Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы разрешения трудовых споров





 

В настоящее время серьезные проблемы существуют в трудовом законодательстве при разрешении трудовых споров, прежде всего, индивидуальных. Часто они длятся несколько месяцев, и даже лет. Это повышает уровень социальной напряженности в обществе и снижает доверие к органам власти. Основные причины та кого состояния трудовых отношений:

1) правовой нигилизм работодателей и работников;

2) несовершенство механизма досудебного рассмотрения трудовых споров;

3) неурегулированность отношений представительства интересов работников при рассмотрении трудовых споров:

4) неприспособленность гражданского судопроизводства для разрешения трудовых споров.

Правовой нигилизм работодателей и работников основан на отсутствии дееспособной правоохранительной системы. По мере укрепления правоохранительных органов его уровень будет снижаться.

Несовершенство механизма досудебного рассмотрения трудовых споров в том, что работник перед обращением в суд обязан пройти стадию разрешения его трудового спора в комиссии по рассмотрению трудовых споров. Такие комиссии избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива организации. Как показала практика, деятельность таких комиссий неэффективна. На процесс их формирования большое влияние оказывают работодатели (их представители). Целесообразно, чтобы комиссии по трудовым спорам создавались на паритетной основе работодателями и профсоюзами, т.е. необходимо на уровне организации в полной мере включить в действие механизм социального партнерства. Такой принцип формирования комиссий будет способствовать и реформированию профсоюзов, побуждать их к выполнению защитных функций. При этом трудовой спор работников, не состоящих в профсоюзе, может рассматриваться непосредственно в суде. Или же законодательство должно предусмотреть право работника обратиться за защитой в действующий в организации профсоюз.

Очень важной проблемой, требующей незамедлительного решения, является необходимость внесения изменений в правовые нормы института представительства по защите интересов работников при разрешении трудовых споров. Уполномоченный профсоюза должен быть наделен правом представительства интересов работников, состоящих в профсоюзе, без специального оформления представительства, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством.

Необходимо наделить профсоюзы правом инициирования трудовых споров работников без обращения их за защитой в профсоюз, а в органах по рассмотрению трудовых споров уполномоченный профсоюза должен представить только доказательства нарушения трудового права работника и его членства в профсоюзе. Работник, конечно же, должен иметь право, как отказаться от ведения профсоюзом трудового спора в его защиту, так и представлять лично свои интересы в споре.

Длительность сроков разрешения трудовых споров в настоящее время связана в основном с неприспособленностью гражданского судопроизводства для рас смотрения такого рода дел. Трудовое законодательство одно из самых сложных отраслей законодательства, что требует высокой профессиональной подготовки судей, рассматривающих трудовые споры. В рамках гражданского судопроизводства, когда судьям приходится рассматривать споры, вытекающие из различных отраслей права, необходимой их профессиональной подготовки добиться невозможно. Это возможно только при создании специализированных судов для рассмотрения трудовых споров. Такие суды существуют во многих странах Запада и показали свою эффективность. Как правило, деятельность трудовых судов там построена на принципах трипартизма: судебные дела рассматривает коллегия в составе профессионального судьи и двух непрофессиональных судей, выдвигаемых профсоюзами и организациями предпринимателей. Такое сочетание обеспечивает квалифицированное рассмотрение дел, поскольку профессиональные судьи таких судов — юристы, специализирующиеся в области трудового права, а непрофессиональные судьи — это практики, хорошо ориентирующиеся в вопросах трудовых отношений.

Трудовые споры могут быть встроены в общую судебную систему или же быть полностью автономными от нее. В мировой практике существуют оба варианта, а юрисдикция трудовых судов различна. В одних странах они рассматривают только индивидуальные трудовые споры, в других — только коллективные трудовые споры, а в-третьих — применяется смешанный подход. В российских условиях представляется целесообразным последний вариант юрисдикции: трудовые суды должны рассматривать все индивидуальные трудовые споры и часть трудовых споров, относящихся к предмету коллективных. Из этой части в юрисдикции трудовых судов следовало бы оставить споры, касающиеся:


1) толкования и нарушений коллективных договоров и соглашений;

2) законности проведения забастовок;

3) размеров возмещения вреда, нанесенного незаконными забастовками;

4) статуса профсоюзов и иных представительных органов работников;

5) коллективной защиты индивидуальных прав работников;

Предметом коллективных трудовых споров, не подпадающим под юрисдикцию трудовых судов, должен быть только один — изменение или установление новых условий труда, т.е. неурегулированные разногласия между работниками и работодателем. Затянувшийся коллективный трудовой спор в форме забастовки также должен быть отнесен к юрисдикции трудовых судов. При забастовке длительностью, например, свыше двух месяцев, инициирование обращения в соответствующий трудовой суд должны иметь любая из сторон спора и государственный инспектор труда.

Всвязи с тем, что трудовые отношения носят специфический характер, связанный с подчиненностью одного субъекта правоотношений другому, не все принципы гражданского судопроизводства могут применяться к рассмотрению трудовых споров. Процедура рассмотрения трудовых дел должна быть более быстрой; должны отсутствовать некоторые формальности, присущие гражданскому процессу; судам следовало бы проявлять большую инициативу в ведении судебного процесса, привлечении доказательств. Трудовой процесс должен иметь специфические особенности в отношении представительства сторон, распределения бремени доказывания, оценки доказательств. Обязанность доказывания виновности работника в большей степени должна возлагаться на работодателя. Трудовые суды должны быть более доступны для работников, чем обычные.

Большое значение в трудовом процессе должно придаваться побуждению сторон к примирению на всех стадиях процесса, так как отношения сторон основаны на действии трудового договора, заключенного, как правило, на неопределенный, т.е., длительный срок. При таких условиях сторонам необходимо стремиться к со хранению социального мира, а суды должны этому способствовать.

Таким образом, специфические черты трудового права диктуют необходимость формирования соответствующих процессуальных форм и институтов и в конечном итоге процессуального трудового права. Представляется, что это должно быть выражено в создании Трудового процессуального кодекса.

Контрольные задания и вопросы для самопроверки

Задание1. Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

Трудовое право является одним из институтов гражданского права.

Задание № 2. (Выберите правильный вариант ответа).

1) Наиболее независимыми от работодателя представителями работников являются:

а) советы трудовых коллективов:

б) советы рабочих; с) профсоюзы;

д) забастовочные комитеты;

е) органы общественной самодеятельности.

2) Основной задачей трудового законодательства является:

а) содействие росту производительности труда;

б) содействие повышению качества работы;

с) регулирование трудовых отношений работников и работодателей; д) повышение эффективности общественного производства.

Задание3. (Закончите предложение). Источниками трудового права России являются:


- Конституция РФ;

- законы (федеральные и субъектов федерации);

- указы Президента РФ;

- нормативные акты Правительства РФ, министерств и ведомств, акты ло кального регулирования.

В последнее время в российскую правовую систему все настойчивее начи нают внедряться новые источники трудового права:

Задание4. (Выберите правильный вариант ответа)

1) Сторонами трудовых отношений являются работник и (профсоюз, тру довой коллектив, работодатель).

2) Вхождение в профсоюз, объединяющий наёмных работников, других ра ботников, выполняющих административные функции, приводит к..... (неза висимости, зависимости) профсоюза от работодателя.

3) В США в соответствии с национальным законодательством, если проф союз включает в свой состав лиц, относящихся к..... (работодателю, админист рации, техническому персоналу), даже самого низового звена, он не вправе вы ступать..... (партнером, оппонентом, представителем) работников в..... (индивидуальных, коллективных, многосторонних) переговорах.

Вопросы:

1) Какие существуют виды трудовых споров в зависимости от субъектов в них участвующих?

2) Каков порядок создания комиссий по трудовым спорам в действующем трудовом законодательстве?

3) В чем состоит принцип трипартизма при создании трудовых судов в странах Запада?

4) Почему при разрешении трудовых споров принцип побуждения сторон к примирению является более важным, чем при разрешении большинства иных споров?

Литература

1. Трудовое право: Учебник под ред. О.В. Смирнова. М. ТЕИС. 1996.

2. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие под ред. В.Н. Толкуновой. М. Юрист. 1995.

3. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учебник для вузов. М. Дело. 1999.

4. Конституция РФ. М. Юрид. лит., 1993.

5. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда (1957-1990). Т. П. Международное Бюро Труда. Женева. 1991.

6. Кодекс законов о труде РФ.

7. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники. Государство и право. 1996. № 1.

9. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта. Государство и право. 1995. № 3.

10. Дз Мияи. Японский феномен. Труд. 1991, 20 февраля.







Date: 2015-09-17; view: 903; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию