Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Уфы начала ХХ века

В начале ХХ века под влиянием значительных перемен в социально-экономическом развитии Уфы происходил весьма заметный рост культуры города. Ускоренный подъём наблюдался во всех сферах духовной жизни губернской столицы – народном образовании, просвещении, науке, печати, литературе и искусстве.

Оживилась деятельность общественности, местных органов самоуправления, а также государства и религиозных учреждений по расширению сети народного образования и совершенствованию качественных сторон школьной жизни – уровня преподавания в различных учебных заведениях, повышения квалификации педагогических работников, издания новых учебников и пособий. Образовательная система должна была гибко и своевременно реагировать на требования времени. В условиях роста промышленного производства, торговли, предпринимательства ценились не только деловые качества – энергичность, трудолюбие, но и образованность. Уже недостаточно было быть просто грамотным, требовалось овладевать глубокими профессиональными знаниями, перспективной специальностью. Социальный статус человека перестал определяться лишь происхождением и величиной богатства. Важную роль приобретали профессия и карьерный рост.

Однако уровень образования большинства населения далеко не соответствовал потребностям социально-экономического развития края. В начале ХХ века Уфимская губерния по уровню грамотности занимала лишь сороковое место из пятидесяти губерний Европейской России. Наиболее распространенными типами низших школ в Уфе были начальные народные училища и мектебы. Появление народных училищ в России относится еще к реформам 1780-х годов. Новый тип школ тогда должен был охватить каждую губернию и уезд страны. С учреждением в 1802 г. Министерства народного просвещения народные училища закрепились в качестве основного вида государственной школы начальной ступени. Со временем сложилось два основных типа училищ, - одноклассные и двухклассные. Курс обучения в одноклассных училищах продолжался три, либо четыре года, в двухклассных – пять, либо шесть лет. На протяжении многих десятилетий программы училищ менялись лишь незначительно. К началу ХХ века в большинстве школ, как и раньше, обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Лишь в двухклассных и так называемых высших начальных училищах преподавали естествоведение, геометрию, отечественную историю, географию и некоторые другие дисциплины.

В начале ХХ века наблюдались довольно высокие темпы роста количества начальных школ в крае. По национальному признаку народные училища распределялись в основном на русские, «инородческие» и «русско-инородческие». В 1915 г. в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 826 русско-национальных школ, из них 438 для башкир и татар, 110 для чувашей, 100 для марийцев, 58 для мордвы, 44 для латышей и немцев, 76 для прочих национальностей края. Учебно-воспитательная работа в «инородческих» школах была поставлена слабее, чем в русских. Инспектора народных училищ в своих отчетах отмечали, что в «инородческих» школах многие учителя плохо владеют русским языком. Население в целом относилось к школе вполне «сочувственно», хотя указывалось, что в отдельных случаях представители мусульманского духовенства старшего возраста, «как более фанатичные, препятствуют родителям посылать детей в школу».

В дореволюционной российской школе было распространено раздельное обучение мальчиков и девочек. Однако в народных училищах в начале ХХ века вполне допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. При этом возраст мальчиков данного класса не должен был превышать 14 лет, девочек – 12 лет. Разнополые дети не должны были занимать места за одной партой. По документам достаточно четко прослеживается промонархическая и религиозно-нравственная направленность учебно-воспитательного процесса. Во всех училищах на почетном месте помещался портрет царствующего императора, по возможности – императрицы, наследника цесаревича и прежде царствовавших государей. На съезде директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, состоявшемся в Уфе с 11 по 16 июня 1912 г., главной целью «воспитательного влияния» признавалось «воспитание любви к Богу, религиозной настроенности, любви к ближним, уважения к старшим, начальствующим, преданность Верховному Вождю русской земли Государю Императору, чувства долга, уважения к закону, сострадания к бедным и слабым, любви к труду». Особое внимание уделялось патриотической направленности воспитания.

Мусульманские начальные учебные заведения – мектебы – открывались в основном по инициативе местных имамов (мусульманских священнослужителей). Часть мектебов открывалась по инициативе сельских обществ и частных лиц. Государственные учреждения не принимали участия в содержании мусульманских школ, лишь некоторые из них получали материальную помощь от местных органов самоуправления – земств. Систематического начального образования мектебы не давали. Они не имели строго выработанных программ, на низком уровне были составлены учебники. Большинство мугаллимов (учителей) не имело специальной педагогической подготовки. Несмотря на свои недостатки, мусульманские начальные школы все же играли заметную роль в распространении элементарной грамотности среди башкир и татар.

Из начальных школ православной направленности в Уфе получили распространение приходские училища и церковно-приходские школы. Кроме того, в городе имелись земские одноклассные школы, так называемые инородческие школы для нерусского населения, а также частные учебные заведения. Если на начало 1911 г. в Уфе, согласно переписи, насчитывалось 36 школ начального обучения, то в 1915 г. их стало 41.

Среднее образование получали преимущественно в гимназиях, где преобладал классический характер обучения, - в учебных программах преобладали гуманитарные предметы. На рубеже XIX – XX вв. в Уфе было всего две гимназии – Мариинская женская и мужская. Настоятельная потребность населения в среднем образовании привела к расширению сети гимназий в городе. На улице Большой Успенской открылась женская правительственная гимназия (ныне – Коммунистическая, 19, на Центральной улице (сейчас – Ленина, 22) открылись двери мужской гимназии Н. В. Верниковской и А. Ф. Ница. На Гоголевской улице открылась частная женская гимназия С. П. Хитровской. Сейчас в этом здании (Гоголя, 34) располагается республиканский Музей истории развития образования. Частные средние учебные заведения основывались, как правило, на средства местной буржуазии. С 1901 г. в Уфе начало функционировать реальное училище. Здесь преобладало обучение точным, прикладным наукам. Если выпускники гимназий имели возможность поступать в университет, окончание реального училища позволяло поступать в высшие технические учебные заведения.

Продолжало свое развитие духовное образование. Православное население могло обучаться в мужском духовном, женском епархиальном училищах и духовной семинарии. Здесь готовили священнослужителей и учителей для начальных, главным образом, приходских школ.

Значительные перемены претерпевало мусульманское образование. На рубеже XIX – XX вв. в городе появились так называемые новометодные, или джадидистские («джадид» по-арабски «новый») медресе, где, наряду с основами ислама, широко преподавались светские дисциплины, включая русский язык. Старый, буквослагательный метод обучения заменялся звуковым методом. Осуществлялся переход к классно-урочной системе преподавания, устанавливался твердый учебный план, вводились приемные, переходные и выпускные экзамены. После окончания срока обучения стали выдаваться аттестаты. Первым новометодным учебным заведением в Уфе стало медресе «Усмания», открытое в конце XIX века. Однако особенно заметный след в просвещении мусульманских народов оставило уфимское медресе «Галия» (в переводе с арабского «высшее»), открытое на средства меценатов-предпринимателей в 1906 году. Тогда, в годы Первой российской революции, происходил рост национального самосознания народов России, сопровождавшийся открытием национальных учебных заведений, печатных изданий на различных языках, появлением литературных произведений, театральных, музыкальных постановок, отражавших традиции многочисленных народов нашей страны. Уфа, разумеется, не была здесь исключением. Давая высшее богословское образование, «Галия» в то же время являлась общеобразовательной школой повышенного типа с хорошо оборудованными классными комнатами, кабинетами по физике, химии, с богатой библиотекой и читальным залом. За первые 10 лет своего существования медресе «Галия» окончило около тысячи человек, из них лишь 37 стали муллами. Остальные выпускники «Галии» пополнили кадры национальной интеллигенции, - были среди них видные учителя, ученые, работники издательств, журналисты, а также известные писатели и поэты, в частности, - Г. Ибрагимов, М. Гафури, С. Кудаш, Б. Ишемгул, Х. Туфан и многие другие. Следует добавить, что здесь обучались и будущие известные деятели культуры казахского, адыгейского, узбекского, киргизского и других народов.

Рис.1. Медресе «Галия»

 

Кроме мектебов и медресе, среди мусульманского населения было распространено обучение на дому, главным образом, для девочек. С ними занимались в основном жёны мулл и муэдзинов (абыстай). Девочек обучали начальным азам грамотности, основам ислама, а также ведению домашнего хозяйства. После Первой российской революции в Уфе возникли новометодные женские школы. Для содействия развитию женского образования в 1907 г. в городе было организовано мусульманское благотворительное «дамское» общество. В 1908 г. его усилиями был открыт приют для 25 башкирских и татарских девочек-сирот из знатных семей. Вскоре общество открыло в Уфе библиотеку для женщин, а к 1913 г. учредило уже 7 учебных заведений, причём два из них были повышенного типа, где воспитанниц готовили к учительской профессии.

В начале ХХ века в связи с ускоренным ростом социально-экономического развития города, появлением новых промышленных предприятий, торговых и финансовых учреждений, учебных заведений заметно возросла потребность в высококвалифицированных специалистах – инженерах, учителях, врачах, банковских служащих и т. д. Между тем к этому времени в Уфе функционировало лишь одно среднее специальное учебное заведение – землемерное училище. В 1909 г. в городе открылась торговая школа, в 1912 г. благодаря усилиям Уфимского общества взаимного кредита появилось коммерческое училище. С 1914 г. его директором стал видный ученый, ботаник, географ, исследователь природы Уфимского края А. К. Носков. Училище сыграло большую роль в подготовке специалистов коммерческого дела. Красивое и просторное здание Уфимского коммерческого училища сохранилось по сей день и сейчас в нем размещается авиационный колледж.

В 1908 г. усилиями местного земства была открыта акушерско-фельдшерская школа при Уфимской губернской земской больнице. Школа должна была обеспечить персоналом средней квалификации (в основном медсестрами) земские медицинские учреждения губернии. В апреле 1915 г., в связи с начавшейся Первой мировой войной, при школе организовали бесплатные курсы сестер милосердия для военных лазаретов и госпиталей.

В Уфе долгое время ощущалась острая нехватка квалифицированных педагогических кадров. Например, в 1913/14 учебном году из всего состава учителей начальных земских школ лишь незначительная часть – 15,5 % - имела законченное среднее педагогическое образование. Многие учителя имели образование лишь в объеме начальной школы. В школах нерусских народностей многие педагоги недостаточно хорошо знали родной язык учащихся, что, безусловно, снижало качество учебно-воспитательного процесса. В 1909 г. в Уфе открылись учительский институт и городское училище при нем с целью подготовки учителей начальной школы. Институт, несмотря на свое название, не имел статуса высшего учебного заведения. Это было среднее специальное непривилегированное учебное заведение с трехлетним сроком обучения, куда принимались молодые люди без каких-либо сословных ограничений после сдачи приемных экзаменов в объеме уездного (городского) училища. Выпускники гимназий, духовных семинарий и других средних учебных заведений принимались без экзаменов.

Уфимское губернское земство, выдвигавшее проект осуществления всеобщего начального обучения к 1919 году, пыталось готовить учителей начальных школ через систему различных курсов. В 1915/16 учебном году открылись трехгодичные татаро-башкирские педагогические курсы для подготовки учителей русско-башкирских и русско-татарских начальных школ. Педагогические курсы были организованы и при некоторых высших начальных и женских училищах.

Возрастала роль общественности в содействии различным формам обучения и просвещения. Активно стали развиваться разнообразные формы внешкольного образования, в частности, рабочие курсы и кружки, добровольные общества по школьному и внешкольному обучению. Появились новые формы просвещения взрослых: в 1906 г. в Уфе был создан Народный университет.

В начале ХХ века в Уфе активно и плодотворно разворачивались научные исследования. Ускоренное капиталистическое развитие города и губернии, рост промышленного и сельскохозяйственного производств, торговли, транспорта требовали поисков новых источников сырья и топлива, выявления и введения в хозяйственный оборот богатых месторождений полезных ископаемых. Природные ресурсы уфимского края изучали такие видные российские учёные, как А.Н. Заварицкий, А.П. Карпинский, А.В. Нечаев и др. Почвы Башкирии изучал основоположник русского почвоведения В.В. Докучаев. В 1913-1915 гг. территорию Уфимской губернии исследовали учёные Московского почвенного комитета, организованного при Русском обществе сельского хозяйства. Эту работу возглавили профессора В.В. Гиммерлинг и М.М. Филатов.

В крае проводились не только геологические, но и географические, ботанические, геоморфологические исследования. Итогом многочисленных научных экспедиций стало не только вовлечение залежей полезных ископаемых в промышленную эксплуатацию, но и дальнейшее развитие в крае опытного сельского хозяйства, агрономических, лесотехнических мероприятий, а также устройство дорожного дела. Летом 1913 г. велись работы по строительству железной дороги Оренбург – Стерлитамак – Уфа – Кунгур. Геологическое изучение района осуществлялось специалистами под руководством профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Каракаша. Он же одним из первых изучал нефтеносность данного района, считал необходимым осуществление глубокого бурения и детального изучения отложений правого берега реки Белой.

На рубеже XIX – XX вв. в Уфимской губернии проводились широкие гидрологические исследования. В 1913-1914 гг. Уральским отделением Бюро изысканий водных путей проводились исследования с целью обоснования ирригации на реках бассейна Белой – Уфимки, а в 1917 г. в целях выяснения судоходности изучались реки Ай, Юрюзань, Большой Инзер и Сим. Исследования проводил видный инженер Никольский.

Большой интерес для учёных представляла богатейшая флора и фауна Уфимской губернии. Значительные исследования в этой области были сделаны С.И. Коржинским и И.М. Крашенниковым. Уже в ту эпоху учёные задумывались над экологическими проблемами. В 1913-1914 гг. специалистами по луговодству было отмечено ухудшение состояния бельских пойменных лугов, используемых для выпаса скота, и намечены меры по исправлению сложившегося положения.

В 1905 г. в Уфе возникло первое научно-исследовательское учреждение – Пастеровская станция. Вскоре она была преобразована в бактериологическую лабораторию, с 1908 г. – в бактериологический институт Уфимского губернского земства. В условиях частой заболеваемости населения, опасных эпидемий институт выпускал необходимые лекарственные препараты.

На рубеже XIX – XX вв. в связи с активным хозяйственным освоением не только Урала, но и Сибири, Дальнего Востока, северных морей заметно расширились географические исследования. Среди отважных путешественников-полярников был и уроженец нашего города, выпускник Уфимской мужской гимназии и Петербургского училища дальнего плавания Валериан Альбанов. В 1912 г. его шхуна вышла из Петербурга и должна была пройти через Ледовитый океан до Владивостокской бухты Золотой Рог. Однако судно было зажато во льдах и к началу 1914 г. надежд выйти из ледового плена не осталось. Альбанов принял решение идти по льдам на юг к земле Франца Иосифа. До цели дошли только двое – он и матрос Конрад. Альбанов стал прототипом одного из главных героев известной детской книги В. Каверина «Два капитана».

Заметный подъём наблюдался в развитии гуманитарных знаний. Рост национального самосознания народов региона способствовал усилению интереса к своему прошлому, печатались труды по истории, краеведению, языкознанию, фольклористике, педагогике. В 1908 г. уфимские любители старины основали «Общество по изучению местного края». Возглавил его учитель Второй женской гимназии В.И. Филоненко. В 1915 г. в Уфе вышла его книга «Башкиры», представляющая собой очерк истории башкирского народа с древности до XIX века.

В начале ХХ века продолжилась плодотворная научная деятельность выдающегося мыслителя Ризаитдина Фахретдинова. В уфимский период своей жизни он написал крупные и весьма значительные труды, среди которых художественные произведения, религиозно-нравственные трактаты, историко-биографические сочинения. Учёный был достойным представителем блестящей плеяды просветителей, среди которых – Мифтахетдин Акмулла и Мухаметсалим Уметбаев. Они настойчиво говорили о необходимости широкого развития просвещения и грамотности, выступали за введение обучения на родном языке, изучение «европейских наук», издание на языках местных народов книг и газет.

Выдающимся философом, просветителем и педагогом-новатором был основатель и руководитель медресе «Галия» Зия Камали (Парвазетдин Камалетдинов). Окончив уфимское медресе «Усмания», он продолжил образование в одном из самых престижных высших учебных заведений Ближнего Востока – Каирском университете «Эль-Азхар». Зия Камали много путешествовал, внимательно знакомясь с историей, культурой, религией различных народов, в совершенстве овладел арабским, турецким, английским, французским и другими языками. Он утверждал, что человек должен быть хозяином своей судьбы, свободно мыслить и самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Камали призывал народ к образованию, в том числе широкому изучению светских наук, к свободе мысли, к равноправию женщин. Многие свои прогрессивные взгляды учёный изложил в книге «Философия ислама».

Под влиянием динамичных социально-экономических перемен начала ХХ века, роста грамотности и просвещения, пробуждения национального самосознания народов края наблюдался ускоренный рост издательского дела и печати. К началу ХХ века в Уфе, однако, издавалась лишь одна газета – «Уфимские губернские ведомости», публиковавшая, в основном, материалы официального характера. Мощный толчок развитию печати дал революционный подъём 1905-1907 гг. Появились газеты различной политической направленности, например, консервативно-охранительная, монархическая газета «Уфимский край». С декабря 1905 г. партия конституционных демократов Уфы организовала выпуск «Уфимского вестника», с апреля 1915 г. – газеты «Уфимская жизнь». В подпольных типографиях печатались газеты революционных партий – «Уфимский листок», «Уфимский рабочий» и др. После Февральской революции 1917 г. появилась легальная революционная печать, - большевистская газета «Вперёд», эсеровская «Земля и воля».

В мае 1906 г. в Уфе было положено начало национальной печати, вышел в свет первый номер газеты на татарском языке «Мусульманский мир». Заметным авторитетом среди башкирской и татарской интеллигенции пользовалась издававшаяся с октября 1913 г. газета «Тормош» («Жизнь»). Много журналов было посвящено вопросам образования и просвещения. Среди них – «Бюллетень народного образования» Уфимского губернского земства, «Вестник Оренбургского учебного округа», «Педагогический журнал», «Белем» («Знание») и др. Уфимская периодическая печать начала ХХ века относительно хорошо сохранилась в библиотеках и архивах. На сегодняшний день это уникальный исторический источник, позволяющий глубже окунуться в ту интересную, во многих отношениях переломную эпоху; понять, какие проблемы и заботы волновали общественность нашего города, какие события происходили в повседневной жизни уфимцев сто лет назад.

Литературная жизнь города развивалась под влиянием динамичных социально-экономических и духовных перемен, роста грамотности и просвещения, оживления издательского дела. Одним из основоположников башкирской реалистической литературы был выдающийся писатель и поэт Мажит Гафури (1880-1934). С 1906 г. он постоянно жил в Уфе. В своих ранних произведениях (Рассказе «Дети-сироты»(1907), повести «Бедняки»(1907), стихотворении «Я и мой народ»(1912) Гафури осуждал социальное неравенство и призывал к гармонизации общественных отношений.

Рис.2. Мажит Гафури в 1911 году. Уфа.

 

 

Ярко выраженная социальная окраска пронизывает произведения Галимжана Ибрагимова и Шайхзады Бабича. Следует подчеркнуть, что всех трёх писателей связывала учёба в знаменитом медресе «Галия», интеллектуальная атмосфера которого способствовала вызреванию ярких и самобытных литературных талантов. Опираясь на народный эпос и продолжая лучшие традиции башкирской поэзии, Ш. Аминев, Ф. Туйкин, С. Якшигулов, С. Кудаш воспевали в своих стихах светлые и искренние человеческие чувства, любовь к родной земле, к своим истокам.

В начале ХХ века развернулось творчество видного русского писателя Н.А. Крашенинникова (1878-1941). Широкую известность получила его книга очерков и рассказов «Угасающая Башкирия» (1907), а роман «Амеля» (1915) был отмечен Российской Академией наук «Почётным отзывом имени Пушкина». С конца XIX века в Уфе проживал известный писатель А.М. Фёдоров (1868-1949). Автор цикла стихов «В башкирской степи», романа «Степь сказалась», он затронул болезненную тему расхищения башкирских земель, создал яркие и запоминающиеся литературные образы. Кроме того, писатель поддерживал творческие связи с А.П. Чеховым и И.А. Буниным, занимался переводами произведений В. Шекспира и Э. Ростана.

В Уфе к началу ХХ века не было собственных театров, однако в городе часто выступали приезжие театральные и музыкальные труппы, работали постоянно действующие сцены. В летние месяцы спектакли шли обычно в театрах наследников Видинеева и Кляузникова, в зимние – в залах дома купца А. Паршина, Большой Сибирской гостиницы и здании Дворянского собрания.

Рост самосознания народов Башкирии способствовал формированию национальных театров. В апреле 1906 г. видный театральный деятель И. Кудашев-Ашкадарский впервые в Уфе поставил спектакль на башкирском языке «Свет и тьма» по пьесе А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье». В мае 1912 г. молодая татарская актриса С. Гиззатуллина-Волжская основала в Уфе профессиональную театральную труппу «Нур» (в переводе «Луч»).

Рис.3. Первая профессиональная татарская актриса Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская

 

Здесь работали известные актеры Ф. Самитова, А. Зубаиров, Е. Сыртланова; театр часто гастролировал в тех городах страны, где проживало мусульманское население. Театральные постановки довольно часто организовывались в городских клубах, кинотеатрах, учебных заведениях. К началу ХХ века Уфа стала просвещённым и культурным городом, значительная часть жителей которого относилась к истинным ценителям искусства. Подтверждением этому служат частые гастроли самых прославленных театральных коллективов страны, - Малого, Московского художественного, Александринского театров. В Уфе выступали А. Яблочкина, Г. Федотова, А. Вишневский, К. Варламов, В. Комиссаржевская и многие другие знаменитости. Большой популярностью пользовались пьесы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, А.Н. Островского, В. Шекспира, Ф. Шиллера, Софокла.

Начало ХХ века принесло в Уфу новое волнующее искусство – кинематограф. Первый пробный киносеанс в городе состоялся в сентябре 1901 г. Были показаны ленты «Бой быков в Барселоне», «Морской берег ночью», «Пожар в Чикаго». С 1904 г. фильмы демонстрировались регулярно на базарной площади, в зале Дворянского собрания и «Театре общества любителей физических упражнений». Позже появились специально оборудованные электротеатры. Первый из них назывался «Фурор» и был открыт в 1908 г. на улице Бекетовской (впоследствии – Социалистическая, ныне – Мустая Карима). Первые киносеансы состояли из коротких незатейливых историй из нескольких минут, впоследствии сеансы удлинились до 1,5 – 2 часов и включали в себя, как правило, несколько фильмов.

Рис.4. Первый уфимский электротеатр (кинотеатр) «Фурор»

 

 

Новый импульс в своём развитии получило изобразительное искусство. В 1910 г. в Уфе открылась первая изостудия, которую возглавил художник А.Н. Протопопов. В 1915-1918 гг. в городе работала изостудия видного живописца, графика и педагога П.М. Лебедева. Его картины экспонировались на выставках Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге. В 1913 г. в Уфе было основано «Общество любителей живописи», переименованное в 1916 г. в «Уфимский художественный кружок». Сюда входили такие будущие известные художники, как Ю. Блюменталь, А. Тюлькин, А. Лежнев, К. Давлеткильдеев и др. Организатором кружка была М. Елгаштина. Их творческая деятельность в те годы лишь начиналась, впоследствии, в советский период, живописцы получили широкое признание, звания заслуженных и народных художников. Особняком здесь стоит творчество Александра Эрастовича Тюлькина (1888-1980), одного из основоположников профессионального изобразительного искусства в нашем крае. Художник прожил долгую и интересную жизнь, причём большую часть – в Уфе. Он работал преимущественно в жанре пейзажа и натюрморта, в начале ХХ в. написал такие картины, как «Домик на даче», «Гортензии», «Цветущие окна». Лучшие работы живописца вошли в собрания крупнейших музеев страны: Русского, Третьяковской галереи, Музея искусств народов Востока. В его бывшем старинном уютном доме на окраине города, среди зелени, недалеко от реки Белой, сейчас находится Музей А.Э. Тюлькина.

Рис.5. Мемориальный дом-музей Александра Эрастовича Тюлькина.

 

С 1915 по 1918 гг. в Башкирии жил и работал известный мастер русского авангарда Давид Давидович Бурлюк (1887-1967), один из главных теоретиков отечественного футуризма и лидер художественной организации «Бубновый валет». Участники кружка стремились приблизить изображение к народному лубку, игрушке, вывеске, пропагандировали примитивизм, подчеркнутую грубоватость образов и письма. Д. Бурлюк часто бывал в Уфе, занимался не только живописью, но и лекционной деятельностью. Художественный музей имени М.В. Нестерова располагает самой богатой коллекцией полотен Бурлюка в России.

Рис.6. Давид Бурлюк. Крестьянка и лошадь. 1910.

 

В начале ХХ века продолжилось творчество выдающегося русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова. К этому времени он уже успел стать признанным мастером со своим особым мировосприятием. На рубеже XIX – XX вв. наступает один из самых ответственных и плодотворных периодов в творчестве художника: ему было доверено расписывать православные храмы в Москве, Грузии, Польше. В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки Нестерова, имевшие исключительный успех; экспонировалось более 80 его работ, среди которых – жанровые полотна, церковные картины, портреты. Православная тема стала одной из преобладающих в творчестве художника. Глубоким философским смыслом наполнена его картина «На Руси. Душа народа», которую сам художник считал одним из наиболее значимых произведений.

Рис.7. М. В. Нестеров. На Руси. Душа народа. 1914—1916, холст, масло

В 1913 г. было положено начало созданию коллекции Художественного музея. М.В. Нестеров подарил родному городу 102 картины из своего собрания. 30 картин были написаны самим Михаилом Васильевичем, 72 полотна принадлежали кистям самых известных русских художников второй половины XIX – начала ХХ вв., - И. Репина, И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, М. Врубеля и других. В 1919 г. коллекция была размещена в доме купца-лесопромышленника М.А. Лаптева, в январе 1920 г. музей открыл двери для своих посетителей.

Рис.8. Особняк лесопромышленника Лаптева. Здесь разместился впоследствии Нестеровский музей

 

Всё более заметную роль в культурной жизни города играло музыкальное искусство. В семьях дворян, интеллигенции, средних городских слоёв обучали детей игре на музыкальных инструментах. Исследователи С. Рыбаков и М. Султанов занимались сбором и систематизацией башкирской народной музыки. Создавались различные самодеятельные музыкальные коллективы. Летом 1916 г. уфимскими хорами под управлением московского дирижёра А. Петручика был дан концерт в пользу раненых воинов. Им же спустя три года был создан первый в городе профессиональный хор при Политотделе губернского военкомата. Регулярными и успешными были гастроли известных музыкальных коллективов страны.

Рис.9. Александровская улица Уфы (ныне – ул. К. Маркса)

 

Промышленный подъём города способствовал небывалому росту строительного дела. Характерными особенностями архитектуры было стилевое многообразие и расцвет декоративного убранства. Небольшие и уютные двухэтажные дома с мезонином и сейчас сохранились в исторической части города.

Рис.10. УфаначалаХХвека, фото С.М. Прокудина-Горского.

 

Интересными памятниками гражданской архитектуры в Уфе были построенные в стиле модерн с элементами эклектики (смешения стилей) особняки богатых предпринимателей П. Костерина, Е. Поносовой-Молло, М. Лаптева. К памятникам неорусского стиля можно отнести Аксаковский народный дом (1908-1920-е гг., архитектор П. Рудавский).

Рис.11.Аксаковский народный дом

Известное в Уфе здание, в котором сейчас размещается театр оперы и балета, строилось при непосредственном участии губернатора Александра Степановича Ключарева. Он возглавил «Комитет по увековечению памяти С.Т. Аксакова», начал сбор пожертвований на строительство народного дома. Ключарев оказывал всемерное содействие развитию городской культуры, при нём открывались театры, библиотеки, благотворительные общества и попечительства.

Таким образом, культурная жизнь Уфы начала ХХ века была яркой, динамичной и разнообразной. «Серебряный век» русской культуры с его выдающимися достижениями, неустанными творческими поисками, многообразием художественных стилей и направлений не ограничивался столичными городами, проникая глубже в провинцию. Впрочем, Уфа переставала быть тихим провинциальным городом, становясь одним из крупных экономических и культурных центров нашей страны.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Каким образом перемены социально-экономического развития Урала в начале ХХ века отразились на культурной жизни Уфы?

2.Перечислите основные типы учебных заведений нашего города в начале ХХ века.

3.Каковы были характер и направленность учебно-воспитательного процесса в уфимских школах в рассмотренный период?

4.Как развивалась научная жизнь Уфы начала ХХ века?

5.Какие проблемы интересовали и волновали просветителей нашего края на рубеже XIX – XX вв.?

6.Какие факторы способствовали подъёму издательского дела и литературной жизни нашего города?

7.Когда и как появились первые профессиональные театры Уфы?

8.Расскажите о наиболее известных художниках Уфы начала ХХ века.

9.Какие известные уфимские здания, построенные в начале ХХ века, сохранились до наших дней?

10.Составьте кластер по теме «Искусство Уфы начала ХХ века.

11.Представьте, что Вы – журналист, живущий в начале ХХ века. Подготовьте вопросы для интервью с одним из известных уфимцев (учёным, просветителем, художником либо театральным деятелем).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. История Уфы. Краткий очерк. Под ред. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. – Уфа. 1981.

2. Уфа: страницы истории / Сост. М.В.Агеева. – Уфа. 2006.

3. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. – Уфа. 2002.

4. Синенко С.Г. Следы во времени. Очерки о знаменитых уфимцах – деятелях культуры, искусства и науки. – Уфа. 2004.

5. Живая память. Краеведческий сборник / Сост. М.Г.Рахимкулов, В.А.Скачилов. – Уфа. 1997.

6. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г./ Сост. С.В.Вахитов, Ю.В.Ергин. – Уфа. 2006.

7. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в.- М., 1994.

8. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. – Уфа. 2007.

9. Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI – начале ХХ в.: Сб. статей. Уфа. 1992.

10. Узиков Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа. 1999.

11. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

12. История Башкортостана во второй половине XIX – начале ХХ века. В 2 т.: Т. II. – Уфа, 2007.

13. Уфа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа, 2000.

14. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа, 2004.

15. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. – Уфа, 2006.

16. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в ХХ веке. – Уфа, 2001.

17. 500 вопросов и ответов об Уфе. – Уфа, 2008.

18. Ефимова Е.С. История города Уфы в сказках и рассказах. Для детей и взрослых. – Уфа, 2010.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Практические задания | Тематика рефератів

Date: 2015-09-17; view: 1361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию