Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды гипотез, диспозиций и санкций. Их соотношение со статьями нормативных актов
Основными элементами структуры правовой нормы являются: 1) гипотеза Гипотеза – это условие, при котором действует норма права. Различают разнообразные виды гипотез: 1. в зависимости от строения: - простые (предусматривающие одно условие) - сложные (включающие несколько условий, необходимых для действия нормы). 2. в зависимости от формы: - абстрактные (с обобщающей формулировкой) - казуистические (предусматривающие наступление конкретных условий) 3. по характеру условий: - положительные (содержат условия, при которых действует правило поведения) - отрицательные (указывают на необходимость отсутствия тех или иных обстоятельств) 4. по степени сложности: -однородные (содержат одно условие) - составные (содержат несколько условий, при наступлении которых будет действовать правило поведения) -альтернативная (содержат несколько условий, из которых должно наступить хотя бы одно, чтобы действовало правило поведения)
2) Диспозиция Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе условий. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром. Диспозиции классифицируются последующим основаниям: 1. по способу описания: - простые (описывают модель поведения без признаков) - описательные (содержат признаки поведения) - отсылочные (содержат ссылку к другой норме права того же НПА) - бланкетные (содержат ссылку на другой НПА либо указывают на незаконность действий) 2. по юридической направленности - предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения) - обязывающие (содержат правила поведения для одного лица) - рекомендательные (указывают на желательность или целесообразность поведения) - запрещающие (указывают вид и меру запрещенного поведения) 3. по составу: -простые (содержат одно правило поведения) - сложные (содержат несколько обязательных правил поведения) - альтернативные (содержат варианты возможного поведения) 3) Санкция – это элемент нормы права, содержащий ответственность за неисполнение норма права. Различают следующие виды санкций: 1. по отраслям права: - предусматривающие уголовную ответственность, гражданскую, дисциплинарную, административную 2. по объему: - простые (содержащие одно неблагоприятное последствие) - сложные (содержащие несколько совокупных неблагоприятных последствий) - альтернативные (содержащие несколько неблагоприятных последствий, из которых наступает какое-либо одно по выбору правоприменителя) Соотношение элементов нормы со статьями нормативных актов. Норма права и статья нормативного акта могут как совпадать, так и не совпадать. В статье нормативного акта не всегда присутствуют все элементы нормы права. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных актах: 1) Прямой (в статье нормативного акта присутствуют все элементы правовой нормы). 2) Отсылочный способ (в статье нормативного акта содержатся не все элементы, но есть отсылка к другим статьям того же нормативного акта или к иному нормативному акту). 3) Бланкетный способ изложения (в статье нормативного акта устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но самих правил, т.е. диспозиции в ней нет, и нет прямой отсылки). Для применения данной нормы необходимо выяснить, за какие правила наступает ответственность.
47. Источник и форма права: соотношение понятий. Виды источников права и их использование в правовых системах разных стран. Особенности их в России. Источник права шире, чем форма права. Источник - это правопроизводящие факторы. Могут быть материальные (условия жизни, социальные институты) и идеальные (наука). Форма права - это внешняя форма выражения правовых норм. Часто используются как синонимы.
Разнообразие существующих в мире правовых систем предполагает существование различных видов источников права. К основным относятся: 1) Нормативный правовой акт 2) Обычай нормативный договор 3) Прецедент 4) Нормативный договор
Нормативный правовой акт - это официальный документ, акт правотворчества, закрепляющий правовые нормы. Нормативный акт является основным источником в континентальной системе права. Обычай Обычай – правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения в течение длительного периода времени. Является источником права в традиционной правовой системе (обычное право Африки). В РФ источником права является только тот обычай, который санкционирован государством (более распространен в морском торговом праве). Прецедент. - это решение вместе с его обоснованием, сформулированное в виде конкретного правила и обязательное для соблюдения при решении подобных вопросов в будущем для суда того же уровня или нижестоящего. Прецедент как источник права существует в правовых системах англо-саксонского типа. Допускается отмена прецедентных решений, но только вышестоящим судом или верхней палатой парламента. В континентальной системе права такого источника нет, но тенденции к его появлению намечаются. Нормативный договор - письменный документ, содержащий нормы права (Сырых). От НПА отличается способом принятия. Чтобы нормативный договор признавался источником права, необходимы условия: - прямая санкция государства на возможность заключения - взаимная ответственность за неисполнение
Виды нормативных договоров: а) между субъектами государства (например, федеративный договор 1992 года, под которым подразумевают совокупность трех договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и её субъектами). б) между учредителями организации в) коллективные договоры Остальные источники права могут признаваться источниками лишь в правопроизводящем смысле, но не содержат норм права: Акты высших судов, судебная практика. Доктрина права. Еще в период римского права взгляды пяти признанных римских юристов признавались источниками правовых норм (Гай, Папиниан, Модестин, Павел, Ульпиан). В современный период эти источники встречаются в правовых системах мусульманской правовой семьи. В иных правовых системах доктрины права как источника не существует.
Особенности системы источников РФ. - В РФ основным источником признается нормативный акт. Нормативные акты представляют собой иерархическую систему: Федеральный уровень: Конституция РФ Законы (Фед.конституционные законы, Федеральные законы) Подзаконные акты (Указы Президента – особое место, т.к. в некоторых случаях принимаются по вопросам, не урегулированным законодательно, Постановления Правительства) Международные договоры – сложный вопрос по соотношению с КЦ РФ. КЦ РФ предусмотрено, что если международным договором предусмотрены иные правила – действует международный договор. Венгеров отсюда делает вывод, что международные договоры обладают высшей юридической силой по сравнению с КЦ РФ. Противники данной точки зрения аргументируют, что действуют не международные договоры, а ратифицирующие их ФЗ. Соответственно, международные договоры являются ФЗ и стоят ниже КЦ РФ.
Уровень субъектов РФ: Конституции (уставы) субъектов Законы субъектов Подзаконные акты субъектов Муниципальный уровень: акты представительных и исполнительных органов. Локальные НПА - Санкционированные обычаи встречаются, но их распространение не носит значительного характера (в ряде случаев- гражданское право, а также морское торговое). - Прецедент как источник права отсутствует. - Акты высших судов, судебная практика официально источником права не являются. Они являются источником в правопроизводящем смысле (способствуют формированию правовых норм), но не в формальном. - Доктрина права как источник права не существует.
48. Правообразование (формирование) права и правотворчество: понятие и соотношение. Виды и принципы правотворчества. Правотворчество – процесс позитивизации права, выражения права в источнике. Под правотворчеством при этом понимают деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм, и прежде всего государственную деятельность, но не только. Формирование права - естественно-исторический процесс образования права, в ходе которого возникает потребность в правовом регулировании (предварительная правосозидательная работа). Необходимо также отметить, что предварительная правосозидательная работа не всегда предшествует правотворчеству, поскольку известны случаи «внезапного» принятия актов.
Соотношение правотворчества и формирования права – 2 т. зр. 1) правотворчество – самостоятельная процедура, осуществляемая после завершения формирования права 2) правотворчество – завершающая стадия формирования права
Чаще правотворчество рассматривают как завершающий этап формирования права (правообразования).
Правообразование состоит из следующих этапов: 1) вызывание условий для формирования правовой нормы (условия вырабатываются обществом, объективными потребностями) 2) подготовка законопроектов 3) собственно правотворчество (начинается с внесения проекта в законодательный орган).
В зависимости от различных оснований правотворчество делится на виды: 1) В зависимости от субъектов: а) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); б) правотворчество государственных органов – самое распространенное (например, Государственной Думы, Правительства РФ); в) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
2) В зависимости от уровня: а) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются законы) б) подзаконное правотворчество гос.органов. В качестве особого вида выделяют конституционное нормотворчесво, судебное нормотворчество в) подзаконное правотворчество негосударственных органов: - правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество - нормотворчество народов (появление обычаев)
Принципы правотворчества: - Научность (опора на научные достижения) - Профессионализм (Правотворчество – деятельность лиц, обладающих специальной компетенцией). Например, хотя проект в законодательный орган может направить абсолютно любое лицо, тем не менее обязанность по принятию решения в отношении данного проекта возникает у законодательного органа лишь в том случае, если лицо, внесшее проект, обладает правом законодательной инициативы. - Законность (Предполагает строгое исполнение гос.органами законодательных норм) - Демократизм (Характеризует необходимую степень участия граждан в правотворчестве). - Гласность (Означает открытость, прозрачность правотворчества для широкой общественности.) - Оперативность (Предполагает своевременность обновления нормативной базы, своевременность издания нормативных актов).
Стадии правотворчества (на примере законотворческой деятельности): 1) Внесение законопроекта *Вопрос Реутова на ГЭКе: «А Вы можете внести законопроект в Госдуму?» Ответ: ДА!, но обязанность принять решение у законодательного органа лишь в том случае, если право законодательной инициативы у субъекта есть 2) Обсуждение законопроекта. 3) Принятие закона. 4) Опубликование закона.
В иных видах правотворчества стадии отличаются, процессы менее масштабны.
Date: 2015-09-17; view: 682; Нарушение авторских прав |