Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Галицко-Волынского княжества





Особенность развития культуры. В отличие от других регионов Руси, где вследствие монгольского нашествия культура переживала упадок, в Галицко-Волынском государстве XIII - первой половины XIV в. наблюдалось ее подъема. В значительной степени этому способствовали развитие экономики и городов, в которых преимущественно и сосредоточивалось культурная жизнь. В городской жизни отчетливо прослеживалась преемственность культурных традиций Руси. Вместе отчетливо проявлялись черты самобытности и оригинальности. При этом Галицко-Волынское государство оставалась открытой для культурных заимствований из стран Центрально-Восточной Европы.

Самобытность культуры Галицко-Волынского государства обусловливалась особенностями ее развития. Начальное образование в Галиции и на Волыни сохраняло черты, сформировавшиеся в предыдущие времена. О распространении грамотности среди населения свидетельствуют многочисленные находки археологами бронзовых и костяных «писал» для письма на восковых табличках в Галиче, Звенигороде, Перемышле и других городах. С развитием городов, церквей и монастырей росло количество начальных школ. В них обучали чтению, письму, церковному пению, иногда иконописи. Учеников воспитывали в христианской морали, основ православной веры. При дворах князей в Галиче, Владимире-Волынском, Холме существовали образовательные учреждения высшей ступени, в которых, очевидно, излагались элементы риторики, философских и правовых знаний.

Высокообразованным человеком был князь Владимир Василькович. Благодаря ему в Галицко-Волынском государстве чрезвычайное уважение имела рукописная книга. Книжники-переписчики получали образование в монастырях. Некоторые потомки состоятельных семей выезжали на учебу в Византию и западноевропейские университеты.

Образование развивалась по традиции, начатой в Киевской Руси. Новым явлением стало основание образовательных центров при дворах князей и получение отдельными лицами высшего образования за рубежом.

Архитектура. Архитектура Галицко-Волынского государства отличается яркой самобытностью. Ее бурное развитие обусловливалось широкомасштабной деятельностью Даниила Романовича, начатой в 30-х годах XIII в. и направленной на развитие существующих и создание новых городов. Последние возникали, прежде всего, как укрепленные пункты, поэтому первоочередное внимание уделялось фортификации: валам, стенам, вратам, замкам, каменным башням - донжонам. Они возводились на основе сочетания местных традиций с достижениями западноевропейской военной науки (Холм, Данилов, Стожок, Базовый и др.). В новых городах главное внимание сосредоточивалось на сооружении укрепленной княжеской резиденции. Видное место строительство городов занимало в деятельности Василька и его сына Владимира.

С архитекторов особенно прославился Алеша. Продолжали укрепляться и построенные ранее на скалах деревянные крепости в Уриче, Бубнище, Розгирче и Подкамене, составлявшие уникальное явление в европейском оборонном строительстве. С конца XII в. начинается строительство замков из камня (Луцк, Кременец).

Возводились храмы и монастыри. Одним из старейших является Успенский, собор (1160) Владимира-Волынского, в значительной мере подобен собору Елецкого монастыря в Чернигове. Успенский собор в Галиче (1157) - яркий образец Галицкой архитектурной школы, сложившейся под влиянием романской архитектуры. Прекрасным был Холмский кафедральный собор Св. Иоанна Златоуста. В Дорогочине Даниил Галицкий построил церковь Богородицы. Владимир Василько построил храмы: апостола Петра в Бресте, Благовещения в Каменке, Св.Дмитрия во Владимире-Волынском. В конце XIII в. каменное церковное строительство уступает деревянном церковного зодчества.

Развитие архитектуры проходило на основе местных традиций с применением достижений европейского строительного дела. Она достигла наивысшего уровня в сооружении фортификаций и каменного церковного строительства.

Изобразительное искусство. К сожалению, образцов изобразительного искусства XIII - первой половины XIV в. до нашего времени сохранилось очень мало. Оно продолжало развиваться на византийской традиции, обогащенной влиянием местного народного творчества. Важное место в это время принадлежало монументальной живописи. Сохранились только отдельные фрагменты работ мастеров, работавших преимущественно над отделкой храмов. Они разрабатывали разные подходы к украшению их интерьеров. Например, верх Холмского собора Св. Иоанна Златоуста был украшен «звездами золотыми на лазури». Фресками украшались Владимирский Успенский собор, соборы Св. Дмитрия во Владимире-Волынском и Св. Георгия в Любомле, церковь Св. Онуфрия в Лаврове, монастырская пещерная церковь в Бакоте.

Существовала и собственная галицко-волынская иконописная школа. Ее развитие было связано с ростом роли ансамбля иконостаса (иконостас – это стена, со вставленной в нее иконами, которая отделяет в православной церкви алтарь от центральной части храма). В последней трети XIII в. была создана икона Богородицы в Успенской церкви волынского села Дорогобуже; конце XIII - начале XIV в. - икона Богородицы из Покровской церкви Луцка («Волынская Богоматерь»). Из галицких старейших является икона Покрова Богородицы (начало XII века). О мастерах скульптуры сведений почти не сохранилось. Есть только упоминание про Авдея - резчика церкви Богородицы в Холме, выполнявший резное обрамление порталов собора Св. Иоанна Златоуста. У Холма был сооружен монумент в виде башни, увенчанной орлом. Изобразительное искусство развивалось на основе сочетания древних византийских, древнерусских и местных традиций.

 

5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./.

1. В чем заключается особенность развития культуры Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества?

2. Почему подъем экономики и развитие городов способствовали развитию культуры в данный исторический период?

3. Как языческие верования, а позднее христианство влияли на мировоззренческую систему древнерусского человека?

4. Назовите известные храмы времен Киевской Руси и Галицко-Волынского государства?

6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции:

- учебное помещение:

Лекционная аудитория.

- оборудование:

Методразработка лекции, раздаточный материал.

- иллюстрационный материал:

Презентация в электронном виде.

 

7. Материалы для самоподготовки студентов:

а) по теме прочитанной лекции:

Литература:

Основная

Основная:

Украиноведение: История Украины, украинская и зарубежная культура: Курс лекций для иностранных студентов 1 курса медицинского университета (рус.яз. обучения) / А. В. Гонтар и др. – Одесса, 1999. – 72 с. (НБ ОНМедУ ББК 63 / У 452). Лекция 5.

Дополнительная:

Власов В. Г. Славянская азбука и славянские просветители / В. Г. Власов. – М.: Знание, 1989. – 64 с. (НБ ОНМедУ ББК 81 / В 581)

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси; отв. ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1988. – 272 с. (НБ ОНМедУ ББК 86 / П 767)

Контрольные вопросы:

1. В чем Вы видите особенность развития культуры Киевской Руси?

2. Почему подъем экономики, развитие городов и торговли способствовало развитию культуры в Киевской Руси?

3. Каково влияние христианства на развитие культуры в Киевской Руси?

4. Какой фактор играл решающую роль в развитии архитектуры в данный исторический период?

5. Что вы знаете о развитии монументальной живописи в Киевской Руси и Галицко-Волынском государстве?

6. Назовите самые известные храмовые строения ХІ-ХІІІ вв.

7. Охарактеризуйте состояние развития иконописи, книжной миниатюры и летописания?

8. Почему росло количество начальных школ в Киевской Руси?

9. Какие предметы изучались в образовательных центрах и при дворах князей?

 

Задания:

1. Перечитать конспект лекции.

2. Познакомиться с рекомендованной литературой.

3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом)

 

1. Как называли славян римские историки Плиний и Тацит

а. русами

б. венедами

в. славянами

г. Украинская

 

2. До принятия христианства большая часть жителей Киевской Руси исповедовала:

а. буддизм

б. язычество

в. иудаизм

г. ислам

 

3. Крещение Руси было в... году

а. 911

б. 988

в. 945

г. 1068

 

4. Русь приняла христианство от:

а. Литвы

б. Польши

в. Византии

г. Армении

 

5. Крещение Руси для большей части населения было:

а. добровольным

б. по договоренности

в. насильственным

г. с согласия языческих жрецов

 

6. Центрами летописания в Киевской Руси были:

а. вотчины знатных бояр

б. монастыри

в. погосты

г. княжеские хоромы

 

7. Символ государственности Украины, на котором, как и на Конституции, присягает на верность Украине Президент

а. Остромирово Евангелие

б. Пересопницкое Евангелие

в. Острожская Библия

г. Повесть временных лет

 

8. Первую библиотеку на Руси и архив для хранения важных документов основал:

а. Феодосий Печерский

б. Владимир Мономах

в. Митрополит Иларион

г. Ярослав Мудрый

 

9. Вид письма, напоминающий современный печатный шрифт, строго геометрической формы, без наклона:

а. полуустав

б. устав

в. кодекс

г. минускул

 

10. Первый каменный храм Киевской Руси - это:

а. Собор Святой Софии

б. Десятинная церковь

в. Киево-Печерская лавра

г. Михайловский Златоверхий монастырь

 

11. Какой святой на Руси считался покровителем медицины и врачей:

а. Николай

б. Пантелеймон

в. Михаил

г. Андрей

 

12. Известный врач ХИ века Печерского монастыря

а. Алимпий

б. Агапит

в. Феодосий

г. Нестор

 

13. Назовите создателей первого славянского алфавита

а. Кирилл и Мефодий

б. Борис и Глеб

в. Игорь и Олег

г. Святослав и Владимир

 

14. Традиционно автором «Повести временных лет» считается:

а. Монах Нестор

б. Владимир Мономах

в. Митрополит Иларион

г. Ярослав Мудрый

 

15. Автором «Поучение детям», в котором пытался создать образ идеального правителя, был князь:

а. Игорь

б. Святослав

в. Ярослав Мудрый

г. Владимир Мономах

 

16. Митрополит Иларион традиционно считается автором

а. «Слова о полку Игореве»

б. «Слова о законе и благодати»

в. «Русской правды»

г. Галицко-Волынской летописи

 

Date: 2015-09-17; view: 6282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию