Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальных программ
В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики. Эту политику можно охарактеризовать: 1) как концепцию и программу действий государства и представляющих его должностных (президента, председателя правительства, руководителей регионов и др.) и юридических лиц (законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, конкретных социальных систем и служб), партий, движений, отдельных политических лидеров; 2) как собственно реализуемую комплексную социальную технологию в данном социальном времени и конкретном территориально-правовом пространстве (административно-территориальном образовании: стране, области, крае, городе и т.д.). Для неё характерны: • низкая причинная обусловленность и выраженная ситуативность. Вследствие этого предпринимаемые действия преимущественно нацелены на решения кризисных или предкризисных социальных ситуаций. Они в значительной мере ориентированы на смягчение социально-политического резонанса, обусловленного этими ситуациями; • вторичность относительно экономики и социально-экономических процессов, в силу чего её прямая зависимость от финансовых и экономических ресурсов; • нацеленность на удержание существующей государственной власти, а потому преимущественная поддержка устойчивых социальных интересов классов, социальных групп и слоев, от которых зависит устойчивость власти; • зависимость от понимания сути и содержания реальной социальной политики лидерами государственной власти и государственными служащими; • относительно незначительная динамичность; • преимущественное применение программно-целевого механизма управления социальной сферой, ориентированного на относительно короткие сроки реализации программ. Основные способы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью. Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс вы бора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия. Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема». Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(бы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций. Социальная проблема — это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления. Социальные проблемы подразделяются на: • локальные, затрагивающие частные социальные аспекты общественной жизни (например, интересы конкретных индивидов, групп населения: инвалидов, по жилых и т.д.); • социальные проблемы, возникающие на уровне социальных институтов (здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д.); • социальные проблемы, требующие структурных преобразований общественной системы в целом (социальные реформы). Стратегическое планирование при разработке социальных программ следует рассматривать как процесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор должен быть ориентирован на отдаленные результаты, и осуществляться на основе оценки структурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов с учетом интересов субъектов социальной политики. Центральными субъектами являются государство и человек, в интересах которого осуществляется эта политика В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: • доходов и цен; • занятости и социально-трудовых отношений; • охраны здоровья населения и развития здравоохранения; • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); • образования; • семьи, материнства и детства; • дети России и др. Стратегическое планирование должно осуществляться поэтапно: • первый этап — социальное прогнозирование; • второй этап — социальное проектирование; • третий этап — социальное планирование; • четвертый этап — долгосрочные целевые социальные программ. Социальное прогнозирование позволяет определить наиболее значимые подходы к социальному проектированию. Социальное проектирование используется как один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительно различных социальных явлений и процессов. Социальное проектирование в отличие от социального планирования, являющегося следующим этапом стратегического планирования, в меньшей степе ни детерминировано. Оно допускает многовариантность решений, и тем самым как бы предопределяет направления развития, исходя из материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Социальные планы, в том числе перспективные, строго рас считаны на тот или иной отрезок времени. Тогда как социальный проект, в зависимости от поставленных целей (цель — это выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления), может предполагать определенные сроки своего осуществления, а может основываться на примерных расчетах, на некоторых ориентировках, не имеющих строгого временного ограничения. Социальное проектирование определенный связующий элемент между социальным прогнозированием и социальным планированием с точки зрения осуществления намеченных целей. В прогнозировании эти цели, как правило, выступают в самом общем виде, в то время как в плане они конкретизируются. При социальном проектировании перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой в ходе развития, или одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Проектирование обычно направлено на по иск и обоснование круга средств, предполагающих возможность их воспроизведения или замены друг друга в различных ситуациях. Таким образом, социальное проектирование позволяет рассматривать различные тенденции развития тех или иных социальных явлений и процессов, как наиболее, так и наименее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, учитываются организационные, материальные, финансовые, кадровые и прочие ресурсы для их использования при решении социальных проблем. К сожалению, на практике социальное проектирование и социальные проекты не рассматриваются с таких позиций. Проекты принимаются на уровне решений (приказов, распоряжений и т.п.) как законченные управленческие формы. Тогда как эта должно осуществляться на нижеследующих этапах. Социальное планирование, которое предполагает определение цели, ее количественную и качественную характеристику применительно к каждому объекту планового воздействия, следует рассматривать как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также как возможность видеть специфику в различных сферах общественной жизни — экономике, политике, духовной жизни и т.д. При планировании необходимо учитывать территориально-административные, национальные и географические особенности, что требует рас смотрения региональных особенностей социального планирования. Социальное планирование определяет приоритеты, виды, масштабность долго срочных целевых социальных программ. Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий. Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок: 1) Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации. 2) Концептуальная разработка планируемой программы. 3) Информационный поиск вводимых данных. 4) Собственно формирование программы. 5) Прогнозирование результатов реализации программы. 6) Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий. 7) Разработка управления реализацией программы. Экспертный анализ включает: • определение структурно-функциональной, правовой и организационной основы сложившихся подходов к решению комплекса социальных вопросов, определяющих проблему, подлежащую решению в рамках данной программы; • выявление принципов реализации используемых мер; • оценку вариантности или инвариантности мер; • выявление влияния ранее принимаемых решений, реорганизаций, перестроек в службах социального комплекса (эффективность внедрения, запаздывание, не состоятельность, причины невыполнения, положительные стороны); • прогнозирование дальнейшего использования сложившихся подходов. На основании экспертного анализа должны быть даны обоснованные выводы о наличии (или отсутствии) проблемы. Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает: • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде; • определение цели и подцелей программы; • формирование плана мероприятий; • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы); • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных); Информационный поиск вводимых данных должен корреспондировать с реальными масштабами социальных потребностей (отсюда необходимость оценки репрезентативности данных и компетентности их источников). Собственно формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных. Прогнозирование результатов реализации программы следует проводить методом экспертных оценок и математического моделирования, а также их сопоставления. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий необходима для последующего контроля хода выполнения программы, а также итоговой оценки ее эффективности. Основные формы управления функционированием программ: • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей; • формирование дирекции программы; создание попечительского совета; • Другие формы. Критериями стандартизированных показателей целевых результатов, могут быть количественные показатели (выраженные в абсолютных числах, %, долях и т.п.) и качественные (субъективно-объективные показатели улучшения, ухудшения, стабилизации и т.п.). Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами, включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития. Конечной целью стратегического планирования может быть определено повышение уровня жизни населения и его отдельных групп. Показателями должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д. Эти показатели относятся преимущественно к экономическим категориям. Такая оценка вызвала неудовлетворение и ученых, и практиков, она не дает должным образом определить эффективность управления и выбранную стратегию социального развития. Все большее признание получила оценка по социальным результатам, когда на ряду с экономическими последствиями должна оцениваться социальная составляющая. При таком подходе ведущее значение приобретают человеческий фактор, прогресс творческих способностей, мышления людей, развитие их самоуправления, самоорганизации, укрепления межличностных контактов, социальная интеграция и реинтеграция, достижение равных возможностей. Чтобы в полной мере были задействованы социальные составляющие, стратегическое планирование должно быть ориентировано на создание всем социальным слоям и группам населения условий Для свободного развития умственных и физических сил человека, стимулирования труда, потребности в повышении качества профессиональных знаний и умений, об щей культуры и их творческом применении в различных сферах жизни. Большое значение следует уделять формированию благоприятного психоэмоционального климата в макро- и микроколлективах, когда личность не будет чувствовать своего отчуждения от социокультурной среды, управления развитием своей страны, ответственностью за будущее своей семьи, свое собственное благополучие. Таким образом, стратегическое планирование при разработке социальных про грамм должно предполагать социальный прогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различных социальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путем планомерного управления социальными процессами и их модернизации. Date: 2015-09-17; view: 530; Нарушение авторских прав |