Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Основы экологического права Российской Федерации
Методические рекомендации для студентов:
При изучении данной отрасли права необходимо определить основные понятия и правовые дефиниции, такие как: «окружающая среда», «природная среда», «природный объект», «природно-антропогенный объект», «антропогенный объект», «природный комплекс», «природный ландшафт», «естественная экологическая система». Следует определить понятие охраны окружающей среды (далее – ОС) и рассмотреть ее основные направления на современном этапе, а именно: гуманизация охраны ОС, экологизация хозяйственной деятельности, экономизация охраны ОС, антивоенная направленность мероприятий по охране ОС. Основными источниками экологического права являются законы, подзаконные акты, нормативные договоры. Среди законов следует выделить такие как Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон «О животном мире». Подзаконные акты более подробно регулируют экологические правоотношения в пределах, установленных законом, в том числе, они закрепляют государственные стандарты, природоохранные, строительные, санитарные, противопожарные и иные специальные нормы и правила в области охраны окружающей среды. Кроме того, в экологическом праве широко применяются международные договоры (конвенции, декларации, соглашения), определяющие права и обязанности государств в сфере охраны окружающей среды. Предметом регулирования экологического права являются экологические отношения, включающие в себя отношения по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, использованию природных ресурсов. Объектами экологических общественных отношений являются окружающая среда, ее соотношение с природной средой, природные ресурсы, компоненты природной среды и природные объекты, их соотношение, природные комплексы, природно-антропогенные объекты, антропогенные объекты. Содержанием экологических правоотношений являются экологические права и обязанности субъектов этих отношений. Студентам необходимо определить круг прав и обязанностей граждан и их объединений в сфере охраны окружающей среды (ст. ст. 11, 12 Федеральный закон «Об охране окружающей среды»). В рамках данной темы необходимо также рассмотреть деятельность государства и муниципальных образований по экологическому управлению. Основные функции экологического управления отражаются в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Выделяются следующие основные направления деятельности: - обеспечение экологической информацией (о состоянии окружающей среды, о факторах, оказывающих негативное воздействие на ОС и т.д.) граждан, организаций, органов власти; - экологическое планирование (путем разработки государственной стратегии по охране ОС, общих и специальных экологических программ); - мониторинг ОС, представляющий собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), представляющая собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления; - экологическая экспертиза – процедура установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы; - государственный учет в сфере охраны ОС (учет объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС; учет радиоактивных веществ, потенциально опасных химических и биологических веществ; учет природных ресурсов и т.д.); - нормирование качества окружающей среды (установление нормативов воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, гарантирующих сохранение благоприятной ОС, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности населения); - экологический контроль и надзор; - экологический аудит - независимая, комплексная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности; - лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны ОС; - сертификация в сфере охраны ОС. Экологическое управление осуществляется органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также местного самоуправления. Среди органов Российской Федерации следует особо выделить органы исполнительной власти РФ: министерства, агентства и службы, - а также органы прокуратуры. Особенное внимание при изучении темы необходимо уделить гарантиям и защите экологических прав. Под гарантиями экологических прав понимаются экономические, политические, социальные, правовые условия и средства, обеспечивающие возможность реализации экологических прав граждан и их объединений. Особо следует выделить юридические гарантии, закрепленные в источниках права. К ним относятся оповещение субъектов прав на землю, общественности и иных заинтересованных лиц, учет высказанных ими замечаний при принятии экологически значимых решений (включая общественные слушания в процессе оценки воздействия на окружающую среду и др.), проведение общественной экологической экспертизы, референдумов по вопросам размещения объектов хозяйственной и иной деятельности, способных причинить вред окружающей среде. Защита экологических прав может осуществляться следующими способами: самозащитой лиц, права которых нарушены или могут быть нарушены, правоохранительными и иными органами путем пресечения действий, нарушающих экологические права или создающие угрозу их нарушения, приостановления работ по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, ведущихся с нарушениями экологических требований. При рассмотрении темы следует определить правовое понятие и виды негативного воздействия на окружающую среду (ст.ст. 1, 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Необходимо обратить внимание на то, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Студентам необходимо уяснить понятие вреда, причиненного экологическим правонарушением. Законодательная дефиниция понятия «вред окружающей среде» дана в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Следует выделить виды такого вреда, а именно: экологический вред, экономический и социальный, - и раскрыть их содержание. Необходимо установить, каким образом определяется размер вреда окружающей среде, а также порядок и способы возмещения такого вреда (ст.ст. 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В рамках изучаемой темы необходимо рассмотреть методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Открытый их перечень установлен ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Вопросы для изучения: 1. Понятие, предмет, метод и система экологического права. 2. Государственное экологическое управление. 3. Особенности регулирования отдельных видов природопользования.
Date: 2015-09-05; view: 443; Нарушение авторских прав |