Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие №13





Тема: Стилистические нормы русского языка

 

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Стилистика как наука. Цели и задачи стилистики.

2. Понятие стилистической нормы.

3. Понятие о функциональном стиле речи.

4. Стилистические ошибки.

 

2.Выполните практические задания:

1. Есть ли семантические и стилистические различия между следующими словами и выражениями:

Вчера – минувшим днем

Шофер – водитель

Освободить вагоны – выйти из вагонов

Поезд – состав

Крестьянин – хлебороб – земледелец – фермер

Кто крайний – кто последний

Прошлый год – прошедший год?

 

2. Сравните разные стилистические варианты запрещения курить. Установите различия между ними.

1. «Не курить». 2. «Курить запрещается». 3. «Просьба не курить». 4. «У нас не курят».

 

3. Определите разницу в стилистической окраске языковых единиц.

1. Бой – сражение – битва – дело – брань – сеча – побоище. 2. Наловчиться – навостриться – напрактиковаться – натренироваться – насобачиться – набить руку – поднатореть – навыкнуть. 3. Однажды – раз – один раз – как-то раз – раз как-то – в одно прекрасное время. 4. Поместить – пристроить – примастить – приткнуть.

 

4. В каждом из предложенных рядов выделите слова с экспрессивной окраской. Установите, в какой сфере они преимущественно используются. Определите разницу в лексическом значении слов там, где она есть.

1. Рваный – дырявый – продранный – порванный – разодранный – ободранный – худой. 2. Сказать – проговорить – вымолвить – изречь – возговорить – проронить – промычать. 3. Любить – обожать – боготворить – души не чаять. 4. Пустяк – пустячок – пустяковина – мелочь – безделица – малость – чепуха – ерунда.

 

5. Сгруппируйте следующие слова по общности стилистической окраски

Путь, вытаращить, бранить, вояж, путешествие, вакуум, пускай, хорониться, предыдущий, ремесло, прототип, продрать, глаза, клянчить, простираться, подкрепиться, оригинальный, подарок, погожий, обождать, вторично, презент, снова, увлечение, привилегия, трепаться, втюриться, норма, ругать, прятаться.

 

6. Прочитайте высказывания. Попробуйте выразить те же мысли в следующих ситуациях общения: а) в научном трактате; б) в непринужденной беседе с другом

1. Надежда – лучший врач из тех, какие мне известны (А. Дюма). 2. Никогда не бывает больших дел без больших трудностей (Вольтер). 3. Сколько всего нужно, чтобы сделать счастливым только одного человека (Ш. Монтескье). 4. Самый умный мужчина становится глупцом, когда он любит; самая пустая девушка, полюбив, становится умною (М. Сафир).

 

7. Какая стилистическая помета объединяет приведенные слова в современных словарях. Ваши предположения проверьте по толковому словарю.

А. Благонадежность, возблагодарить, всеведущий, воздаяние.

Б. Альтруизм, альтернатива, доминировать, сарказм, скепсис, феномен.

8. Возьмите любой толковый словарь современного русского литературного языка и укажите все стилистические пометы, принятые в этом словаре.

9. Подставьте к следующим словам такие суффиксы, которые изменили бы стилистическую окраску исходного слова.

Образец: Книга – книжонка, книжка, книжечка.

Кино, племянник, мужик, врач, хороший, большой, трясти, вахтер, давно, тихо, ладно, рука.

 

10. Из следующих текстов выпишите стилистически маркированные слова. Определите их стилистические функции. За помощью обращайтесь к словарям синонимов и толковым словарям.

1) «Я очень тяжело отношусь к произошедшему в последние годы. Совершенно солидарен с Еленой Боннэр, которая однажды жестокие слова сказала об интеллигенции. По причинам разным – по наивности, по склонности к эйфории, по отсутствию чувства меры, а иногда и по корыстным причинам – интеллигенция не выполнила свои функции и сейчас расплачивается. Вспомните солженицынскую фразу: «Неучастие во зле». Вы не можете его искоренить – так не участвуйте в нем. Ведь у нас страна, по большому счету, – страна интеллигенции, и это имело бы значение. И были люди, которые помнили о совести или чувствовали некий божественный зов, которому они готовы были следовать и для которого готовы были жертвовать всем остальным. Это было очень важное, великое чувство, которое куда-то исчезло» (Юрский С. Кто наш герой // АиФ. – 1999. – 8 февраля – С. 3).

2) – Да, брось ты его!

– Нет, отметелить я его должен!

– Ну и заработаешь! Из-за дерьма!

– Куда ты меня?

– Пойдем, переночуешь у нас. Остынешь, а то себе хуже сделаешь. Не связывайся.

(Шукшин В. Волки)

 







Date: 2015-09-17; view: 1717; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию