Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижения и проблемы культуры независимой Украины





Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991г.) и перестройка самостоятельного государства создали принципиально новые, формально вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада Украины приняла "Основы законодательства о культуре", которым предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры. В этом же году была разработана Государственная национальная программа "Украинская образование в XXI в.", а Верховной Радой принят "Закон об образовании". В этих документах предусмотрена демократизация образования, усиление технического обеспечения школ, издание учебников, создание университетских комплексов, сети лицеев.

Реформируется система высшего образования. В 1992 г. была восстановлена деятельность Киево-Могилянской Академии - учебного заведения нового типа, где преподавание и обучение ведется на украинском и английском языках. Осуществился переход на трехступенчатую подготовку: бакалавр, специалист, магистр. Вузы становятся более автономными. В системе Национальной академии наук Украины создано несколько новых научных институтов: Институт украинской археографии, Институт украинского языка, Институт народоведения. Кроме государственных, появляется большое количество коммерческих вузов.

В 1999 г. в более чем 60% средних учебных заведений преподавание осуществлялось на государственном языке, за исключением нескольких регионов. В системе среднего образования исчезла однообразие. Появляются авторские школы. Особое развитие получили новые виды средних учебных заведений с ранней профилизацией - гимназии, лицеи. Действует программа государственной поддержки одаренных детей. В 2000 г. начато переход на 12-летнее среднее образование. Однако низкий уровень финансирования привел к тому, что научные учреждения потеряли до 50% своего состава. Уже на протяжении целого десятилетия наблюдается "утечка" части интеллектуальной элиты страны в поиске более благоприятных условий жизни. Практически исчезла система профессионального обучения, поскольку промышленность не способна финансировать ПТУ. Массово закрылись детские сады.

Несмотря на экономический кризис и прочие неурядицы, значительных успехов за годы независимости достигли украинские спортсмены. В этом можно видеть продолжение лучших традиций предыдущего времени (с 639 олимпийских медалей, завоеванных советскими спортсменами, на счету украинских - 444, в том числе 196 золотых).

Видны успехи современного украинского киноискусства. Вышло много документальных фильмов, посвященных в основном, историческому прошлому Украины. Создано несколько многосерийных фильмов, среди них "Сад Гефсиманский" по мотивам произведений И. Багряного, "Ловушка" (по И. Франко), телесериал "Роксолана" и др. На 34 кинофестивале в Сан-Ремо украинскому фильму "Изгой" (по мотивам повести А.Димарова, режиссер В. Савельев, продюсер А. Браунер - ФРГ) присуждена премия Гран-при.

Продолжение развития современного театрального искусства в Украине связано прежде всего с деятельностью таких ярких режиссеров, как Р. Виктюк, Б. Жолдак, С. Донченко, Б. Шарварко, и актеров Б. Ступки, А. Хостикоева, Б. Бенюка, Н. и А. Сумской.

Положительным моментом в работе государственного телевидения стала трансляция художественных фильмов и телесериалов на украинском языке. Существенно изменило содержание своих программ Украинское радио. Они стали профессиональными, национально направленными. Однако наблюдается коммерциализация средств массовой информации - газет, каналов телевидения, радиостанций, среди которых значительная часть ориентируются на слабо интеллектуального и дезориентированного читателя, зрителя, слушателя, распространяя низкопробную и нередко просто безответственную информацию.

Неоднозначным является развитие литературного процесса. Продолжают творить писатели и поэты старшего поколения: И. Драч, Р. Иванычук, П. Загребельный, Л. Костенко, Ю. Мушкетик, Б. Олийнык, Д. Павлычко. Однако литература испытывает на себе давление рынка, она вынуждена идти за читателем (покупателем). Эта тенденция способствует развитию массовой и популярной литературы, преимущественно русскоязычной. Расцветают такие жанры, как фантастика, детектив, любовно-авантюрный роман. Известными далеко за пределами Украины писателями-фантастами является Генри Лайон Олди (коллективный псевдоним Д. Громова и О. Ладыжинского), А. Валентинов, М. и С. Дяченки, мастером любовно авантюрного жанра считается Симона Вилар (Н. Гавриленко).

Можно выделить несколько факторов, которые будут влиять на дальнейшее развитие украинской культуры, а именно: 1) углубления национального самопознания и самосознания, 2) создание условий для существования, развития, сотрудничества и соревнования разнообразных философских, религиозных, литературных, изобразительных, музыкальных течений, направлений, школ, то есть действительное утверждение свободы духовного творчества; 3) учета мирового культурного опыта, осознания собственной национальной культуры как звенья мирового культурного процесса, соучастие в мировом культурном обмене при признании приоритета общечеловеческих ценностей; 4) всестороннее использование резервов национальной культурной традиции, возможностей национальной ментальности, ориентация на создание оригинальных культурных ценностей, имеющих не только национальное, но и общечеловеческое, мировое значение, ведь последнее и является критерием зрелости культуры.

Одной из актуальных проблем на сегодня является государственная поддержка национальной культуры. Особого внимания требует украинизация различных форм массовой культуры, современной индустрии развлечений, а также тех новейших видов и жанров культуры, которые по разным причинам не развиваются в Украине или потеряли национальную определенность.

 

5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./.

1. Какие факторы обусловили развитие украинской культуры после Февральской революции 1917 г.?

2. Чем обусловлены трудности развития украинской культуры в ХХ в.?

3. Охарактеризуйте условия развития литературы и искусства. Какую тематику власть считала особенно актуальной? Почему именно ее?

4. Почему тяжелый и драматичный период борьбы за украинскую государственность сопровождался бурным развитием музыкально-хорового искусства?

5. Кого следует включить в плеяду лучших представителей украинской культуры ХХ в.?

6. Какую роль сыграли деятели украинской культуры в получении Украиной независимости и развитии молодого государства?

7. Что необходимо сделать для преодоления кризиса культуры в Украине в наше время?

 

6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции:

- учебное помещение:

Лекционная аудитория.

- оборудование:

Методразработка лекции.

 

7. Материалы для самоподготовки студентов:

а) по теме прочитанной лекции:

Литература:

основная

Украиноведение: История Украины, украинская и зарубежная культура: Курс лекцій для иностранных студентов 1 курса медицинского университета (рус.яз. обучения) / А. В. Гонтар и др. – Одесса, 1999. – 72 с. (НБ ОНМедУ ББК 63 / У 452)

Закович м.М. Культурология: украинская и зарубежная культура. Учебное пособие / M.M. Закович. – К.: Знания, 2007. -http://uchebnikirus.ru/zmist-2.htm

Дополнительная

Асеев Ю.С. Стили в архитектуре Украины. - Киев, 1989. – Глава 2.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте изменения в общеобразовательной школе Украины в 1917-1920 гг.

2. Что было сделано в 1917-1920 гг. для ликвидации неграмотности взрослых?

3. Когда была образована Украинская академия наук? Назовите известных украинских ученых - членов академии.

4. С какими именами связано развитие театрального искусства Украины в 1917-1920 гг.

5. В чем состоял советский план монументальной пропаганды?

6. Какими были исторические условия развития украинской культуры в 60-80-е годы?

7. Охарактеризуйте основные направления государственной политики в области образования в 60-80-х годах.

8. Проанализируйте достижения и трудности развития украинской науки. В чем заключался периферийный характер украинской науки?

9. Проанализируйте состояние украинского изобразительного искусства и архитектуры в 60-80-х годах. Назовите самых ярких художников и скульпторов этого периода.

10. В чем заключались изменения условий развития украинской культуры в 90-е годы?

11. Какие документы определили систему и структуру образования в Украине?

12. Охарактеризуйте достижения и проблемы украинской культуры времен независимости.

Задания:

1. Перечитать конспект лекции.

2. Познакомиться с рекомендованной литературой.

3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом)

1. Назовите направление в искусстве ХХ века.

а) барокко

б) абстракционизм

в) романтизм

г) классицизм

 

2. Название какого направления искусства происходит от лат. «Будущее»

а) абсурдизм

б) дадаизм

в) футуризм

г) импрессионизм

 

3. В искусстве какому направлению мир изображался в виде геометрических фигур

а) импрессионизм

б) экспрессионизм

в) урбанизм

г) кубизм

 

4. Целью которого стиля искусства было не отражение реального мира, а выражение субъективных представлений автора о мире

а) кубизм

б) экспрессионизм

в) реализм

г) поп-арт

 

5. Культура современного постиндустриального информационного общества в целом называется

а) футуризм

б) неоромантизм

в) постмодерн

г) модернизм

 

6. В каком направлении искусства основной был тезис о бессмысленности человеческого существования

а) авангардизм

б) неореализм

в) импрессионизм

г) абсурдизм

 

7. Один из представителей авангардной живописи, основатель супрематизма:

а) Кандинский

б) Малевич

в) Шевченко

г) Богомазов

 

8. Торжественное открытие Украинской Академии Наук состоялось 24 ноября 1918 На должность первого президента Академии Наук приказу гетмана Скоропадского был назначен

а) Грушевского

б) А.Крымского

в) Вернадского

г) В.Ефремова

 

9. Название, которое получила советская политика коренизации в Украине:

а) формализм

б) советизация

в) возрождение

г) украинизация

 

10. Кто из названных писателей не принимал участия в диссидентском движении

а) Стус

б) Симоненко

в) И. Светличный

г) Тычина

 

11. Офтальмологическая школа В.Филатова открыта в

а) Одессе

б) Киеве

в) Берлине

г) Полтаве

 

12. К группе неоклассиков не входивших

а) М.Зеров, П.Филипович

б) Рыльский, Ю.Клен

в) М.Хвилевий, Сосюра

г) Драй-Хмара, О.Бургардт

 

13. Режиссер фильма «Земля», который получил признание как в СССР, так и за его пределами

а) А. Довженко

б) И. Кавалеридзе

в) В. Гардин

г) Г. Стабового

 

14. Фильм «Тени забытых предков», который получил 2-ю премию на VII Международном кинофестивале в Аргентине, был создан:

а) С. Параджановым

б) Э. Рязановым

в) А. Довженко

г) М. Коцюбинского

 

15. Одна из самых ярких представительниц украинского примитивизма второй половины ХХ века:

а) Примаченко

б) Яблонская

в) Серебрякова

г) Моризо

 

16. Автор слов и музыки к песне "Червона рута"

а) Г.Веревка

б) А.Билаш

в) Г.Татарченко

г) Ивасюк

 

17. Символом государственности Украины, на котором составляется президентская присяга в наши дни:

а) Остромирово Евангелие

б) Пересопницкое Евангелие

в) Острожская Библия

г) Летопись Самовидца

 

18. Сейчас стали известны произведения украинских эмигрантов, среди которых такие романы как "Сад Гефсиманский", "Тигролови", автором которых является

а) У.Самчук

б) Барка

в) И.Багряний

г) Ю.Тарнавського

 

Date: 2015-09-17; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию