Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мобилизации или предотвращения (минимизации)
Государство своей деятельностью гарантирует возможность цивилизованной социальной политики в национальных масштабах (а тем самым создаёт и определённые предпосылки, и цивилизованные социальные отношения в международной сфере). Гарантия — это обеспечивающее условие, система обеспечивающих условий. Необходимые и достаточные гарантии возможностей цивилизованной социальной политики возникают состоят не в том, что государство надёжно огородило пространство жизни народа (нации) от неблагоприятных внешних факторов и тем самым даёт полную возможность всем народным социальным силам взаимодействовать, будучи защищёнными от неблагоприятных и разрушительных внешних воздействий. Это, конечно, существенно и необходимо, но далеко недостаточно. Система достаточных условий, обеспечивающих цивилизованную социальную политику, т.е. система гарантий, возникает и существует, если государство и его деятельность становится ресурсом (источником возможностей, влиятельным факто ром) социальных взаимодействий. Можно ведь рассуждать и повести дело так: сами социальные группы, взаимодействуя, не могут добиться без эффективных действий государства того, чего добиваются при эффективном осуществлении государством его функций; потому государство должно приниматься за социальные проблемы и решать их. В этом пункте — принципиальная развилка: либо государство станет пособлять субъектам социальной политики в их взаимодействиях, не подменяя их действия своими, либо оно начнёт подменять субъектов социальной политики и решать социальные проблемы вместо них, надеясь решить эти проблемы и лучше, и справедливее, и эффективнее. Стать ресурсом цивилизованной социальной политики и «взять на себя» решение проблем, решаемых в процессе социальной политики, — не одно и то же. Демократическое государство становится ресурсом. Недемократическое — «берёт на себя». В чём существо этого важного государственного дела — быть ресурсом эффективной социальной политики? Общество как форма жизни целого народа сталкивается с проблемами, если можно так выразиться, целообщественными. Т.е. существуют проблемы, которые касаются общества в целом. Их может решить только народ в целом. Но он структурно расслоен и редко действует, будучи сосредоточенным на одну задачу как единое целое. По его поручению действует, как правило, государство. Ставя и решая целообщественные проблемы, государство и выполняет свою роль ресурса социальной политики. Какие это проблемы? Назовём четыре: 1) Проблема социальных перспектив. 2) Проблема социальных целей. 3) Проблема социальных возможностей. 4) Проблема социальных рисков. Проблема социальных перспектив и проблема социальных целей проистекают из того, что будущее реально вариантно. В истории не существует и не может существовать таких ситуаций, когда бы из одного и того же достигнутого состояния однозначно следовало бы единственно возможное продолжение. Продолжений всегда несколько, и притом не придуманно-сказочных, а вполне реальных, достижимых при определённых условиях и общественных действиях. Перспектива общества не однозначна, не фатально предначертана. Её требуется выбрать, т.е. на чно распознать (сориентироваться в возможном будущем), осознать как общественную цель и организовать деятельность целого народа для её достижения. Это делает прежде всего государство, не без народа, конечно, и не вместо на рода, если оно демократическое. Играя ведущую роль в определении перспектив, формируя стратегические цели развития общества, реалистически оценивая возможности с учётом времени, государство делает свой вклад в создание общих предпосылок для деятельности всех субъектов. Конкретнее рассмотрим одну из целообщественных проблем — проблему социальных рисков. Она, как и остальные, всегда актуальна для социальной политики. Социальные риски — это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо (или нескольких) важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы. Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, де ографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества, и более того, имеют своими при чинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки. Пример. Частная капиталистическая собственность является общественной фор мой (предопределяет общественное устройство) капиталистического воспроизводства. На рынке труда частные предприниматели вправе нанимать не больше работни ков, чем им требуется для экономически эффективного хозяйствования. Общество и государство не в праве навязать им приоритет критериев социальной эффективности (например, приоритет не прибыльности, а полной занятости). В связи с этим всегда существует вероятность, что суммарный спрос на рынке труда окажется меньше суммарного предложения. Постоянная вероятность излишка предложения равнозначна постоянной опасности для части работников оказаться без работы. Риск безработицы вытекает, следовательно, из главенства частной капиталистической собственности в организации общественного производства, из подчинения развития хозяйства всего общества частным интересам капитала. Риск безработицы — типичный риск социального происхождения. Примеры других социальных рисков — риски бездомности, безземельности, бедности, стандартизации потребления («массовая культура»), социальной дезинтеграции (опускания на «социальное дно», люмпенизации). В форме всех этих социальных рисков проявляются их глубинные причины — социально-классовые антагонизмы, отношения эксплуатации. Понимая, что данное общественное устройство само из себя постоянно порождает социальные риски, общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков — социальную защиту. Делает это в решающей мере государство. Ни один из других субъектов социальной политики с подобной целообщественной задачей не справится. Конкретный состав социальных рисков меняется в ходе общественного развития и постепенно (в фазах эволюции) и скачкообразно (в фазах революций и революционных реформ). В России скачкообразное изменение системы социальных рисков произошло в ходе четвёртой русской революции и революционных реформ 1990-х годов. Вопрос о том, как в таких условиях государство выполняло свою роль гаранта и ресурса социальной политики рассматривается ниже. Date: 2015-09-17; view: 319; Нарушение авторских прав |