Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты кредитно-денежной политики. Кейнсианская концепция политики «дорогих» и «дешевых» денег. Кредитно-денежная политика в теории монетаристов





 

Селективные инструменты:

1. контрольные и организационные мероприятия;

2. регулирование риска и ликвидности банковских операций;

3. увещевательные меры.

Прямые (административные) инструменты:

1. количественное лимитирование уровня процентной ставки по кредиту;

2. количественные квоты по ограничению объема кредитов;

3. создание специализированных кредитных организаций по кредитованию более приоритетных отраслей;

4. валютное регулирование;

5. выдача лицензий;

6. эмиссия денежных знаков.

Косвенные (экономические) инструменты:

1. отчисление в фонд обязательного резервного покрытия;

2. операции на открытом рынке;

3. изменение учетной ставки.

Таким образом, для регулирования количества денег и кредита в экономике у центрального банка есть три косвенных инструмента:

- операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее;

- ставка рефинансирования (учетная ставка ЦБ), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам; при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;

- норма минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег.

Первый инструмент денежно-кредитной политики предполагает либо выпуск центральным банком ценных бумаг в виде облигаций, дающих их покупателям процент, либо их покупку, а значит, возврат денег тем, кто в свое время купил облигации. Основными покупателями таких ценных бумаг являются частные банки. В том числе они могут покупать ценные бумаги и по поручению своих вкладчиков, используя для этого их вклады. Получается, что когда банки покупают облигации, они на соответствующую сумму уменьшают возможности предоставления ссуд предприятиям. Когда же государство выкупает облигации, оно тем самым возвращает банкам деньги, расширяя их кредитные возможности.

Обратный эффект дает покупка центральным банком ценных бумаг у банков и у населения. У банков от продажи ценных бумаг появляются дополнительные денежные средства, которые можно выдавать в виде ссуд. С учетом денежного мультипликатора соответственно должна возрасти общая сумма выдаваемых ссуд. Если покупка ценных бумаг осуществляется непосредственно у населения, то полученные денежные средства население, как правило, кладет в банки, расширяя тем самым их возможности в деле кредитования предприятий.

Второй инструмент денежно-кредитной политки рассчитан на непосредственное воздействие центрального банка на кредитную активность частных банков. Будучи банком банков, центральный банк способен при необходимости предоставлять ссуды частным банкам и тем самым увеличивать их возможности в деле предоставления ссуд предприятиям. Предоставляет центральный банк ссуды под залог ценных бумаг частных банков. Вот почему процент, который он берет, называется учетным. Очевидно, что когда устанавливается высокий учетный процент, то частным банкам брать ссуды у центрального банка становится не выгодно, так как они рассчитывают на их предоставление предприятиям под более высокий процент. Банки охотно берут ссуды у центрального банка при низком учетном проценте. Тем самым расширяется кредитная активность этих банков.

Третий инструмент основан на том, что возможности частных банков предоставлять ссуды предприятиям помимо прочего зависят и от нормы обязательного банковского резерва. Чем выше норма, тем больше средств банки должны оставлять у себя в качестве обязательного резерва. Это означает, что у банков остается меньше средств на выдачу ссуд.

Действие данного инструмента денежно-кредитной политики оказывается довольно эффективным в силу того, что изменение нормы обязательного банковского резерва, влияя соответствующим образом на предложение ссудного капитала, воздействует на норму ссудного процента и через нее на спрос на ссудный капитал. Так, понижение нормы резерва ведет к повышению предложения на рынках ссудных капиталов. При данном спросе норма процента снижается, поощряя компании брать ссуды.

Какому из перечисленных инструментов регулирования количества находящихся в обращении денег отдать предпочтение, зависит от структуры денежной базы страны. Поскольку в США она состоит из государственных ценных бумаг, то ФРС регулярно проводит операции на открытом рынке ценных бумаг. В активе Немецкого банка государственные ценные бумаги практически отсутствовали, поэтому основным методом корректировки денежной массы в ФРГ служили кредиты коммерческим банкам. Такая же ситуация в настоящее время наблюдается в Европейском банке, который в качестве главного инструмента регулирования количества денег использует операцию РЕПО (Repurchase Agreement) – покупку ценных бумаг у коммерческих банков, которые обязуются выкупить их через определенное время (обычно через 2 недели) с процентом.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

В целом, использование денежно-кредитных рычагов происходит по следующей схеме:

 

 

 

Рис.. Инструменты кредитно-денежной политики

 

Денежно-кредитные рычаги обладают большей оперативностью по сравнению с налогово-бюджетными, так как изменения в налогах и в бюджетных расходах предусматриваются еще при формировании государственного бюджета и они недопустимы после того, как бюджет утвержден высшим законодательным органом.

Обычно государство применяет налогово-бюджетные и денежно-кредитные методы одновременно, что позволяет ему достаточно эффективно регулировать экономику.

Политика дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная политика оказывает самое не­посредственное влияние на такие важные макроэко­номические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной эконо­мики характеризуется кризисом, сокращением производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения и удешевления кредитов посредством проведения мер, способствующих повышению избы­точных резервов коммерческих банков.

Проведение такого комплекса мер называется по­литикой дешевых денег. Ее целью является стиму­лировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кре­дита (удешевления денег, направляемых на инвести­ции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевля­ет кредит, а более дешевый кредит повышает инвес­тиционный спрос в экономике, что способствует рос­ту инвестиций и расширению производства и заня­тости.

Рис.. Политика «дешевых денег»

 

Теперь предположим, что ситуация в экономике ха­рактеризуется наличием излишних расходов и нали­чием высокой инфляции. Центральный банк для ста­билизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или со­кращению предложения денег посредством комплек­са мер, способствующих понижению резервов ком­мерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бу­маги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увели­чивает норму обязательных резервов, что автомати­чески освобождает коммерческие банки от избыточ­ных резервов и уменьшает размер денежного муль­типликатора. В-третьих, он поднимает учетную став­ку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством за­имствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется по­литикой дорогих денег. Ее целью являются пониже­ние общих расходов и сдерживание инфляции по­средством ограничения предложения денег и удоро­жания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подо­рожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

 

 

Рис.. Политика «дорогих денег»

 

У КДП есть проблемы. Большинство экономистов считают, что КДП «дорогих денег» более эффективна, чем «дешевых денег». Политика «дешевых денег», то есть стимулирующая, требует поддержки коммерческих банков, но коммерческие банки могут не захотеть выдавать больше кредитов, они могут оставить деньги в наличной форме или вложить их в ценные бумаги. Механизм может не сработать. В этом случае нужна фискальная политика.

Кейнсианцы считают, что с изменением денежной массы меняется скорость обращения денег (v), то есть если денежная масса растет, то скорость обращения сокращается. Они меняются в противоположном направлении. То есть меры КДП могут быть бесполезными, поэтому многие современные кейнсианцы отдают предпочтение налогово-бюджетной политике.

Монетаристы признают меры краткосрочной стимулирующей налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики не эффективными, считают КДП эффективной только в долгосрочном периоде, и при условии, что она осуществляется в соответствии с рекомендациями монетаризма.

 

Date: 2015-09-17; view: 871; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию