Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство как форма культуры
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений. Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом. Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения: ü изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов); ü литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове; ü музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах); ü архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: ü из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов, ü в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура), ü влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео). В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции: ü сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства; ü тяготения к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время, еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры. Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства. Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир. Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства. Таким образом, культура как обобщенная качественная категория, отражающая развитие человека и общества стала определяющим вектором развития человечества. Культура - необходимая составляющая человека, его вторая природа, не менее важна, чем его биологические потребности. Понимание термина «культура» остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности явления, им обозначается. «Культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляет собой биологически ненаследственными создано людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура человечества безгранична и разнообразна. Она - единство культур всех народов планеты, каждая из которых - уникальное произведение. 5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./. 1. Дайте определение культуры. 2. Что Вы вкладываете в понятие: “материальная культура” и “духовная культура”? 3. Как Вы понимаете понятие массовая культура? Какие факторы характеризуют массовую культуру? 6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции: - учебное помещение: Лекционная аудитория. - оборудование: Методразработка лекции, раздаточный материал. - иллюстрационный материал: Презентация в электронном виде. 7. Материалы для самоподготовки студентов: а) по теме прочитанной лекции: Литература: Основная: Багновская Н. М. Культурология. - М.: Дашков и Ко, 2011. – C.7 – 137. Культурологические концепции: методические разработки / сост. О.Л. Протасова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 32 с. Дополнительная: Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета / колл. авт.; под ред. Н. Б. Шебаршовой и С. М. Богуславской. – Изд. 2-е, перераб. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 161 с. Теория культуры: Учебное пособие. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова— СПб.: Питер, 2008. — C.9-65. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятию культура? 2. Какие культурологические подходы сложились в культурологическом знании до ХХ века? 3. Какие культурологические подходы вы знаете? 4. Раскройте основные функции культуры? 5. Охарактеризуйте основные формы культуры. Какие отличия между элитарной, народной и массовой культурой? 6. Что Вы вкладываете в понятие: “материальная культура” и “духовная культура”? 7. Какие виды культурных норм Вы знаете? 8. В чем проявляется специфика искусства?
Задания: 1. Перечитать конспект лекции. 2. Познакомиться с рекомендованной литературой. 3. Ответить на контрольные вопросы.
Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом):
1. Понятие культура первоначально означало: а) воспитание человека; б) образование человека; в) ораторское искусство; г) обработка земли.
2. Что характерно во взглядах на культуру в Средневековье: а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм; г) гелиоцентризм.
3. Что характерно во взглядах на культуру в Новое время: а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм; г) геоцентризм.
4. Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал. Какие циклы в своем развитии она проходит: а) зарождение, расцвет, старение, смерть; б) смерть, зарождение, расцвет, старение; в) младенчество, отрочество, юность, смерть; г) зарождение, начало, развитие, конец.
5. Как называется работа О. Шпенглера, в которой он излагает свои взгляды на культуру? а) «Осень Средневековья»; б) «Постижение истории»; в) «Закат Европы»; г) «Первобытная культура».
6. Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу: а) Платон б) Цицерон в) Цезарь г) Аристотель
7. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как: а) негенетическую память; б) систему традиций; в) система социальных норм; г) систему.
8. Антропологический подход в определении культуры основан на следующих принципах: а) человек центр вселенной; б) все в мире определяется Высшими силами; в) человек должен жить в гармонии с природой; г) человек не является объектом исследования.
9. Деятельный подход означает: а) творческая активность человека; б) особый способ или технология деятельности человека; в) использование инновационных достижений в области культуры; г) определенный тип в поведении человека.
10. Понятия «культура» и «цивилизация» в эпоху Просвещения воспринимались как: а) синонимы; б) тождественные понятия; в) никак не связывались; г) вообще не существовали.
11. Духовная культура это: а) искусство и все, что связано с его созданием, воспроизведением, изучением, распространением; б) деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности; в) материальное производство с точки зрения его влияния на развитие человека; г) наука и ее достижения. 12. Какой ученый рассматривал цивилизацию как последнюю стадию культуры, ее упадок и смерть: а) О.Шпенглер; б) А.Тойнби; в) Й.Хейзенги; г) К.Юнг.
13. Какая из функций культуры определяет, что с помощью культуры человек познает мир: а) гносеологическая; б) семиотическая; в) аксиологическая; г) трансляционная.
14. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на привилегированную часть общества является культура: а) массовая; б) элитарная; в) народная; г) этническая.
15. Какая из функцией культуры определяет культуру как систему ценностей: а) семиотической; б) регулятивной; в) гносеологической; г) аксиологической.
16. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура возникает в игре, как игра»: а) А.Тойнби; б) Н. Бердяеву; в) Й. Хейзинге; г) О. Шпенглеру.
17. Впервые слово «культура» встретилось в работе а) Аристотеля б) Катона в) Гегеля г) Платона
18. Кто впервые использовал термин «культура» по отношению к человеческому разуму, духу, а) Платон б) Цицерон в) Цезарь г) Шевченко
19. В современном значении слово культура стало употребляться в XVII в. и как самостоятельное оно впервые появилось в трудах: а) Самуэля фон Пуфендорфа б) Иоганна Готфрида Гердера в) Иммануила Канта г) Лесли Уайта
20. Впервые понятие цивилизация ввел в научный оборот а) американский этнограф Л.Г.Морган б) шотландский теоретик А.Фергюссон в) английский исследователь Е.Б.Тайлор г) австрийский психолог Зигмунд Фрейд
21. Учение о ноосфере создал а) В.Освальд б) Ж.-Ж. Руссо в) Маркс г) Вернадский
22. Какая функция культуры заключается в том, что с помощью культуры человек познает мир а) гносеологическая б) семиотическая в) аксиологическая г) трансляционная
23. Какой функцией культура рассматривается как система ценностей а) семиотической б) регулятивной в) гносеологической г) аксиологической
24. Автор труда «Закат Европы» а) О. Шпенглер б) К.-Г.Юнг в) А.Тойнби г) Й.Хейзинга
25. Развитие культуры с развитием живого организма сравнивал в своей работе а) Х.Ортега-и-Гассет б) Фрейд в) Й.Хейзинга г) О. Шпенглер
26. Игровую концепцию культуры разработал а) Р. Барт б) А. Камю в) Й.Хейзинга г) А.Тойнби
27. Кто разрабатывал проблему бессознательного, ввел направление психоанализа в культурологические исследования а) Ясперс б) Фрейд в) П.О.Сорокин г) О. Шпенглер
28. Кто ввел понятие «архетип» коллективного бессознательного а) К.-Г.Юнг б) Фрейд в) А. Камю г) А.Тойнби
29. В каком культурологическом направлении пропагандировалось отчуждения человека от социума, утверждалось, что осознание абсурда бытия приводит к бунту, а бунт - к свободе а) постмодернизм б) экзистенциализм в) структурализм г) феноменология
30. О преодолении культурного кризиса путем возврата к иерархии большинства и элитарной меньшинства говорится в труде а) «Закат Европы» О. Шпенглера б) «Homo ludens» Й.Хейзинга в) «Восстание массы» Х.Ортега-и-Гассета г) «Исследование истории» Тойнби
31. К духовной культуре относятся а) народные промыслы б) житлобудування, питание, одежда, средства передвижения в) познание, нравственность, воспитание, формы общественного сознания г) искусство, средства связи, посуда
32. Коммуникативная функция культуры означает: а) Выработка системы ценностей и норм, которые являются регуляторами общественных отношений б) Удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида в) Обеспечение процесса обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем г) Объединение народов, социальных групп, государств
33. К материальной культуре относятся: а) материальные блага, средства их производства б) совокупность человеческих знаний в) наука, право, искусство, мораль и т.д. г) народные промыслы, музыка
34. Регулятивная (или нормативная функция культуры) означает: а) удовлетворение материальных и духовных потребностей человека б) обеспечение процесса обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем в) выработка системы ценностей и норм, которые являются регуляторами общественных отношений г) объединение народов, социальных групп, государств
35. Задача вхождения человека в общество, усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих человеку стать ею, выполняет функция а) социализации б) адаптивная в) креативная г) коммуникативная
Date: 2015-09-17; view: 3067; Нарушение авторских прав |