![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Культура Галицко-Волынского княжества
Особенность развития культуры. В отличие от других регионов Руси, где вследствие монгольского нашествия культура переживала упадок, в Галицко-Волынском государстве XIII - первой половины XIV в. наблюдалось ее подъема. В значительной степени этому способствовали развитие экономики и городов, в которых преимущественно и сосредоточивалось культурная жизнь. В городской жизни отчетливо прослеживалась преемственность культурных традиций Руси. Вместе отчетливо проявлялись черты самобытности и оригинальности. При этом Галицко-Волынское государство оставалась открытой для культурных заимствований из стран Центрально-Восточной Европы. Самобытность культуры Галицко-Волынского государства обусловливалась особенностями ее развития. Начальное образование в Галиции и на Волыни сохраняло черты, сформировавшиеся в предыдущие времена. О распространении грамотности среди населения свидетельствуют многочисленные находки археологами бронзовых и костяных «писал» для письма на восковых табличках в Галиче, Звенигороде, Перемышле и других городах. С развитием городов, церквей и монастырей росло количество начальных школ. В них обучали чтению, письму, церковному пению, иногда иконописи. Учеников воспитывали в христианской морали, основ православной веры. При дворах князей в Галиче, Владимире-Волынском, Холме существовали образовательные учреждения высшей ступени, в которых, очевидно, излагались элементы риторики, философских и правовых знаний. Высокообразованным человеком был князь Владимир Василькович. Благодаря ему в Галицко-Волынском государстве чрезвычайное уважение имела рукописная книга. Книжники-переписчики получали образование в монастырях. Некоторые потомки состоятельных семей выезжали на учебу в Византию и западноевропейские университеты. Образование развивалась по традиции, начатой в Киевской Руси. Новым явлением стало основание образовательных центров при дворах князей и получение отдельными лицами высшего образования за рубежом. Архитектура. Архитектура Галицко-Волынского государства отличается яркой самобытностью. Ее бурное развитие обусловливалось широкомасштабной деятельностью Даниила Романовича, начатой в 30-х годах XIII в. и направленной на развитие существующих и создание новых городов. Последние возникали, прежде всего, как укрепленные пункты, поэтому первоочередное внимание уделялось фортификации: валам, стенам, вратам, замкам, каменным башням - донжонам. Они возводились на основе сочетания местных традиций с достижениями западноевропейской военной науки (Холм, Данилов, Стожок, Базовый и др.). В новых городах главное внимание сосредоточивалось на сооружении укрепленной княжеской резиденции. Видное место строительство городов занимало в деятельности Василька и его сына Владимира. С архитекторов особенно прославился Алеша. Продолжали укрепляться и построенные ранее на скалах деревянные крепости в Уриче, Бубнище, Розгирче и Подкамене, составлявшие уникальное явление в европейском оборонном строительстве. С конца XII в. начинается строительство замков из камня (Луцк, Кременец). Возводились храмы и монастыри. Одним из старейших является Успенский, собор (1160) Владимира-Волынского, в значительной мере подобен собору Елецкого монастыря в Чернигове. Успенский собор в Галиче (1157) - яркий образец Галицкой архитектурной школы, сложившейся под влиянием романской архитектуры. Прекрасным был Холмский кафедральный собор Св. Иоанна Златоуста. В Дорогочине Даниил Галицкий построил церковь Богородицы. Владимир Василько построил храмы: апостола Петра в Бресте, Благовещения в Каменке, Св.Дмитрия во Владимире-Волынском. В конце XIII в. каменное церковное строительство уступает деревянном церковного зодчества. Развитие архитектуры проходило на основе местных традиций с применением достижений европейского строительного дела. Она достигла наивысшего уровня в сооружении фортификаций и каменного церковного строительства. Изобразительное искусство. К сожалению, образцов изобразительного искусства XIII - первой половины XIV в. до нашего времени сохранилось очень мало. Оно продолжало развиваться на византийской традиции, обогащенной влиянием местного народного творчества. Важное место в это время принадлежало монументальной живописи. Сохранились только отдельные фрагменты работ мастеров, работавших преимущественно над отделкой храмов. Они разрабатывали разные подходы к украшению их интерьеров. Например, верх Холмского собора Св. Иоанна Златоуста был украшен «звездами золотыми на лазури». Фресками украшались Владимирский Успенский собор, соборы Св. Дмитрия во Владимире-Волынском и Св. Георгия в Любомле, церковь Св. Онуфрия в Лаврове, монастырская пещерная церковь в Бакоте. Существовала и собственная галицко-волынская иконописная школа. Ее развитие было связано с ростом роли ансамбля иконостаса (иконостас – это стена, со вставленной в нее иконами, которая отделяет в православной церкви алтарь от центральной части храма). В последней трети XIII в. была создана икона Богородицы в Успенской церкви волынского села Дорогобуже; конце XIII - начале XIV в. - икона Богородицы из Покровской церкви Луцка («Волынская Богоматерь»). Из галицких старейших является икона Покрова Богородицы (начало XII века). О мастерах скульптуры сведений почти не сохранилось. Есть только упоминание про Авдея - резчика церкви Богородицы в Холме, выполнявший резное обрамление порталов собора Св. Иоанна Златоуста. У Холма был сооружен монумент в виде башни, увенчанной орлом. Изобразительное искусство развивалось на основе сочетания древних византийских, древнерусских и местных традиций.
5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./. 1. В чем заключается особенность развития культуры Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества? 2. Почему подъем экономики и развитие городов способствовали развитию культуры в данный исторический период? 3. Как языческие верования, а позднее христианство влияли на мировоззренческую систему древнерусского человека? 4. Назовите известные храмы времен Киевской Руси и Галицко-Волынского государства? 6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции: - учебное помещение: Лекционная аудитория. - оборудование: Методразработка лекции, раздаточный материал. - иллюстрационный материал: Презентация в электронном виде.
7. Материалы для самоподготовки студентов: а) по теме прочитанной лекции: Литература: Основная Основная: Украиноведение: История Украины, украинская и зарубежная культура: Курс лекций для иностранных студентов 1 курса медицинского университета (рус.яз. обучения) / А. В. Гонтар и др. – Одесса, 1999. – 72 с. (НБ ОНМедУ ББК 63 / У 452). Лекция 5. Дополнительная: Власов В. Г. Славянская азбука и славянские просветители / В. Г. Власов. – М.: Знание, 1989. – 64 с. (НБ ОНМедУ ББК 81 / В 581) Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси; отв. ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1988. – 272 с. (НБ ОНМедУ ББК 86 / П 767) Контрольные вопросы: 1. В чем Вы видите особенность развития культуры Киевской Руси? 2. Почему подъем экономики, развитие городов и торговли способствовало развитию культуры в Киевской Руси? 3. Каково влияние христианства на развитие культуры в Киевской Руси? 4. Какой фактор играл решающую роль в развитии архитектуры в данный исторический период? 5. Что вы знаете о развитии монументальной живописи в Киевской Руси и Галицко-Волынском государстве? 6. Назовите самые известные храмовые строения ХІ-ХІІІ вв. 7. Охарактеризуйте состояние развития иконописи, книжной миниатюры и летописания? 8. Почему росло количество начальных школ в Киевской Руси? 9. Какие предметы изучались в образовательных центрах и при дворах князей?
Задания: 1. Перечитать конспект лекции. 2. Познакомиться с рекомендованной литературой. 3. Ответить на контрольные вопросы.
Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом)
1. Как называли славян римские историки Плиний и Тацит а. русами б. венедами в. славянами г. Украинская
2. До принятия христианства большая часть жителей Киевской Руси исповедовала: а. буддизм б. язычество в. иудаизм г. ислам
3. Крещение Руси было в... году а. 911 б. 988 в. 945 г. 1068
4. Русь приняла христианство от: а. Литвы б. Польши в. Византии г. Армении
5. Крещение Руси для большей части населения было: а. добровольным б. по договоренности в. насильственным г. с согласия языческих жрецов
6. Центрами летописания в Киевской Руси были: а. вотчины знатных бояр б. монастыри в. погосты г. княжеские хоромы
7. Символ государственности Украины, на котором, как и на Конституции, присягает на верность Украине Президент а. Остромирово Евангелие б. Пересопницкое Евангелие в. Острожская Библия г. Повесть временных лет
8. Первую библиотеку на Руси и архив для хранения важных документов основал: а. Феодосий Печерский б. Владимир Мономах в. Митрополит Иларион г. Ярослав Мудрый
9. Вид письма, напоминающий современный печатный шрифт, строго геометрической формы, без наклона: а. полуустав б. устав в. кодекс г. минускул
10. Первый каменный храм Киевской Руси - это: а. Собор Святой Софии б. Десятинная церковь в. Киево-Печерская лавра г. Михайловский Златоверхий монастырь
11. Какой святой на Руси считался покровителем медицины и врачей: а. Николай б. Пантелеймон в. Михаил г. Андрей
12. Известный врач ХИ века Печерского монастыря а. Алимпий б. Агапит в. Феодосий г. Нестор
13. Назовите создателей первого славянского алфавита а. Кирилл и Мефодий б. Борис и Глеб в. Игорь и Олег г. Святослав и Владимир
14. Традиционно автором «Повести временных лет» считается: а. Монах Нестор б. Владимир Мономах в. Митрополит Иларион г. Ярослав Мудрый
15. Автором «Поучение детям», в котором пытался создать образ идеального правителя, был князь: а. Игорь б. Святослав в. Ярослав Мудрый г. Владимир Мономах
16. Митрополит Иларион традиционно считается автором а. «Слова о полку Игореве» б. «Слова о законе и благодати» в. «Русской правды» г. Галицко-Волынской летописи
Date: 2015-09-17; view: 6405; Нарушение авторских прав |