его страдания, смерть и Воскресение, обновившие падший род человеческий. Разрушив смерть и ад, Он даровал нам бессмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, но Он неизреченно милосерд, «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добро́та несказа́нная». Мы не смеем пред Лицом Божиим высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, но лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его, очистившиеся в Таинстве Крещения от прародительского проклятия и с надеждой на Животворящий Крест Христов прошедшие житейское море. Перед каждым из этих тропарей поется краткая молитва: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (души усопших раб Твоих)».

3. В последнем тропаре каждой песни канона мы просим Пресвятую Богородицу о молитвах за нас и за усопшего.

После третьей песни канона читается седален:

«Воистину суета всяческая, житие же – сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече́ Писание: егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, иде́же вкупе царие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец» («Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как говорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где вместе цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося раба Твоего (преставльшихся рабов Твоих), как Человеколюбец».)

После «Слава, и ныне» – «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя».

 

По шестой песни произносится ектенья малая, во время которой священники стоят вокруг гроба со свечами и поют кондак:

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), иде́же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Свечи священнослужителей знаменуют свет Христов, который ныне видит пред собою усопший. В кондаке, который поют священники от лица всей Церкви, они желают усопшему мирной пристани за гробом: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезней, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

За кондаком следует икос: «Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и созда́вый человека, земнии убо от земли созда́хомся и в землю ту́южде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа» (трижды). («Ты Сам Один Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля есть и в землю отойдешь, куда все люди пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».)

Перед девятою песнью священник возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», но в ответ звучит не Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа», а хор поет: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи».

В минуты скорби человек по своей немощи не склонен к славословию, поэтому в панихиде восхваление Господа и Богоматери совершается святыми и чистыми духами небесными и душами тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство.

Потом следует Трисвятое по «Отче наш…» и поются тропари:

«Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В поко́ищи Твоем, Господи, идоже вси святии Твои упокоева́ются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец».

«Слава» – «Ты еси Бог, соше́дый во ад и узы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́ши раб Твоих упокой».

«И ныне» – «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без се́мене рождшая, моли спастися душам их».

(«С ду́хами праведников скончавшихся, души рабов Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.

В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои упокоеваются, упокой и души рабов Твоих, как Един Человеколюбец».

«Слава» – «Ты – Бог, сошедший во ад и узы окованных снявший, Сам и ду́ши рабов Твоих упокой».

«И ныне» – «Едина Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли спастись душам их».)

Итак, вместо славословий и величаний мы воссылаем ко Господу нашу молитву за усопших.

Потом следует сугубая заупокойная ектенья: «Помилуй нас, Боже…»

Иерей произносит тайно молитву: «Боже духо́в…»,

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…»

Диакон: «Премудрость».

Хор: «Честнейшую Херувим…».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник произносит отпуст:

«Воскресы́й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, ду́ши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учинйт, в не́дрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

В заключающем чинопоследование панихиды отпусте выражается надежда, что Господь склонится на молитвы Своей Пречистой Матери, святых учеников‑Апостолов и других Своих святых угодников и помилует усопших, даровав им Царство Небесное. Свои милости Господь изливает также и на тех, кто потрудился в молитвенном поминовении усопших.

 

 

Заупокойное богослужение

 

После отпуста диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!»

Хор: «Вечная память» (трижды).

Молитвенное воззвание: «Вечная память!», по словам святителя Симеона архиепископа Солунского, «есть дар и довершение всего, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего».

 







Date: 2015-09-17; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию