Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия ценностей — мерило успеха 517





Того, кто знает много о других, можно назвать умным, но тот, кто много знает о себе, — ум­нее. Тот, кто управляет другими, может счи­таться очень сильным, но только тот, кто управляет собой, — сильнее.

Лао цзы, древнекитайский мыслитель

Мне кажется, вы убедились в том, какую огромную потенциальную силу несут в себе ценности и сколь мощ­ным инструментом они могут быть для изменения по­ведения. В прошлом вы оперировали своими ценностя­ми на подсознательном уровне. Сейчас у вас появилась прекрасная возможность понять их и научиться мани­пулировать ими, инициируя в себе положительные пе­ремены. Было время, когда мы совершенно не пред­ставляли себе, что такое атом, и поэтому не могли использовать его колоссальную энергию. То же самое с нашими ценностями. Переводя их на уровень сознания, мы можем добиться результатов, о которых не могли и мечтать. Мы можем теперь нажимать на такие кнопки, о существовании которых и не подозревали. Помните, ценности — это системы верований, дающие положи­тельный заряд нашей личности. Поэтому, производя из­менения в ценностях —устраняя конфликты между ними либо увеличивая их вдохновляющую силу, — мы мо­жем производить радикальные изменения в нашей жиз­ни. Вместо ощущения тревоги, которое вызывал у нас конфликт ценностей в прошлом, теперь мы можем по­нять, что происходит внутри нас или между нами и окружающими, и начать генерировать новые результа­ты. Мы можем делать это по-разному. Мы можем кон-текстуализировать свой собственный опыт, чтобы он стал более эффективным. Мы можем изменить процедуру верификации, манипулируя своими оттенками чувств, чем мы занимались, читая эту книгу. Кстати, то, что мы часто воспринимаем как конфликт ценностей, чаще все­го представляет собой конфликт между верификаци­онными процедурами. Мы можем уменьшить яркость конфликта и его звук таким образом, чтобы он стал совсем незаметным. В некоторых случаях мы можем даже поменять сами ценности. Если вы хотите, чтобы какая-нибудь ценность заняла более высокое иерархи­ческое положение, вы можете добиться этого, заставив ценности обменяться оттенками чувств. Таким образом вы измените степень важности различных ценностей, из­менив представления о них, которые формирует ваше сознание.

Например, один мужчина, которого я консультировал, считал, что ценность номер один для него — быть полез­ным людям. Любовь занимала на его шкале ценностей только девятое место. Как вы сами понимаете, с такой иерархией человеческих ценностей все его многочислен­ные попытки помогать другим не делали его более попу­лярным. Я выяснил в беседе с ним, что он представляет свою ценность номер один, благотворительность, в виде огромной картины, сдвинутой немного вправо, очень яр­кой, сопровождаемой определенным звуком. После того как я сравнил ее с тем, как он представляет себе менее важные ценности, в частности любовь (черно-белая ма­ленькая картинка, занимающая незаметное место где-то внизу, темная, несфокусированная), все, что мне остава­лось сделать, — это заставить ценности произвести об­мен оттенками чувств, применив свою методику «сви­ста». Сделав такую замену, мы изменили отношения к его ценностям: мы изменили всю его иерархию. Любовь стала для него ценностью номер один. Это радикально изменило его восприятие окружающего мира, что не пре­минуло сказаться на его взаимоотношениях с людьми.

Изменение системы ценностей может иметь колос­сальные последствия, которые поначалу не столь очевидны. Поэтому лучше начать с изучения процедуры верификации конкретного человека, постепенно меняя его восприятие отдельных ценностей, прежде чем про­изводить изменение в его иерархии.

Надеюсь, вы понимаете, какой эффект это может дать в сфере человеческих взаимоотношений. Предположим, ценностью номер один человек считает привлекатель­ность, номером два— честность взаимоотношений, но­мером три — разнообразие их, номером четыре— ува­жение. А теперь представим, что его уже не влечет, как прежде, к партнерше, но расставаться он не хочет по той или иной причине. Что делать? В данном случае есть два подхода к созданию чувства удовлетворенности в подобных взаимоотношениях. Один заключается в том, чтобы с помощью методики «свиста» сделать чувство уважения ценностью номер два, а привлекательность перевести на четвертое место. По-прежнему сохранив к ней уважение, он мог бы считать, что живет сообразно своим высшим ценностям. Более простой и менее ради­кальный подход — постараться, чтобы его партнерша вновь стала привлекательной для него. Для этого ему надо выяснить свои оттенки чувств в отношении физи­ческой привлекательности: что он видит, слышит, чувст­вует, ощущая физическое влечение? А затем он может либо сам вернуться к этой стратегии, либо попросить подыграть ему.


У большинства из нас наверняка есть ценности, ко­торые конфликтуют друг с другом. Мы хотим доби­ваться великолепных результатов в жизни, но мы также хотим расслабиться на пляже; мы хотим проводить вре­мя с семьей, но мы также хотим сделать карьеру на работе. Мы стремимся к безопасности, но нам нужны и приключения. Конфликта некоторых ценностей избе­жать невозможно; он придает жизни особый аромат, без которого она скучна. Проблема возникает тогда, когда ценности начинают тянуть нас в разные стороны. Про­читав эту главу, внимательно изучите свою иерархию ценностей и верификационные процедуры доказатель­ства на предмет конфликтов. Ясное видение их — пер­вый шаг к из разрешению.

Ценности имеют важное значение как для отдель­ных личностей, так и для общества в целом. История Соединенных Штатов Америки 60-х годов является за­мечательным исследованием важности и изменчивости ценностей. Что лежало в основе экономического подъ­ема 60-х, но создало конфликты ценностей? Неожидан­но огромный пласт общества начал пропагандировать ценности, которые пришли в конфликт с традиционны­ми принципами общества в целом. Большинство из на­ших самых почитаемых национальных ценностей — пат­риотизм, любовь к семье, преданность работе — были внезапно поставлены под сомнение. В результате на­блюдался целый исторический период социальной раз­двоенности и хаоса.

Одной из характерных черт 60-х было стремление молодежи обрести для себя больше личной свободы. У многих это проявлялось в пристрастии к наркотикам и длинным волосам. В наши дни те же самые люди чув­ствуют, что иметь свой собственный бизнес и быть хо­зяином своей жизни — наиболее эффективный способ получить больше личной свободы. Так что, взглянув на эволюцию американского общества за последние чет­верть века, можно не согласиться с распространенным суждением, что у нас один набор ценностей выходил из моды и заменялся другим. Скорее можно сказать, что мы видим эволюцию одних и тех же ценностей. Вторая особенность современного периода состоит в том, что мы стали более терпимыми. Мы теперь более терпимы к ценностям, предлагаемым расовыми меньшинствами, женскими обществами.

Из всего, что произошло, можно усвоить очень полез­ный урок. Ценности меняются, как и люди. Не изменя­ют своих взглядов только покойники. Поэтому важно знать, «куда дует ветер», и не бежать против него. Вспом­ните еще раз тех людей, которые настраивают себя на определенный результат только для того, чтобы потом убедиться, что он не совпадает с их ценностями. Многие из нас время от времени оказываются в такой ситуации. Единственный способ избежать ее — следить, чтобы на­ши верификационные процедуры выявляли эволюцию наших ценностей и вовремя предупреждали нас об этом.

Все мы живем с той или иной степенью неконгруэнт­ности. Это заложено в природе человека. Точно так же как и все человеческое общество проходит через раз­личные периоды своего развития, так и отдельные лю­ди. Но если мы знаем, что происходит вокруг, нам легче приспособиться к этому и воспринять те изменения, ко­торые мы наблюдаем. Если же мы ощущаем свою не­конгруэнтность, не понимая ее, наши действия еще бо­лее усугубят ситуацию. Мы начнем курить, пить, делать что-то в этом духе, чтобы справиться с подавленностью, сути которой не понимаем. Поэтому первый шаг на пу­ти к разрешению внутренних конфликтов ценностей — понять их. Формула Абсолютного Успеха так же под­ходит для анализа ценностей, как и для всего остально­го. Вам надо знать, чего вы хотите, — ваши основные ценности и их иерархию. Вам надо действовать. Надо выработать в себе остроту чувств, чтобы знать, куда вы идете. Вам необходимо также выработать в себе гиб­кость, чтобы вовремя измениться. Если ваша сегодняш­няя модель поведения не соответствует вашим ценно­стям, ее надо изменить, и конфликт отпадет сам собой.


И еще одно, последнее соображение, которым я спешу с вами поделиться. Не забывайте, что мы постоянно что-то или кого-то моделируем. Наши дети, наши подчиненные и наши коллеги постоянно моделируют нас. Если мы хотим служить для них достойными моделями, мы должны следить за тем, насколько наши ценности соот­ветствуют нашему поведению. Ценности должны быть сильными, поведение — конгруэнтным. Моделирование поведения чрезвычайно важно, но ценности — важнее. Когда вы упорствуете в своих воззрениях, а ваша жизнь полна несчастий и противоречий, те, кто воспринимает вас как модель, свяжут в своем сознании понятие на­стойчивости с перманентным невезением. Если же вы утверждаете, что жизнь — это праздник, и так же вос­принимаете ее, вы будете представлять собой конгруэнт­ную модель, которая свяжет в сознании других твер­дость с радостью.

Вспомните людей, оказавших на вас самое сильное влияние. Можно с уверенностью сказать, что они пред­ставляли для вас наиболее эффективные и конгруэнт­ные модели. Это наверняка такие люди, чьи ценности и поведение создавали для вас наиболее волнующую, при­влекательную модель успеха. Самые важные мотива-ционные силы в истории, религиозные книги, такие как Библия, повествуют только о ценностях. Истории, рас­сказанные в них, предлагают огромное количество мо­делей, которые вдохновляли и наполняли смыслом жизнь большинства людей на этой планете, давая им ценности огромной силы.

Выявление ценностей человека — простой процесс отыскания того, что он считает важным. Зная это, вы сможете лучше знать не только его потребности, но и свои. В следующей главе мы рассмотрим пять явлений, с которыми сталкивается каждый преуспевающий че­ловек на пути к успеху. Я хочу научить вас ими поль­зоваться. Я называю их...







Date: 2015-09-17; view: 267; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию