Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И начинает понемногу





Моя Татьяна понимать

Теперь яснее ¾ слава богу ¾

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной;

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще...

(А. Пушкин)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. Крылов)

129. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударе­нием в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блек­лый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерст­ный, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, планер, поблекнуть, холеный, шлем.

130.Дайте нормативно-стилистическую характеристику сле­дующих произносительных вариантов:

Озлобленный ¾ озлобленный, новорожденный ¾ ново­рождённый, нагруженный ¾ нагружённый, осведомлен­ный ¾ осведомлённый, проведенный ¾ проведённый, уг­лубленный ¾ углублённый, разгромленный ¾ разгромлён­ный, разгруженный ¾ разгружённый, раздробленный ¾ раздроблённый, обделенный ¾ обделённый, напоенный ¾ напоённый, настороженный ¾ насторожённый, одновре­менный ¾ одновременный, недосоленный ¾ недосолен­ный, новоиспеченный ¾ новоиспечённый, обыденный ¾ обыдённый, первоочередной ¾ первоочерёдный.

131.Укажите в произношении приведенных ниже слов допус­тимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характе­ристику.

1) Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинич­на, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядоч­ный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.

2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, груз­чик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловеч­ный; мужчина, перебежчик.

3) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжа­лостный, изжога, сжег, разжирел.

4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, что­бы, ничто, нечто.

132.Прочитайте данные ниже слова, соблюдая орфоэпические нормы. Укажите, совпадает ли произношение согласных в конце русских и соответствующих им белорусских слов.

Семь, восемь, дробь, степь, голубь, сыпь, полынь, пыль, зверь, дичь, печь, снег, берег, луг, бог.

133.Какие отклонения от литературных норм в произношении русских согласных наблюдаются в условиях белорусско-русского билингвизма? Приведите примеры.

134.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютенъ, прецендент, константировать, компентентный, компроментироватъ, скурпулёзный, друшлаг, явства.

135.Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Образец выполнения задания: анемия [н'э], антитеза [тэ и допустимо т'э], депо [д'э, уста­ревает дэ].

Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, де­мобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тен­денция, теннис, тире, тоннель, фонема.

Определите тенденцию в развитии нормы произношения согласных перед е в иноязычных словах.

136.Поставьте ударение в данных словах. Чем можно объяс­нить отступление в речи от современных акцентологических норм?

Километр, дециметр, миллиметр, сантиметр; аэро­метр, дозиметр, спидометр. Диалог, каталог, монолог, мартиролог, некролог; этимолог, мифолог, лексиколог. Бензопровод, газопровод, мусоропровод, электропровод.

137. Сопоставьте акцентологические варианты, определите, в каком направлении происходит изменение литературной нормы и чем оно обусловлено.

Искриться ¾ искрúться, вúхриться ¾ вихрúться, кéд­ровый ¾ кедрóвый, тúгровый ¾ тигрóвый, тóрмозный ¾ тормознóй.

138.Отметьте среди приведенных ниже слов а) равноправные акцентологические варианты и б) допустимые (разговорные), профессиональные, просторечные, устаревшие или устаревающие варианты.

Агония, апоплексия, асимметрия, атомный, баржа, гренки, договор, заговор, иначе, индустрия, инсульт, ис­кра, комплексный, кулинария, мельком, металлургия, мышление, пережитый, петля, пимы, ракурс, рапорт, ржаветь, творог, тефтели, феномен, ханжество, шасси.

139.Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии. Укажите причины отступлений от приня­тых норм в речевой практике.

Алфавит, арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, магазин, мастерски, медикамент, мизерный, наверное, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стено­графия, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяе­ва, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт.

140.Укажите акцентологические варианты и дайте их норма­тивно-стилистическую характеристику.

Вычисление, назначение, намерение, изобретение, об­наружение, обеспечение, опошление, плавление, сосредо­точение, упрочение. Маркировать, маршировать, маски­ровать, нормировать, пломбировать, премировать, форми­ровать, аккомпанировать, асфальтировать, дирижировать, информировать, блокировать, газировать, дозировать.

141.Переведите данные слова на белорусский язык и опреде­лите, совпадают ли акцентологические нормы в русском и бело­русском языках.

Арест, баловать, баловаться, валенки, верба, волосы, глиняный, детьми, десятеро, доска, дочка, кедровый, крапива, кремень, некоторый, ненависть, одиннадцать, ремень, смешной, шестьдесят.

Наблюдаются ли в вашем произношении данных выше слов отклонения от норм современного русского языка? В каких словах?

Внять, донять, занять, нанять, отнять, понять, принять; начать, начаться.

Выбрать, выжить, вырвать, выгнать, вызвать, вылить, выплыть.

142.Образуйте краткие страдательные причастия прошедше­го времени, поставьте ударение. Выделите формы, в произноше­нии которых наблюдаются колебания. Чем они обусловлены?

Взять, начать, понять, придать, принять, продать, раздать, собрать, созвать; ввезти, заключить, заслужить, наградить.

143.Соответствует ли ударение в выделенных словах совре­менной литературной норме? Чем можно объяснить несоответст­вие современным акцентологическим нормам в приведенных примерах?

Меня предчувствия томят

В век кибернетики бесстрастной:

Котлы атóмные дымят

Не в преисподней ¾ это ясно!

(Л. Куклин)

Завели старейшины,

А нам они ¾ примеры,

Пó две, пó три женщины

По двé, по трú пещеры.

(В. Высоцкий)

Неправда, над нами не бездна, не мрак,

Катáлог наград и возмездий.

Любуемся мы на ночной зодиак,

На вечное танго созвездий.

(В. Высоцкий)

Историческая симмéтрия.

Свет рассветный ¾ закатный снег.

Человечья доля смиренная ¾

быть как век.

(А. Вознесенский)

144.Выделите среди данных слов а) ацентологические вари­анты и б) слова, отличающиеся друг от друга своей семантикой, стилистической окраской или грамматической принадлежностью. Составьте с каждым из таких слов словосочетания.

Автозаводскóй ¾ автозавóдский, áтлас ¾ атлáс, брóня ¾ броня, грýженный ¾ гружёный, даренный ¾ дарёный, дéвица ¾ девúца, заводскóй ¾ завóдский, зáнятый ¾ занятóй, запáсный ¾ запаснóй, лáвровый ¾ лаврóвый, мáрганцевый ¾ марганцóвый, мóлодец ¾ молодéц, нáжитый ¾ нажитóй, нáлитый ¾ налитóй, обжúтый ¾ обжитóй, óбщина ¾ общúна, призывный ¾ призывнóй, рáзвитый ¾ развúтый ¾ развитóй, ýгольный ¾ угóльный, харáктерный ¾ характéрный, шёлковый ¾ шелкóвый, языковóй ¾ языкóвый.

145.Образуйте краткие формы прилагательных, поставьте ударение, укажите акцентологические варианты. Определите наме­тившуюся в современном произношении этих форм тенденцию.

Образец: белый ¾ бел, белá, бéло и белó, бéлы и белы

Бледный, быстрый, верный, высокий, глубокий, гневный, голодный, далекий, дешевый, долгий, дряхлый, зеленый, жалкий, желтый, полный, правый, старый, широкий.

146.Образуйте формы прошедшего времени глаголов. По­ставьте ударение; отметьте формы, в произношении которых на­блюдаются отклонения от литературной нормы. Объясните при­чины отклонений.

Образец: сорвать ¾ сорвáл ¾ сорвалá ¾ сорвáло ¾ сорвáли.

Брать, врать, гнать, дать, жить, звать, лить, плыть, спать, быть, взять, вить, гнить, драть, ждать, клясть, лгать, пить, рвать, слыть, ткать.

Выбрать, добрать, набрать, собрать, избрать, отобрать, выбраться, забраться, отозвать, отозваться, призвать, пригнать, вогнать, отогнать.

Приведите другие примеры отступлений от акцентологиче­ских норм в современной поэзии. Чем их можно объяснить?

147.Поставьте ударение в данных формах слов. Укажите при­чины отступлений от норм современной русской акцентологии в русской речи белорусов.

Бороду, голову, доску, ногу, зиму, гору, борозду, спину, щеку; звала, рвала, спала, брала; звонят, позво­нишь; красивее.

148.На основании упражнений 136¾147 сделайте вывод об исторической подвижности и колебаниях акцентологических норм. Укажите основные причины изменения и нарушения литератур­ных норм в речевой практике.

Date: 2015-09-17; view: 1472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию