Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Из предшествующего описания сущности, особенностей и способностей джиннов, ясно что они представляют только возможный источник духовного влияния на людей





Из предшествующего описания сущности, особенностей и способностей джиннов, ясно что они представляют только возможный источник духовного влияния на людей, с точки зрения ортодоксального Ислама. Священные тексты ясно указывают, что джинны способны входить в тело и разум человека, и они могут оказывать воздействие на человека, как психическое, так и физическое. Меньшинство ученых интерпретируют эти тексты символически и выносят суждение, что возможность духовного воздействия — не имеет почвы. Общее правило, которому следуют ортодоксальные ученые состоит в том, что должен приниматься очевидный смысл текстов, и что к символической интерпретации можно обращаться только лишь тогда, когда очевидный смысл либо противоречит другим достоверным текстам, либо абсурден. Так как этих условий в нашем случае нет, то символическое толкование — отвергается. Поэтому в следующих частях работы будет упоминаться о воздействии джиннов на людей и экзорцизме.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ДУХОВНЫЙ МИР. 2

ДУША ЧЕЛОВЕКА. 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ. 4

ФОРМА. 8

СМЕРТЬ. 11

ОБИТЕЛЬ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ. 13

ДУШИ ПРОРОКОВ. 14

ДУШИ МУЧЕНИКОВ (ШАХИДОВ) 15

ДУШИ ВЕРУЮЩИХ. 15

ДУШИ НЕВЕРУЮЩИХ. 16

КОНТАКТ С ДРУГИМИ ДУШАМИ. 16

КОНТАКТ С ЖИВЫМИ. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

АНГЕЛЫ. 20

СУЩНОСТЬ. 21

СВЕТ. 22

ПРЕЖДЕ ЧЕЛОВЕКА. 22

ФОРМА. 23

НЕПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКУ. 23

КРАСОТА. 25

ВИДИМОСТЬ. 25

ПОЛ. 26

ИМЕНА. 27

ДЖИБРИЛЬ. 27

МИКА'ИЛ. 28

ИСРАФИЛЬ. 28

МАЛИК. 29

МУНКАР И НАКИР. 29

ХАРУТ И МАРУТ. 29

ДРУГИЕ. 30

СПОСОБНОСТИ. 30

ПОДВИЖНОСТЬ. 31

ПОКОРНОСТЬ. 31

ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ. 32

РОЖДЕНИЕ. 32

ВДОХНОВЕНИЕ. 33

ЗАПИСЬ ДЕЛ. 34

МОЛЬБА. 34

СМЕРТЬ. 35

ХРАНИТЕЛИ. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

ДЖИННЫ. 37

СУЩЕСТВОВАНИЕ. 38

СУЩНОСТЬ. 40

СМЕРТЬ. 42

ШАЙТАН (Сатана) 43

ФОРМА. 50

ВИДИМОСТЬ. 53

КАТЕГОРИИ. 53

СПОСОБНОСТИ. 58

ЕДА И ПИТЬЕ. 58

СУПРУЖЕСТВО. 59

СВОБОДА ВОЛИ. 61

ПОДВИЖНОСТЬ. 62

ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ. 63

СНЫ. 63

МЫСЛИ. 64

МЕСТА ОБИТАНИЯ. 64

РОЖДЕНИЕ. 65

БОЛЕЗНИ. 65

СМЕРТЬ. 66

СОЖИТЕЛЬСТВО. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

 


[1] Словарь Ислама, с. 40

[2] Краткая энциклопедия Ислама, с. 433. См. также арабо-русские словари.

[3] Краткая энциклопедия Ислама, с. 433. См. также арабо-русские словари.

[4] Ар-рух, с. 327,328.

[5] Мухаммад ибн Ат-Тайиб Аль-Бакиляни (939-1013 г. н. э.) родился в Басре и жил в Багдаде, где стал судьей и был одним из ведущих схоластических теологов своего времени. Он был ведущим ученым аш'аритской школы мысли и написал много работ против соперничавшей школы му'тазилитов. Среди его опубликованных работ - И'джаз Аль-Кур'ан и Аль-инсаф. (Аль-а'лям, т.6, с. 176).

[6] Ар-рух, с. 274.

[7] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 445. Арабский текст взят дословно из Ар-рух, с. 326,327 и 329,330.

[8] Лисан аль-'араб аль-мухит, т.3, с. 629. Также см. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис Ибн Аль-Асира, т.5, с. 49.

[9] Передал Ка'б ибн Малик, приведено в сборниках Ан-Наса'и и Ибн Маджа. Подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Ан-Наса'и, т.2, с. 445, № 1960.

[10] Мухаммад ибн Наср (806-852 г.н.э.) родился и скончался в Багдаде. Был ученым хадиса. Среди его многочисленных работ: Та'зим кадр ас-саля, которая была опубликована. (Сийар а'лям ан-нубаля, т. 14, с. 33, № 13).

[11] Абдулла ибн Мухсин ибн Кутайба Ад-Дайнури (ум. 878 г. н. э.) был известен своими книгами Мушкиль Аль-Кур'ан, Та'уиль мухталиф аль-хадис, Гариб Аль-Кур'ан и Гариб аль-хадис, последние три из которых - опубликованы. (Сийар а'лям ан-нубаля, т. 13, с. 96, № 138).

[12] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 391. Также см. Маджму' фатауа шейху-ль-ислам, т. 4, с. 216.

[13] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 391-392.

[14] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 392.

[15] Сахих Муслим, т.2, с. 436,437, № 2003.

[16] Йа'куб ибн Исхак Аль-Кинди (ум. 873 г.), ведущий арабский мусульманский философ своего времени, был сыном одного из правителей Кинда. Он вырос в Басре, затем отправился в Багдад, где обучался и приобрел известность в области медицины, философии, музыки, строительства и астрономии. Он написал много работ, а также перевел и дал комментарии ко множеству других, в целом около 300 книг. Его книга о медицинских составах, Аль-адвийа аль-мураккаба, была переведена на латинский язык вместе с отдельными трактатами по философии. Среди его опубликованных работ есть: Рисаля фи-т-танджим по астрологии, Аль-кауль фи-н-нафс и Хамса раса'иль по философии. (Аль-а'лям, т.8, с.195) См. "История мусульманской философии", т.1, с.680.


[17] Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан Аль-Фараби (874-950 гг.) родился в городе Фараба. Он был тюрком по происхождению, но вырос в Багдаде. Он прекрасно изучил древнегреческий язык и был знатоком восточных языков распространенных в то время. Он стал известен как "второй Учитель", благодаря своим комментариям к трактатам Аристотеля - "первого Учителя", и считался выдающимся мусульманским философом. Он известен на западе под латинизированными именами: Альфарабиус или Авеннасар. Среди его опубликованных работ: Аль-фусус, Ихсаа аль-'улюм и Аль-мусика аль-кабир. (Аль-а'лям, т.7, с.20. См. также "The New Encyclopedia Britannica, т.4, с. 680).

[18] Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (865-925 гг.), философ и ведущий ученый в области медицины, родился и обучался в Рее. В возрасте 30 лет переехал в Багдад, где приобрел известность и получил несколько научных постов. На западе он был известен под латинизированным именем - Разес. Число названий его работ достигало 232. Наиболее известная работа - Аль-Хави по медицине, которая была переведена на латынь. (Аль-а'лям, т.6, с.130. См. также "A History of Muslim Philosophy", т.1, с. 443).

[19] A History of Muslim Philosophy, т.1, с. 296-299.

[20] Краткая энциклопедия Ислама, с. 436.

[21] Маджму' аль-фатауа, т.4, с. 222.

[22] Шарх аль-'акида ат-тахавиййа, с. 392.

[23] там же.

[24] Аль-худджа фи байан аль-махадджа, т.1, с. 469.

[25] Шарх аль-'акида ат-тахавиййа, с. 394-395.

[26] Передано Ахмадом, Ибн Хиббаном и Аль-Хакимом. Заверено Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т.2, с. 83, № 550.

[27] Фахру-д-Дин Мухаммад ибн 'Умар Ар-Рази (1150-1210 гг.), ведущий толкователь Корана, родился в Рее. Он был авторитетным ученым своего времени в исламских науках, также как и в логике и философии. Его наиболее известная работа - девятитомный комментарий Корана, который он назвал Мафатих аль-гайб, но который приобрел известность как Ат-тафсир аль-кабир. Среди других его опубликованных работ Лявами' аль-баййинат, Ма'алим усули-д-дин, Аль-маса'иль аль-хамса и Нихайа аль-иджаз фи-дирайа аль-и'джаз. (Аль-а'лям, т. 6, с. 313).

[28] Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад Аль-Газали (1058-1111 гг.), ведущий мусульманский теолог, родился в городе Тус, и обучался в нем и Нишапуре, особенно у имама Аль-Харамейн Аль-Джухайни (1028-1085 гг.), с которым он оставался вплоть до его смерти. Он был назначен преподавать в медресе Низамийа в Багдаде. Там он обучал и писал работы по каноническому праву, а также несколько книг против различных заблудших сект. Позже он увлекся суфизмом и изучал древнегреческую философию. Посредством своих трактатов по формам греческой диалектики, он внес последний вклад в мусульманскую мысль. Среди его известных работ - Аль-мустасфа мин 'ильм аль-усуль в области канонического права, Ми'йар аль-'ильм и Тахафут аль-фалясифа в области логики и философии, и его классическая работа Ихьйа 'улюм Ад-Дин. (Краткая энциклопедия Ислама, сс. 11-114).

[29] Известный на западе как Авиценна (ум. 1037 г.), Абу Али Аль-Хусайн ибн Сина родился в Бухаре. Перс по происхождению, был врачом и являлся наиболее известным и влиятельным ученым-философом, относимым к Исламу. Он особенно известен по своему вкладу в области аристотелевской философии и медицины. Его перу принадлежит Китаб аш-шифа (Книга исцеления), обширнейшая философская и научная энциклопедия, и Аль-Канун фи-т-тибб (Канон врачевания), которые являются наиболее известными трактатами в истории медицины. (The New Encyclopedia Britannica, т. 1, с. 739).


[30] Абдулла ибн 'Умар Аль-Байдави (ум. 1287 г.), правовед, толкователь Корана и ученый, родился в городе Байда (в Персии, близ Шираза) и был судьей Шираза некоторое время. Известен своими работами - комментарием Анвар ат-танзиль уа асрар ат-та'уиль, более известным как Тафсир Аль-Байдави, Тавалли аль-анвар в области теологии и Минхадж аль-вусуль фи 'ильм аль-усуль в области канонического права. (Аль-а'лям, т.4, с. 110).

[31] Краткая энциклопедия Ислама, с. 435.

[32] Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла (1313-1374 гг.), родившийся в Гранаде, известный под прозванием "Лисану-д-Дин ибн Аль-Хатиб", был историком и писателем. Позже поселился со своей семьей в городе Фес, Марокко. В один период жизни он был обвинен в ереси, отклонившихся философских идеях и заточен в тюрьму. В заключении написал множество книг по истории городов северной Африки и Испании. (Аль-а'лям, т. 6, с. 235).

[33] Ар-рух, с. 275.

[34] Мухаммад ибн Абу Бакр (1292-1350 гг.), более известен как Ибн Аль-Каййим Аль-Джаузийа или просто Ибн Аль-Каййим, потому что его отец был руководителем (каййим) медресе Аль-Джаузийа в Дамаске. Родился в Дамаске, где и обучался с ранних лет, а затем стал ведущим ханбалитским теологом и доверенным учеником Ибн Таймийа. Среди его работ: И'лям аль-муваккидин, Зад аль-ма'ад, Ас-сава'ик аль-мурсаля, Мадаридж ас-саликин, Ар-рух и Игаса аль-ляхфан. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 149. См. также: Аль-а'лям, т. 6, с. 56).

[35] Али ибн Ахмад ибн Хазм Аз-Захири (944-1064 гг.), родился в Кордове, был одним из выдающихся мусульманских правоведов своего времени. Он восстановил школу мусульманского правоведения захиритов, которая была основана Даудом ибн Али Аз-Захири (815-883 гг.). Плодовитый автор, среди его многочисленных изданных работ наиболее известны: Аль-фисаль в области ересиологии, и 11-ти томный трактат по исламскому праву под названием Аль-Мухалля и Аль-ихкам ли-усуль аль-ахкам в области канонического права. (Аль-а'лям, т. 4, с. 254-255).

[36] Ар-рух, сс. 275-276.

[37] там же, сс. 277-279.

[38] Ахмад ибн Абду-ль-Халим ибн Таймийа (1263-1328 гг.) родился в Харране. Его отец и дед были ведущими учеными ханафитской школы исламского правоведения. Вырос в Дамаске, где усвоил в ранние лета различные исламские дисциплины. Большая часть его жизни и усилий были направлены на защиту ортодоксального Ислама от всевозможных отклонений, которые были распространены в его время. В конце жизни длительное время он провел в заключении из-за теологических и философских раздоров между учеными его времени. Он был плодовитым автором, особенно много книг написал в заключении. Из его известных работ: Ас-сийаса аш-шар'ийа, Аль-иман, Минхадж ас-сунна, Аль-Фуркан, Маджму' ар-раса'иль, Ат-тавассуль уа-ль-василя и Маджму' аль-фатауа. (Аль-а'лям, т. 1, с. 144).


[39] Маджму' ар-раса'иль Аль-Мунирийа, т. 2, с. 47.

[40] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 395. См. также: Ар-рух, с. 70.

[41] Аль-фисаль фи-ль-миляль уа-ль-анва' уа-н-нихаль, т. 5, с. 88.

[42] Маджму' аль-фатауа, т. 4, с. 279.

[43] Коран, 40:11.

[44] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, сс. 395-396. См. также: Ар-рух, сс. 71-72.

[45] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, сс. 396.

[46] Джабийа - буквально означает водопой, в котором собирается вода. См. словарь.

[47] Источник в Хадрамауте (Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 454). Согласно Ибн Аль-Асиру в Ан-нихайа, т. 1, с. 122, его название также пишется как Барахут, и это название относится к источнику в Хадрамауте настолько глубокому, что невозможно достичь его дна.

[48] Ар-рух, сс. 154-155. См. также: Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 454.

[49] Барзах в персидском и арабском языках слово, означающее "преграда", "помеха" или "разделение". Это слово три раза встречается в Коране (23:100, 25:53 и 55:20). В эсхатологии, слово барзах используется для описания промежутка между этой жизнью и грядущей, начиная с периода смерти до воскрешения. Буквально означает "вещь, которая вклинивается между любыми двумя вещами; препятствие или преграда". Краткая энциклопедия Ислама, с. 59. См. также словарь.

[50] Аль-фисаль фи-ль-мизаль, т. 5, сс. 88-89.

[51] Следующую классификацию можно найти в Шарх аль-'акида ат-тахавийа, сс. 402,403 и в книге 'Умара Аль-Ашгара Аль-йаум аль-ахир: аль-кыйама ас-сугра, сс. 102-104.

[52] Рафик - здесь относится к обществу пророков, находящихся в высочайшей части седьмого неба (Ан-нихайа, т. 2, с. 246. См. также Коран, 4:69).

[53] Место на седьмом небе, к которому возносятся души верующих. См. словарь.

[54] Сахих Аль-Бухари, т. 7, с. 392, и Сахих Муслим, т. 4, с. 1301, № 5986.

[55] Передано Абу Даудом, Ахмадом и Аль-Хакимом, заверено Аль-Албани в Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 455, сноска 3.

[56] Передано Ан-Наса'и и Ахмадом, заверено Аль-Албани в Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 455, сноска 3.

[57] Передано Ан-Наса'и, Ибн Маджа и Маликом, заверено Аль-Албани в Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 455, сноска 1.

[58] Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 141, № 215, и Сахих Муслим, т. 1, сс. 171,172, № 575.

[59] См. Сахих Аль-Бухари, т. 2, сс. 262-265, № 468.

[60] Передано Абу Даудом (Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 1330, № 4735), Ибн Маджа и Ан-Наса'и, заверено Аль-Албани в Ахкам аль-джана'из, с. 159.

[61] Ар-рух, с. 28, сноска 2, Коран, 4:69.

[62] Передано Ан-Наса'и, заверено Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т. 3, с. 293, № 1309.

[63] Название происходит от арабского слова батин, которое означает "неочевидное, скрытое, неясное, внутреннее, эзотерическое". (См. словарь). Этот термин обычно относится к тем, кто заявляет, что очевидные значения Корана и Сунны не являются подразумеваемыми смыслами, но только символы скрытых истин. Скрытые смыслы подобны ядру по отношению к скорлупе. Очевидные значения - предназначены для простонародья, в то время как подразумеваемые значения - скрыты от него, и открыты только для особых групп интеллектуалов. (Абу Хамид Аль-Газали, Фада'их аль-батинийа, с.11).

[64] Передано Муслимом, т. 3, с. 867, № 4005, Абу Даудом и Аль-Бухари в Аль-адаб аль-муфрад.

[65] Заверен Ас-Суйути и подтвержден Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, № 2628.

[66] Передано Аль-Бухари, т. 8, с. 381-382, № 585, и Муслимом, т. 4, с. 1236, № 5682.

[67] Лисан аль-'араб, т. 10, с. 496. См. также "Краткая энциклопедия Ислама", с. 318 и Тахзиб аль-люга, с. 496-503.

[68] Посланец также основное значение греческого слова ангелос, от которого происходит слово ангел.

[69] Фатху-ль-Кадир, т. 3, с. 170.

[70] Сахих Муслим, т. 4, с. 1540, № 7134.

[71] Алям аль-маля'ика аль-абрар, с. 9,10.

[72] Сахих Аль-Бухари, т. 5, с. 75, № 112, и Сахих Муслим, т. 4, с. 1302, № 5997.

[73] Передали Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1415, № 5083), Аль-Бухари, т. 4, с. 332, № 521, и Муслим, т. 4, с. 1428, № 6581.

[74] Купидон - древнеримский бог любви, аналог греческого бога Эроса. Согласно мифов, Купидон - сын Меркурия, посланца богов. Обычно изображался в виде крылатого мальчика, имеющего лук и колчан со стрелами. (Новая энциклопедия Британника, т. 3, с. 796).

[75] Херувим в иудейской и христианской литературе изображался как небесное, крылатое существо с человеческими и птичьими характеристиками. (Новая энциклопедия Британника, т. 3, с. 175). В искусстве четырехкрылый херувим изображался голубым цветом (символизируя небеса), а шестикрылый серафим - красным (символизируя огонь). (Новая энциклопедия Британника, т. 10, с. 644).

[76] Передал Ахмад. Ибн Кясир оценил цепь передатчиков как джайид (хорошая). См. Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 47. Описание Джибриля с шестьюстами крыльями упоминается в Сахих Аль-Бухари, т. 4, с.301, № 455.

[77] Сообщила Айша, передал Муслим, т. 1, с. 111,112, № 337.

[78] В Коране (69:17) упоминается, что в Судный День трон Аллаха будет принесен восемью ангелами.

[79] Это разъяснение было дано Абу Хатимом, который передал хадис. См. также достоверное повествование Анаса ибн Малика, переданное Ат-Табарани в Аль-му'джам аль-асват, в котором расстояние описывается посредством сравнения с полетом птицы.

[80] Передал Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1323, № 4709) и подтверждено Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т. 1, с. 72, № 151.

[81] Арабское слово, использованное здесь - мирра, которое Ибн 'Аббас разъяснил как означающее манзар хасан (прекрасный вид), а Катада разъяснил как хальк тауиль хасан (высокая и прекрасная форма). С другой стороны Муджахид разъяснил слово как кувва (мощь). См. Тафсир Аль-Кур'ан Аль-'Азым, т. 4, с. 384.

[82] Второй халиф (ум. 644). См. Краткая энциклопедия Ислама, с. 600,601.

[83] Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 17, № 7. Сахих Муслим, т. 1, с. 9,10, № 18.

[84] Передали Ахмад в Муснаде, т. 6, с. 146, Ибн Са'д в Ат-табакат, хадис оценен как хороший (хасан) Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т. 3, с. 105, № 1111.

[85] Истории Харута и Марута, поддававшихся сексуальным искушениям, подобные тем, что были переданы Ибн Абу Шайба, 'Абдом ибн Хумайд, Ибн Абу Ад-Дунйа (в Китаб аль-'укубат), Ибн Джариром, Ибн Аль-Мунзиром, Ибн Абу Хатимом и Аль-Байхаки (в Шу'аб аль-иман) от принявшего Ислам иудея, Ка'ба Аль-Ахбар (см. Ас-Суйути ад-дурр аль-мансур фи ат-тафсир аль-ма'сур, т. 1, с. 239,240), привели некоторых исламских богословов к заключению, что ангелы имеют пол, но не размножаются (см. Краткая энциклопедия Ислама, с. 319). Однако, все эти повествования - недостоверны. Элементы этих историй можно найти в иудейских мидрашах, а также в Библии. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 135).

[86] Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 6, № 5.

[87] Тафсир Аль-Кур'ан Аль-'Азым, т. 1, с. 122.

[88] См. Коран, 2:97,98.

[89] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 336.

[90] Передал Ахмад. См. Тафсир Аль-Кур'ан Аль-'Азым, т. 1, с. 130, толкование 2:97,98.

[91] Заимствованное слово с другим диалектическим вариантом "Исрафин" (Мухтар ас-сихах, с. 296), вероятно от древнееврейского "Серафим" (краткая энциклопедия Ислама, с. 184). Надо сказать, что описания этого ангела, такое как приводится в "Краткой энциклопедии Ислама" на с. 184, не имеет опоры в достоверных исламских текстах и есть продукт легенд и мифов.

[92] Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 45.

[93] Передали Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад (Аль-хадис, т. 4, с. 92, № 21). Подтверждено Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т. 3, с. 66-68.

[94] Оба имени происходят от арабского корня накира, который имеет значение "становится плохим, злым, гнусным или виновным". Слово мункар буквально значит "нечто грязное, ненавистное или отвратительное" и накир означает "отвергаемый, порицаемый и плохой".

[95] Сообщил Абу Хурайра, передал Ат-Тирмизи. Хадис оценен как хороший (хасан) Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т. 3, с. 379,380, № 1391. См. Мишкату-ль-масабих, т. 1, ч. 5, с. 35,36 и Аль-хадис, т. 3, с. 85,86, № 40.

[96] Считается, что это имя - заимствованное.

[97] Согласно арабским лингвистам, это слово заимствованное или происходит от корня мурута, который относится к состоянию земли, которая пустынна, безводна, и лишена растительности.

[98] Тафсир Аль-Кур'ан Аль-'Азым, т. 3, с. 458, толкование 32:11.

[99] Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 47.

[100] Имя вероятно - искаженное от 'Исри'иль, которое дает Эйзенменгер, "Entdecktes Judenthum", 11.333, как имя князя ада (Краткая энциклопедия Ислама, с. 190).

[101] Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 50.

[102] 'Алям аль-маля'ика аль-абрар, с. 18.

[103] Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 335.

 

[104] Сахих Муслим, т. 1, с. 75, № 235.

 

[105] Сахих Аль-Бухари, т. 8, с. 398, № 594, Сахих Муслим, т. 4, с. 1391, № 6397.

[106] Сахих Аль-Бухари, т. 8, с. 398, № 593, Сахих Муслим, т. 4, с. 1391, № 6390.

[107] Передали Ахмад в Муснаде и Муслим, т. 4, с. 1472, № 6758. См. Сахих Муслим Шарх Ан-Навави, т. 17, с. 158.

[108] См. Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 52.

[109] Арабский термин, используемый в этом аяте - му'аккибат, который Ибн 'Аббас разъяснил как подразумевающий ангела, который должен защищать человека, пока с ним не произойдет предписанное Аллахом. См. Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 50.

[110] Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 297,298, № 448.

[111] Передал Ат-Табарани в Аль-му'джам аль-кабир и подтверждено как хасан Аль-Албани в Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 422, № 2097.

[112] Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 299, № 452.

[113] Так нет же! Ведь книга праведников, конечно, в иллийине. А что даст тебе знать, что такое иллийин? Книга начертанная! (Коран, 83:18-20).

[114] Из нее Мы вас сотворили и в нее вас вернем и из нее вас изведем другой раз. (Коран, 20:55).

[115] Передали Ахмад (Мишкату-ль-масабих, т. 1, с. 340-342) и Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1330, № 4735), и подтверждено Аль-Албани в Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 257,258, № 1676.

[116] Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 302, № 459.

 

[117] Лексикографы объясняют слово джинн как производное от иджтинан, что означает "быть скрытым".

[118] Предположение в "Краткой энциклопедии Ислама", что это происхождение этимологически труднообъяснимо - безосновательно, а спекуляции, что слово джинн может происходить от английского дух, гений (genius) более чем странно.

[119] Сообщил Муаз ибн Джабаль, передали Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад (Мишкату-ль-масабих, т.1, с.11,12), подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Ат-Тирмизи, т.2, с. 328,329, № 2110. Этот хадис также передан от Абу Хурайры в Сахих Аль-Бухари, т.3, с. 65,66, № 118.

[120] см. арабско-русский словарь.

[121] Джанн также означает "змея", как в следующем аяте: "... когда он увидел, что она извивается точно змея (джанн), обратился вспять и не повернулся...". (Коран, 28:31).

[122] Краткая энциклопедия Ислама, с 90.

[123] Джинан также используется как множественное от джан в значении "змея". См. арабско-русский словарь.

[124] Лисан аль-'араб, т.13, с. 95. См. также Мухтар ас-сихах, с.114 и арабско-русский словарь.

[125] Тафсир аль-манар, т.8, с. 342, См. также Лисан аль-'араб, т.13, с. 95.

[126] Этот аят некоторые ученые толкуют как относящийся к ангелам. Однако большинство толкователей Корана относят этот аят к джиннам. В отношении этого аята Ибн Кясир и Ибн Джарир цитируют высказывание Ибн 'Аббаса: "Враги Аллаха заявляли, что Он и Иблис - были братьями". См. Тафсиру Аль-Кур'ани-ль-Азым, т.4, с.23.

[127] В области Месопотамии среди древних ассирийцев и вавилонян, демоны были 2 типов: нечеловеческие сущности и мстительные духи умерших. Первые были многих видов, включая тех, кто прячется в безлюдных местах, таких как пустыни и кладбища, и лабарту, демоницы гор и болот, которые нападали чаще всего на детей. Седу и ламассу - имеют двойственный характер, будучи как злыми, так духами-хранителями. Лилиту - суккуб (прекрасная обнаженная демоница), которая посещает мужчин ночью и вступает с ними в связь. Второй тип - призраки (этимму) тех, кто умер от несчастных случаев. Они внушали великий страх. Болезни, неудачи связывали с деяниями демонов, особенно этимму.

[128] Среди индусов были известны демоны как имеющие нечеловеческое происхождение, так и человеческое. (а) Нечеловеческие духи и бесы считались обладающими сверхчеловеческими возможностями и материальным телом различных видов, которое они могли менять по своей воле и которое могло быть уничтожено. Как имеющие свободную волю они могли быть как злыми, так и добрыми, но предрасположенность к злу преобладала. Ашуры, данайи, дайтийа и ракшасы относятся к этой группе. (б) Человеческие духи или призраки людей, в целом известны как бхута и всегда - злые. Они происходят от тех, кто умер преждевременной и насильственной смертью... и распутствовал или сильно болел в течение жизни. Наиболее опасными из них считались духи убитых, тех, у кого остались невыполненные желания, а также духи чужестранцев.

[129] Слово "демон" происходит от греческого daimon. В 8 в. до н. э. Гесиод разъясняет, что после смерти люди золотых веков становятся демонами (daimones). Они были описаны как добрые хранители людей, распространители имущества и богатства, завернутые в мрак и потому - невидимые. Пока к ним относятся с почтением, они оказывают покровительство людям. Это были добрые демоны. Злые духи воспринимались как призраки героев, они считались неспособными даровать благословение, но способными принести зло. Некоторые злые демоны были особо приставлены к каждому человеку от рождения и до смерти. Другие были демонами мести и инструментом наказания определенного человека или семьи. Они носили специальное название "Аластор".

[130] Христианское вероучение рассматривается в особой главе.

[131] Основатель этой школы - Джахм ибн Сафуан (ум. 745 г. н. э.), отвергал все атрибуты Аллаха, кроме Всемогущего и Творца. Он также заявлял, что все оценивается по вере человека, а его дурные деяния не оказывают влияния на него и он не будет наказан за них. Далее он утверждал в самой категоричной форме предопределение и отрицал свободу воли, и утверждал, что рай и ад не вечны. Его последователи, джахмиты, просуществовали до 11 века вокруг города Термез, но потом они приняли доктрину самой популярной в то время школы аш'аритов. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 83).

[132] Трактат Ибн Таймийа в отношении джиннов, с. 2-4.

[133] Известный как Авиценна (ум. 1037 г. н. э.), Абу 'Али Аль-Хуссейн ибн Сина родился в Бухаре. Перс по происхождению, врач и известнейший и влиятельный философ-ученый. Он был особенно известен благодаря своему вкладу в области аристотелевской философии и медицине. Он написал трактаты: Китаб аш-шифа (Книга исцеления), обширная философская и медицинская энциклопедия, Аль-канун фи-т-тибб (Канон врачевания), самую известную книгу в истории медицины. (Энциклопедия Британника, т.1, с. 739).

[134] Такие, как Аль-Фараби (ум. 950 г. н. э.), видный мыслитель средневекового Ислама. Его философская мысль воспитывалась на основе развития аристотелевского учения в 10 в. в Багдаде. Поэтому он считал человеческую мысль - превосходящей откровение; религия для него являлась только передачей истины в символической форме - не-философам, неспособным воспринять истину в ее наиболее чистой форме.

[135] Ат-тафсир аль-кабир, т. 30, с. 148.

[136] Ат-Табари передал, что Ибн 'Аббас разъяснил понятие самум - как чрезвычайно жаркий ветер, который смертелен, и, что нару-с-самум - бездымное пламя. (Джами' аль-байан фи тафсир Аль-Кур'ан, т. 14, с. 30).

[137] Разъясняя значение маридж, Ат-Табари поясняет это как языки пламени и передает слова Ибн 'Аббаса, сказавшего, что это само пламя. (Джами' аль-байан фи тафсир Аль-Кур'ан, т. 27, с. 126). Ар-Рази определяет это слово как бездымный огонь (Мухтар ас-сихах, с. 620), в то время как Ибн Аль-Асир считает, что фраза означает: "пламя смешанное с черной субстанцией огня" (Ан-нихайа, т. 4, с. 315). Эта интерпретация основывается на том, что маридж означает "смешение", см. Арабско-русский словарь.

[138] Сахих Муслим, т. 4, с. 1540, № 7134.

[139] Мухтар ас-сихах, с. 114.

[140] Сообщил Амир ибн Абдулла ибн Мас'уд со слов своего отца, передал имам Ахмад. Ученые разногласили в отношении того слышал ли Амир хадис от своего отца. Если слышал, то его иснад - сахих, но если нет, то иснад - да'иф.

[141] Ахкам аль-джанн, с. 27.

[142] Тафсир Аль-Кур'ани-ль-Азым, т. 1, с. 108.

[143] Махмуд ибн Абдулла Аль-Алуси (1802-1854 гг.), великий толкователь Корана и ученый хадиса. Родился в Багдаде, где стал ведущим правоведом, пока не оставил должность и посвятил себя приобретению знания и писательскому труду. Его наиболее значительная работа - комментарий к Корану - Рух аль-ма'ани, который был опубликован в 9 томах. (Аль-а'лям, т. 7, с. 176).

[144] Рух аль-ма'ани, т. 26, с. 21.

[145] Сахих Аль-Бухари, т. 9, с. 357, № 480.

[146] см. арабско-русский словарь.

[147] Иблис - происходит от абласа, что значит "отчаявшийся или потерявший надежду на милость Аллаха". Однако, отдельные филологи считали, что это имя - иноязычного происхождения. И востоковеды считали это имя - искаженным от греческого диаболос (клеветник или обвинитель). (Краткая энциклопедия Ислама, с. 145, Энциклопедия Британника, т. 6, с. 216).

[148] Краткая энциклопедия Ислама, с. 145.

[149] Это мнение приписывалось Ибн 'Аббасу, Ибн Мас'уду и другим сподвижникам в многочисленных повествованиях, описывающих жизнь Иблиса среди ангелов до неповиновения Аллаху. Например, они приводили высказывание: "Когда Аллах завершил творение, которое Он желал и вознесся над троном, Он назначил Иблиса над ангелами ближнего неба. Он был из племени ангелов, называвшегося "джинн", потому что они были хранителями Джанна (рая)". (Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 55 и Ахкам аль-джанн, с. 201,202).

[150] Мухаммад ибн Ахмад Аль-Куртуби (ум. 1273). Родился в Кордове, но переехал в Египет. Один из величайших толкователей Корана. Он известен своим тафсиром, в котором он вывел законодательные нормы из аятов. Тафсир, опубликованный в 20 томах известен как Тафсир Аль-Куртуби, однако, сам он назвал его - Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан (Сборник коранических законов). (Аль-а'лям, т. 4, с. 322).

[151] 'Абду-ль-Малик ибн 'Абду-ль-'Азиз ибн Джурайдж (699-767 гг.). Мекканский правовед, был ведущим ученым Хиджаза в свое время и первым, кто писал работы по Исламу в Мекке. Хотя он родился в Мекке, он был вольноотпущенником византийского происхождения. (Аль-а'лям, т. 4, с. 160).

[152] Саид ибн Аль-Мусайиб (634-713 гг.). Ведущий таби'и, был среди семи главных правоведов Медины. Ученый хадиса и правоведения и известный аскет. Он был также одним из лучших передатчиков суждений халифа 'Умара. (Аль-а'лям, т. 3, с. 102).

[153] Катада ибн Ди'ама (680-736 гг.). Слепой от рождения, он был ведущим ученым хадиса своего времени в Басре. Он был также высоко почитаем как толкователь Корана и филолог. Умер в Васите от чумы. (Аль-а'лям, т. 5, с. 189).

[154] Абу-ль-Хасан 'Али ибн Исмаил Аль-Аш'ари (874-935 гг.). Был известным теологом, родившимся в Басре. До 40 лет - ревностный приверженец му'тазилитского богослова, Аль-Джибба'и. Однако, его знакомство с хадисами открыло ему глаза на ошибки этой школы мысли. С тех пор он защищал воззрения ортодоксального Ислама от му'тазилитов и подготовил множество работ, опровергающих их взгляды. Количество его книг около 300. Наиболее значительные из опубликованных работ Аль-Ибана фи усуль ад-дийана и Макалят аль-ислямийин, каталог еретических движений, первая работа такого рода в исламской литературе. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 46,47).

[155] Абдулла ибн Мухаммад ибн Кудама (1146-1223 гг.). Родился в Палестине, стал одним из ведущих правоведов среди ученых ханбалитской школы правоведения. Его наиболее известные работы: Аль-Мугни в правоведении, Рауда ан-насир в научных основах права. (Аль-а'лям, т. 4, с. 66).

[156] Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир Ат-Табари (839-923 гг.). Арабский историк и толкователь, родился в Амуле, провинции Табаристана. В юные годы путешествовал в Багдад, Басру, Куфу, Сирию и Египет в поисках знания. Позднее он посвятил себя обучению и писательскому труду. Его великий комментарий Корана - Джами' аль-байан фи тафсир Аль-Кур'ан - самая ранняя существующая работа такого рода. Этот комментарий стал стандартом, которым пользовались более поздние комментаторы. Другая его работа - 12-томная история мира - Тарих аль-умам уа-ль-мулюк. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 556,557).

[157] Аль-Хусайн ибн Мас'уд Аль-Фарра' Аль-Багави (1044-1117 гг.) - из города в Хорасане между Мервом и Гератом, под названием Бага. Стал ведущим ученым правоведения, науки хадиса и тафсира. Его наиболее известные опубликованные работы - Шарх Ас-Сунна, 14-томное собрание Сунны и Анвар ат-танзиль уа асрар ат-та'уиль, 4-томное толкование Корана. (Аль-а'лям, т. 2, с. 259).

[158] Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан, т. 1, с. 294.

[159] Тафсиру Аль-Кур'ани-ль-Азым, т. 1, с. 117.

[160] Махмуд ибн 'Умар ибн Мухаммад Аз-Замахшари (1075-1144 гг.). Один из великих ученых арабского языка и важный сторонник му'тазилитской доктрины. Родился в Хорезме, в Средней Азии. Позднее он путешествовал в Хорасан, Багдад и Мекку, где он жил некоторое время. Его книга Аль-муфассаль по арабской грамматике вызвала множество комментариев. Широко известен своим противоречивым комментарием Корана - Аль-Кашшаф, который во многом опровергал его му'тазилитскую позицию. (Сийар аль-а'лям ан-нубаля, т. 20, с. 151-156).

[161] Аль-кашшаф 'ан хака'ик ат-танзиль, т. 2, с. 555.

[162] Мухаммад Аль-Амин ибн Мухаммад Аль-Джакани Аш-Шанкити (ум. 1974 г.). Известный ученый и правовед маликитской школы у себя на родине, в Мавритании, преподавал тафсир в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и науку правоведения в Рийаде и Медине. Его книги широко используются в колледжах по шари'ату. Наиболее значительная из его работ - А два' аль-байан ли тафсир Аль-Кур'ан би-ль-Кур'ан, толкование Корана. (Адва' аль-байан, т. 10, приложение, с. 18-55).

[163] Адва' аль-байан, т. 4, с. 119.

[164] Там же.

[165] Ахмад ибн Мухаммад ибн Хаджар Аль-Хайсами (1504-1567 гг.). Был ведущим ученым Египта, преподавал в Аль-Азхар и скончался в Мекке. Написал множество работ в различных областях знания, среди них: Ас-сауа'ик аль-мухрика и Аль-фатауа аль-хадисийа. (Аль-а'лям, т. 1, с. 336).

[166] Тип исключения, в котором исключаемый предмет - не входит в группу, из которой делается исключение.

[167] Аль-фатауа аль-хадисийа, с. 125, см. также Рух аль-ма'ани, т. 1, с. 210.

[168] Ахкам аль-джанн, с. 199-202.

[169] См. также "Краткую энциклопедию Ислама", с. 143,144.

[170] Адва' аль-байан, т. 4, с. 120,121.

[171] Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 56.

[172] Аль-иман би-ль-маля'ика, с. 109.

[173] 'Алям аль-джинн уа-ш-шайатын, с. 18.

[174] Джами' аль-байан, т. 1, с. 226.

[175] См. Маджму' аль-фатауа, т. 4, с. 235.

[176] Тафсир аль-манар, т. 7, с. 525.

[177] Передали Ахмад и Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1415, № 5084) и подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 961, № 4256.

[178] Передал Абу Дауд, Аль-Бухари и Муслим, т. 4, с. 1428, № 6581.

[179] Сахих Муслим, т. 1, с. 273,274, № 1106.

[180] Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафи'и (767-820 гг.). Родился в Газе, в Палестине. Стал одним из ведущих ученых всех времен, и одна из 4 правовых школ исламского правоведения была основана им. Его наиболее известные, опубликованные работы: Аль-умм в правоведении и Ар-рисаля в научной основе законоведения. Он также подготовил работу по хадису, названную Аль-муснад. (Аль-а'лям, т. 6, с. 26).

[181] Ахмад ибн Мухаммад (ум. 950 г.), более известный как "Ан-Наххас". Родился в Египте, где стал выдающимся толкователем своего времени. Путешествовал в Ирак, где встречался с лучшими учеными региона. Его наиболее известные опубликованные работы Насих Аль-Кур'ан уа мансух, Тафсир Абйат Сибавайх и Шарх аль-му'аллякат Ас-Саба. (Аль-а'лям, т. 1, с. 208).

[182] 'Али ибн Ахмад ибн Хазм Аз-Захири (944-1064 гг.) родился в Кордове, один из выдающихся мусульманских правоведов всех времен. Он восстановил мусульманскую правовую школу захиритов, которая была основана Даудом ибн 'Али Аз-Захири (815-883 гг.). Был плодотворным автором, среди его наиболее известных работ: Аль-фисаль в области ересиологии; 11-томный трактат в области исламского законоведения под названием Аль-мухалля и Аль-ихкам ли усуль аль-ахкам в области канона права. (Аль-а'лям, т. 4, с. 254,255).

[183] Ахмад ибн Хусайн Аль-Байхаки (994-1066 гг.) родился в одном из поселений Байхака, области Нишапур. Путешествовал в Багдад, Куфу, Мекку и другие места в поисках знания. Он был среди величайших ученых школы имама Аш-Шафи'и, но стал еще более известен как учитель наук хадиса. Среди его наиболее известных работ: Ас-Сунан аль-кубра, Аль-асма' уа-с-сифат и Манакиб Аш-Шафи'и. (Аль-а'лям, т. 1, с. 116).

[184] Ахмад ибн 'Али Аль-Аскалани (1372-1449 гг.), более известный как Ибн Хаджар, был одним из величайших ученых Ислама всех времен. Родился в Каире, но постоянно путешествовал, учась у ведущих ученых своего времени. Он был историком, но более известен своим мастерством в науке хадиса. Был судьей в Египте некоторое время. Его работ - множество, среди них: Лисан аль-мизан, Тахзиб ат-тахзиб, Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба, Булюгу-ль-марам, а самая известная - Фатху-ль-Бари: Шарх Сахих Аль-Бухари. (Аль-а'лям, т. 1, с. 178,179).

[185] Ибн Хаджар Фатху-ль-Бари, т. 6, с. 344.

[186] там же, т. 4, с. 488. Аль-Джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан, т. 7, с. 187.

[187] Аль-фисаль фи-ль-миляль, т. 5, с. 12.

[188] там же с. 13.

[189] См. Гара'иб уа 'аджа'иб аль-джинн, с. 29-31.

[190] Предписанная милостыня в форме продуктов по окончании месяца поста, Рамадан. Она распространяется среди беднейших членов общины.

[191] Сахих Аль-Бухари, т. 3, с. 289, № 505.

[192] Передали Ат-Табари и Аль-Хаким (Мишкату-ль-масабих, т. 2, с. 883) и это подтверждено Аль-Албани в его редакции Мишкату-ль-масабих, т. 2, с. 1206, № 4148.

[193] Передали Аль-Бухари и Муслим, т. 4, с. 1210, № 5538.

[194] Праздничная ярмарка - 21 день, которая происходила между Та'ифом и Нахла. Она открывалась 1 числа месяца зу-ль-ка'да в преддверии 3 священных месяцев. Была отменена пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). (Краткая энциклопедия Ислама, с. 649,650).

[195] Передали Аль-Бухари, т. 6, с. 415,416, № 443, Муслим, т. 1, с. 243,244, № 908, Ат-Тирмизи и Ахмад. Приводится аят Корана (72:1,2).

[196] Сахих Муслим, т. 4, с. 1213, № 5557.

[197] Передано во всех достоверных сборниках хадисов, кроме Сахих Аль-Бухари. См. Сахих Муслим, т. 1, с. 261,262, № 1032.

[198] Слово "сотворены" есть в повествовании этого хадиса, переданном Ахмадом в Аль-муснаде, т. 4, с. 86.

[199] Передал Абу Дауд (Сунан, т. 1, с. 44,45) и подтвердил Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 1, с. 37, № 169.

[200] Мухаммад ибн Хиббан (ум. 965 гг.), также известный как Абу Хатим Аль-Бусти, был великим историком, географом, правоведом и ученым хадиса. Родился в Бусте (Сиджистан), но много путешествовал в Хорасан, Сирию, Ирак, Египет и Алжир. Был судьей в Самарканде некоторое время и работал над своими книгами. Самая известная опубликованная работа - Аль-муснад ас-сахих (известная как Ас-сахих Ибн Хиббан), которая считается некоторыми более достоверной, чем Сунан Ибн Маджа. (Аль-а'лям, т. 6, с. 78).

[201] Сахих Ибн Хиббан, т. 3, с. 157.

[202] Сахих Муслим, т. 4, с. 1471, № 6757.

[203] Сахих Муслим, т. 1, с. 244, № 903.

[204] Сахих Муслим, т. 3, с. 1115, № 5008.

[205] Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 1064, № 3759. Его также передали Ан-Наса'и, Ад-Даракутни и Ат-Табарани в Аль-му'джам аль-кабир, с. 268.

[206] Хадис передан Джабиром ибн Субх от Аль-Мусанна ибн Аль-Хуза'и ('Аун аль-ма'буд, т. 10, с. 243), а Аль-Мусанна классифицируется как маджхуль (неизвестный). Таким образом хадис классифицируется как да'иф (ненадежный, слабый), в соответствии с наукой исследования хадиса. См. Такриб ат-тахзиб, т. 2, с. 228, № 913, и Аль-джарх уа-т-та'диль, т. 3,с. 435, № 7062.

[207] 'Алям аль-джинн фи дау' Аль-Китаб уа-с-Сунна, с. 49.

[208] Аль-'акида аль-ислямийа уа усусуха, т. 2, с. 27.

[209] Арабский термин использованный в хадисе относится к джиннам мужского (хубус) и женского пола (хабаис). Ибн Хаджар Аль-Аскалани сказал: "Хубус - множественное число от хабис, а хабаис - множественное число от хабиса, что означает шайтанов мужского и женского пола, как сказали Аль-Хаттаби, Ибн Хиббан и другие". (Фатху-ль-Бари, т. 1, с. 243). Хадис был приведен в 6 книгах хадиса. См. Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 105,106, № 144; Сахих Муслим, т. 1, с. 205, № 729 и Сунан Абу Дауд, т. 1, с. 1,2, № 4.

[210] Сахих Аль-Бухари, т. 5, с. 131,132, № 206.

[211] Ахкам аль-джанн, с. 51,52.

[212] См. арабско-русский словарь. Также см. Ан-нихайа, т.3, с. 262 и Аль-му'джам аль-уасит, т. 2, с. 611.

[213] Сахих Аль-Бухари, т. 1, с. 268, № 75.

[214] Лисан аль-'араб, т. 13, с. 132.

[215] Аль-муснад, т. 3, с. 305.

[216] Так мусульмане называют царицу Савскую. Ее история приводится в Библии (3-я Царств, 10:1-10) и в Коране, 27:20-45. Само имя не упоминается в Коране, но согласно арабским историкам, она - дочь Аль-Хадхада, сына химьярского правителя Йемена, Шурахбиля (или Шурахиля). Ибн Хальдун (1332-1406 гг.) назвал ее Балькама в Аль-мукаддима, а иудейский историк 1 века, Йосиф Флавий (настоящее имя, Йосеф бен Маттиас, ум. 100), считал ее правителем Египта и Эфиопии, и записал ее имя как Наукалис. Среди эфиопских историков, она известна как Макида. См. Краткую энциклопедию Ислама, с. 63; Новую энциклопедию Британника, т. 10, с. 713,714, и Аль-маусу'а аль-'арабийа аль-муйассара, т. 1, с. 400.

[217] Передали Аль-Бухари, т. 3, с. 142,143, № 225, Муслим, т. 3, с. 1188, № 5405, Ибн Маджа и Абу Дауд.

[218] Сообщил Абу Хурайра и передали Муслим, т. 4, с. 1224, № 5621, Ахмад, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1395, № 5001) и Ибн Хиббан. Хадис подтвержден Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 985, № 4369.

[219] Передали Аль-Бухари, т. 4, с. 324, № 506, и Ахмад.

[220] Передали Муслим, т. 1, с. 77, № 244, и Аль-Бухари, т. 4, с. 320, № 496.

[221] Передали Муслим, Ибн Маджа и Абу Дауд (Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 1063, № 3756) и подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 2, с. 717, № 3200.

[222] Сообщил Ибн 'Аббас, передали Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1447, № 5227) и Ибн Хиббан, и подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 985, № 4369.

[223] Передали Аль-Бухари, т. 4, с. 426, № 641, и Ахмад.

[224] См. Сахих Аль-Бухари, т. 4, с. 426, № 461.

[225] Сообщил Абу Муса Аль-Аш'ари, передали Ахмад и Ат-Табарани, и подтверждено Аль-Албани в Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 779, № 4231.

[226] Сообщила Хамна бинт Джахш, передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Наса'и и Ибн Маджа и хадис признан хорошим (хасан) Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 1, с. 56, № 267.

[227] Передали Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1089, № 3874), Ахмад, Ибн Маджа и Ибн Хиббан и заверено Аль-Албани в Сахих Сунан Аби Дауд, т. 2, с. 736,737, № 3288.

[228] Передали Абу Дауд (Сунан, т. 1, с. 402, № 1547), Ан-Наса'и и Аль-Хаким (Мишкату-ль-масабих, т. 1, с. 526) и подтверждено Аль-Албани в Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 275, № 1282.

[229] Ахкам аль-джанн, с. 91.

[230] Муджахид ибн Джабр (642-722 гг.), родился в Мекке, освобожденный раб рода Махзум. Стал ведущим толкователем Корана и авторитетным чтецом среди мекканцев. Он был - таби'и (последователь сподвижников Пророка) и главный ученик известного комментатора среди сподвижников, Ибн 'Аббаса. Позднее переселился в Куфу. Работу, которую он составил, не использовали в тафсире другие комментаторы, потому что он часто полагался на иудейские и христианские источники. (Аль-а'лям, т. 5, с. 278).

[231] Аль-Хасан ибн Йасар Аль-Басри (643-728 гг.), таби'и и ведущий ученый Басры. Был, возможно, самым выдающимся ученым своего времени. Родился и вырос в Медине. Его почитали как передатчика хадисов и он был широко известен аскетизмом. (Аль-а'лям, т. 2, с. 226 и Краткая энциклопедия Ислама, с. 136).

[232] Рух аль-ма'ни, т. 27, с. 119.

 

[233] Ат-тафсир аль-кабир, т. 29, с. 130.

[234] 'Абду-р-Рахман ибн 'Али Аль-Джаузи (1114-1201 гг.) родился в Багдаде и стал одним из ведущих ученых своего времени в области истории и хадиса. Был плодотворным автором, написавшим свыше 300 работ. Среди наиболее известных опубликованных работ: Рух аль-арвах, Тальбис Иблис, Сайат аль-хатир и Зад аль-масир фи 'ильм ат-тафсир, (А'лям, т. 3, с. 316,317).

[235] Зад аль-масир фи 'ильм ат-тафсир, т. 8, с. 122.

[236] Ахкам аль-джанн, с. 93.

[237] 'Али ибн Мухаммад (974-1058 гг.), известный как Абу-ль-Хасан Аль-Маварди, был ведущим ученым своего времени и плодотворным автором. Родился в Басре и переехал в Багдад. Был назначен верховным судьей во времена правления аббасидского халифа, и имел склонность к некоторым из мнений му'тазилитов. Среди его опубликованных работ такие как: Адаб ад-дунйа уа-д-дин, Ас-султанийа и А'лям ан-набаууа. (А'лям, т. 4, с. 327).

[238] Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан, т. 13, с. 211.

[239] 'Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр (1445-1505 гг.), более известный как Джалялю-д-Дин Ас-Суйути, был видным ученым своего времени. Вырос в Каире, в возрасте 40 лет, ведущий ученый во всех исламских дисциплинах, он изолировался от своих учеников и посвятил себя написанию трудов. Среди его наиболее благородных работ: Аль-иткан фи 'улюм Аль-Кур'ан, Тадриб ар-рави, Тафсир аль-джаляляйн, Аль-джами' ас-сагир и Ад-дурр аль-мансур фи-т-тафсир би-ль-ма'сур. (Аль-а'лям, т. 3, с. 301,302).

[240] Маджму' аль-фатауа, т. 19, с. 39. См. также "Очерки Ибн Таймийа о джиннах", с. 31.

[241] Малик ибн Анас (712-795 гг.), родился в Медине, стал ведущим ученым и основателем одной из четырех школ исламской юриспруденции. Был выдающимся ученым хадиса и собрал самый ранний из существующих сборников хадисов, Аль-Муватта. (Аль-а'лям, т. 5, с. 257,258).

[242] Цитируется в Ахкам аль-джанн, с. 92, из Аль-ильхам уа-ль-уасъуаса Са'ида ибн Аль-'Аббас Ар-Рази.

[243] Ахкам аль-джанн, с. 97.

[244] Йусуф ибн Ахмад Ас-Сиджистани (ум. 1240 г.) был выдающимся правоведом школы Ханафи своего времени. Самые известные из его опубликованных работ: Мунйа аль-муфти и Гунйа аль-фукаха. (Му'джам аль-му'аллифин, т. 13, с. 270. См. также Кашф аз-зунун, т. 2, с. 1887).

[245] Используется арабское выражение инсан аль-ма' (буквально - "человек воды"), легенда которая очевидно возникла в результате того, что моряки видели каких-то морских животных на большом расстоянии и посчитали их за людей или человекоподобных творений.

[246] Это упоминается в Мунйа аль-муфти и приписывается автором - работе Аль-фатауа ас-сираджийа. См. Ахкам аль-джанн, с. 98.

[247] Ибрахим ибн Аль-Муслим Аль-Баризи (1184-1271 гг.), ведущий шафи'итский правовед, родился в Хама. Он был судьей в Хама и также учителем и автором многих работ. (Му'джам аль-му'аллифин, т. 1, с. 112).

[248] Аль-фатауа аль-хадисийа, с. 69.







Date: 2015-09-17; view: 503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.11 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию