Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ингушская СемьяСтр 1 из 4Следующая ⇒
От автора. Состав семьи. Внутрисемейные отношения. Воспитание детей. Детские игры. Нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Автор: Ф.И. Кудусова В книге кандидата исторических наук Кудусовой Ф. И. рассказывается о семье и семейном быте ингушей в дореволюционный период. Эти сведения представляют актуальность не только в научном плане, но и в деле возрождения вайнахских духовных ценностей.
В чеченских и ингушских языках мотт имеет значение не только «язык», но и «этика», «искусство общения». Наьха мотт ховш ва (буквально — владеет человеческим языком), — говорят о человеке, умеющем и с людьми считаться и себя подать правильно. Наьха мотт ховш вац (буквально — не владеет человеческим языком) — нелестный отзыв о человеке, который не умет вести себя. Вайнаьха мотт хара — это знание и родного языка, и народных обычаев, и традиций. Гибель языка — это гибель культуры и гибель самого народа, которому эта культура принадлежит. «Где не погибло слово, там и дело еще не погибло», — утверждал А. И. Герцен. СОСТАВ СЕМЬИ. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Некоторая часть семей до середины XIX в. жила в башнях, особенно в горных районах. Вайнахская башенная архитектура поражала и поражает как дореволюционных историков, географов и архитекторов, так и сегодняшних ученых, туристов и всех, кому пришлось побывать в горных районах республики, в частности, в Таргимской котловине, в районе Малхистов, что в переводе на русский язык означает «рядом с солнцем», то есть граничащие с солнцем своим величием, высоким мастерством и монументальностью. Существование больших семей было обусловлено, таким образом, целым комплексом причин: и суровыми природными условиями, и натуральным хозяйством, и несовершенной техникой. Большие семьи делились только в тех случаях, когда они слишком разрастались. Поводом к разделению (бувбовлар) в первую очередь была подымная система наделения землей, могли быть и бывали смерть отца и семейные разлады. Отделившиеся сыновья строили для себя отдельную саклю*, но продолжали совместно с отцом и друг с другом пользоваться землей. Так, в семье Ахриевых горного села Джейрах вплоть до 1890 года вместе жили двенадцать сыновей в возрасте от 22 до 40 лет (и примерно столько же дочерей), которые являлись детьми пяти братьев (Мургуста, Эльмурзы, Пхиди, Науруза и Тимурко). Аналогичный состав в конце XIX века имели и семьи Льяновых, Саутиевых. Семья Саутиева Товмарза Хаджи состояла из жены, 6 сыновей, 6 снох и 40 внуков. Она разделилась только после смерти отца*. Жена хозяина дома — цIен-нана (хозяйка дома) считалась основной распорядительницей в доме. Она ведала кухней, кладовыми. Ей подчинялись снохи, с ней считались и мужчины. Она участвовала в семейных советах, распоряжалась на свадьбах, похоронах, празднествах. Раздел хозяйства между выделившимися малыми семьями производили почтенные старики села, хорошо знающие адат и шариат. Для участия в разделе имущества цIен-да приглашал близких родственников, уважаемого представителя из семьи невестки, а также почетного старика своего рода. Разделу подлежало все имущество: скот, постройки, мебель, утварь и пр. Почетным людям сообщали число сыновей, их имена — бувболачар цIераш, — для определения долей доакъош. Состояние делилось между женатыми и неженатыми сыновьями, даже если последние были маленькие и оставались жить с родителями. Если не все сыновья были женаты и с родителями оставались жить юноши или несовершеннолетние сыновья, из всего наследства, подлежащего разделу между сыновьями, изымали такой же размер (сумму) калыма и других расходов, понесенных во время женитьбы старшего сына (сыновей) по числу неженатых. Все, что оставалось после изъятия предполагаемых расходов на женитьбу в будущем неженатых сыновей, подлежало дележу между всеми ими. Нередко бы вали случаи, когда всего состояния отца не хватало для того, что бы отложить на расходы для будущей женитьбы оставшихся сыновей. Тогда женатые сыновья, напротив, должны были из своего хозяйства выделить своим братьям разницу в виде оружия, коня, седла или других ценностей. Все это свидетельствует о том, что у ингушей в вопросах выделов сыновей строго соблюдались равноправие, демократия. Отец являлся пайщиком далеко не всегда. Он или отказывался от доли вообще или довольствовался 1/2 десятиной земли и оружием. В этом случае он и его жена чаще оставались с младшим сыном под одной крышей, реже — в отдельной сакле, тогда сыновья содержали родителей поочередно. Если родители оставались жить с младшим сыном, отец, как правило, отказывался от своей доли. Но если он не надеялся на сына, на его способности или жена была хворая и он предугадывал необходимость вторичной женитьбы, отец брал себе одну десятину земли и оружие. В отдельных случаях, если старики были еще крепкие, «они могли выделиться и в отдельную семью. Тогда он становился пайщиком. Но и в этом случае его доля составляла значительно меньшую часть долей сыновей. Если отец при разделе требовал себе равную с сыновьями долю, то общественность села и особенно родственники осуждали» его*. В отличие от ингушей, у некоторых других народов Северного Кавказа «при разделах, совершавшихся при жизни главы семьи, он получал, напротив, большую, чем сыновья, долю»*. Так было у осетин, кумыков, чеченцев* и многих других народов Кавказа и Средней Азии. Большая семья представляла собой хорошо слаженный механизм. Жизнь ее была строго организована и регламентирована. От ношения между ее членами основывались на трех признаках: возраст, пол и положение в семье. Старшие по возрасту мужчины и дети цIен-да были более независимы во всех отношениях. Младшие по возрасту женщины и некровные члены семьи — невестки находились в подчинении у первых. Отношения же между братьями или между сестрами строились уже только по старшинству. И только отношения между невестками строились по возрасту их мужей: жены младших братьев почитали жену старшего брата, если даже она моложе их. Итак, внутрисемейные отношения можно иллюстрировать таблицей: Если старший брат был намного старше остальных своих братьев и сестер, то последние его чтили как отца и оказывали ему все знаки внимания и уважения. В присутствии посторонних молодые члены семьи должны были стоять у двери и почтительно слушать беседу старших, оказывая при этом им всяческие услуги (подавать воду, накрывать стол, приносить им таз и кувшин для омовения и др.). Если же во время беседы старшего сына с гостем появлялся отец, то место у двери занимал уже старший сын, ранее принимавший гостя, а младшие оттеснялись дальше, ближе к порогу. Господствующим типом семьи в большей части Ингушетии, и особенно в плоскостных ее районах, стала малая, индивидуальная семья. Она состояла чаще из представителей двух поколений — родителей и детей, реже включала в свой состав кого-нибудь из представителей старшего поколения и боковых родственников. Во главе малой семьи последнего состава стоял отец семейства. Иногда в состав малой семьи входил и кто-нибудь из родственников мужа: осиротевший племянник или овдовевшая сестра, тетя*. В отличие от большой семьи, для которой характерно половозрастное разделение обязанностей, в малых семьях, если дети еще не выросли, все виды работ ложились на плечи супругов. Позже сыновья начинали помогать отцу, а дочери — матери*. Выделение женатого сына в самостоятельную хозяйственную единицу происходило обычно через полгода или год после свадьбы, в течение которого создавалась материальная база новой семьи. «...Теперь при женитьбе строят сакли отдельно и по возможности ближе к родовой башне»*, — писал Б. Далгат. Создание новой хозяйственной ячейки общества сопровождалось не только изменением структуры большой семьи, но и трансформацией функций ее членов. Менялось прежде всего положение супругов и их детей, взаимоотношения членов семьи и распределение обязанностей между ними. Молодой хозяин приобретал право единоличного решения семейных вопросов. Одновременно он выполнял самые трудоемкие работы: заготовку дров и сена, строительство и ремонт дома, сарая, забора, крыши, трудоемкие полевые работы, воспитание подростков. Трудился он, согласно данным многих этнографических свидетельств, более заинтересованно и самоотверженно, чем в большой семье*. Заметно изменялось положение женщины в малой семье. Круг ее обязанностей также увеличивался: кухня, уход и воспитание малолетних детей, уход за скотом, доставка воды, уборка помещений, двора, обмазка и побелка дома, помощь мужу в полевых работах и другие. Если в семье жила свекровь, то она брала на себя часть домашних обязанностей, помогала, в частности, в уходе за детьми. Отличаясь большим трудолюбием, ингушки до глубокой старости не отстранялись от домашнего труда: готовили пищу, штопали чулки, ткали сукно, шили суконную обувь, ухаживали за малыми детьми и тем самым высвобождали невестку для более трудных и ответственных дел. Психологически, как мы увидим ниже, женщина в малой семье чувствовала себя более самостоятельной и свободной, что не исключало в то же время сохранение авторитарных и даже деспотических отношений со стороны мужа.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ДЕТСКИЕ ИГРЫ По теме воспитания вайнахского народа до настоящего времени специальных исследований, монографий не имеется. В то же время этой темы касались многие дореволюционные и советские исследователи: Ф. И. Леонтович, Н. Ф. Дубровин, Н. Ф. Грабовский, В. В. Сокольский, Н. Н. Харузин, Л. П. Пасынков, Я. С. Смирнова, В. Д. Итонишвили и др.*. В условиях дореволюционной Чечено-Ингушетии здесь господствовало полунатуральное хозяйство и патриархально-феодальный быт, каждая семья стремилась иметь много детей. Счастливой считалась та, в которой было десять и более детей. Хорошими пожеланиями считались: «Да будет у тебя семеро сыновей», «Пусть много сыновей у тебя вырастет». «Иметь детей считалось большим счастьем, а неимение — несчастьем и наказанием божьим»*, — говорил Б. Далгат. Благополучием семьи считалось наличие большого количества детей мужского пола. Женщина сама нуждалась в защите со стороны отца и брата. Она не была и материальным производителем. Этим объяснялось нежелание иметь большое число детей женского пола. Это заключение косвенно подтверждалось и анализом этимологии женских имен: «Цаэш» — «Не нужна», «Тоийта» — «Хватит, достаточно», «Сацийта» — «Остановись», «Прекрати». Такие имена давались, когда в семье рождались одни девочки или много девочек. В семье, где есть мальчики, рождение девочек тоже было событием радостным. Об этом свидетельствуют, например, такие антонимы, как «Дашув» — «Золото», «Кхокх» — «Голубка», «Бирлянт» — «Бриллиант». Когда в семье дети умирали или их рождалось мало, им давали имена: Ваха (мужской пол), Яха (женский пол), что означало «Живи», или Вахит (мужской пол), Яхита (женский пол) — «Чтобы жил (жила)» или «Пусть живет». Матери, не имеющей дочери, или сестре, не имеющей сестры, сочувствовали. Так, йо I йоаца нана а, йиша йоаца йиша а, къа долаш ба — говорят в народе и поныне. Рождение ребенка мужского пола было радостным событием в семье. Дети 7—10 лет при первом сообщении о появлении ребенка бежали, обгоняя друг друга, чтобы первыми сообщить приятную весть ближайшим родственникам и соседям. Маленьких «гонцов» вознаграждали за сообщение (деньги, подарки, угощение и т. п.) — в зависимости от того, что значило для них это сообщение о появлении продолжателя рода. Затем приходили родственники (близкие, далекие), соседи с поздравлениями и угощениями (куры, пироги, чIаьпилгаш и т. п.), с пожеланиями: «Да будь он (новорожденный) семи братьям брат, вашей защитой и опорой» и т. п. Затем семья, в которую вселилось торжество, готовила званый обед для гостей, а в некоторых семьях проводили религиозный об ряд — мовлат (инг.). А отдельные состоятельные семьи организовывали скачки с призами для победителей, в которых принимали участие все желающие наездники не только из села, но и всей округи. Наречению ребенку имени придавали большое значение. Имя пытались подобрать известного человека в селе, во всей Чечне или Ингушетии. Считалось, что новорожденный должен быть таким же прославленным или храбрым, уважаемым в народе за добродетели. Кроме того с введением мусульманской религии вайнахи ста ли нарекать своих детей именами из священнописания, то есть именами святых: Хасан, Хусейн, Мухамед, Саид, Петимат, Хава и др. О наречении детей именами у ингушей Н. Ф. Грабовский пи сал: «У ингушей нет раз и навсегда установленных имен для наречения новорожденных. Чаще всего в этих случаях даются магометанские имена, но иногда ингуш любит назвать своего ребенка каким-нибудь предметом, как например: Борз (волк), Оалхазар (птица), Наж (дуб), Тепча (пистолет) и т. д. Затем ингуши охотно дают имена в честь каких-нибудь уважаемых людей, не исключая русских...»*. Детям с раннего возраста прививали уважение к родителям. Народная мудрость гласит: «Выученное в молодости, как написанное на камне»*. Им внушали, что повышать голос на родителей и проявлять неповиновение — большой позор перед обществом, родственниками, большой грех. «Дети, как мужского пола, так и женского пола, несмотря на возраст их находятся в полной зависимости от своих родителей, как от отца, так равно и от матери. Они должны во всех отношениях им повиноваться со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять их и без сопротивления терпеть всякое наказание от своих родителей»*, — писал Ф. И. Леонтович. Образец поведения родителей, их семейный образ жизни, характер взаимоотношений между ними оказывают большое влияние на образ жизни молодых. Поэтому родители всячески, поддерживают авторитет друг друга перед детьми. В случае расхождения мнения между собой родители выясняли его без присутствия детей. Поэтому дети высоко чтили своих родителей. Их слово для детей любого возраста было законом. Недаром в народе говорят: «Со смертью матери с груди сына и дочери падает ароматный цветок». Такое воспитание неизбежно порождало верность традициям, стремление пользоваться в своем поведении готовыми нормами и образцами. Об этом свидетельствует и устное народное творчество вайнахов: «Пусть не родит мать вероломного сына. Если родится — пусть не вырастет, чтобы топтать эту землю. Вероломства сына лучше — блудливая дочь. Пусть мать не родит сына без достоинства, а если родится — пусть не проживет, пока лепешка спечется. Если по своей судьбе он все-таки вырастет, пусть смерть его постигнет...»*. Как уже отмечалось выше, многодетная семья считалась идеалом, а воспитательные функции были важнейшими функциями в семье. Трудовая деятельность в вайнахской семье служила арсеналом воспитательных средств, а воспитание не являлось специальным процессом. Нормы поведения и взаимоотношений членов семьи определялись половозрастным признаком. Младшие члены семьи не должны были разговаривать со старшими сидя, если те стоят. Особенно это соблюдалось между не членами семьи, В соответствии с этим в Чечено-Ингушетии, как и вообще на Кавказе, самым большим уважением пользовались пожилые люди и, прежде всего, глава семьи. «В семейном быту вайнахов была характер ной согласованность действий старшего с мнением совершеннолетних членов семьи», — читаем мы у доктора исторических наук В. Дж. Итонишвили*. Таким образом, в конце XIX — начале XX в. у вайнахского народа основным типом семьи в плоскостной части Чечни и Ингушетии была малая, двухпоколенная, индивидуальная семья — «дезал» (инг.), «доьзал» (чеч.). Но в ней преобладали еще такие черты большесемейной общины, как приоритет мужчины, являвшегося главой семьи и распорядителем имущества. Особое покровительство мужского пола объяснялось, как отмечалось выше, что они — кормильцы семьи, продолжатели рода, защитники страны. «Мальчик — будущий мужчина и боец, продолжатель рода», — отмечал А. Бергер*. Воспитание у вайнахов носило народный характер. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Есть одна только общая для всех при рожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Народная педагогика вайнахского народа отличалась гуманностью методов воспитания. Основными методами воспитания были, как уже отмечалось, методы убеждения, внушения, личный пример. Вайнахи стремились всесторонне воспитывать своих детей: умственно, физически, нравственно, эстетически, прививать им любовь к труду, хотя условия жизни для такого воспитания были крайне ограничены. Так, вайнахи глубоко почитали умственно развитых людей. К такому ходили советоваться. Умным считали умудренного жизненным опытом человека, старшего в роду, семье или образованного в силу своих возможностей — в городах или у аталыков. Родители внушали своим детям, что у таких людей надо учится, перенимать их умение, их советы («хIаькъал хIаьэца хьайна») и мудрость, учиться мудрости, то есть поступать мудро. Одним из элементов системы воспитания в состоятельных семьях ингушей был обычай отдавать детей на воспитание в чужие в социально-экономическом отношении семьи, стоящие ниже их семьи (аталычество). Лишь отдельные состоятельные семьи, имеющие необходимые связи, могли отдать своих детей в русские, кабардинские, черкесские семьи. Отдавали главным образом мальчиков (7—14, 15 лет). Редко, но практиковали и отдачу девочек в возрасте 10 лет. Полевой материал свидетельствует о том, что девочек отдавали лишь в семьи, с которыми имелись родственные связи. Широкого распространения в Ингушетии аталычество не получило в силу неглубокой социальной дифференциации народа, а в Чечне оно вообще не было распространено. Оно и проникло в Ингушетию лишь во 2-ой половине XIX в. и было заимствовано у соседних кавказских народов. Об этом свидетельствует Б. Далгат: «Аталычество или обычай отдавать ребенка своего на воспитание в чужой род, вдали от Родины, столь часто практиковавшееся у...черкесского племени, кабардинцев, пограничных с ними осетин и кумыков, также совершенно чуждо настоящим горным обитателям Чечни. Зато плоскостные ингуши и чеченцы заимствовали этот обычай у соседей и посылали иногда своих детей к кабардинцам и кумыкам, как к более культурным народам, на воспитание»*. Пример воспитания ингушских детей дает нам полевой материал. Так, ингушский революционер Иналук Гайтиевич Мальсагов учился и воспитывался в русской семье; Гапур Ахриев и его старшие братья воспитывались в семье русского врача революционера-демократа К. В. Борисевича. Аталыки учили вайнахских детей грамоте, этике, поведению в обществе. Практиковалась у ингушей отдача одного из детей на воспитание или на постоянное жительство ближайшему родственнику, бездетному брату, дяде, сестре, которые материально были более обеспечены. Тем самым родители обеспечивали своего ребенка лучшей долей и одновременно оказывали помощь родственнику, не имеющему потомства. В этом случае дети признавали своими родителями приемных отца и мать и продолжали их род. Передача на воспитание ребенка никакими специальными обрядами не сопровождалась. Лишь новая семья, куда переходил ребенок, готовила праздничный обед, в котором родители ребенка могли принять или не принять участие. Формы усыновления и воспитания детей выполняли главным образом несколько функций: взаимопомощи, взаимоподдержки, коммуникации и воспитания.
Об умственном развитии, смекалке молодежи часто судили и по ее участию в вечеринках, на свадьбах, где она собиралась, веселилась, устраивала танцы, «зоахалол» дувцаш (сватовство девушек). Это были признанные обществом встречи и развлечения молодежи. Хотя «зоахалол» имел лишь развлекательный характер, аллегорические вопросы, ответы, дискуссии, притчи, которыми сопровождался «зоахалол», поведение в это время девушки или молодого человека позволяли судить об их уме, сообразительности, находчивости, чувстве юмора и личностных качествах. Наиболее удачные вопросы и ответы «зоахалол» становились известными на все село и даже за его пределами. Так, наш поле вой материал свидетельствует, что некий молодой человек задал девушке вопрос: «Как ты определишь связь между глазом и ухом?». Ответ девушки удовлетворил всех присутствующих и был высоко оценен. Она ответила: «Не говори об услышанном, если твои глаза этого не видели». Родители и их дети уважали смекалистых, находчивых, остро умных людей. На молодежных вечеринках для поддержания беседы с друзьями юноши и девушки придумывали головоломки, за гадки, изречения. Трудовое воспитание у ингушского народа являлось основой всех направлений воспитания. Праздность, безделье, как отмечалось выше, осуждались в народе. Дети сызмальства привлекались к участию в хозяйственной деятельности, в процессе которой и осуществлялось трудовое воспитание. Мать рано привлекала девочек к домашнему хозяйству. Уже к 7—8 годам девочке регулярно поручалось прибрать в комнате, во всем доме, подмести двор, ухаживать за младшими детьми. В 9—10 лет она мыла пол, убирала посуду, кормила птицу, носила воду из колодца. В 11 —12 лет — стирала белье младших братьев и сестер, поила скотину. В 13—14 лет девочек учи ли этикету, необходимому для соблюдения в гостях и семье, обучали шитью, вышиванию, приучали готовить несложные блюда. До 9—10 лет воспитанием мальчиков занималась мать, затем — отец, дедушка. С этих пор мальчиков приучали к трудоемким работам — они ездили со старшими на мельницу, в лес за дровами, копнили сено, участвовали в уборке урожая. Им поручалось выгонять скот на пастбище, пасти его в течение дня, ухаживать за лошадьми, кормить, купать их на речке. Карликовые земельные участки, расположенные на склонах гор и усеянные камнями, суровые условия природы требовали от горца нечеловеческих усилий, тем более, что орудия труда были несовершенными. Все это заставляло горца физически развивать своих детей, особенно детей мужского пола. Это отразилось и в народном фольклоре: «У кого летом не вскипит в голове мозг, у того зимой не будет кипеть в котле». Или: «У пастуха, рано встающего, овца родила двух ягнят»*; «У чабана, что до зари встает, отара приносит двойной приплод»; «У лисы снующей полон был живот»; «Хвост облез у волка, что в норе сидит весь год»*. Совершеннолетие для юноши наступало в 15— 16 лет, когда ему поручалось выполнять трудоемкие работы. Он мог носить оружие и, по адату, вступать в брак. Актом совершеннолетия являлся приход (приезд) его к матрилинейному дяде с подарком, который дарил ему коня. Этот акт позволял юноше отныне обращаться с дядей как с равным, сидеть, говорить с ним как взрослый со взрослым*. Для девочек этот возраст наступал раньше — в 14 лет. В этом возрасте ее можно было сватать. В доме, где имелась девушка на выданье, ворота двора до поздней ночи должны были быть настежь открытыми. Физическому развитию и воспитанию детей и особенно мальчиков вайнахи придавали большое значение в силу указанных выше причин. Этого требовала прежде всего необходимость защиты своего отечества, села, родичей, а также существующий среди вайнахов обычай кровной мести.
Ежегодно в весенне-летнее время на окраине села молодежь устраивала конные состязания. Об их организации гонцы извещали жителей близлежащих сел. Юноши к ним готовились заблаговременно. «Смелые наездники приучают своих лошадей бросаться с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высот оных. Такой отчаянный навык, подвергавший всякий раз жизнь седока-джигита вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности попасться в руки неприятеля при случае близкой погони»*, — пишет С. Броневский. Такое воспитание прививало мальчикам любовь к ездовому спорту, закаляло их, воспитывало у них мужество, волю. «Западного человека прежде всего у кавказца удивляет живость его нескованной ритмики, его пластическая подвижность, его любовь к борьбе, к конским ристалищам, к метанию дротиков, его умеренность в пище, любовь к свободе, к быстроте перемещений, его кочевые склонности обожествлять солнце и коня, самое быстрое в видимом им мире светило и самое быстроногое животное»*, — пишет Л. П. Пасынков. Подростки мужского пола часто в свободное время устраивали состязания, в которых они пробовали свои силы, выносливость, храбрость и изворотливость. Старшие братья, а иногда и отцы, провоцировали подобные состязания подростков мальчиков. Они становились свидетелями таких игрищ и оскорблялись за побежденных сыновей, давали им дельные советы, необходимые в состязаниях. «У чеченцев мужчина (как и у ингушей. — Ф. К.), наблюдая драки подростков, хвалит победителя и дразнит побежденных»*, — пишет советский этнограф Я. С. Смирнова. Физическому воспитанию и закаливанию детей способствовали такие игры, как «гIолг» — альчики, «бургац» — мяч, «кулл» — деревянные остроконечные палочки, «адар» — состязание в беге, «кIалтохарг» — борьба (уложить на лопатки), «кхувсавалар» — прыжки, «говраш хахкар» — конный спорт, «Iад» — стрельба из лука, метание камней, фехтование на шашках и кинжалах, го нение волчка из коровьего рога на льду — «маркъилгаш», соревнование кто выше полезет на дерево или столб, поднятие тяжелых камней на высоту, катание на санках — «соалоз» и самодельных лыжах — «когсоалоз» и др. «Военные игры кавказцев, как решительно у всех народов земного шара, — порождение инстинкта самозащиты, обороны, а не нападения. Примерные игры вырабатывали боевой опыт, их ритм»*, — писал Л. П. Пасынков. Такие игры с раннего детства закаляли детей, воспитывали их сильными, ловкими и волевыми. Народная поговорка гласит: «Кто последнее отдаст, — тот щедр, а кто чем попало ударит, — тот храбр»*. К юношеским конным состязаниям готовились и девушки. Они интересовались ходом состязаний и их результатами. Для победителей готовили подарки, вышивали носовые платки, шили «байракхаш» — флажки из шелка. Девушки из состоятельных семей шили, кроме того, пуховые башлыки «палчакхаш». Девушки вместе с братьями ездили на эти состязания, где от их имени победителям вручались награды. Для каждого молодого человека такой подарок являлся символом его большого успеха среди девушек, и не было высшей награды и радости для него.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Так, одним из методов народного воспитания является личный пример: выдержка старшего в любой ситуации. Отец, брат (старший) должны были быть примером для детей — вырасти как отец, брат или известный человек в семье, округе, стать дика къонах (стаг — чеч.) — хорошим мужчиной, дика сесаг — хорошей женщиной, дика йоI — хорошей девушкой — эта цель ставилась перед каждым. В советское время пример такого рода давно переступил семейные и национальные границы. Образцами для подражания стали вожди революции и государства, передовики производства, героя гражданской и Отечественной войн, отличники учебы, производства, воинской службы. В вайнахской традиционной семье цIен-да (глава семьи) и старший сын в основном осуществляли общее руководство в семье. Высоко чтилось воспитание у детей умения владеть собой, трудолюбие, уважение к старшим. Детям прививали уважение к родителям с раннего детства. Особо чтили мать. К этому призывала и религия. Им внушали, что повысить голос на родителей и проявить неповиновение им — большой позор, постыдное дело перед обществом, селом, родичами. Таких не уважали родственники, односельчане. Неотъемлемой частью традиционного воспитания у вайнахского народа были обычаи избегания между родителями и детьми, в особенности между детьми и отцами поощрялась внешняя сдержанность между ними*. Отец при взрослых детях (подростках) не должен пить, курить, а если ему за пятьдесят, он должен отказаться от того и другого. Избегание генетически не связано с патриархальной приниженностью младших членов семьи, хотя оно у некоторых и ассоциируется с ней (приниженностью). Избегания — табу выполняли социальную функцию и функцию защитного характера. В таком контексте в избегании находят свое выражение стыд, скромность, уважение, нежелание психологически травмировать другого. В народе говорят: «Хоза гIулакх — ах дуне да» — «Вежливое, тактич ное поведение (человека) — половина его жизни». Или: «Нах бовза ма гIерта — нах беза гIерта» — «Не старайся людей познавать, а старайся людей уважать». «Эхь — имама дакъа да». — «Скромность, стыдливость — составная часть благочестия». Эти пережиточные стандарты общения сохраняются в известной мере и по сей день. Это одна из форм традиционно-бытовой культуры народов Кавказа (чеченского, ингушского, адыгейского, кабардинского, балкарского и др.). Но при этом существовала сложная иерархия подчинения. Младший брат повиновался старшему, сестра — брату, младшая невестка — старшей. С особым почтением все относились к старшему из братьев, являвшемуся ближайшим помощником и возможным преемником главы семьи*. Безделье, болтливость детей решительно осуждались и осуждаются у вайнахов. Народная пословица гласит: «Дер дайначара даьр дийцад, воча тIехьено даьй бийцаб» — «Праздные (люди) прошлыми заслугами гордятся, плохие потомки делами предков гордятся»*. Многие пословицы вайнахского народа подчеркивают трудовые качества человека и ценят его по трудовым делам и поступкам. Высоко чтилось ласковое и доброе слово, которым надо было встретить гостя, соседа, родственника, друга. Народные поговорки гласят: «У доброго слова огромная сила, оно на вершине снега растопило», «Ласковым словом сумели выманить змею из щели»*. Распространенной и поныне является традиция, когда молодые люди (мужчины) при встрече со старшими и женщинами любого возраста проявляют этикет. Они к ним обращаются со словами: «Чем могу быть полезен? Я готов к любому поручению. Если нужны деньги, скажите, не стесняйтесь, я могу дать».
Одним из непременных требований отца и деда к детям мужского пола было требование сдержать данное слово, коль ты его произнес. Свидетельством тому является устное народное творчество вайнахов. Так, мы читаем в чеченских героико-эпических песнях: «Чеченские (надо иметь в виду и ингушские. — Ф. К.) героические песни ратуют за любовь к родине, товарищеское доверие и дружбу, верность слову, чувство чести и благородства, помощь слабому, женщине, соблюдение чувства собственного достоинства, храбрость, решительность, стойкость и выдержку»*. Этими качествами определялось, каким вырастет подросток. Народная поговорка гласит: «Слово коль нарушил ты, то и клятву ты сдержать сумеешь вряд ли». Нравственно воспитанным считался тот, кто традицию гостеприимства высоко чтил и соблюдал. Детей учили (родители, бабушка, дедушка) как встретить гостя, куда его посадить, предложить освежиться с дороги, угостить. Дети являлись свидетелями того, как их родители радушно, с большими почестями встречали гостя, если даже он пришел глубокой ночью. Большое значение придавалось радушной встрече гостя. В присутствии отца сыновья не садились, а младшие дети — в присутствии старшего брата. Такой этикет строго соблюдался. Особенно в присутствии гостя и в гостях. В семейном кругу дети при родителях могли сесть и беседовать с ними, но при этом каждый должен был знать свое место (старший, младший). Это не касалось лишь самых младших, которые были в кругу семьи «важными» людьми. Им до 3—5 лет все было дозволено, но не в присутствии гостя. В присутствии старших младшие не должны курить, пить, вести себя бестактно. В пути, транспорте, в любом общественном месте, дома, на улице младшие должны уступать место старшим, если даже у тебя имеется билет с указанием места. Если на улице, в общественном месте сидят почтенные люди, проходящий дол жен с ними поздороваться, хотя они и не знакомы. Или: когда сидят молодые люди, девушки, а проходят старшие (мужчины, женщины), сидящие должны встать на вытяжку и стоять, пока те не пройдут. Всадник никогда не проезжал через свое или чужое село, сидя в седле. Выражая свое уважение к его жителям, он спускался с седла и шел шагом, приветствуя при встрече сельчан. Такой этикет соблюдался (-ется) у адыгов и других народов Северного Кавказа*. Если дети плохо ведут себя на улице, в общественном месте, старики, пусть и чужие, не должны проходить, не призвав их к порядку к тому же еще не спросив: «Чей ты?», «Почему позоришь родителей?», «Будь благоразумным!» — и дети быстро извинялись (извиняются) и переставали баловаться. А родители за участие в воспитании их детей бывали благодарны. Дети же при старости родителей были для них опорой, защитой. Большое значение в воспитании детей вайнахи придавали привитию им чувства взаимопомощи, взаимоподдержки родственников, соседей, односельчан, особенно в период строительства дома, во время женитьбы, похорон. Помощь главным образом оказывали сиротам, материально необеспеченным семьям, пожилым и больным, и вообще всем, кто нуждался в помощи. Она выражалась в форме «белхи», куда молодежь и подростки шли с удовольствием. Там они работали, веселились, между делом устраивали танцы. Молодежь любила такие мероприятия. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Старинные вайнахские (ингушские и чеченские) ковры изготавливались из войлока. Они сшивались из вырезанных кусков, чаще окрашенных в зеленый, красный цвета. Вокруг каждой части рисунка пришивался белый шерстяной кант. По краям ковра изображался вайнахский орнамент, который украшал его. Он представлял из себя мотивы растительного характера. В конце XIX в. у ингушей некоторое развитие получили золотошвейные работы. Таким шитьем украшались костюмы, шапочки, пояса, тесемки и предметы домашнего обихода. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
Полевой материал гласит о том, что при самых сильных столкновениях между кровниками, когда появлялась среди них женщина со снятым головным убором — платком, уважая ее, противники прекращали поединок. «Несмотря на внешнее бесправное положение свое, женщина при уме и энергии играет выдающуюся роль и в родовом быту народов»*, — писал Б. Далгат об ингушской женщине. Примерно к тому же заключению пришел и Н. Ф. Грабовский. Он свидетельствует, в частности, «что во второй половине XIX в. женщины-ингушки пользовались большими правами и свободой, хотя и были обременены большой долей труда»*. Князь А. И. Барятинский в письме к своему преемнику, наместнику Кавказа, великому князю Михаилу отмечал, что «...воспитание туземных женщин должно занимать первое место в деле полного и окончательного умиротворения края, поскольку женщина по влиянию своему на семейство, как на хранилище народных нравов и обычаев, действует одинаково на привычки дитяти, возмужалого и старца»*. С принятием ислама нормы ингушских адатов были пересмотрены. Они стали утверждать, что лучшими добродетелями женщины являются послушание, терпеливость и полная покорность мужу. Она во всем стала выполнять волю мужчины — мужа, свекра, деверя, а в девичестве — отца, деда, брата, дяди. Вдова, если она оставалась жить в семье покойного мужа, принимала любое решение, только посоветовавшись с братом мужа, даже если он был младше нее. Воспитанная в полном повиновении мужчине, горянка, лишившись мужа, сына, оказывалась совершенно беспомощной. Это состояние отразилось в ингушском фольклоре: вдову называли «ишйла жеро» — несчастная (буквально — холодная) вдова; девушку, оставшуюся без брата или не имеющую его, — «ткъам бийна оалхазар», то есть птица с подбитым крылом. Дочери в ингушской семье должны были быть во всем покорны родителям. Их могли отдавать замуж без их согласия. Отец, мог ее выдать за овдовевшего старика, за нежеланного ей, если он из достойной семьи, уважаемых людей. «Он (отец) содержит их, как знает, выдает замуж за кого хочет»*, — отмечает Ф. И. Леонтович. О том, что она просватана, девушка часто узнавала позже других членов семьи. Как правило, девушка безропотно соглашалась с решением родителей. Если же у нее был возлюбленный, она тайком оплакивала свою несчастную долю. Но было бы ошибкой считать, что все браки заключались без согласия девушек и выдавали их за нежеланных им молодых людей. Чаще всего девушка знала, кто ее сватает, и давала свое согласие. Тем более, что девушка-ингушка не имела возможности общаться с молодыми людьми из неродственных семей. Поэтому у них не было выбора. Девушки вели затворническую жизнь. Круг их общения с молодежью был ограничен. Они могли увидеться с молодыми людьми или обмолвиться словами на свадьбе у родственников, соседей или в гостях, где могли быть и не родственники их семьи, а также у колодца, куда девушки ходили за водой, а парни приходили увидеть девушек, перекинуться с ними словами, а если какая и понравится, после ряда подобных встреч заслать сватов к ее родителям. Выходить замуж без согласия родителей (едда маьре яхар — тайный выход замуж) у ингушского народа считалось (считается и поныне) позорным. В первое время члены семьи этой девушки не показывались людям на глаза. Считалось, что их семья опозорена. Из всех бед, которые могли постичь семью, худшей считалась та, когда позор касался женщины. Поэтому родители во избежание беды как можно раньше старались выдать дочь замуж. Если семейная жизнь не удавалась, женщина без согласия мужа не могла уйти от него. На развод необходимо было также согласие ее родных. Патриархальная мораль требовала терпеливо и безропотно выносить обиды, тяжелый труд и другие испытания. «Единственный протест порабощенной женщины против насилия ее человеческой воли, принуждения родственников и дурного обращения мужа, — писал Ф. И. Леонтович, — выражается в бегстве ее из дому, где она переносит от своего господина-супруга все нравственные и физические пытки. Но ее опять, как проданную вещь, родственники возвращают мужу. Она снова бежит и снова переносит еще большие страдания»*. У ингушей, как и у многих народов Кавказа, Средней Азии и других восточных народов, женщина не имела права развода с мужем. Последний, напротив, мог сказать жене в присутствии трех свидетелей, что «оставляет» ее (аз йитай хьо) — и становился свободным. Сам мужчина, не смотря на мольбу жены, не желающей с ним жить, ходатайство ее родных, посылающих к нему почтенных стариков, мог «не оставить» жену. Повторные браки также были привилегией только мужчин. А тот, кто мог осмелиться вступить в брак с официально неразведенной женщиной, вызывал кровную месть со стороны ее первого мужа и его родни. Часто мужчина, живущий в согласии со своей женой, в минуту гнева, подчас за малейшую ее провинность (не приветливая встреча гостя и т. п.) мог сказать магическое «аз йитай хьо» (я освобождаю тебя) — и жена, мать его детей, хозяйка, покорно, безропотно уходила из семьи. В случае смерти кормильца — мужа или отца — женщине причиталась лишь восьмая часть наследства. Все недвижимое имущество переходило к сыну, а если его не было, к брату и другим мужчинам семьи. Последние, правда, при желании могли отказаться от своей доли в пользу дочерей умершего (если последний не имел сына). Ф. И. Леонтович справедливо отмечает, что «вообще адат не признает за женщиной никакой собственности, кроме калыма или кебина, получаемого от мужа, и жениховского подарка»*. Иными словами, судьба женщины зависела прежде всего от ада та и шариата, затем от воли мужчины, от его добродетелей и человеческих качеств. В народной памяти немало печальных случаев разлуки детей и матери. Живя со вторым мужем, женщина не имела права воспитывать детей от первого брака. Она не могла даже видеться с ними. Мать обычно пыталась увидеть детей у своих родственников или соседей. Если осиротевшие дети воспитывались отцовской род ней, им внушали неприязнь к матери, которая обзавелась новой семьей. Если же дети воспитывались у ноанахой (у родных матери), мать, естественно, и навещала их, и помогала им. Отношение к си ротам со стороны родных матери было гуманней, чем со стороны родных умершего оцта. Но и в тех случаях, когда кормили и воспитывали сирот родственники матери, право распоряжаться их судьбой всегда оставалось за отцовскими родными. Повзрослевшие дети в 15—17 лет возвращались «домой» — к отцовской родне. Объяснялось это прежде всего патриархальными порядками, господствующими у ингушей в XIX — начале XX в. Страшным злом для женщины было многоженство. Муж мог привести в свой дом новую жену. Если первая была достойной женщиной, пользующейся уважением и любовью в семье мужа, общественное мнение осуждало такого мужчину. Но если она не рожала мальчиков или вообще не имела детей, он получал право, санкционированное обществом, на новый брак. Постоянный страх быть оставленной мужем, страх перед его новым браком (энгар йоалаяр) воспитывали у женщины рабскую психологию, угодничество мужу, мужчинам в семье. Бездетная женщина, стараясь укрепить свое положение в семье, сама могла содействовать новому браку мужа, иногда выступая в качестве свахи. Женщина, сумевшая по ставить интересы мужа и его рода выше личных, пользовалась всеобщим уважением. Но в сущности своей уважение и почитание женщины у ингушского народа сохранились. Параллельно со строгостью к женщине существовало и другое, самое теплое, доброжелательное отношение к ней. Таких семей было больше. О женщине говорили: как много зависит от нее, она может сплотить семью, родню. Хорошая женщина из посредственного мужчины может сделать князя, а плохая — из князя — батрака. Или: в доме, где женщина ласкова, и солнце ярче светит. В семьи, где мужчины жестоки к женщинам, отказывались вы давать замуж дочерей и сестер. ОБЫЧАИ ИЗБЕГАНИЯ И ТАБУИРОВАНИЯ ИМЕН До последнего времени в этнографической литературе Кавказа проблема табуирования (запретов) многих семейно-бытовых отношений чеченцев и ингушей не получила более или менее полного освещения. Ценные сведения по данному вопросу имеются у таких дореволюционных и советских авторов, как Н. Ф. Грабовский, В. П. Пожидаев, Б. Далгат, а также в популярной книге советского лингвиста и кавказоведа профессора Н. Ф. Яковлева «Ингуши» и в работе Я. С. Смирновой по избеганию у адыгейцев*. Попытку широкого изучения обычаев избегания у чеченцев и ингушей и сравнительного анализа табуирования у кавказских и азиатских народов предпринимает современный чеченский этнограф А. А. Исламов.* Дореволюционный этнограф А. Даринский относил время возникновения обычаев избегания к периоду перехода от группового брака к индивидуальному, а причиной их появления считал желание утаить свой брак*. Крупнейший советский кавказовед М. О. Косвен приходит к выводу, что запреты и избегания появляются в «процессе перехода от матриархата к патриархату и, в частности к патрилокальному поселению»*. Советский этнограф Я. С. Смирнова придерживается той же точки зрения, что и М. О. Косвен. Избегание рассматривается как своеобразная условность, при помощи которой в формировавшемся отцовском обществе старались поддерживать «иллюзию отсутствия в данной семье «незаконно» вошедших в нее молодоженов и какой-либо связи между ними и родившимися у них детьми»*. Полагаю, что этот вопрос требует специального изучения. В своем первоначальном виде обычаи избегания у ингушей относились в равной мере к обоим полам, но с течением времени, по мере укрепления патриархальных отношений, вся тяжесть их ложилась на плечи женщины. Возникнув на ранних этапах развития общества, обычаи избегания у народов Кавказа, Европы, Америки и Азии на всем протяжении развития классового общества видоизменялись. Со дня помолвки молодые люди у ингушей сталкивались с целой системой пережитков, со всевозможными запретами в семейно-родственных отношениях. Засватанная девушка избегала всех мужчин и взрослых женщин из рода жениха, исключение составляли несовершеннолетние дети. Если невеста случайно оказывалась на торжествах или похоронах у общих с женихом родственников, ее уводили в какое-нибудь укромное место, чтобы не стеснять ее присутствием родственников нареченного. Последние, напротив, искали встречи с невестой брата, деверя и т. д. и оказывали ей знаки внимания. Во избежание прослыть нескромной, невоспитанной, невеста должна была особенно избегать встреч с женихом. Последний, напротив, обычно искал случая увидеть свою невесту, но тайно, скромно, чтобы не увидели старшие. Свидание жениха и невесты устраивали его друзья, подруги невесты, их молодые родственники. Подобные обычаи известны у народов Средней Азии и Казахстана. «Избегания между женихом и невестой, — пишет Н. А. Кисляков, — Date: 2015-09-17; view: 1474; Нарушение авторских прав |