Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность темы. Обоснование темы





ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественных наук

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ

 

Учебная дисциплина «История украинской культуры»

МОДУЛЬ № 1. «История украинской культуры»

Содержательный модуль № 1. «Генезис украинской культуры»

Лекция № 1. «Понятие «культура». Культура - объект научного исследования»

Курс І. Факультет международный.

Лекцию обсуждено и утверждено

На методическом заседании кафедры

““20г.

Протокол №.

В.и.о. зав. кафедрой общественных наук

доц. О.А. Сикорская

 

Одесса – 2013

МОДУЛЬ № 1. «ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тематический модуль № 1. «Генезис украинской культуры».

ЛЕКЦИЯ № 1.

«Понятие «культура». Культура – объект научного исследования».

 

Актуальность темы. Обоснование темы.

Осваивая курс «Истории украинской культуры», необходимо обратить внимание на то, что культура украинского народа является частью мировой культуры, цивилизации. Она развивалась по единым мировым законам, хотя и имела свои особенности, как и каждая национальная культура. Отсутствие на протяжении многих веков собственного государства, существование Украины в составе других государств – России, Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии – привело к тесному переплетению культур, к воздействию доминирующих культур на становление и развитие украинской культуры.

Изучение курса «История украинской культуры» поможет студентам в формировании научного мировоззрения, в строительстве своей профессиональной деятельности в соответствии с общекультурным фоном в производственных и межличностных отношениях.

 

2. Цели лекции:

- учебная:

Выяснить основные цели и задачи курса, дать определения понятиям «культура» и «цивилизация», уяснить общие закономерности развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи. Дать характеристику рекомендованной для изучения курса литературы.

- воспитательная:

Воспитание у студенческой молодежи уважения к украинской культуре, ее традициям и ценностям, формирование толерантного отношения к культурным достижениям народов мира.

 

План и организационная структура лекции.

Основные этапы лекции и ее содержание Цели в уровнях абстракции Тип лекции, ее оснащение Распре-деление времени
  1. 2.     Подготовительный этап Определение учебных целей. Обеспечение позитивной мотивации Формирование уважения и толерантного отношения к многовековой истории украинского народа и мировым цивилизациям Вступительная лекция с элементами проблемного изложения материала 2 %    
3. Основной этап Изложение лекционного материала по плану: Понятие культура: происхождение и определение. Основные культурологические теории. Культура и цивилизация: соотношение понятий. Формы культуры и субъекты культурного творчества. Массовая и элитарная культура. Понятие мировой, национальной и этнической культур Социальные функции культуры. Виды культурных норм и их общественное значение. Искусство как форма культуры.     ІІІ     І     ІІІ Методразработка лекции   90%  
  4. 5.   Заключительный этап Резюме лекции. Общие выводы. Ответы лектора на возможные вопросы аудитории. Задания для самоподготовки студента   Список рекомендованной литературы, вопросы, задания (см. ниже) 3%

4. Содержание лекционного материала:

- структурно-логическая схема содержания темы: Понятие культура: происхождение и определения. Основные культурологические теории ХХ века и их представители. Культура и цивилизация. Формы культуры и субъекты культурного творчества. Понятие мировой, национальной и этнической культур. Массовая и элитарная культура. Социальные функции культуры. Виды культурных норм и их общественное назначение. Искусство как явление культуры.

 

 

Понятие культура ↓ ↓ ↓ ↓
Происхождение понятия   ↓ ↓ Определение понятия ↓ Основные культуроологические теории ↓ Формы кудьтуры и субъекты культурного творчества.   ↓ ↓ ↓ ↓
Марк Порций Катон «De agri cultura»     ↓ Цице-рон   ↓ Едуард Бер-нард Тайлор   ↓ Культура и цивилизация: соотношение понятий   ↓ ↓ Виды культурных норм и их общественное назначение ↓ Социальные функции культуры   ↓ Понятия мировой, национальной и этнической культур   ↓ Массовая и элитарная культура     ↓
  Культура – это совокупность достижений человечества, это все приобретерия, которые существуют, или когда-либо существовалию. А.Фер-гюссон     ↓ А.Тойнби, О.Шпенглер     ↓   обряд, ритуал, этикет, канон, стандарт, табу Человекообразу-ющая, трансляционная, познавательная, семиотическая, ценностная, регулятивная, коммуникативная адаптивная, креативная Искусство как культурное явление ↓
Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире с помощью изменения мира. Ф.Шиллер, Й.Хейзинга
                 

- текст лекции


1. Понятие культура: происхождение и определение.

Культурa нaчинaет зaнимaть все большее место в жизни человечествa. Не только культурa в широком смысле словa кaк результaт творения умa и души человекa. Но и культурa, кaк онa понимaется нa уровне обыденного сознaния - культурность, т. е. порядочность, обрaзовaнность, тaктичность, интеллигентность. Отсутствие этих кaчеств или недостaточность их остро ощущaется в обществе, внося в нaшу жизнь постоянную нaпряженность, нервозность, дискомфорт. Обретение их возможно только нa основе приобщения к культуре, усвоения того лучшего, что вырaботaно человечеством нa протяжении веков и сохрaнено многими поколениями людей.

Понятие «культура» происходит из латинского языка. Первоначально слово «cultyra» означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Уже начиная с I в. до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование. Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона. Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопостановленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natyra – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, инстинктов врожденных, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В III–V вв. н. э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (civitas), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству. Данные значения, главным из которых были «воспитанность», «образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время.

Мало нового в развитие этого понятия внесли и Средние века (V–XVII вв. н. э.), и эпоха Возрождения (XIV–XVI вв. н. э.). Однако надо отметить, что в период Возрождения «культура» стала в большей степени ассоциироваться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.

В эпоху Просвещения (XVIII – начало XIX вв. н. э.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность, европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов.


Представители позднего Просвещения немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.

Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX в., которым прогресс культуры начал видеться бесконечным процессом постоянного и все большего его совершенствования. И только в ХХ в. стала ясна вся тщетность этих надежд.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, т. е. дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры. В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, всё же можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.

1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком. Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора.

2. Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии.


3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др.). Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.

4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает нам деятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе.

5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.

Подводя итог, важно отметить отсутствие общепризнанных универсальных определений культуры. В современной культурологии признана сложность и многомерность культуры, среди учёных господствует мнение о невозможности исчерпывающего объяснения культуры в рамках только одного методологического подхода.

Культура – это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

 







Date: 2015-09-17; view: 654; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию