Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 7 page
Обмен не ограничен по территориальному принципу (неважно, где находятся площади, в одном или разных населенных пунктах РФ) или количеству обменивающихся сторон, правда, с соблюдением требований ч. 1 ст. 70 ЖК РФ. Фактически в результате обмена происходит прекращение одних жилищных правоотношений и возникновение других, новых, что отражается документально: один договор социального найма прекращает свое действие и заключается новая сделка по поводу другого объекта. Впрочем, обмен возможен не всегда. Ст. 73 ЖК РФ называет шесть случаев, когда он не допускается, и перечень является исчерпывающим: - нанимателю обмениваемого помещения предъявлен иск о расторжении или об изменении договора социального найма; - право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке. В названных двух случаях право нанимателя пользоваться обмениваемым жилым помещением оспаривается, ставится под сомнение, поэтому такой запрет представляется абсолютно правомерным. Юридическую силу он будет иметь до тех пор, пока в законную силу не вступит решение суда, которым разрешается спор по поводу обмениваемого жилья; - обмениваемое жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания (т.е. оно может находиться в ветхом или аварийном состоянии или в нем было выявлено вредное воздействие факторов среды обитания); - принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях; - принято решение о капитальном ремонте соответствующего дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме. Решение принимает собственник, но согласовывает его с органами местного самоуправления, а реализует с учетом специальных актов органов государственной власти, определяющих порядок и условия перепланировки (переустройства); - в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, при которой совместное проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно. Как непосредственно происходит процедура обмена? Наниматели в письменной форме заключают друг с другом договор обмена путем составления одного документа, подписанного сторонами, и представляют его оригинал каждому из наймодателей для получения согласия на осуществление соответствующего обмена. Оно должно быть дано также письменно в течение десяти рабочих дней с момента обращения. Договор об обмене и согласие в совокупности являются основанием расторжения ранее заключенных договоров социального найма и одновременного заключения каждым из давших согласие наймодателей нового договора с гражданином, который вселяется в жилое помещение в связи с обменом. На все про все у наймодателей те же десять дней. К слову, последние могут и отказать в даче согласия при наличии хотя бы одной из вышеназванных шести причин. Если вопреки всему сделка все же совершается, то она в дальнейшем может быть признана судом недействительной (оспоримая сделка) по иску заинтересованного лица (например, того же наймодателя, органа опеки и попечительства, члена семьи нанимателя и др.). Для сторон это означает переселение в ранее занимаемые жилые помещения вместе с членами своих семей (ст. 75 ЖК РФ). Важно, что если признание обмена недействительным было вызвано неправомерными действиями одной из сторон договора, то она должна возместить другой стороне убытки, возникшие вследствие такого обмена (например, расходы, вызванные переездом, траты на ремонт жилья и т.д.). Теперь несколько слов о замене жилого помещения. Допускается она, если общая занимаемая по договору социального найма площадь на одного члена семьи превышает норму предоставления. Редкий случай, когда наниматель с согласия проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, обращается к наймодателю с просьбой предоставить квадратных метров поменьше, но... в законе такой вариант предусмотрен. Наймодатель в течение трех месяцев со дня подачи заявления подыскивает ему другой вариант, причем с предварительным согласованием (ст. 81 ЖК РФ). Помимо названного основания федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие основания замены; 5) следующее право нанимателя - требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. В принципе, это традиционная норма для жилищного законодательства, но она не императивна, ведь в условиях договора может быть предусмотрено, что капитальный ремонт - также обязанность нанимателя (п. 2 ст. 681 ГК РФ). Законодатель допускает оговорку, что названные права не исчерпывающие, иные могут быть предусмотрены и другими статьями ЖК РФ, и другими федеральными законами, и договором. Наниматель обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены ЖК РФ; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма. Здесь действует та же самая оговорка, но в целом стоит отметить, что другие обязанности могут устанавливаться только на уровне федерального законодательства. Субъекты РФ или муниципальные образования "приложить руку" в дополнительном обременении нанимателя здесь не могут. Типовой договор помимо названных правил также предусматривает, что наниматель вправе кроме предоставленного жилого помещения пользоваться еще и общим имуществом в многоквартирном доме (включение в договор этого пункта обусловлено содержанием ч. 2 ст. 61 ЖК РФ); сохранить права на жилое помещение при временном его отсутствии и членов его семьи; требовать с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, изменения договора; расторгнуть в любое время настоящий договор с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи и др. права. Обязанностей, кроме тех, что были указаны выше, типовой договор также называет немало. Это, во-первых, безусловно, приятная обязанность в установленный срок принять помещение, пригодное для проживания, в котором проведен текущий ремонт, за исключением случаев, когда оно предоставляется во вновь введенном в эксплуатацию жилищном фонде (акт должен содержать только дату составления акта, реквизиты и стороны договора социального найма, по которому передается жилое помещение, сведения об исправности жилого помещения, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем на момент подписания акта, дату проведения текущего ремонта, сведения о пригодности жилого помещения для проживания, подписи сторон, составивших акт). Обеспечение сохранности жилья выражается не только в обязанности поддерживать его (а также санитарно-технического оборудования, находящегося в нем) в исправном состоянии, но и в обязанности немедленно принять все возможные меры к устранению неисправностей названных объектов и в случае необходимости сообщить о них наймодателю. Чистота и порядок в жилом помещении - также обязанность нанимателя, и пренебрежение ею, помимо других негативных последствий, ведет к необходимости гораздо чаще осуществлять другую свою обязанность - проводить текущий ремонт. К нему относятся такие работы, как побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Все они выполняются нанимателем если и не лично, то точно за свой счет. Правда, с единственным исключением: если выполнение работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им. Кстати, если уж наймодатель обязан предоставить помещение из маневренного фонда на время проведения капитального ремонта или реконструкции, то наниматель вместе с членами семьи обязан в него переселиться. Подписывая договор, наниматель принимает на себе также обязанность не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения без получения соответствующего согласования и допускать в заранее согласованное сторонами время в занимаемое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного надзора и контроля для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, для выполнения необходимых ремонтных работ, в случае расторжения договора, а для ликвидации аварий - в любое время. Ну и раз уж было упомянуто расторжение договора, то стоит назвать и обязанность освободить в установленные сроки и сдать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или произвести его за свой счет, а также погасить задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Теперь перейдем к ответственности нанимателя. Так же как и в отношении с наймодателем, глава 8 ЖК РФ возлагает на него ту ответственность, которая предусмотрена законодательством, без какой бы то ни было конкретизации, причем наступить она может только при неисполнении нанимателем своих обязанностей, предусмотренных законом или договором. Законодательство здесь имеется в виду как гражданско-правовое, так и административное. Рассмотрим первый случай и обратимся к ст. ст. 83, 90, 91 и 155 ЖК РФ. Статья 83 ЖК РФ посвящена расторжению и прекращению договора социального найма. Помимо таких ситуаций, как оформление соглашения сторон о расторжении договора, одностороннее волеизъявление нанимателя с письменного согласия совместно проживающих с ним членов семьи, фактический выезд нанимателя и членов его семьи из занимаемого жилого помещения с целью постоянного жительства в другом месте, а также смерть одиноко проживающего нанимателя и утрата (разрушение) жилого помещения (как индивидуально-определенной вещи), закон дает наймодателю право обратиться в суд с требованием о расторжении договора, если наниматель: 1) не вносит плату за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. Тогда он подлежит выселению в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения (само собой, менее благоустроенного) по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ст. 90 ЖК РФ). Однако суд в процессе разбирательства должен убедиться, что наличие задолженности не было обусловлено уважительными причинами (тяжелая болезнь, безработица или задержка работодателем выплаты заработной платы и т.д.); 2) разрушает или повреждает жилое помещение, причем это относится и к другим гражданам, за действия которых наниматель отвечает. Первая реакция наймодателя здесь (являющаяся, кстати, его обязанностью) - предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения, а если они повлекли разрушение жилого помещения, то назначить разумный срок для их устранения. Если же этого сделано не будет, виновные граждане по требованию наймодателя или иных заинтересованных лиц выселяются без предоставления какого-либо другого жилья по договору социального найма (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ); 3) систематически нарушает права и законные интересы соседей, что делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении (например, в ночное время громко слушает музыку или превращает свою квартиру в кошачий приют, тем самым игнорируя правила пользования жилым помещением, санитарно-эпидемиологические и др. требования). Нарушение правил общежития должно иметь систематичный характер, а принятые меры административного или общественного воздействия - безрезультатный. Причем опять же выселению без предоставления другого жилого помещения подлежат только виновные наниматели; 4) использует жилое помещение не по назначению (например, как склад, магазин, парикмахерскую, производственную мастерскую и т.д.). При систематичности названных действий, нереагировании на предупреждения и иные меры воздействия негативное последствие для нанимателя здесь то же - выселение "на улицу" по той же 91 статье. Ведь жилые помещения предназначены для проживания граждан (ст. 288 ГК РФ), и наниматели обязаны использовать их именно с этой целью (ст. 678 ГК РФ) <*>. -------------------------------- <*> Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат. Ч. 2 ст. 17 ЖК РФ предусматривает исключение из общего правила использования жилого помещения только для проживания: допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами (например, адвокатами, имеющими адвокатские кабинеты, художниками, преподавателями), если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (указанные требования закреплены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и связаны с санитарными и техническими нормами).
Далее ст. 155 ЖК РФ. Последствия она предусматривает не столь радикальные. По сравнению с реальной возможностью лишиться жилья начисление пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги представляется не столь катастрофичным. Однако иногда сумма "набегает" весьма приличная, ведь пени устанавливаются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно, причем увеличение указанного размера не допускается. Срок оплаты по общему правилу - десятое число месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа. За пользование жилым помещением (т.е. за наем) наниматель вносит плату непосредственно наймодателю, а за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги - юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему управление многоквартирным домом (управляющей организации). Важно, что неиспользование нанимателем жилого помещения не является основанием для невнесения всех названных платежей. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия. За временных жильцов коммунальные услуги платит также наниматель на основе дополнительного соглашения с наймодателем, заключенного на срок проживания временных жильцов. Названные статьи ЖК РФ были упомянуты в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 "О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг". Тогда чуть меньше года прошло с момента введения в действие нового Жилищного кодекса, содержащего, как уже отмечалось, значительное число концептуальных новаций, и Роспотребнадзор счел необходимым выразить свою позицию относительно содержания целого ряда предусмотренных им правовых норм, в том числе и об ответственности нанимателя. Делалось это с той лишь целью, чтобы не допустить снижения "достигнутого ранее уровня государственной защиты прав граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг, явного смещения не в их пользу декларируемого баланса прав и обязанностей субъектов отношений, регулируемых вновь принятым ЖК РФ", а также сбить наметившийся рост социальной напряженности в обществе. Что есть, то есть. Зачастую "компетентные" органы навешивают на нанимателя ярлык "должника", не совсем правильно применяя нормы ЖК РФ (что в 2006 г., что сейчас). И это в условиях, когда качество предоставляемых (в том числе и жилищных) услуг оставляет желать лучшего, коммунальная инфраструктура отличается высоким уровнем износа, а о темпах обеспечения граждан жилыми помещениями социального использования вообще лучше не вспоминать. Неудивительно, что растет недовольство. Вместе с тем в России в настоящее время действует Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (с последующими редакциями). Одно из ее приоритетных направлений - обеспечение доступности жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем. Поэтому конкретизация норм об ответственности нанимателя представляется очень актуальной. И вот на что нужно обратить внимание. Роспотребнадзор отметил п. 1 ч. 4 ст. 83 и ст. 90 ЖК РФ как нормы, которые не корреспондируют с принципами конституционных гарантий прав граждан на жилище, закрепленными в ч. 3 ст. 1 ЖК РФ, а также указал, что они необоснованно завышают степень тяжести соответствующей гражданско-правовой ответственности потребителей по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Здесь имеется в виду Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики", который в ст. 15.5 допускал возможность выселения только в случае неосуществления нанимателями в течение шести месяцев оплаты жилья (т.е., собственно, платы за наем и за содержание и ремонт жилого помещения). Наличие задолженности по оплате коммунальных услуг в качестве основания выселения нигде не фигурировало. Сейчас действуют совсем другие правила, приведенные выше. Правда, если буквально толковать содержание ст. 90 ЖК РФ, то получается, что для применения к нанимателю такой своеобразной санкции, как выселение в менее благоустроенное жилье, необходимо одновременное невнесение им платы и за жилое помещение, и за коммунальные услуги. Вместе с тем в п. 1 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ между названными словосочетаниями стоят союзы "и (или)", т.е. для расторжения договора социального найма достаточно отсутствия хотя бы одного из названных платежей в течение более шести месяцев без уважительных причин. Тот факт, что закон "уважительные причины" не конкретизирует и не разъясняет, что под ними подразумевается, порой приводит к двоякому толкованию и неоднозначному правоприменению, зависящему исключительно от усмотрения суда <*>. -------------------------------- <*> Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат. Судебная практика возлагает обязанность по доказыванию "неуважительности" причин невнесения платы на истца, подавшего иск о выселении (решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18.01.2010). При этом согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая указанные споры, следует исходить из того, что к уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии, тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры, болезнь нанимателя и (или) членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.
Ст. 91 ЖК РФ в этом плане представляется еще более спорной. Если государство гарантирует право граждан на жилище, то как можно выселять вообще без предоставления другого жилья? К чему тогда власть подталкивает бывших нанимателей? К бродяжничеству, уличным законам, регулярным грабежам и разбоям? Да, никто не спорит, что в большинстве своем люди, которые разрушают помещение, делают жизнь соседей невыносимой и т.д., как правило, уже ведут аморальный образ жизни, но оставлять их совсем без крыши над головой... Негативный характер для потребителя имеют и нормы ст. 155 ЖК РФ. Негативный с точки зрения не только ожидаемых последствий (радоваться начислению пени вряд ли кто-нибудь будет), но и их безусловного наступления, что опять же не в лучшую сторону изменило положение граждан-нанимателей по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Последнее допускало принудительное взыскание пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере одного процента с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки лишь в случае, если такая неустойка как способ исполнения обязательства была предусмотрена федеральным законом или договором. Такой закон начал действовать лишь с 01.03.2005, а до этого момента вопрос правомерности взыскания пени напрямую зависел от условий договора найма, договора обслуживания жилого помещения (заключался он между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг) или договора энергоснабжения. Если договора не было, то, соответственно, не соблюдалась и письменная форма соглашения о неустойке, а ее взыскивание, вопреки этому, могло рассматриваться как навязывание потребителю условий, ущемляющих его права по сравнению с положениями, установленными ст. ст. 330, 331 ГК РФ, что в итоге представляло собой нарушение ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 21 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392). Наличие в новом ЖК РФ ст. 155 ЖК РФ частично изменило ситуацию. Став тем самым "федеральным законом", он установил безусловную обязанность потребителей уплачивать пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, независимо от наличия или отсутствия договора с ним. Роспотребнадзор посчитал данную норму не учитывающей "социально-экономическое положение значительной доли потребителей жилищно-коммунальных услуг" (особенно ввиду регулярного повышения оплаты), которая вряд ли приведет к реальному повышению качества услуг, "поскольку вопрос своевременной оплаты... как правило, не находится в причинно-следственной связи с показателями потребительских свойств". Но закон есть закон. И как действовали в 2006 году (когда было опубликовано письмо N 0100/1260-06-32) названные положения, так они и действуют по сей день. И с этим нужно считаться. Теперь посмотрим, какую ответственность для нанимателя предусматривает административное законодательство, а именно КоАП РФ. Прежде всего, это ст. 7.21 "Нарушение правил пользования жилыми помещениями". К нему (нарушению) относится, во-первых, порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению, что влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Во-вторых, самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, за нее штраф для физических лиц предусмотрен в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. Что означает "самовольная"? Та, которая была произведена безосновательно или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки (ч. 6 и п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ). При этом наниматель обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, который установлен органом, осуществляющим согласование <*>. -------------------------------- <*> Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). Для согласования произведенного переустройства или перепланировки гражданину следует обратиться в суд общей юрисдикции, представив согласования СЭС, пожарной охраны, главного архитектора, официальный отказ органа местного самоуправления утвердить переустройство (перепланировку), в случае необходимости - акты на скрытые работы, нотариально заверенные согласия владельцев нижерасположенного и вышерасположенного жилых помещений (в случае переоборудования лоджии).
В противном случае с нанимателем договор социального найма через суд расторгается, а на наймодателя возлагается обязанность по приведению жилья в прежний вид (ч. 5 ст. 29 ЖК РФ), опять же в определенный срок. Наймодатель кровно заинтересован в выполнении последнего требования, иначе жилое помещение может быть продано с публичных торгов. Итак, основные вопросы социального найма жилых помещений были рассмотрены. Интересно, какое развитие ждет его в будущем? Поживем - увидим...
Название документа Статья: Вопросы обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан посредством использования имущества публично-правовых образований (Соловьев В.Н.) ("Гражданское право", 2009, N 3) Дата 11.11.2009 Информация о публикации Соловьев В.Н. Вопросы обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан посредством использования имущества публично-правовых образований // Гражданское право. 2009. N 3. С. 29 - 33. Примечание к документу
Текст документа
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ <*>
В.Н. СОЛОВЬЕВ
-------------------------------- <*> Solov'jov V.N. Issues of ensuring social rights of certain categories of citizens by use of property of public-law formations.
Соловьев Владимир Николаевич, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.
В статье рассматриваются проблемы обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан за счет имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Автор анализирует актуальные проблемы разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах социальной поддержки населения и обеспечения ее бюджетными средствами. Ключевые слова: право публичной собственности, социальные права, граждане, публично-правовые образования.
The article considers the problems of ensuring social rights of certain categories of citizens at the account of property being in ownership of the RF and subjects of the RF. The author analyses topical issues of delimitation of competence of the RF and subjects of the RF in the issue of social support of population and provision of budget funds. Key words: right of public ownership, social rights, citizens, public-law formations.
Поставленная Российской Федерацией задача по построению социального государства является одной из первостепенных. Достижению указанной цели способствуют и проводимые в стране экономические реформы, при этом основной проблемой продолжает оставаться поиск баланса интересов между поддержкой рыночных механизмов обеспечения финансовой основы государства и реализацией новых форм защиты граждан в изменившихся условиях. Однако число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растет. В стране последовательно усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению. Оно носит к тому же стихийный характер, поскольку воздействие на него со стороны государства малозаметно. Структурная перестройка, конверсия оборонных производств, банкротства обостряют и без того сложную ситуацию с занятостью населения <1>. -------------------------------- <1> См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.
В течение длительного времени вопросы социальной поддержки решались одним путем - посредством установления льгот (по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте, по обеспечению лекарственными средствами и т.д.). Однако следует признать, что указанные льготы порой носили популистский характер, их использование саботировалось предприятиями, оказывающими услуги, поскольку система финансирования льгот отлаженной не была. Наряду с этим федеральные законы возлагали на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления расходные обязательства, также не обеспеченные источниками финансирования. Date: 2015-09-17; view: 288; Нарушение авторских прав |