Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запросы молодежи и возможности работодателей





 

Профессии, пользующиеся наибольшим спросом у молодежи (18-22 лет) Профессии наиболее часто предлагаемые работодателями
Временная работа Постоянная работа Временная работа Постоянная работа
Продавцы Секретари Продавцы Секретари
Участники маркетинговых исследований Менеджеры Работа на телефоне Бухгалтеры
Курьеры Бухгалтеры Уборщицы Инженерные специалисты разного профиля
Требуемая оплата — 10000 руб. и выше Предлагаемая оплата — 1 500-2500 руб.

 

Результаты последних (1999-2000 гг.) социологических обследований, проведенных Минтрудом России и его территориальными центрами профориентации показали, что сейчас большинство выпускников общеобразовательной и профессиональной школ смутно представляют себе, как сложится их дальнейшая судьба, неадекватно оценивают возможности своего профессионального роста.

Немалая часть молодежи по-прежнему ориентирована на патерналистские парадигмы. Следствием является их более низкая социальная мобильность. Это, в частности, проявляется в неспособности (или нежелании) искать и находить свое место на рынке труда. Так, 60 процентов опрошенных заявили, что они не имеют никаких жизненных планов.

И хотя у молодежи формируется новый подход к роли государства в обществе, в котором упор делается не на иждивенчество, а на более полное использование возможностей человека, делать однозначные выводы об абсолютных сдвигах в сторону самостоятельной адаптации преждевременно, так как 26% утверждают, что правительство должно гарантировать каждому не только работу, но и высокий уровень жизни[181].

К негативным последствиям разрушения связей между профессиональной школой и трудовой деятельностью можно отнести нежелание определенной части молодежи, других категорий населения напряженно трудиться и учиться.

Чем руководствуются сейчас юноши и девушки при выборе профессии, поиске работы, оценке социально-экономической роли государства? Ответ на это дают исследования ИСЭ ПН РАН[182] проведенные в 2000 г. при поддержки Российского гуманитарного научного фонда, см. табл. 7.

Таблица 7

Какие стороны будущей работы важны для Вас? (%)[183]

 

  Безработные Учащиеся
Хорошие деньги сразу 11,7  
Возможность со временем зарабатывать много денег 27,8  
Возможность развивать свои способности 21,1  
Повышать профессиональную квалификацию 20,6  

 

Эти же исследования показали, что этап социальной деградации молодежи. — отказ части молодых людей от образования и стремлении скорее удовлетворить свои краткосрочные потребности — в основном пройден.

Сейчас положение несколько изменилось. Рациональное ведение хозяйства требует привлечения на рынок труда профессионалов с реальными знаниями. За это хорошо платят. Свои коррективы внес августовский кризис, побудивший многих по-иному оценить свои возможности. Одна из реакций — резкое увеличение спроса на получение высшего образования. Однако по-прежнему часть молодежи в силу объективных причин остается «аутсайдером» в своем поведении на рынке труда. У части современной молодежи не личностный профессионализм определяет структуру трудовых притязаний, а господствующие в нашем обществе институциональные нормы, как-то: трудоустройство «по блату» благодаря нужным связям и знакомствам. Многие молодые люди, имеющие хорошую образовательную под готовку, уверены, что возможность получения работы зависит не от уровня образования, а от наличия так называемого социального капитала (связей и рекомендаций), см. табл. 8.

Таблица 8

Что нужно для того, чтобы трудоустроиться? (%)[184]

 

  Безработные Учащиеся
Специальное образование 17,8  
Связи и рекомендации (социальный капитал)    
Профессию, пользующуюся спросом   _
Навыки практической подготовки -  

 

Изначально разные стартовые возможности для развития во многом определяют ценностные ориентиры молодых людей. И, увы, не в пользу приобретения знаний и упорного труда. Тем не менее, необходимость повышать свой интеллектуальный потенциал признается многими молодыми людьми.

В плане самореализации значительная часть студентов, собирающихся работать по специальности, хочет организовать собственное дело, зарабатывать много денег. При этом многие готовы к тяжелой работе. В то же время большинство опрошенных ИСЭПН среди безработных (56,7%) предпочитают легкую работу без ответственности; 7,7% хотят самореализоваться и получить высшее образование. Пассивная жизненная позиция — ни за что не отвечать и получать много денег — характерна для 25,5% опрошенных[185].


Чтобы качество рабочей силы было высоким, оно должна быть признано особо важной задачей на государственном уровне.

Мировой опыт развития свидетельствует, что в странах, где в числе главных приоритетов названо образование, достигнуты наибольшие успехи в развитие экономики. Так, японское экономическое чудо во многом обусловлено тем, что здесь впервые в мире была разработана концепция всеобщего высшего образования и в настоящее время примерно 94% учащихся Японии продолжают образование в вузах.

Вслед за Японией многие страны приняли государственную программу пере хода ко всеобщему высшему образованию[186]. Так, в 1990 г. Министерство просвещения США разработало программу «Национальные цели просвещения», в которой образование провозглашается основным показателем качества жизни, сердцевиной экономического могущества и безопасности, ключом обеспечения конкурентоспособности страны. В США на развитие образования ежегодно тратится из бюджета не менее 170 млрд. долл.

В Америке задачи образования всегда ставит президент страны. Может быть, поэтому в Америке точно знают, например, сколько токарей потребуется ей в 2000 г. Конечно, эти цифры приблизительные, но они национальные, в этом их огромное значение. И Америка, и другие зарубежные страны с подобными прогнозом на руках, обозначая свои внутриэкономические перспективы, неизбежно обращаются к образованию, прогнозируя подготовку кадров для практической реализации этих перспектив, вкладывают деньги в эту деятельность. Например, в Дании и Бельгии за подготовку официанта платят вдвое больше, чем за подготовку токаря. Это сегодня, когда официант им нужнее. Но не исключено, что прогноз на завтра потребует, например, больше плотников, и тогда государство вложит больше денег в подготовку именно этих рабочих. Парадокс, но мы, с готовностью копирующие многое из опыта зарубежных стран, в прогнозировании повышения качества рабочей силы, ее профессиональной подготовки, связанной с экономическими прогнозами, безнадежно отстаем, считаем, что в России такой прогноз невозможно сделать из-за огромных размеров рынка труда. Прогнозные оценки ситуации на рынке труда и в собственном коллективе должны занимать важное место в кадровом обеспечении социальной политики.

Без серьезного изучения стоимости рабочей силы, спроса и предложения высококвалифицированных работников нужного профиля, изменений в мотивации тру да и других факторов движения трудовых ресурсов можно быстро растерять имеющийся кадровый потенциал. А для его постоянного наращивания в борьбе с конкурентами необходимо иметь источники кадрового пополнения, знать положение в области обучения кадров, предвидеть неблагоприятные обстоятельства риски возникающие в связи с этим.

По оценке ведущих специалистов по управлению, в XXI в. основные тенденции в работе с персоналом будут заключаться в следующем:

• возрастает ценность квалифицированных работников, станут более эффективными обучающие программы, улучшится планирование персонала;

• значительно повысится роль планирования карьеры и развития персонала, так как:


а) молодые работники в большей степени ориентированы на рост своей карьеры;

б) среди пожилых работников (из-за высокой интенсивности труда, быстро меняющихся требований к работе) усилится тенденция крайнему выходу на пенсию), что приведет к освобождению ключевых должностей;

в) персонал фирм будет сокращаться (неблагоприятная демографическая ситуация, внедрение новых технологий).

• планирование карьеры преобразуется в непрерывный ряд программ развития персонала, включающих программы раннего выявления работников с управленческими наклонностями и потенциалом руководителя и их индивидуальной подготовки;

• возрастет зависимость управления персоналом от компьютерных технологий, которые будут управлять обширным объемом информации, необходимой для новых программ по персоналу;

• новые технологии будут ускорять необходимость регулярного обучения и совершенствования рабочей силы для поддержания конкурентоспособности компании.

Отмеченные тенденции ставят перед специалистами в области повышения качества рабочей силы новые задачи:

• обеспечить соответствие уровня квалификации сотрудников жестким требованиям современной экономики, где базовые навыки устаревают каждые пять лет;

• взять под контроль постоянно растущие издержки на рабочую силу, сохранив при этом конкурентоспособность индивидуальных пакетов компенсации;

• найти способы поддержать и усилить чувство принадлежности к организации у сотрудников, которым больше не требуется приходить в офис, поскольку они могут работать дома, общаясь с внешним миром посредством электронных средств связи.

Таким образом, решение задач повышения качества рабочей силы, предполагает: развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку качественно новой рабочей силы; восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, предоставление условий для самообучения; развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения; развитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;

развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.







Date: 2015-09-17; view: 363; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию