Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 2 page





 

Особенность категории нанимателей в специальных домах-интернатах (специальных отделениях) в соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ "О социальном обслуживании" в том, что к ним относятся граждане пожилого возраста или инвалиды из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

При этом часть 5 статьи 20 вышеуказанного Закона противоречит статье 183 УИК РФ <11>, устанавливающей, что контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Соответственно, статья 183 УИК РФ не предусматривает установления административного надзора за вышеуказанными категориями граждан.

--------------------------------

<11> Федеральный закон от 08.01.1997 N 1-ФЗ: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Российская газета. N 9. 16.01.1997; N 6. 14.01.1998; N 142. 29.07.1998; N 153 - 154. 12.08.1998; N 51. 18.03.1999; N 52. 14.03.2001; N 58. 23.03.2001; N 118 - 119. 23.06.2001; N 115. 17.06.2003; N 252. 16.12.2003; N 262. 30.12.2003; N 138. 01.07.2004; N 188. 31.08.2004; Собрание законодательства РФ. 08.11.2004. N 45. Ст. 4379; Российская газета. N 20. 03.02.2005; N 68. 05.04.2005; N 98. 12.05.2005; N 1. 11.01.2006; N 2. 12.01.2006; N 70. 06.04.2006; N 95. 05.05.2006; N 1. 10.01.2007.

 

УПК РФ <12>, УК РФ <13> также не содержат положений, устанавливающих административный надзор за гражданами.

--------------------------------

<12> Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. N 249. 22.12.2001.

<13> Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ: Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. N 113. 18.06.1996.

 

Следовательно, в настоящее время такой категории нанимателей в специальных домах-интернатах, как граждане пожилого возраста или инвалиды, за которыми установлен административный надзор, законодательством не предусматривается. Представляется, что данное положение необходимо исключить из части 5 статьи 20 Закона "О социальном обслуживании".

Из приведенного выше анализа нормативно-правовых актов следует, что в настоящее время не установлен единый перечень лиц, которые могут быть нанимателями по договору. Различные категории нанимателей, предъявляемые к ним требования и критерии устанавливаются нормативно-правовыми актами, частично устаревшими, не согласованными, не систематизированными, относящими к нанимателям самых разных лиц. Это говорит о необходимости совершенствования законодательства о социальном обеспечении, что, по сути, и учитывает ЖК РФ, закрепляя в статье 96 отсылочную норму.

Представляется, что статью 96 ЖК РФ следует дополнить примерным перечнем лиц, которые могут быть нанимателями по договору, вытекающим из действующего законодательства.

Так, необходимо статью 96 ЖК РФ изложить в следующей редакции: "Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, в частности граждан пожилого возраста, инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемых из учреждений органов внутренних дел".

5. В юридической науке некоторые ученые, например Ю.П. Свит, справедливо отмечают, что "право на помещение в доме социального обслуживания не связано с наличием или отсутствием у гражданина иного жилого помещения" <14>. И действительно, нуждаемость гражданина в соответствующих услугах в силу обстоятельств, указанных в статье 96 ЖК РФ, дает ему право на заключение анализируемого договора.

--------------------------------

<14> Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения // Жилищное право. 2005. N 3. С. 11.

 

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 12 Закона "О социальном обслуживании" граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений, из чего можно сделать вывод, что жилые помещения в доме системы социального обслуживания населения могут предоставляться гражданам, являющимся нанимателями и по другим договорам найма.

При этом часть 2 статьи 99 ЖК РФ, устанавливающая, что специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в населенном пункте (необходимая для правового регулирования отношений по договору найма жилого помещения, предоставляемого беженцам, вынужденным переселенцам и другим категориям нанимателей), не учитывает специфику данного вида договора, где нанимателю, одновременно являющемуся стороной в договоре на оказание социальных услуг, обеспечивается уход и наблюдение.

Следовательно, часть 2 статьи 99 ЖК РФ необходимо сформулировать следующим образом: "Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, за исключением жилых помещений, предоставляемых по договорам найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения".

6. Подпункт 10 пункта 1 статьи 12 Закона "О социальном обслуживании" предусматривает сохранение жилых помещений нанимателей в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях если в жилых помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в этом учреждении, и закрепляет, что в случае отказа от услуг стационарного учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.

В юридической литературе некоторые исследователи, например, О.А. Городов, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П <15>, оценивают положения подпункта 10 пункта 1 статьи 12 Закона "О социальном обслуживании", предусматривающие сохранение жилых помещений только в течение 6 месяцев, как "дискриминационные и нарушающие часть 3 статьи 55 Конституции РФ, в соответствии с которой ограничение прав и свобод человека и гражданина может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" <16>.

--------------------------------

<15> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.1995 N 8-П "По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 27. Ст. 2622.

<16> Городов О.А. Жилищное право: Учебное пособие. М., 2001. С. 128.

 

А.В. Изместьев предлагает исключить упоминание о сохранении права на жилое помещение в течение 6-месячного срока, а взамен предоставить право на внеочередное обеспечение жильем, закрепив его непосредственно в статье 57 ЖК РФ. Указанный автор аргументирует свою позицию тем, что "наниматель сохраняет за собой права и обязанности по договору социального найма. Сложно представить, как инвалид или пожилой человек смогут выполнять данные обязанности, если гражданин помещается на неограниченный срок; договор социального найма подлежит расторжению" <17>.

--------------------------------

<17> Городов О.А. Жилищное право: Учебное пособие. М., 2001. С. 128.

 

Однако с предложением А.В. Изместьева сложно согласиться, поскольку необходимо учитывать ограниченные ресурсные возможности органов государственной власти и местного самоуправления, из-за чего право на внеочередное обеспечение жильем на практике будет сложно реализовать. К тому же, на наш взгляд, положение о том, что гражданин помещается на неограниченный срок, не учитывает необходимости совершения волеизъявления самим гражданином для предоставления ему жилого помещения.

Кроме того, наниматели вполне могут исполнять обязанности по договору социального найма. Прежде всего, потому, что, получая постоянный доход (например, пенсию, пособия), они вправе заключить договор с банком для направления части пенсии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Осуществить текущий ремонт им помогут социальные службы и т.д.

Также необходимо принимать во внимание, что согласно части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения наймодатель обязуется передать нанимателю жилое помещение для временного проживания в нем. Это означает, что жилое помещение в доме системы социального обслуживания предоставляется временно, а не бессрочно и, соответственно, отсутствие нанимателя по договору социального найма будет временным; поэтому договор социального найма не подлежит расторжению помимо воли гражданина.

Кроме того, представляется, что положение о сохранении жилых помещений только в течение 6 месяцев противоречит статье 71 ЖК РФ, устанавливающей, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма. Поскольку ЖК РФ является нормативно-правовым актом, регулирующим жилищные правоотношения, более поздним по времени принятия, руководствоваться необходимо именно данной статьей ЖК РФ.

В то же время наниматель по договору найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения в случае заключения договора на длительный период может определить свое место жительства в доме системы социального обслуживания населения как постоянное и расторгнуть договор социального найма, подав соответствующее заявление (если в жилом помещении не проживают члены его семьи).

(Также необходимо отметить, что подпункт 10 пункта 1 статьи 12 Закона "О социальном обслуживании" нуждается в корректировке с учетом того, что в соответствии со статьей 19 ЖК РФ среди видов жилищного фонда нет общественного жилищного фонда, а согласно статье 671 ГК РФ жилые помещения предоставляются гражданам по договорам найма, а не аренды.)

Учитывая изложенное, необходимо абзац 1 подпункта 10 пункта 1 статьи 12 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" сформулировать в следующей редакции: "Сохранение занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений на срок действия договора найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания, если они не примут решения об избрании дома системы социального обслуживания в качестве постоянного места жительства".

7. Исходя из сущности рассматриваемого договора, являющегося основанием возникновения соответствующего жилищного правоотношения, жилое помещение не может быть предоставлено членам семьи нанимателя в том порядке и на тех условиях, как это происходит, например, в договоре найма служебного жилого помещения.

Исключением из общего правила является согласно статье 96 ЖК РФ нуждаемость члена семьи, как и самого нанимателя, в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг.

Однако данное условие закреплено не во всех нормативно-правовых актах, поэтому многие из них нуждаются в приведении в соответствие с нормами ЖК РФ. В частности, необходимо пункт 5 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 <18>, устанавливающий, что право пользования жилым помещением имеют как наниматель, так и члены его семьи - по договору найма специализированного жилого помещения, изложить в следующей редакции: "Право пользования жилым помещением имеют наниматель и члены его семьи - по договору найма специализированного жилого помещения; в том числе наниматель и члены его семьи, если они в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг - по договору найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения".

--------------------------------

<18> Российская газета. N 16. 27.01.2006.

 

Кроме того, в часть 5 статьи 100 ЖК РФ, закрепляющую, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69, необходимо внести оговорку, устанавливающую, что к пользованию жилыми помещениями в доме системы социального обслуживания населения применяется статья 65 ЖК РФ с учетом положений статьи 96 ЖК РФ.

8. Наймодателями по договору найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения согласно части 1 статьи 100 ЖК РФ являются собственники домов системы социального обслуживания населения либо уполномоченные ими органы государственной власти или местного самоуправлении или уполномоченные ими лица.

Статья 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает открытый перечень наймодателей, относя к ним учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности (а в соответствии с Постановлением о геронтологическом центре, иными нормативно-правовыми актами это государственные и муниципальные учреждения), государственные и муниципальные предприятия социального обслуживания.

Учреждениями социального обслуживания в соответствии со статьей 296 ГК РФ могут быть субъекты права оперативного управления, из чего необходимо заключить, что жилые помещения принадлежат им на праве оперативного управления.

Пункт 1 статьи 17 Закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" конкретизирует виды учреждений социального обслуживания, относя к ним:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) центры социального обслуживания;

3) центры психолого-педагогической помощи населению также могут быть наймодателями, поскольку в них при условии наличия стационарного отделения выделяются помещения для проживания <19>;

--------------------------------

<19> Абзац 3 п. 4.1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 19.07.2000 N 53 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению" // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 8.

 

4) специальные дома для одиноких престарелых (необходимо отметить, что поскольку жилые помещения в специальных домах-интернатах предоставляются в том числе и инвалидам I и II групп, они также, несмотря на название учреждения, предназначены для проживания инвалидов <20>);

--------------------------------

<20> П. 1 Постановления Совета Министров СССР от 24.05.1989 N 424 "О специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов" // СП СССР. 1989. N 24. Ст. 83.

 

5) стационарные учреждения социального обслуживания, к которым относятся дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов (при этом необходимо отметить, что они подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов и дома-интернаты только для инвалидов <21>), в том числе дома-интернаты малой вместимости (или выполняющие их функции структурные подразделения в составе учреждений социального обслуживания иных видов) <22>, дома-интернаты для ветеранов труда производственных объединений (предприятий) <23>, дома-интернаты (отделения) милосердия для престарелых и инвалидов <24>, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, психоневрологические интернаты;

--------------------------------

<21> П. 1 Приказа Министерства социального обеспечения РСФСР от 18.09.1968 N 125 "О дальнейшей типизации и профилировании домов-интернатов для престарелых и инвалидов" // Документ не был опубликован. Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

<22> Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 N 25 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания "Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов" // Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 5.

<23> Постановление Совета Министров РСФСР от 23.05.1984 N 193 "Об организации домов-интернатов для ветеранов труда производственных объединений (предприятий)" // Свод законов РСФСР. Т. 2. 1988. С. 388.

<24> Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.10.1993 N 180 "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов" // Документ не был опубликован. Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

 

6) геронтологические центры;

7) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К иным учреждениям, предоставляющим социальные услуги, следует относить в соответствии с Методическими рекомендациями по организации социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.07.1999 N 29 <25>, социально-оздоровительные центры граждан пожилого возраста и инвалидов, а согласно пункту 2 Типового положения о доме для престарелых и инвалидов - пансионаты ветеранов труда.

--------------------------------

<25> Бюллетень Минтруда РФ. 1999. N 11.

 

Если нанимателю предоставляется жилое помещение в отделении милосердия (согласно Временному положению о доме-интернате (отделении) милосердия для престарелых и инвалидов) или специальном отделении (в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов" от 15.04.1995 N 338, в редакции Постановления Правительства РФ от 06.07.1999 N 750 <26>), то наймодателем будет не отделение, а само учреждение социального обслуживание, в состав которого входит данное отделение, поскольку такое отделение не является юридическим лицом (статья 48 ГК РФ).

--------------------------------

<26> Российская газета. N 81. 25.04.1995.

 

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Следует отметить, что существует противоречие между положениями статей 16 и 18 Модельного закона "Об основах социального обслуживания населения", принятого на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 19-9 от 26.03.2002) <27>, предусматривающими в качестве наймодателей только учреждения социального обслуживания, не упоминая о государственных и муниципальных предприятиях, и пунктом 2 статьи 17 Закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Такое противоречие усиливается отсутствием иных нормативно-правовых актов, определяющих предприятия социального обслуживания в качестве наймодателей.

--------------------------------

<27> Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2002. N 29. С. 159 - 174.

 

9. В соответствии со статьей 107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако в настоящее время ни федеральным законодательством, ни законодательством субъектов не предусмотрен такой порядок и не сформулированы условия заключения договора. Вместо этого порядок предоставления жилых помещений все еще регламентируется нормативно-правовыми актами смежных отраслей права, разработанными до принятия ЖК РФ.

Так, абзац 2 пункта 5 Положения о доме для престарелых и инвалидов устанавливает, что отдел социального обеспечения организует выявление граждан, нуждающихся в помещении в дом-интернат, и оформление документов для направления их в эти учреждения.

А исходя из части 3 статьи 9 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления.

По нашему мнению, в данных нормативно-правовых актах следует заменить слово "помещение" на "предоставление жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения", поскольку сам термин "помещение" подразумевает отсутствие воли лица на вселение, его недееспособность, в то время как нанимателем может быть только полностью дееспособный гражданин и, более того, одним из условий заключения договора является его волеизъявление.

Согласно пункту 19 Положения о доме для престарелых и инвалидов письменное заявление и медицинская карта представляют собой основания для оформления путевки в стационарное учреждение. При этом письменное заявление является способом выражения воли гражданина, то есть волеизъявлением, а медицинская карта - это документ, подтверждающий нуждаемость гражданина в проживании в доме системы социального обслуживания населения в силу состояния его здоровья.

10. Предметом договора найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения как основания возникновения соответствующего жилищного правоотношения является жилое помещение в соответствующем доме указанной системы. При этом жилые помещения, предоставляемые по договору, относятся к государственному (федеральному или субъектов РФ) или муниципальному жилищному фонду.

Согласно абзацу 1 пункта 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду домами системы социального обслуживания являются специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В соответствии с абзацем 2 пункта 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

С учетом физического состояния особой категории нанимателей по договору жилые помещения специально оборудуются для нанимателей. Это проявляется, например, в наличии пандуса для инвалидов. Кроме того, жилые помещения обеспечиваются мебелью, постельными принадлежностями и иными необходимыми предметами (практически как в общежитии и даже больше, поскольку предоставляется и одежда, и обувь). Например, пункт 12.2 Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145 <28>, устанавливает, что дом-интернат осуществляет бытовое обслуживание, предоставление благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.

--------------------------------

<28> Документ не был опубликован. Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

 

Характеризуя объект правоотношения по найму, необходимо учесть, что в соответствии со статьей 21 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" на администрацию возложена обязанность выделить супругам изолированное жилое помещение. Следовательно, как справедливо отмечает Г.Ф. Шешко, "прочим проживающим в основном выделяется комната на 2 и более человек" <29>. Подтверждением данной позиции служит и пункт 5.4 распоряжения Правительства Москвы от 09.12.1994 N 2388-РЗП "Об утверждении московских городских строительных норм "Дома-интернаты для инвалидов и престарелых" <30>, согласно которому вместимость спальных комнат следует принимать:

--------------------------------

<29> Шешко Г.Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. 2006. N 1. С. 20.

<30> Документ не был опубликован. Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

 

- в домах-интернатах для психохроников с тяжелыми поражениями умственного аппарата - 4 - 8 мест;

- в остальных типах домов-интернатов - 1 - 3 места.

Несомненно, предоставление отдельной квартиры наиболее способствует созданию условий проживания, необходимых для нормального существования человека. Но следует учитывать и ограниченные ресурсные возможности органов государственной власти и местного самоуправления.

В науке жилищного права Л.Ю. Грудцына, помимо жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, выделяет также относящиеся к специализированным "жилые помещения в домах системы органов социальной защиты и домах иного социального назначения" <31>. Но жилые помещения в домах системы органов социальной защиты как раз и представляют собой жилые помещения в домах системы социального обслуживания. Кроме того, автор не конкретизирует, что, по ее мнению, следует понимать под домами "иного социального назначения", в то время как законодательство не содержит данного термина.

--------------------------------

<31> Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Краткий курс. М.: Изд-во "Эксмо", 2005. С. 150 - 151.

 

Также Л.Ю. Грудцына пишет о "специально оборудованных жилых помещениях, занимаемых инвалидами в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов по договору найма или аренды..." <32>. Однако специализированные жилые помещения, предоставляемые в том числе инвалидам, находятся согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ только в государственном или муниципальном жилищном фонде. Кроме того, статья 19 ЖК РФ не содержит упоминания об общественном жилищном фонде. А сами специализированные жилые помещения могут предоставляться только по договору найма или безвозмездного пользования, но не по договору аренды, поскольку это противоречит как действующему законодательству, так и цели договора: предоставление жилого помещения для социального обслуживания, помощь нуждающимся слоям населения.

--------------------------------

<32> Грудцына Л.Ю. Указ. соч. С. 151.

 

11. Права и обязанности сторон по договору найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения.

В соответствии со статьей 107 ЖК РФ условия пользования жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако, несмотря на указание законодателя, нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности нанимателей по пользованию жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения, еще не приняты. Поэтому для определения прав и обязанностей необходимо обращаться к жилищному законодательству, регулирующему права и обязанности нанимателей всех видов специализированных жилых помещений или (при наличии указаний законодателя) жилых помещений по договору социального найма в целом, или к нормативно-правовым актам других отраслей права, принятым еще до принятия ЖК РФ.

Специальное законодательство (статьи 7, 8, 12 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов") предусматривает в отличие от правового статуса нанимателей по иным видам договоров найма специализированных жилых помещений целый комплекс иных прав граждан-нанимателей: организационных, связанных с социальным обслуживанием, осуществлением трудовой деятельности, предоставленных с учетом нуждаемости граждан в специальной социальной защите. Можно заключить, что предоставление жилого помещение является условием для осуществления комплекса иных прав.

Следует отметить, что наниматель жилого помещения несет обязанности, характерные также для нанимателей других видов специализированных жилых помещений, но с учетом его физических возможностей.

Так, едва ли возможно требовать исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом "д" пункта 14 Правил пользования жилыми помещениями (немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию) и пунктом 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ (проводить текущий ремонт жилого помещения), если наниматель - инвалид, находящийся в беспомощном состоянии.

Date: 2015-09-17; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию