Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кодификация законодательства
1. Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компакт-°сти, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе с°Дификации составитель стремится объединить и системати- Раздел V. Позитивное право: система и категор зировать оправдавшие себя действующие нормы, а переработать их содержание, изложить нормативные предПи сания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максц мальную полноту регулирования соответствующей сферы от ношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречу и несогласованности между ними. Кодификация — это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики и восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация — это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д. заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание в кодификации упорядочения и обновления законодательства позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества. Кодификация обладает рядом характерных черт: 1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства; 2) такой акт регулирует значительную и достаточно об-ширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брач-но-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.); 3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества; 4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный периоД их действия. Эффективность кодификационного акта во мне гом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объектив ные тенденции развития отношений, являющихся предмете регулирования такого акта, их динамику; 5) предмет кодификации обычно определяется в мости от деления системы законодательства на отрасли и -лава 7. Систематизация законодательства 361 тИтуты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных йормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства; 6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законода-тельства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования. Обычно в юридической литературе и практике различает несколько видов кодификации. Первый вид — это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов в виде кодекса кодексов". Другой вид — это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли права (гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.). Наконец, специальная (комплексная) кодификация, включающая акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т. д.). 2. Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства, которая активно используется в кодификационной деятельности нашего федеративного государства. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в первую очередь в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов. Основы законодательства обычно стоят во главе тех или Чньгх отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимообязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются еДйные для всех субъектов Федерации принципы регулирова-"йя, даются определения важнейших понятий, используемых 8 соответствующей сфере. В Союзе ССР действовало 16 Основ законодательства Со- а ССР и союзных республик, регулирующих такие важные Феры, как труд, имущественные, жилищные отношения, брак семья, борьба с преступностью и т. д. Ныне в Российской 362 Раздел V. Позитивное право: система и категоРи Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы ного законодательства, Основы законодательства о у Основы законодательства об охране здоровья граждан и др. Чаще всего используемый вид кодификационного акта кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно per»! лирующий определенную сферу отношений и подлежащий не посредственному применению. Он либо полностью поглощае все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), лу содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нор? мами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах фор. мулируются также нормы непосредственного регулирования конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание. Кодекс — оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенной теме, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Ныне во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, многие из которых подвергаются существенной переработке. Кроме того, в современных условиях кодексы принимаются также и субъектами Российской Федерации. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др. По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский кодексы, кодекс законов о труде и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или соИ ально-культурного строительства) и объединены единой ков цепцией, общими принципами регулирования значительно1 области отношений (Воздушный кодекс, Таможенный к Кодекс торгового мореплавания и др.). Интересы создания единой, логически согласованной мы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятель ности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевые кодексам как актам, непосредственно отражающим и цемент" рующим научно обоснованное распределение нормативного териала по предмету и методу правового регулирования. " 7. Систематизация законодательства 363 принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ. В правовой системе могут существовать и иные виды ко-яфикационных актов: уставы, положения, правила и т. д. Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной деятельности (Устав железных дорог, устав внутреннего водного транспорта). Ныне в форме устава модифицируются также основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов. Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.). Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей). В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, Закон о государственных пенсиях, Закон об образовании, Закон об основах государственной службы и т. д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл. 3. Правовая система России с самого начала должна со-3Даваться не как совокупность разрозненных актов по узким в°Просам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная сис-ТеМа кодификационных актов, которые должны быть базой, 0сНовой системы законодательства страны. Кодификация спо-бствует усилению стабильности законодательства, созданию базирующейся на научном фундаменте системы нор-актов, обеспечивает оптимальную скоординирован-между действующими нормами, создание в законода-Гельстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет №щить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и °Держание, и форму законодательства. i 364 Раздел V. Позитивное право: система и категори В перспективе кодификационные акты призваны бЬ1т основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов их узкая тематика — это существенный недостаток законода тельства, и он будет становиться все более очевидным по мерс развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании потребность законодательного обеспечения рыночных реформ дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет и вместе с тем создается больше возможностей для появления новых пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании. В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречий регулирования — это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификации, отдавая предпочтение первой. Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будуЩ101 кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было включать в более крупные кодификационные подразделения -" в кодексы, единые тома свода. Подготовка и издание так называемого Кодекса законов Российской Федерации (или "Кодекса кодексов"), создаваемо го на базе Свода законов единого систематизированного заК° нодательного акта, имеющего многоуровневую структуру объединяющего все действующее законодательное регулир вание, — это задача совершенствования законодательств России на длительную перспективу. Глава 8. Правовые отношения § 1. Понятие правовых отношений и их основные виды Право в объективном и субъективном смысле. Понятие правового отношения является одним из основных в юридической науке. Понятие права как системы норм, установленных или санкционированных государством, раскрывает нам одну из сторон правовой действительности. Такие нормы суть правила поведения, регуляторы общественных отношений между людьми. Поскольку это регулятор общественный, выступающий по отношению к каждому отдельному лицу или организации как некая внешняя среда, то понятие "право как система норм" носит объективный характер, т. е. не принадлежит какому-либо субъекту, не составляет его личного, хотя бы и социального, свойства. Поэтому нормы права или право как систему норм называют объективным правом, правом в объективном смысле. Нормы права, однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций (в том числе и государства) и призваны регулировать их поведение, предоставляя им свободу действий, возможность поведения и использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями. Предусмотренная нормами права свобода или возможность поведения носит то же название — право. Но это уже не норма, лежащая за рамками возможностей власти либо личной принадлежности (субъекта) — человека или организации. Наобо-Рот, это то, что по объективному праву (закону) принадлежит субъекту, составляет его личную свободу или возможность поведения, пользования принадлежащими ему вещами, особностями, знаниями и многими иными (в том числе и общественными) благами. Такая свобода и возможность поведения, закрепленная или допускаемая законом (объективным правом), в юридической науке носит название субъективное пРаво, право в субъективном смысле. С другой стороны, рамки ограничения свободы или пря- е предписания обязательного поведения также обращены к Дельным людям и организациям: они устанавливают то дол- Ное поведение, которому каждый субъект обязан следовать своей жизнедеятельности, соблюдая свободу и интересы дру- Раздел V. Позитивное право: система и категст гих лиц или общества в целом. Такое должное поведение, во никающее в разных взаимоотношениях людей, носит назва ние юридической обязанности. Такова позитивно-правовая концепция юридических субъективных прав и обязанностей, в основе которой леясит связь прав и обязанностей с правовыми нормами и обусловленность ими. Согласно позитивно-правовой концепции, тгравовые отношения есть отношения между людьми и их организащ. ями, урегулированные нормами прав и состоягц/ие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения. В этом состоит внешняя структура правового отношения как юридического явления. Подробнее эта структура и ее различные элементы будут рассмотрены в дальнейшем. Здесь необходимо раскрыть особенности содержания правоотношений по сравнению с другими общественными отношениями. Правовые и иные общественные отношения. Правовые отношения — лишь одна из сторон общественной жизни или отношений между людьми. Современная наука об обществе различает также отношения экономические, политические, нравственные, брачно-семейные, экологические, трудовые, социальные отношения в узком смысле (т. е. в сфере социального страхования и обеспечения, образования и культуры, охраны здоровья и т. и.). В чем состоят специфические отличия правоотношений от иных видов общественных отношений и как правовые отношения взаимодействуют со всеми иными отношениями, складывающимися в обществе? В советской правовой науке правовые отношения рассматривались как надстроечные в отличие от производственных, которые, согласно К. Марксу, составляют экономический базис общества и складываются независимо от воли и сознания людей1. Этому соотношению базиса и правовой надстройки (или ее правовой части) были посвящены многие страницы нау4 ных и учебных трудов. Тот факт, что экономика лежит в основе общественного развития, следует считать по крайней мере реальным выводом, хотя далеко не абсолютным. Типы скла дывающихся в разные эпохи цивилизации правовых отноДОе ний, несомненно, зависят от сложившегося уровня развит производства и обмена товаров. Конечно, нельзя забывать " влияния других факторов на развитие общественных отноШе ний, в том числе и правовых. Правовые отношения зависят я только от экономики, но и от политики, от сложившихся Ф°Р 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7. 8. Правовые отношения 367 е от уровня развития культуры, идеологии, общественной нравственности и от многого другого. Вместе с политическими, семейными, нравственными, социально-культурными, религиозными отношениями марксизм относил правовые отношения к идеологическим, а всю сферу идеологии — к "надстройке" над базисом, рассматривая такие отношения как отражение экономического базиса. Такова, согласно марксизму, общая закономерность исторического развития в целом. Однако любым отношениям между людьми в цивилизованном обществе присуща и другая сторона: они в каждом отдельном случае всегда осознаются их участниками и создаются по воле людей. Когда же мы хотим раскрыть содержание правовых отношений как одного из видов волевых взаимосвязей между индивидами и организациями, речь должна идти не о том, как соотносятся результаты и движущие силы исторического развития, а о том, каковы те индивидуальные связи и отношения между людьми и организациями, которые в философском их понимании и в реальной действительности всегда являются волевыми, т. е. возникают и реализуются по воле и сознанию людей (пусть ошибочным, но выраженным в словах и поступках людей). Такие индивидуально-волевые отношения возникают в сфере экономики, например в процессе обмена товарами, реализации изобретений, вложения капиталов (инвестирования) и т. и. Они характерны и для социальных отношений (лечение больных, санаторный отдых и т. и.), сферы культуры (образование, посещение концерта, театрального спектакля и т. и.) и всех других сфер жизни людей. То же самое наблюдается в процессе деятельности предприятий, организаций, где общий результат — производство продукции, оказание услуг и получение прибыли — складывается как результат взаимодействия множества индивидуально-волевых тРУДовых, производственно-технических и иных отношений, а также отношений обмена, оптовой и розничной купли-про-Дэжи, финансовых операций и т. и. Все такие действия и взаимосвязи составляют индивидуально-волевые отношения между людьми. И именно они (а не объективные результаты деятельности — уровень рентабельности предприятия либо образованности и культуры человека и т- и.) регулируются правом и, следовательно, приобретают фор- У правоотношений. Индивидуальные волевые экономические Рудовые, производственные, а также отношения обмена), Политические, социальные, культурные, семейные и иные от-°Щения, сохраняя свое специфичное для каждого вида отно- Раздел V. Позитивное право: система и они шений содержание в виде взаимосвязанных действий людел организаций, приобретают с помощью права новое качество виде юридических прав и обязанностей сторон, с которым могут, и в надлежащих случаях должны, сообразовать поведение в отношении своих партнеров. Эти права охраняютГ государством, а исполнение обязанностей обеспечивается вот можностью соответствующего государственного принуждения Правовые отношения и нормы права: их взаимосвязь в понимании права. Законы, иные нормативные акты госу. дарства, правовые обычаи и прецеденты, другие источники позитивного права устанавливают условия и юридическое содержание правовых отношений, а следовательно, предшествуют им. Без норм права при нормальных условиях не могут возникать соответствующие правовые отношения. Такова общая закономерность. Например, отношения собственности в любом цивилизованном обществе упрочиваются и развиваются только тогда, когда они предусмотрены и защищены законами государства. Эта закономерность известна всей истории цивилизации, древнейшими памятниками которой были законы о собственности, порядке обмена товарами, распределении земли в собственность или во временное владение и т. и. Во все исторические эпохи цивилизации законом регулировались также устройство государства, полномочия или привилегии органов государства, порядок ответственности за преступления и т. и. Очевидно также, что в современных условиях, как и в древние времена, есть необходимость четкого законодательного регулирования форм государственного правления и устройства, основных прав и свобод граждан, отношений гражданства, собственности, порядок ответственности за правонарушения, разрешения споров и т. и. Но означает ли это, что любые индивидуальные прав0 отношения могут возникать и развиваться только при наличи соответствующих норм права? Вряд ли это соответствует «с тории развития права в те эпохи, когда право вытекало обычая, прецедентов, из новой социальной и хозяйственн практики. Нормы частного права, устанавливая принципы Р гулирования обмена товарами, допускали свободные Ф0 £ договоров, не нарушающие эти принципы (принцип отсутст numerus clausis, т. е. закрытого перечня видов договоров)-было и в древних обществах (освободившихся от форма о(?(Г ции, свойственной родовым обычаям), во времена средне", вья (кроме земельных отношений) и особенно в капитал ческом обществе. 8 Правовые отношения Поэтому в практике частноправового регулирования дей-ует принцип: "разрешено все, что не запрещено законом". £т разрешаются все не запрещенные законом сделки. Совре-нное семейное право, закрепляя принцип равенства супру-" в также предоставляет возможность многие отношения между ими решать по взаимному-согласию супругов. Российское за-онодательство еще далеко не полностью воплощает этот прин-oQi хотя отменило ряд ограничений в области частного предпринимательства и других гражданско-правовых отношений. Движение к рыночному хозяйству требует большего простора для свободного возникновения законных форм предпринимательства (т. е. различных гражданско-правовых отношений). Однако при этом должны быть четко и справедливо установлены границы этой свободы, не позволяющие нарушать интересы общества, трудовых коллективов, других лиц и организаций. В этих условиях индивидуальной (частной и коллективной) свободы правовых отношений, при четких границах охраны интересов общества и его граждан возникновение правоотношений, прямо не предусмотренных законом, вполне допустимо. Вторая теоретическая проблема, вытекающая из признания отмеченной выше взаимосвязи норм права и правоотношений, состоит в том, что только оба этих элемента взаимообусловливают реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. При всей важности выработки и установления юридических норм не менее важно, чтобы эти нормы не оставались на бумаге, в скрижалях законов, а воплощались в реальной жизни. Формой же такого воплощения и выступают права и обязанности реальных, индивидуально определенных участников правовых отношений. При этом возникновение юридических прав и обязанностей не подменяет экономичен к°е, социальное или личностно-индивидуальное содержание nv,UJecTBeHHbIX отношений, а лишь оформляет строгие рамки, условия для выполнения целей договора, семейного, сРоки, РУдового или административного отношения, условия реали- Ции прав гражданина и т. и. В этом состоит значение права mif охРаны интересов сторон правоотношения, реальной за- ы их судом или иным органом государства, тип °.ЭТОМУ следует признать правильным не только норма-t0 Ь1 подход к праву, но и социологическое видение права, еМь еКива1ощее "жизнь права в правоотношениях", защища-Bjyj a частично и создаваемых судом. В этом смысле право Но Чает в себя как юридические нормы, так и правовые от-ча, Ия которые также составляют его необходимый, а иног-исходный элемент. Раздел V. Позитивное право: система и Основные виды правоотношений. С признанием прав отношений одним из основополагающих элементов понят»" права и их индивидуально-волевого характера связана и хъ рактеристика основных структурных типов правоотношений Простейшая структура правоотношения выглядит как связь взаимодействие прав и обязанностей двух его участников. ца пример, праву покупателя соответствует обязанность продавца передать ему вещь (покупку) за уплаченную цену (обязанность покупателя). По трудовому договору праву нанимателя (работо-дателя) требовать выполнения обусловленной работы соответствует обязанность работника выполнять такую работу. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность нанимателя выплачивать ее в установленные сроки. Приведенные, примеры носят название двусторонних правоотношений: в них участвуют две стороны, каждая из которых несет права и обязанности в отношении другой. Гражданские правоотношения бывают и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (ст. 154 ГК РФ). Например, такие гражданско-правовые отношения возникают в результате дарения, совершенного в надлежащей форме (ст. 572 ГК РФ), оферты предложения товаров (ст. 435—437, 494 ГК РФ), составления завещания (ст. 534 ГК РСФСР). Односторонние сделки порождают право одаряемого, принимающего оферту или наследника по завещанию. Однако другая сторона вправе не принимать оферты, отказаться от дара или завещания. При этом соответствующее правоотношение либо не возникает, либо расторгается. Однако в теории и на практике односторонние правоотношения не выделяются в сфере публичного права, где большинство правоотношений возникает из одностороннего волеизъявления. Возможны и существуют правоотношения, в которых участвует не две, а три и гораздо более сторон. Примером могут служить купля-продажа через посредника; отношения строительного подряда, в котором партнерами заказчика являт ся, как правило, генеральный подрядчик и несколько (часто множество) субподрядчиков. Но увеличение числа участнико правоотношений не меняет их структурного типа, при кото ром каждому праву одной стороны соответствует обязанное другой стороны, заранее индивидуально известной, onpe ленной договором. Все такие правоотношения носят назвав относительных правоотношений, в которых определены ° стороны. "Относительны" они потому, что все другие й ва 8. Правовые отношения 371 пганизации не несут обязанностей и не имеют прав по данно- °1у договорному обязательству либо, например, семейному от-йоШеНИЮ межДУ супругами. Однако есть и принципиально иная структура правоотношения, в которой определена только одна управомоченная сто-Классический пример — право собственности, которое состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Но закон не определяет каких-либо обязанных перед собственником лиц. Означает ли это, что здесь есть только субъективное юридическое право, но нет правового отношения, так как нет обязанной стороны? В советской правовой теории многие относили право собственности к правам "вне правоотношения". Однако более правильной была другая позиция, разделяемая юридической практикой: праву собственника противостоит обязанность всех других лиц не препятствовать свободному осуществлению им владения, пользования или распоряжения вещью, не посягать на эти права. Такая связь "участников правоотношения" в нормальных условиях как бы не видна. Но как только нарушено право собственности, обязанность нарушителя по отношению к собственнику четко выявляется. Такие отношения носят название абсолютных правоотношений, т. е. налагающих обязанности на всех и каждого. В гражданском праве это также право авторства, в административном — право органа государства (должностного лица) пресекать нарушения общественного порядка, обязанность соблюдать который лежит на каждом лице и организации. Аналогичны права органов охраны природы и некоторых контрольных органов. От таких правоотношений следует отличать правосубъектность физических и юридических лиц, правовой статус органов государства, общественных объединений и т. и. (см. об этом и. 2). Виды правовых отношений различаются также и по иным признакам. Например, каждой отрасли права соответствуют свои особенности регулирования, которые вызывают и особенности соответствующих отраслевых правоотношений. Напри-МеР, гражданские правоотношения (обязательства, наследование, собственность) характеризуются равным положением т Административным правоотношениям, наоборот, свой- подчинение одной стороне (управляющей) другой сто-; (управляемой). Земельные отношения связаны со специальными мерами управления и контроля со стороны государ-тйа (условия отвода земель, их содержания и восстановле- Раздел V. Позитивное право: система и ния, земельный кадастр). Трудовые правоотношения ризуются специальными гарантиями для работников. Отнощ ния в области судопроизводства — состязательностью стор0в гарантиями презумпции невиновности и т. д. и т. и. Наконец, по структуре взаимосвязей сторон следует раздц чать простые и сложные правоотношения. Простым является правоотношение, которое исчерпывается одной взаимной связью права и обязанности. Таковы договор простейшей розничной купли-продажи, дарение, договор о единичной услуге и т. и. Сложным является правоотношение, в котором стороны связаны двумя и более ("букетом") правами и обязанностями. Таковы почти все хозяйственные договоры, семейные правоотношения, отношения-в области образования, здравоохранения и т. и. В теории права различают также регулятивные и охранительные правоотношения. Первые, в известной мере первичные, связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией. Вторые возникают тогда, когда нарушены права и не исполнены обязанности, когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства. Типичным примером регулятивных отношений являются гражданско-правовые обязательства, трудовые, семейные и другие правоотношения. Процессуальные отношения в области судопроизводства, исполнения уголовного наказания — это типичные охранительные правоотношения. Следует отметить, что отраслевая и другие классификации видов правоотношений уже не связаны с их внутренней структурой. Во всех отраслях права различаются простые и сложные правоотношения, относительные и абсолютные. Регулятивные и охранительные правоотношения также свойственны различным отраслям права: они могут быть простыми и сложными, абсолютными (в уголовном праве) или относительными (в гражданско-правовом споре). Date: 2015-09-17; view: 2821; Нарушение авторских прав |